Предпринимательство и прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 01:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть всю проблематику вопросов, связанных с определением эффективности функционирования предприятий.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы функционирования предприятий
1.1 Товарное производство – исходный пункт возникновения капитализма
1.2 Типы предприятий
Глава 2. Нормативное регулирование деятельности предпринимательства
2.1 Экономико-правовая характеристика понятия собственности
2.2 Направления совершенствования корпоративного права РФ
Глава 3. Методологические основы определения эффективности функционирования предприятий
3.1 Сущность прибыли
3.2 Понятие рентабельности – как обобщающего показателя эффективности функционирования предприятий
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Предпринимательство и прибыль.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Исходя из того, кто  осуществляет указанные правомочия, т.е. кто является субъектом собственности, выделяют виды правоотношений собственности. Заметим, что если субъект (субъекты) объявлены собственниками, но реально не обладают правомочиями владения, то такой субъект (субъекты) фактически собственниками не являются. Субъектами собственности могут быть юридические и физические лица.

Объекты собственности, в отношении которых правомочия собственника осуществляют государственные органы, рассматриваются как государственная собственность. В настоящее время в российской практике все шире используется понятие муниципальная собственность. К ней относятся те объекты собственности, в отношении которых указанные правомочия осуществляют местные органы власти. Во всех законодательных системах праву собственности и его гарантиям отводится центральное место. В гражданском обществе эти моменты призваны обеспечить свободу каждого собственника, одновременно исключая нарушение интересов других собственников. Именно правовое оформление собственности, во-первых, обеспечивает цивилизованный оборот собственности на договорной основе, и в этом смысле собственность можно рассматривать как договор, во-вторых, упорядочивает жизнедеятельность (в том числе и хозяйственную) общества, хозяйствующих субъектов и населения.

В таком качестве собственность  можно рассматривать как структурообразующий «инструмент» социально-экономической жизни общества. Отношения собственности выступают при этом важным связующим, конструктивным звеном системы социально-экономических отношений.

Отношения собственности  всегда затрагивают различные и, в том числе, как правило, экономические интересы людей, хозяйствующих субъектов, общества в целом. Поэтому необходимо выделять экономическое содержание отношений собственности.

Оно обусловлено и связано с ценностным «эффектом», т.е. касается ценностного аспекта проявления отношений собственности, выражающегося в различного вида доходах (ущербах) от владения, использования и распоряжения объектами собственности.

Более того, существует точка  зрения, утверждающая, что характер экономических отношений собственности возникает только там, где собственность служит источником дохода. В данном ракурсе чрезвычайно важны отношения между участниками общественного производства по поводу использования его условий, факторов и результатов.

Вместе с тем отношения собственности характеризуются проникновением и во все другие компоненты системы социально-экономических отношений, «развертываясь» и реализуясь в процессе их функционирования (см. рис.2.1).

 

Рис. 2.1 Собственность в системе социально-экономических отношений

 

Отношения собственности  всегда играют существенную роль в организации и функционировании социально-экономических систем, поскольку с ними связаны стимулы к экономической, предпринимательской деятельности людей, цели и разнообразие экономических интересов, формы и методы хозяйствования. Более того, ими, в конечном счете, определяется реальная власть в обществе, что наглядно проявляется в периоды радикальных сдвигов, когда в центре внимания оказываются власть и собственности в их неразрывном единстве. Эволюция здесь проявилась только в том, что в современных условиях прочность позиций в отношениях собственности зависит не столько от личного богатства, сколько от возможности контроля за движением благ в обществе.

Борьба за такой контроль и есть, в известном смысле, борьба за власть, и наоборот.

Наличие и взаимосвязь экономической  и правовой сторон в отношениях собственности позволяют вырабатывать и реализовывать «правила игры» как в хозяйственной, так и в иных сферах жизни.

