Предпринимательство: сущность, формы и современные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:23, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение сущности, формы предпринимательства. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть предпринимательство как экономический ресурс, изучить сущность и формы предпринимательства, а также современные особенности.

Содержание

Введение 3
1. Предпринимательство как экономический ресурс 4
1.1. Формирование теории предпринимательства 4
1.2. Понятие предпринимательского ресурса 6
2. Сущность и формы предпринимательства 9
2.1. Субъекты и объекты предпринимательства 9
2.2. Предпринимательство как метод хозяйствования 10
3. Современные особенности предпринимательства 12
3.1. Итоги и проблемы предпринимательства 12
3.2. Предпринимательский потенциал России 15
Заключение 17
Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность предпринимательства и условия его существования..doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

Неопределенность и неустойчивость, постоянные изменения порождают риск как неотъемлемую черту предпринимательства. Ради чего рискует предприниматель? На что нацеливает свою деятельность? Среди многообразных целей предпринимателя наиболее важны четыре: производство товаров и услуг, прибыль, социальные цели, развитие бизнеса. Как показано на схеме (рис.1), все эти цели взаимосвязаны.


 

 

 

 

 

                                Рис.1. Основные цели предпринимателя

          Риск оценивается вероятностью возникновения потерь того или иного уровня. Задумывая дело, разрабатывая проекты и планы, предприниматель обязан рассчитать, оценить, предвидеть вероятность тех или иных потерь. Если вероятность потерь, намного превосходящих ожидаемую прибыль, достаточно ощутима, осторожный предприниматель должен отказаться от такого дела. Иначе он рискует потерять слишком многое. В тоже время незначительный, допустимый риск возможен и неизбежен.

Именно прибыль является непосредственным мотивом, т.е. причиной и конечной целью  предпринимательской деятельности. В западной экономической науке  прибыль рассматривается по-разному: то как доход от факторов производства (капитала, земли и труда), то как вознаграждение за предпринимательскую деятельность и введение ими технических усовершенствований, то как плата за риск, связанный с организацией и ведением какого-либо дела. При всех условиях в обыденных экономических отношениях прибыль выступает как превышение доходов над расходами.

3. Современные особенности предпринимательства

3.1. Итоги и проблемы предпринимательства

Как показало время, малое предпринимательство постепенно начинает занимать определенное место в хозяйстве страны.

 Незначительный спад числа  малых предприятий на территории  РФ, наблюдаемый в 2002-2003 гг., в 2004 г. практически прекратился. По  состоянию на 1 января 2007 г. в России  действовало 868 тыс. малых предприятий (по сравнению с их количеством на 1 января 2006 г. прирост составил лишь 6,9 тыс. малых предприятий, или 0,8%).

 Вместе с тем следует отметить  стабильный рост числа предприятий  в таких отраслях, как здравоохранение,  физическая культура и социальное обеспечение (на 39,8% - в 2005 г., на 12,1% - в 2006 г.), операции с недвижимым имуществом (на 19,9% и на 26,8% соответственно), торговля и общественное питание (на 3,8% и на 3,6%). Продолжало сокращаться число малых предприятий, работающих в отрасли "наука и научное обслуживание" (на 6,2% и на 11,4%).

 Отраслевая структура малого  бизнеса постепенно меняется  в сторону увеличения доли  предприятий торговли и общественного  питания и уменьшения доли  строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным обслуживанием.

 Многие характерные особенности  становления малого предпринимательства  в России напрямую связаны  с основными проблемами, мешающими  развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом. Для оценки уровня значимости этих проблем можно использовать данные социологических опросов (таблица 1).

 Таблица 1

Основные проблемы частного предпринимательства в России

Порядок значимости по мере упоминания

Основные проблемы

1

Налоги

2

Законодательство

3

Инфляция

4

Экономическая ситуация в целом

5

Поставки, дефицит

6

Трудности получения  и высокая ставка за кредит

7

Неплатежеспособность  партнёров, клиентов

8

Несовершенство банковской системы

9

Политическая ситуация

10

Бюрократия

11

Действия правительства, властей, ЦБ; коррупция, взятки

12

Трудности с арендой, недостаток площадей, офисов

13

Недостаток информации, культуры, опыта

14

Кадровые проблемы

15

Рэкет

16

Отрицательное отношение к предпринимателям


 

Если затронуть проблему финансирования, то до октября 2002 года проблемой финансирования малого бизнеса никто официально не занимался. Многие банки, не проявляя особого желания вкладывать инвестиции в малые предприятия, объясняют это тем, что количество затрачиваемого времени и усилий на оформление кредита размером 100 тыс. долл. и 10 млн. долл. одинаково, а получаемый доход разнится во много раз.

 Большинство кредитных организаций,  имеющих связи с малым бизнесом, находятся в регионах и не имеют достаточного оборотного капитала. В первую очередь кредиты получают те производства, продукция которых пользуется наибольшим спросом: переработка продуктов питания, деревообработка, разлив напитков, складские и транспортные услуги, легкая промышленность. И очень немногие занимаются финансированием инновационного бизнеса – новых наукоемких технологий, которые определяют будущее технологического прогресса.

