Предприятие малого бизнеса и его роль в современной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить малый бизнес и определить его роль в современной экономике России.
Задачами курсовой работы являются:
•Исследование развития малого предпринимательства в России;
•Исследование государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации;
•Изучение форм финансово-кредитной поддержки малого бизнеса;
•Выявление путей совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации.

Содержание

Введение ……………………………………………………...………..………3
Глава I: Предприятие малого бизнеса ………………………………………6
Определение малого предприятия ………………………………….…6
Создание малого предприятия …………………………….…………10
Социальная значимость малого предприятия ………………………16
Глава II: Роль малых предприятий в современной экономике России …..20
Значение, задачи и функции малого бизнеса в рыночной экономике……………………………………………………………...20
Основные направления мер по решению проблем малого предпринимательства в России………………………………………30
Государственные поддержки малых предприятий …………...……33
Малый бизнес в Рязанской области …………………………...……41
Заключение ……………………………………………………………...…...44
Список использованной литературы……………………………….………46

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик4сессия.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)
 

Экономический факультет 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине «Экономика предприятия» 

Тема: Предприятие малого бизнеса и его роль в современной экономике России 
 
 
 
 

                                     Выполнила студентка группы Э-056

                                                              Кондрашова Анастасия Викторовна

                                                              Научный руководитель

                                                                      
 
 
 
 
 

Курсовая  работа                                             Курсовая работа защищена      

допущена  к защите                                         с оценкой______________

«__»_________2007г.                                     «__»________2007г. _________(подпись руководителя)            ________(подпись руководителя)

                                                   
 
 
 

    Кемерово

    2007 

   оглавление

   Введение ……………………………………………………...………..………3

   Глава I:  Предприятие малого бизнеса ………………………………………6

  • Определение малого предприятия ………………………………….…6
  • Создание малого предприятия …………………………….…………10
  • Социальная значимость малого предприятия ………………………16
    • Глава II: Роль малых предприятий в современной экономике России …..20

  • Значение, задачи и функции малого бизнеса в  рыночной экономике……………………………………………………………...20

  • Основные направления мер по решению проблем малого предпринимательства в России………………………………………30
  • Государственные поддержки малых предприятий  …………...……33
  • Малый бизнес в Рязанской области …………………………...……41
    • Заключение  ……………………………………………………………...…...44

      Список  использованной литературы……………………………….………46 
       
       
       
       
       
       
       
       
       

    Введение 

        Экономика   России   сегодня  находится  в   стадии становления.  И хотя Россию признали в качестве страны с рыночной экономикой, правильней бы   было  назвать эту экономику феодальной, живущей по своим собственным законам. Управление развитием сегодня свелось к созданию максимально благоприятных условий для экспортеров в ущерб всей остальной части населения. Реальных рычагов управления развитием в российской экономике не существует – в этом причина резкого замедления темпов экономического роста. Видимо, в своем развитии Россия должна активно использовать богатейший опыт экономически развитых стран, нередко начинавших свой подъем из схожих ситуаций. Одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны.

        Почти треть населения России, так или иначе, связана с малым бизнесом. Это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства. За все годы реформ  фактически именно  малый   бизнес был   единственным  растущим сектором экономики.

        Но  в то же время, в экономике России малый бизнес пока продолжает играть достаточно незначительную роль, оставаясь "в тени". Между тем, только достаточные масштабы продукции и услуг, производимые на предприятиях малого бизнеса способны, во-первых, насытить рынок конкурентоспособной продукцией, во-вторых, создать новые рабочие места, в-третьих, приступить к формированию основы общества в любой цивилизованной стране – среднего класса.

        Таким образом, дальнейшее развитие ситуации без активного и позитивного вмешательства государства может привести к свертыванию этого сектора экономики с соответствующим обострением экономических проблем и усилением социальной напряженности. Продолжение курса реформ требует, чтобы поддержка частной инициативы граждан и развитие малого предпринимательства в нашей стране стали важнейшей частью общегосударственной доктрины проводимых социально-экономических преобразований.

                   Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем. На основе использования действующего законодательства и многих нормативных актов изложена система государственной поддержки  и регулирования малого предпринимательства, основные пути и формы финансово-кредитной, материально-технической и другой поддержки, без которой малое предпринимательство не может динамично развиваться.

        В  данной работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, показаны его преимущества и определенные недостатки. Также приведены фактические данные, характеризующие роль малого предпринимательства в экономике страны, и указаны причины, тормозящие его дальнейшее развитие.