Мировой опыт свидетельствует, что  феномен собственности относится к важнейшим общечеловеческим ценностям. Его осмысление происходило и происходит в рамках различных научных направлений и школ (относящихся не только к экономической области знания), акцентирующих внимание на определенных моментах. И это естественно, так как собственность – чрезвычайно многоаспектное явление, в котором отражается многоликость самой человеческой жизнедеятельности. Так, изучение феномена «собственность» на протяжении веков привлекало внимание философов, в том числе и представителей религиозной философии, которые на передний план выдвигали рассмотрение нравственных проблем собственности, ее роли в обществе и, что очень примечательно, ее правовое понимание и значение.

В целом содержание собственности  как сложнейшего многогранного  явления невозможно отразить во всей своей глубине и всесторонности.5

2.2 Направления совершенствования корпоративного права РФ

 

В одних государствах преобладает корпоративное саморегулирование  деятельности организаций-корпораций, в других - государственное. Как правило, в первом случае не существует кодифицированного  корпоративного законодательства, государственное регулирование носит фрагментарный характер. В других государствах корпоративное саморегулирование дополняет законодательство, но не является основным источником корпоративного права.

В Российской Федерации сложившееся  соотношение государственного и корпоративного правового регулирования можно охарактеризовать как соотношение основного и вспомогательного регуляторов.

Во многом объем государственного вмешательства в сферу деятельности корпораций определяется стремлением  обеспечить публичные интересы (экология, ограничение монополизма, развитие конкуренции и т.п.), что обусловливает и методы регулирования экономических отношений. Достижение экономического результата как универсальная цель деятельности любой корпорации не может быть противопоставлено общественным интересам. В России, наряду с увеличением частноправового массива, наметилась тенденция к повышению роли корпоративного (локального) регулирования.

Современная фаза реформ и тенденции  развития корпоративного законодательства переживают период необходимости преобразований. Стало очевидно, что заложенная в ГК РФ система корпоративного законодательства несовершенна: между ГК РФ и специальными законами, а также между самими специальными законами существует множество противоречий, дублирующих положений, пробелов. Наличие отдельных законов позволяло и позволяет создавать совершенно новые организационно-правовые формы в интересах узких групп лиц (например, некоммерческое партнерство и др.), что привело к нарушению имущественных прав участников как коммерческих, так и некоммерческих организаций.

Произошло осознание того, что корпоративное  законодательство надо совершенствовать. К числу соответствующих мер  отнесена разработанная Министерством  экономического развития и торговли РФ Концепция развития корпоративного законодательства на период до 2008 г. (с учетом вносившихся в нее изменений одобрена Правительством РФ - раздел II Протокола от 18 мая 2006 г. N 16).

Современное стремление законодателя приблизить режим деятельности отдельных  организаций к нормативной базе юридических лиц, признаваемых корпорациями, отражает государственную политику в корпоративном секторе.

Правовое регулирование организации  и деятельности корпораций, и прежде всего корпораций с участием государственного капитала, наряду с законодательными актами, осуществляется также указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Нельзя оставлять без внимания тот факт, что регулирование гражданско-правовой сферой многих публичных институтов получает в настоящее время вектор децентрализации социальных отраслей управления.

Например, государство утрачивает публичный интерес в бюджетной  сфере, что означает также и смену  инструментов ее правового регулирования. Объясняет этот процесс то, что  стимулирование эффективности экономики  напрямую зависит от хозяйственной активности участников рыночных отношений, которая в полной мере может быть основана на частной инициативе и частно-публичной основе. В полной мере это относится к процессу приватизации государственных (муниципальных) предприятий. В свою очередь акционирование предприятий, основанных на публичной форме собственности, ведет к расширению корпоративного сектора, усилению роли частного элемента в экономике.

Интересно в этом смысле провести параллель с корпоратизацией  в форме акционирования. Участие государства как собственника активно проявляется в компаниях акционерного типа, в уставном капитале которых, наряду с частными имущественными вкладами, заметное, а иногда и преобладающее влияние имеет доля публичного имущества. В результате такого участия в деятельности юридических лиц, имеющих вполне конкретные цели, государство выступает не только регулятором экономических процессов, но и активным их участником.

Примером в этой ситуации может  служить период приватизации государственного имущества, когда акционирование государственных предприятий проходило с участием представителей публичного собственника, что обеспечивалось на начальном этапе специальным правом Российской Федерации (имеется в виду "золотая акция"), а сейчас наличием контрольного пакета акций крупнейших компаний в руках государства.