 Перейдем от общих проблем  к более частным, которые непосредственно  затрагивают предпринимателей и являются причиной развала предприятия. Возможно, главной причиной является легкость создания предприятия. Но ведь свобода выбора означает не только свободу успеха, но и свободу неудач.

Сами же руководители малых предприятий  выделяют следующие причины:

44% опрошенных главной причиной  называют некомпетентность;

17% - отсутствие управленческого  опыта;

16% - несбалансированный опыт: недостаток  опыта в маркетинге, финансах, снабжении  и производстве;

15% - отсутствие опыта работы  в отрасли;

1% - небрежность в ведении дел;

1% - мошенничество или бедствие;

6% - иные причины, с которыми  сталкиваются руководители малых  фирм.

 Стоит также отметить, что  лишь 20% руководителей предприятий  имеют соответствующее образование.

 Конечно, основной проблемой из всех выше названных является проблема, главным образом представляющая отношения малого бизнеса и государства.

3.2. Предпринимательский потенциал России

У России состояние ее предпринимательского потенциала обусловлено переходным характером российской экономики. С одной стороны, в нашей стране быстро растет численность и квалификация предпринимателей (этому способствует сравнительно радикальный характер экономической реформы и высокий уровень образования населения), расширяется предпринимательская инфраструктура, увеличивается число желающих стать предпринимателями, а с другой стороны, значительная часть российских предпринимателей не имеет необходимого опыта и соответствующего образования, слабы и неэффективны многие институты рыночной инфраструктуры, очень низка предпринимательская этика и культура, значительная часть населения враждебно относится к предпринимателям как слою общества.

Характерными чертами предпринимательства  в России является тесная связь предпринимателей с государственным аппаратом. Во-первых, в стране сохраняется огромное число полугосударственных предприятий, которые были приватизированы не полностью, и поэтому их нынешние руководители должны учитывать возможности государственного вмешательства в управление этими фирмами («Газпром», «ЕЭС России» и др.). Во-вторых, очень высока зависимость даже целиком частных компаний от государственного аппарата из-за высокой бюрократизации всей жизни в стране, в том числе хозяйственной. В-третьих, значительная часть российских предпринимателей является выходцами из государственного аппарата, так как получила доступ к управлению приватизированными или даже с самого начала частными компаниями в результате своих тесных связей с этим аппаратом.

В принципе, тесная связь бизнеса  и государственного аппарата может иметь как позитивное воздействие на национальную экономику (пример Японии и в меньшей степени — Южной Кореи), так и негативное (пример Индии, отчасти — Бразилии).

Еще более опасной чертой российского предпринимательства является его сильная криминализация и принадлежность целых секторов экономики к теневой экономике. Доля неформального сектора теневой экономики в России с 2007 г. оценивалась в 25% ВВП. На подпольный (криминальный) сектор тогда же приходилось 15—20% ВВП. Таким образом, доля теневой экономики в России достигла 40-45% ВВП.

 

Заключение

Предпринимательство, как показывает опыт развитых стран, действительно  является незаменимой силой хозяйственной  динамики, конкурентоспособности и  общественного процветания. Ведь предприниматель – это всегда новатор, внедряющий на коммерческой основе новые технологии, новые формы организации дела; инициатор соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли; организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их поведения; человек не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения поставленной цели.

Современный предприниматель должен хорошо разбираться в сути экономических процессов, ориентироваться в изменяющейся обстановке, прогнозировать, рассчитывать вероятность тех или иных потерь, т.е. идти на риск сознательно. Комбинируя факторы производства, предприниматель должен выбирать наиболее оптимальный вариант, чтобы при минимальных издержках получить максимально возможную прибыль.

Для развития предпринимательства  в России нужна специальная программа, которая должна включать:

1) создание стабильного хозяйственного законодательства;

2) образование государственно-общественных инвестиционных, страховых и информационных фондов для содействия предпринимателям;

3) построение региональной рыночной инфраструктуры (учебные, консультационные, сертификатные центры);

4) введение соответствующего налогового, валютно-ценового и антимонопольного регулирования, которое сделало бы невыгодным обман партнеров.

Список литературы

 

 

  1. Бусыгин А.В.. Предпринимательство. М., 2001.
  2. Джиоева В. А. «Основы экономических знаний: рынок и предпринимательство»: Учеб. для экономических вузов / Под ред. акад. А. Г. Лобко - М.: Высш. шк., 2007.
  3. Комментарии к Гражданскому кодексу РФ. М., 2006.
  4. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А. С. Булатова. – М.: Юристъ, 2006.
  5. Рубин Ю.Б. Основы бизнеса. М., 2001.
  6. Шишкин А. Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов. Кн.2.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2005.

.




Информация о работе Предпринимательство: сущность, формы и современные особенности