               Таким образом, тема курсовой работы является в настоящее время весьма  актуальной.  
               Цель курсовой работы – изучить малый бизнес и определить его роль в современной  экономике  России. 
    Задачами  курсовой  работы  являются: 
    Исследование развития малого предпринимательства в России;  
    •Исследование государственной поддержки малого предпринимательства  в    Российской  Федерации; 
    •Изучение форм финансово-кредитной поддержки малого бизнеса; 
    •Выявление путей совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства  в  Российской  Федерации.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Глава I:  Предприятие малого бизнеса

    1.1 Определение малого предприятия

        Малое предприятие - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.1

        В российской практике существование  малого предпринимательства было разрешено  в 1998 г. Оно возникло с началом экономических реформ. В этот период к числу малых предприятий отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г., в 1998г.  Последние изменения были приняты 31 июля 1998 года. И в соответствии с законом от 14.06.1995 №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 31.07.1998) под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации с ограничением доли участия Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, различных фондов в уставном капитале данных организаций до 25%. Дополнительным ограничением является непревышение 25% в уставном капитале организации доли, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого  предпринимательства. 
    Средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:

        в промышленности - 100 человек;

        в строительстве - 100 человек;

        на  транспорте - 100 человек;

        в сельском хозяйстве - 60 человек;

        в научно технической сфере - 60 человек;

        в оптовой торговле - 50 человек;

        в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

        в остальных отраслях и при осуществлении  других видов       деятельности - 50 человек.

        В мае 2002 появилось небольшое дополнение к понятию «малый бизнес». Теперь планка максимального годового оборота, при котором предприятие остается «малым», увеличена с 10 до 15 млн. руб. 

        В Федеральном Законе «О государственной  поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.2

        В прошедшем десятилетии малый бизнес прочно вошел в экономику России. В стране насчитывается 800 тысяч малых предприятий, на их долю приходится около 20 % промышленного производства, 22 % - розничного и 47 % - оптового товарооборота. Оперативно реагируя на изменение коньюктуры рынка, малый бизнес предает экономике необходимую гибкость, вносит существенный вклад в решение проблемы занятости населения. Однако позитивные тенденции в развитии этой сферы экономики не стали устойчивыми: рост числа малых предприятий замедлился. Малых предприятий явно не достаточно для такой страны, как наша. На тысячу жителей России приходится 6 малых предприятий, в то время как в странах Европейского Союза - 25-30. Число малых фирм, компаний и предприятий в ряде стран мира указано на рис. 1.

        

        Рис. 1. Число малых фирм и предприятий  в странах мира.

        Следует отметить, что рост количества предприятий малого бизнеса, явился преимущественно результатом изменения налогового законодательства, которое стимулировало многих предпринимателей к формальному дроблению и перерегистрации своего бизнеса.

        Серьезным недостатком остается неравномерность территориального размещения Малого Производства: почти треть малых предприятий РФ сосредоточена в Центральном районе (каждое второе Малое Производство работает в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, лишь в Москве и Санкт-Петербурге на 1000 жителей приходится от 20 до 25). Слабо развит малый бизнес в Дальневосточном (4,8), Уральском (6,7) и Южном округах (9,7).3

        Более половины трудоспособного населения индустриально развитых стран занято в малом бизнесе - в России этот показатель не достигает 10 %.

        Страна     Доля  ПМБ на 1000 чел, в %
        Россия     6,1
        США     74,2
        Япония     49,6
        Германия     36,0
        Евросоюз     45,0
     
        Регион     Доля  ПМБ на 1000 чел, в %
        Центральный     24,5
        Северо-Западный     15,0
        Южный     9,7
        Уральский     6,7
        Дальневосточный     4,8
     

        В 2006г. Непроизводственная сфера остается более привлекательной для малых предприятий, нежели производственная.

        Сфера     Доля  ПМБ, в %     Доля  произведенной продукции ПМБ, в %
        Торговля  и общественное питание     44,5     27,2
        Строительство     15,8     27,2
        Промышленность     15,6     24,1
        Наука и научное обслуживание     4,5     3,5
        Транспорт     2,1     3,4
        Других  отрасли     17,5     14,6
     
     
     
     
     
     
     

    1.2 Создания малых предприятий

        Основной  провительственный замысел развития и индивидуального и малого предпринимательствазамысла в России в конце 1980-х связывался главным образом с производственной сферой экономики,возможностью увеличения товарной массы на потебительском рынке, появлением массовых конкурентов крупным производителям продукции. Для этого предпринимались особые меры по созданию подходящих экономических условий для развитя малого бизнеса. Однако спустя несколько лет ситуация с малыми предприятиями не внушала оптимизма. Из 624 тысяч зарегистриованных в середине 1993 г. Малых педприятий в сфере производства удержались очень не многие, и их доля в промышленном производстве и строительстве составила менее 1% - основном они сосредоточились в сфере торговли и посредничества.

        На 1 июля 1999г. В России действовали 890 тыс. малых предприятий, что составило 30% от общей численности российских предприятий. Колличество млых предприятий выросло на 2 с половиной процента по сравнению с положением дел на 1 января 1999. Значительно выросло число субьектов малого бизнеса в отрослях связи, транспорта, матереально-технического снабжения и сбыта. Немного меньший прирост произошел в промышленности. Но в жилищьно-коммунальном хозяйтве, в строительстве в сферах культуры и искусства, науеи и научного обслуживания малых педприятий стало меньше. По постояния на 1 января 2006г. В России действавало 890,6 тыс. малых предприятий. В среднем по Российской Федерации на 1 тысячу населения приходится 7 малых предприятий.                            Специальной особенностью развития сферы малых предприятий в нашей стране является сосредоточение мелких фирм в области торгово-посреднеческих услуг -  в ней  функционирует до 49% мелких хозяйственных единиц. Среди других сфер деятельности распределение выглядит следующим обркзом:на промышленность приходится 15% всех малых предприятий, на строительство - 15%, науку и научное обслуживание - 4%, транспорт -3% и сельское хозяйство – 1,5%. В целом на малых предприятиях России занято 6,5 млн. работников, в том числе в торговле и общественном питании - 35%, промышленности - 22% и строительстве -22%. ПРри этом прослеживается отчетливая тенденция снижения числа занятых на одном предприятии. Так если а 1994г. В среднеи на одном предприятие приходилось 15 работников, то к 2006г. Их число сократилось до 7.