Несмотря на то что государство  в таких случаях выступает  на равных с иными субъектами права, корпоративный смысл подобных образований  от этого не утрачивается.

В свою очередь новые  подходы в организации государственных  учреждений с успехом перенимают опыт регламентации юридических  лиц, конституция которых, например автономного учреждения, в большей  степени ориентирована на корпоративное  образование.

В аспекте развития новых форм корпоративных образований автономное учреждение являет собой синтез целевой направленности с элементами баланса интересов. Представляющее тип государственного (муниципального) учреждения автономное учреждение во многом восприняло черты организаций корпоративного типа. В основе деятельности учреждений лежит отсутствие имущественного компонента. Использование имущества допускается лишь с согласия учредителя и лишь только для достижения целей учреждения.

Имущественная автономия  предполагает обособление и наличие собственного имущества учреждения при сохранении имущественной базы, переданной публичным собственником. Такой двойной режим имущественной сферы автономного учреждения определяет принципы структурной организации корпоративной направленности.

Исходя из современных  представлений о корпоратизации, вряд ли можно подвергнуть сомнению корпоративный "дух" акционерных  обществ, юридическая конструкция  которых в полной мере отвечает признакам  корпорации.

По типу акционерных  компаний, в которых государство выступает их собственником в части принадлежащих им на праве собственности ценных бумаг (акций), в автономных учреждениях также формируется корпоративный элемент имущественного участия в их деятельности. Модель имущественных отношений собственника и учреждения приближает режим оперативного управления к праву собственности автономного учреждения на приобретаемое им имущество.

Во многом наличие  собственной имущественной базы автономного учреждения определяет и новое построение принципов  имущественной ответственности, при которой главный признак имущественных отношений учреждений - субсидиарная ответственность собственника (учредителя) утрачивается, что еще раз подтверждает корпоративный подход в решении вопроса о принципах построения ответственности при участии автономного учреждения в гражданском обороте.

Отдельной особенностью является представление организационного единства автономного учреждения в  форме контрольного органа управления - наблюдательного совета, созданного по типу корпоративной организационной структуры акционерного общества.

Несмотря на представление  корпоративных образований как  субъектов, лишенных публичного начала, в части акционерных обществ, основанных в том числе и на государственной (публичной) собственности, и автономных учреждений следует признать их корпоративную сущность. Таким образом, развитие корпоративной формы связывается в первую очередь не с необходимостью расширить количество организационно-правовых форм юридических лиц, а с совершенствованием содержания деятельности уже существующих, где отдельные черты "корпоративной организации" уже имеют определенные сочетания в практике построения новых видов организационных и общественных отношений.

Становление и расширение юридических лиц во всех сферах экономической  жизни являет собой изменение соотношения частного и публичного интереса в области регулирования деятельности организаций. Постепенное увеличение частноправового массива приведет к необходимости по-иному взглянуть на сферу нормативного регулирования юридических форм бизнеса. В настоящее время, на фоне процессов глобализации и концентрации капиталов отдельных кампаний, приходится вести речь о корпоратизации юридических лиц как неизбежном и очевидном правовом и экономическом явлении.6

 

Глава 3. Методологические основы определения эффективности функционирования предприятий

3.1 Сущность прибыли

 

Учет наличия и движения готовой продукции осуществляют на активном счете 43 «Готовая продукция». Стоимость выполненных работ  и оказанных услуг на сторону  не отражают на указанном счете. Фактические затраты по ним списывают со счетов затрат на производство в дебет счета 90 «Продажи».7

В отечественных нормативных, учебных и научных изданиях для обозначения понятий «потребленные ресурсы» или «деньги», которые нужно заплатить за товары и услуги, используются три термина, отличия которых и область применения строго не определены, – «затраты», «издержки», «расходы». Данные термины имеют место как в нормативных документах, регулирующих финансовый и налоговый учет, так и в учебной и научной литературе.

Информация о работе Предпринимательство и прибыль