          Следует отметить неравномерность географического распределения субьекта малого бизнеса на территории РФ. Больше всего предприятий сосредоточено в Центральном районе -36%, причем только в одной Москве эта цифра 20%. Среди других регионов выделяются Санкт-Петербург,Северный Кавказ, Урал и Западная Cибирь на эти регионы в совокуптиности приходится около трети всех малых предприятий.

        Нормативной базой для создания и ликвидации МП является закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", его глава IV.

          Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источниках их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы. Это объясняется тем, что в современной экономике именно фирмы производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека.4

        В рыночной экономике предприниматели  не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно  собирать и систематизировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

        Многие  компании ведут свою деятельность безо всяких планов. В начинающих компаниях менеджеры обычно настолько заняты, что у них не остается времени на планирование. Для менеджеров небольших компаний характерна склонность полагать, что в формальном планировании нуждаются только большие корпорации. Даже во многих солидных компаниях менеджеры порой утверждают, что они отлично обходятся и без формального планирования и что, следовательно, ему не стоит придавать большого значения. Обычно менеджеры противятся составлению письменного плана, поскольку это требует времени. Кроме того, они выдвигают еще один аргумент: рынок меняется слишком быстро, поэтому от планов нет никакой пользы, — в конце концов, все планы будут пылиться на полке. 

         Особое внимание уделяется таким аспектам, как выбор маркетинговой стратегии,    Особенность малых предприятий заключается в том, что их ресурсы не позволяют охватывать всю индустрию или весь рынок целиком. Для них непозволительна роскошь, присущая методу проб и ошибок. Ошибки стоят денег, а потерянные деньги отрицательно сказываются на обращении денежных средств. Но обращение денежных средств в свою очередь — это артериальная кровь малого бизнеса. Следовательно, хозяин малого предприятия должен быть чрезвычайно осторожен и точен в принятии стратегических решений. Метод более точного мышления должен привести к снижению количества совершаемых ошибок. Меньшее количество совершенных ошибок поможет обращению ваших денежных средств. А устойчивый денежный оборот сведет уязвимость малого бизнеса до минимального уровня.5 

        Формальное  планирование может дать много преимуществ  всем типам компаний, большим и малым, начинающим и имеющим определенный опыт. Оно  побуждает руководство постоянно думать о будущем. Оно заставляет компанию четче определять свои цели и политику, приводит к лучший согласованности в работе и дает объективные показатели эффективности работы. Аргумент о бессмысленности планирования в условиях постоянных изменений не выдерживает критики. Как раз наоборот — тщательное планирование помогает компании предвидеть изменения среды и оперативно реагировать на них, а также всегда быть готовой к непредвиденным обстоятельствам. Преуспевающие компании работают по плану, однако, он составляется таким образом, чтобы не ограничивать предпринимательские инициативы.  Обычно компании составляют годовые, долгосрочные и стратегические планы.

        • Годовой план представляет собой краткосрочный план, описывающий текущую ситуацию, цели компании, стратегию на предстоящий год, программу действий, бюджет и формы контроля.

        • Долгосрочный план описывает основные факторы и силы, которые будут влиять на организацию на протяжении последующих нескольких лет. Он содержит долгосрочные цели, основные маркетинговые стратегии, которые будут использованы для их достижения, и определяет необходимые ресурсы. Такой долгосрочный план ежегодно обновляется с целью внесения корректив в соответствии с произошедшими изменениями. Годовой и долгосрочный планы связаны с текущей деятельностью компании, помогают в ее осуществлении.

        • Стратегический план создается для того, чтобы помочь компании использовать в своих интересах возможности в постоянно изменяющейся среде. Это процесс установления и сохранения стратегического соответствия между целями и возможностями компании, с одной стороны, и изменяющимися возможностями рынка — с другой.

        Стратегическое  планирование является фундаментом для остальных видов планирования в компании. Оно начинается с определения глобальных целей и миссии компании. Затем устанавливаются более конкретные цели. Для этого собирается полная информация о внутренней среде организации, ее конкурентах, ситуации на рынке и обо всем остальном, что так или иначе поможет повлиять на работу компании. После проведения SWOT-анализа готовится подробный отчет о сильных и слабых сторонах компании, возможностях и угрозах, с которыми ей придется столкнуться. Затем руководство решает, какими конкретно видами деятельности и товарами следует заниматься, какую поддержку необходимо предоставить каждому из них. В то же время требуется разработать свои подробные маркетинговые и другие планы, в соответствии с общими целями и задачами. Таким образом, маркетинговое планирование осуществляется на каждом этапе производства, отвечающих за отдельные виды деятельности, категории товаров и рынки. Оно облегчает стратегическое планирование за счет детального планирования различных маркетинговых ситуаций.

               Процесс планирования охватывает четыре этапа: анализ, планирование, реализация и контроль.

        Анализ. Процесс планирования начинается с полного анализа положения дел в компании. Компания должна проанализировать среду, в которой она функционирует, для выявления благоприятных возможностей и избежания угроз. Необходимо провести анализ сильных и слабых сторон организации, выполняемые и возможные для проведения маркетинговые мероприятия с целью определения возможностей, которые они открывают. Анализ обеспечивает каждый последующий этап необходимой информацией.

        Планирование. На этапе стратегического планирования предприниматель решает, какие действия ему предпринять по отношению к каждому фактору производства. Маркетинговое планирование включает определение маркетинговых стратегий, которые помогут компании в достижении ее общих стратегических целей. В центре внимания данного процесса находится планирование маркетинга, товара или марки.

        Реализация. На этапе реализации стратегические планы претворяются в жизнь, в результате чего достигаются цели компании. Реализуют маркетинговые планы сотрудники организации, работающие с другими людьми как внутри компании, так и за ее пределами.

        Контроль. Контроль включает в себя анализ и оценку результатов выполнения планов и связанной с этим деятельности, а также принятие корректирующих мер  в случае необходимости, для достижения поставленных целей. Анализ предоставляет информацию и оценку, необходимые для других сфер деятельности. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1.3 Социальная значимость малого предпринимательства

        Количественное  определение МП удобно своей простотой, но недостаточно для уяснения специфических особенностей малого бизнеса в той роли, которую он играет в производственной системе.

        Отличительной чертой МП является характер его финансирования: источниками инвестиций служат семейные сбережения и (что гораздо реже) банковские ссуды, а не выпуск акций, типичный для КП. С точки зрения возможности получения банковских ссуд, к которым приходится обращаться предприятиям любого размера, МП находится не в самом выгодном положении. Доверие банков увеличивается прямо пропорционально росту объема коммерческих операций предприятия.

        Формы малого предпринимательства чрезвычайно  разнообразны - от традиционно торговой лавочки или ремесленной мастерской до инновационной фирмы, создаваемой двумя-тремя специалистами высокой квалификации и вырастающей затем в транснациональную корпорацию с огромным объемом продаж (примерами могут служить «Сони», «Эппл»). Компьютерная революция, начавшаяся в ведущих странах Запада в 70-х гг., выдвинула на первый план МП, кооперированные с крупным производством на основе специализации и субподряда. Имеются и независимые МП, играющие роль технологических лидеров в своей отрасли. Таковы, например, узкоспециализированные металлургические мини-заводы, которые не уступают КП по показателям качества и значительно превосходят их по экономичности (на них приходится около 13% мирового производства арматурной стали).

        Социальная  значимость МП обусловлена, прежде всего, самим фактом сосредоточения в этом секторе преобладающей части рабочих мест. В годы энергетического кризиса, когда в базовых отраслях развернулась крупномасштабная структурная и технологическая перестройка, на первый план вышла способность малых и мельчайших предприятий впитывать рабочую силу, ускоренно высвобождавшуюся в ходе реорганизации КП

        Сама  природа малого предпринимательства  содействует тому, что немалая часть новых предприятий создается социально уязвимыми группами населения - женщинами, молодежью без особой квалификации, иммигрантами и т. п.. Часто мелкое предпринимательство служит способом избавления от безработицы.

        Характерно, что темпы роста производительности труда в расчете на одного занятого в секторе МП нередко оказывались выше, чем у КП, а темпы роста заработной платы - ниже. В этом проявляется та свойственная малому бизнесу экономия на трудовых издержках - сдерживание заработной платы при опережающем росте производительности труда, которую крупным предприятиям с их сильными профсоюзами осуществлять гораздо труднее и которая составляет одно из главных конкурентных преимуществ МП в периоды спада конъюнктуры.

        Большую социальную и общественную ценность представляет накопленный малым бизнесом опыт кооперативного предпринимательства, история которого в Западной Европе насчитывает более ста лет.

        Базовой ячейкой кооперативного сектора  обычно является семейное МП, включенное в сетевую структуру, состоящую из десятков тысяч подобных предприятий. Эта структура функционирует на началах производственной демократии - самоуправления, взаимопомощи и контроля «снизу вверх» над деятельностью выборных органов, объединяющих предприятия-члены по отраслевому и региональному признаку. Производственная кооперация в ряде случаев опирается на развитую сеть кооперативных банков.

        Россияне характеризуют отечественный бизнес как социально безответственный, но высказываются против показательных процессов в отношении отдельных бизнесменов.

        Таковы  результаты опроса ВЦИОМ, представленного  в среду на заседании "круглого стола" "Имидж российского бизнеса: социальная ответственность или PR". ВЦИОМ провел исследование имиджа современного российского бизнеса в сентябре 2004 года путем всероссийского опроса населения по репрезентативной выборке. Опрошен 1541 человек в 100 населенных пунктах в 39 регионах России.

        Выступивший на заседании гендиректор ВЦИОМ  Валерий Федоров сообщил, что  на прямой вопрос о том, является ли российский бизнес социально ответственным, положительный ответ дали только 30% опрошенных, тогда, как отрицательный - более половины (54%).

        Чаще  всего, добавил Федоров, россияне характеризуют  российский бизнес как паразитический, компрадорский и безответственный (42%). Противоположной точки зрения придерживаются меньшинство россиян - 5% полагают, что чаще встречается социально ответственный бизнес, и еще 2% убеждены, что весь бизнес в России социально ответственен.6

        В соответствии с опросом, россияне считают  бизнес социально ответственным  в том случае, если он:

        Характеристика  показателя социальной ответственности     Показатель  соц. ответст-сти, в %
        выполнение  обязательств перед работниками  и государством     34
        производство  качественной продукции     27
        выполнение  деловых обязательств перед клиентами  и партнерами     25
        создание  новых рабочих мест     23
        финансирование социальных программ для сотрудников     20
        непричастность  к коррупции     8
        точное  соблюдение законов     7
        благотворительность     7
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      Глава II: Роль малых предприятий в современной экономике России

    2.1 Значение, задачи и функции малого бизнеса в рыночной экономике

        Значение  малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии.  Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста,  структуру и качество валового национального продукта;  во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 -  70  процентов  ВНП.

           Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка,  придает рыночной экономике необходимую гибкость.

          Существенный вклад вносит малый  бизнес в  формирование  конкурентной среды,  что для нашей высоко монополизированной экономики имеет первостепенное значение.

          Нельзя также забывать,  что  малые предприятия оказывают  меньше воздействие и на экологическую  обстановку.

          Немаловажна роль  малого  бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования  экономики России.7

          Стимулирующим фактором в развитии  малого бизнеса является  налоговая  политика государства.

          Суть налоговой политики  заключается   в  поэтапном  уменьшении предельных ставок  налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе  и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения малых предприятий.

          Малые предприятия выполняют  в капиталистической экономике  разнообразные функции.  Как правило,  они специализируются на изготовлении  отдельных узлов и деталей,  а крупные предприятия ведут  сборку готовых  изделий.  Иногда  малые предприятия осуществляют  промежуточную сборку. 

          Среднее время  жизни малых  предприятий где-то 6 лет.  Но число  новых предприятий превышает  число закрывшихся.

          Все малые довольно быстро  реагируют на внешние условия  и видоизменяют конечную продукцию,  следуя за спросом, осваивая новую продукцию.  Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной  продукции, ориентированной  в  основном  на  местные рынки сбыта.  В основном, это  скоропортящиеся  продукты,  ювелирные   изделия, одежда, обувь и т.д. и т.п.

        По  закону, малые предприятия могут  создаваться на основе любых форм собственности  и  осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом.

          Очень часто  МП  предприятия   создаются  на  базе старых  государственных предприятий.  Например,  в Москве 60% кооперативных кафе преобразовано вместо государственных предприятий общепита.8

          В итоге,  количество кафе  не  увеличилось,  а  цены  поднялись  достаточно высоко.  Такая форма  кооперации приводит не к ослаблению  государственной монополии,  а к новым формам его проявления. Государственные  научно-исследовательские  и проектные учреждения - монополисты в своей области. Сотрудники этих организаций, объединившись  в  предприятия,  сами решают какие заказы делать как государственной предприятие,  а какие как фирма,  по более высоким ценам.

          Эти основные недостатки,  да  и многие другие сдерживают  развитие малого бизнеса в  нашей стране. Достаточно сказать,  что процесс  образования   малых  предприятий в производственной  сфере, начавший набирать силу в 1991  году,  в  1992  году  фактически прекратился. По данным Лиги кооператоров и предпринимателей РФ, "за 1992 год в России практически не возникло ни единого малого негосударственного  предприятия в производственной сфере". 

          Сложившаяся экономическая обстановка  подрывает   стимулы   к предпринимательской деятельности,  которые только и могут привести к образованию рыночной экономики.                         

          Целесообразно особо отметить, что  по некоторым оценкам,  примерно  девять десятых  малых  предприятий  в  России,  независимо   от   заявленных   сфер деятельности, выживают только за счет посредничества и торговли.2

                 Несмотря на увеличение общего  числа малых  предприятий   в  стране, темпы роста их количества замедлены. Малые бизнес в  России  поставлен  в трудные условия существования, сопряженные с множеством проблем, которые  заставляют малые фирмы уходить в тень, действовать за  рамками законодательства,  либо ведут к разорению и банкротству.

                  К главным проблемам  российского  малого  бизнеса  относятся,  во-первых, трудности    нормативно-правового     характера,      т.е. непродуманность государственной политики  в отношении малых предприятий, неэффективность налогового законодательства, слабая система государственной поддержки  малых фирм, воздвигнутые  административные  барьеры  и  т.д.,  во-вторых,  проблема финансово-кредитного обеспечения.

                Хотя в настоящее время мало  кто отрицает значение развития  малого бизнеса для развития  российской  экономики,  а  критика  государственной  власти  в отношении слабой эффективности экономической политики не прекращается,  само государство  все  еще  не  уделяет  в  достаточной  степени  внимание   этой проблеме.

              В  целом  к  недостаткам   нормативно-правовой  базы  в  отношении  малого предпринимательства можно отнести: отставание законодательства от практики; нестыковка различных законодательных и нормативных актов; возможность разного  толкования  законодательных положений; невозможность реализации важнейших положений, принятых законов наличие сфер, не охваченных принятым законодательством; низкий уровень информирования о принимаемых законах.

          Другая  серьезная  проблема  законодательной  сферы   –   неэффективность российской системы налогообложения, ведущая к чрезмерно завышенным  налогам в отношении малого бизнеса и как следствие – создание стимула для развития теневого сектора экономики. По некоторым данным в настоящее время в России не регистрируются  до  половины  малых фирм,  реальная  занятость  в  малом бизнесе выше официальной примерно на 70 %, реальный  фонд  заработной  платы превышает официальные показатели на 90%, а оборот занижается  в  среднем  на 70  %.  В  результате  таких  неправомерных   действий   малые   предприятия недоплачивают в бюджеты различных уровней  примерно  в  2  раза  больше  тех сумм,  которые  они  туда   перечисляют.   Помимо   общей   непродуманности налогового  кодекса в отношении малого   бизнеса,   необходимо   отметить непрофессиональное применение на местах единого налога на  вмененный  доход. Введение новой системы налогообложение, учета  и  отчетности  для  субъектов малого  предпринимательства,  предусмотренное  Федеральным  законом  от   29 декабря 1995 г. №222-ФЗ, должно было максимально  упростить  взаимоотношения малого бизнеса с бюджетом. Однако в настоящее время ее применяют лишь  около 3 процента потенциальных  пользователей.  Переходу  на  упрощенную  систему помешал ряд недоработок в ней, допущенных  создателями.  Во-первых,  законом не сохранено право субъектов малого предпринимательства  выделять  налог  на добавленную стоимость в счетах на поставленную  покупателям  продукцию.  Это негативно сказалось на всей программе в целом, так  как,  с  одной  стороны, «входной»  налог  увеличивает  себестоимость,  а  с  другой  -    покупатели продукции малых предприятий не имеют возможности засчитывать свой  «входной» НДС при уплате налога. Во-вторых, законом был установлен новый единый  налог с совокупного дохода, т.е. валовой выручки. Это  привело  к  тому,  что  при переходе   на   упрощенную   систему   налогообложения    субъекты    малого предпринимательства утрачивают положенные им льготы по  налогу  на  прибыль.9

        Как следствие – малым предприятиям выгоднее первые четыре года  использовать общепринятую систему налогообложения, а не упрощенную. В-третьих,  в  законе содержится ряд спорных  положений.  Например,  это  относится  к  вопросу  о составе  затрат,  относимых  на  уменьшение  налогооблагаемого   совокупного дохода, и также о механизме перехода на упрощенную  систему  налогообложения и обратного перехода на общеустановленную и ряда  других  проблем.  Наконец,

        после  введения  в  действие  второй  части  налогового  кодекса  Российской федерации возникла  ситуация,  при  которой  субъекты  малого  бизнеса  были поделены  на  две  группы  с  разными   правами.   Организации   по-прежнему освобождаются  от  налога  на  добавленную   стоимость,   а   индивидуальные предприниматели, которые  раньше  НДС  не  платили,  теперь  привлекаются  к уплате этого налога. Это  приводит  к  дискриминации  налогоплательщиков  по признаку организационно-правовой формы.

           Единый налог, речь о котором идет в Федеральном законе от 31 июля 1998 г. №148-ФЗ  «О  едином  налоге  на  временный доход для определенных   видов деятельности», был введен с целью охватить этим налогом  малые  предприятия, функционирующие  в  таких  сферах,  как  розничная  торговля,   общественное питание, бытовое и транспортное обслуживание, то  есть  там,  где  налоговый контроль значительно затруднен. Закон оправдал возложенные на  него  надежды

        в отношении индивидуальных малых  предприятий, ранее уклонявшихся  от  уплаты подоходного  налога.  Применение  единого  налога  увеличило  доходную  базу бюджетов регионов. Однако закон не лишен  отдельных  недоработок  и  спорных моментов.  Например,  недостаточно   проработан  вопрос  о  порядке  ведения раздельного учета  результатов  хозяйственной  деятельности  многопрофильных организаций,  осуществляющих  не  только  деятельность,  предусмотренную   в законе о едином налоге, но и функционирующие в других сферах экономики.  Это влечет за собой двойственной  налогообложение  их  имущества,  фонда  оплаты труда и доходов. Помимо  этого  в  законе  не  установлены  четкие  критерии отдельных  видов  предпринимательской  деятельности,  для  которых  возможно применять единый налог. Это приводит к  постоянным  разногласиям  по  поводу вопроса,  относится  ли  деятельность  по   продаже   товаров   определенным категориям покупателей к розничной торговле, переводимой на  уплату  единого налога,  или  к  оптовой  торговле,  для  которой  налог   не   может   быть использован. К тому же нет четкого определения по поводу  начисления  налога с  продаж,  страховых  взносов  по  страхованию  от  несчастных  случаев  на производстве и платежей за  сверхнормативные  выбросы  загрязняющих  веществ плательщикам единого налога на вмененный доход.

                 В настоящее время  малые   предприятия,  занимающиеся  выпуском  отдельных видов товаров в  первые четыре года  с  момента   государственной  регистрации  полностью  или  частично  освобождаются  от  уплаты   налога   на   прибыль. Предприятия малого бизнеса также имеют право на  ускоренную  амортизацию основных средств по удвоенным нормам, а в первый  год своего  существования им предоставляется право списывать на себестоимость выпускаемых товаров или услуг до половины стоимости приобретенных основных  средств,  что  уменьшает налогооблагаемую прибыль. Однако этих мер недостаточно, кроме  того,  многие существующие законодательные акты, предоставляющие  налоговые  льготы  малым предприятиям не до конца проработаны и имеют множество слабых мест. По  этой причине даже  некоторые официальные лица  называют  действующий налоговый кодекс «враждебным» по отношению к предпринимательству.  Государство также не  принимает   никаких   мер   по   стимулированию   коммерческих   банков, осуществляющих кредитование, или страховых компаний, страхующих имущество  и гражданскую ответственность малых предприятий.

              Еще одна проблема российских  малых предприятий,  возникающая   со  стороны государства  –   неоправданные  административные   барьеры.   Они   создаются государственными  ведомствами  в  сфере  регулирования   предпринимательской деятельности,   лицензирования   и   сертификации.   Усугубляет    положение избыточный контроль со стороны  многочисленных  государственных  органов.  В настоящий момент  для создания  собственного  дела  необходимо   получение огромного количества различных регистрационных документов, к этому процессу подключено   множество   инстанций.   Вкупе   с    проблемой    сомнительной добропорядочности  многих  чиновников  этот  процесс  превращается  в  очень серьезное препятствие для развития  малого  предприятия.  Коррумпированность государственных  структур  ставит  под  угрозу  одно  из  важнейших   правил эффективной рыночной экономики – равноправие всех  хозяйствующих  субъектов. Малому бизнесу сейчас  необходима  защита  от  административного  произвола. Огромное число  проверок  и  проверяющих  инстанций  отнимают  массу  сил  и времени у предпринимателей,  снижая  эффективность  функционирования.  Кроме того,  в  существующих  условиях   такой   чрезмерный   контроль   полностью утрачивает свое прямое назначение, а также функцию помощи  субъектам малого предпринимательства.

                 К числу не менее значимых  проблем  следует  отнести   финансово-кредитное обеспечение малого бизнеса. Причем здесь речь идет не  только  о  финансовой поддержке  государства.  Текущее  положение  дел  в  сфере   государственной финансовой поддержки  весьма  плачевное.  В  1994-1997  г.г.  в  федеральном бюджете предусматривались средства на поддержку субъектов малого  бизнеса  и финансирования одной  Федеральной  программы  поддержки  малых  предприятий.10 Однако исполнение бюджета шло с большим опозданием  и далеко  не  в полном объеме. Начиная с 1998 г.  в федеральных бюджетах  не  предусматривались средства на развитие малого производства. К настоящему  времени  Федеральным фондом     государственной     поддержки     малого      предпринимательства профинансировано 78 региональных программ, отчисления по  которым  составили около 150 млн. рублей. Кроме того, еще 140 и 40 млн.  рублей  были  выделены соответственно на финансирование более 100 проектов малых предприятий из  38 регионов России и  свыше  30  проектов,  касающихся  современных  финансовых механизмов. При неоспоримом положительном значение этих отчислений,  объемы государственного   финансирования   малого   бизнеса   приходится   признать незначительными.

                 Таким образом следует отметить  нерешенность вопросов  кредитно-финансовой  поддержки  малого  бизнеса,  отсутствие  соответствующих   ассигнований   из федерального бюджета, без которых не могут  быть  реализованы  прогрессивные посткризисные   финансово-кредитные   схемы   и   технологии,    позволяющие использовать заемные ресурсы.

                В сфере обеспечения малых предприятий финансовыми ресурсами без помощи бюджета государства также имеется целый ряд проблемных моментов. В условиях российской экономики мелким  фирмам  постоянно приходится  сталкиваться  с проблемой недостатка кредитно-финансовых  ресурсов,  и  это  обусловлено  не только слабой политикой государства в  этом  направлении.  Помимо  бюджетных средств, небольшим предприятиям для существования нужна  помощь  со  стороны коммерческих кредитных организаций, в первую очередь коммерческих банков.  В настоящее время процесс кредитования  малого  бизнеса негосударственными структурами развит  чрезвычайно   слабо.   Банковский   сектор   российской экономики занят крупными проектами и не  уделяет должного  внимания  малым

        хозяйственным единицам. Несмотря на то,  что  у  российских  банков  имеются необходимые  финансовые  ресурсы,  а  ставка  рефинансирования  в  последний период была снижена, банкиры предпочитают иметь дело с крупными клиентами  и требуют очень серьезные гарантии возвращения денег.  Впрочем,  несмотря  на всю значительность риска, связанного с кредитным обеспечением  сферы малого предпринимательства, банки осознают  всю значимость  данной  клиентуры.  Не последнюю роль в том, что банки медленно,  но,  тем не  менее,  развивают сотрудничество с малыми предприятиями, играет высокая возвратность  средств, направляемых на кредитование субъектов малого предпринимательства. Но  здесь возникает проблема принципиально иного типа. При том, что  многие  кредитные институты постепенно  приходят  к  заключению  о  выгодности  предоставления финансово-кредитных  ресурсов  предприятиям   малого   бизнеса,   и   готовы осуществлять  такое  кредитование,  сами   российские   предприниматели   не настроены   обращаться   за   поддержкой   к   негосударственным   кредитным учреждениям.  Это  связано  с  высокими   процентами   обеспечения   займов, значительную документную  базу  доступа  к  кредитным  ресурсам  и  проблемы обеспечения кредитов. Как правило предприниматели предпочитают не  рисковать личным имуществом, используя его как гарантии по  кредитным  обязательствам. В свою очередь те субъекты малого бизнеса, которые в состоянии  предоставить гарантии по получаемым средствам,  недовольны  суммами  кредита,  находя  их

        недостаточными  и  несоответствующими  столь  строгим  условиям  выдачи.  По некоторым данным, малое предприятие может заработать в среднем от 5 до 15  % годовых в валюте, в то время как ставки по кредитам не  опускаются  ниже  14 %. Плюс к этому сроки кредитов российских банков  невелики,  и предприятие не успевает использовать эти средства  оптимальным образом,  в современных условиях  окупаемость кредита  составляет  3-4  года.   Еще   одна   чисто российская  проблема  сферы кредитования  малого   бизнеса   –   отсутствие достоверной информации о финансовых показателях работы предприятия. Как  уже отмечалось  выше,  пробелы  нормативно-правового  регулирования   налогового законодательства    провоцируют    массовый    уход     субъектов     малого предпринимательства в  сектор  теневой  экономики,  заставляет  их  занижать реальные показатели своей работы. Банки, особенно  иностранные,  при  выдаче кредитов руководствуются  главным  образом  именно  показателями  постоянной стабильности оборота,  и  эти  показатели  необходимо  демонстрировать,  что могут сделать далеко не все малые предприятия. Как следствие – отказ банка в выдаче займов. 
     
     
     
     

    2.2 Основные направления мер по решению проблем малых предприятий в России

        После формулировки, рассмотрения и анализа  проблем  малых  предприятий  в современных российских условиях  представляется  целесообразным  рассмотреть способы  их  решения,  пути  улучшения  сложившейся   ситуации.   Необходимо обозначить  дальнейшие  приоритеты  государственной  политики  в   отношении малого  предпринимательства,  определить  список  безотлагательных  решений, направленных на решение рассмотренных выше проблем.

             В  области  проблем,  связанных   с  взаимоотношениями  субъектов   малого предпринимательства   и  государственной  власти,  логичным   и   эффективным решением выглядит  формирование  и  дальнейшее  развитие  в  России  системы общественных   объединений.    Предпринимательские    объединения,    союзы, ассоциации и  другие  виды  сообществ  малых  предприятий  должны  выполнять функцию заполнения пустот,  существующих  в  настоящий  момент  между  всеми уровнями государственной власти и представителями  малого  бизнеса.  Нередко необдуманность  решений  государства,   касающихся   малых   предприятий   и приводящих к известным проблемам  для  их  развития,  порождается  тем,  что такого  рода  меры  предпринимаются  без  предварительной   консультации   с предпринимательскими  сообществами.  Игнорирование   информации   от   самих участников малого предпринимательства подчас приводит к тому,  что  принятые решения   наносят   ущерб   мелким   хозяйственным   единицам.   Создаваемые общественные организации должны воздействовать на государство для  получения гарантий  стабильности  предпринимательской  деятельности  в   России.   Эти институты   призваны   лоббировать   интересы   мелких    фирм,    добиваясь своевременного  принятия  соответствующих   нормативно-правовых   актов.   В области системы государственной поддержки  малых  предприятий  приоритетными направлениями должны стать следующие  задачи.  Во-первых,  совершенствование нормативно-правовых актов. Правовая основа должна быть  научно  обоснованной  проверенной на  практике.  Необходимо  устранить  прецеденты  противоречия руг  другу  отдельных  нормативно-правовых  актов.  В свою   очередь   эти законодательные акты  должны  не  только  декларировать,   но   и   реально гарантировать   выполнение   поставленных    целей    и    задач    политики государственной поддержки сектора малого  предпринимательства,  должны  быть четко  определены  функции,   права   и   ответственность   всех   элементов экономической системы.  Во-вторых  необходимо  рациональное  сочетание  всех существующих мер поддержки малого предпринимательства,  как  прямых,  так  и косвенных. В-третьих, необходима разработка  эффективных  программ  развития алых предприятий на всех уровнях экономической структуры  государства.  Эти программы должны реализовываться в следующих направлениях:

          1) формирование инфраструктуры поддержки  – одновременно на  всех  уровнях государственной власти;

          2) внесение в установленном порядке  предложений о налоговых  льготах   для малых предприятий и ежегодное   выделение  средств  из  соответствующих бюджетов на осуществление государственной поддержки;

          3)  передача  малым  предприятиям  результатов  НИОКР   и   инновационных разработок;

          4) передача в  собственность   малым  предприятиям  на  льготных  условиях

             незавершенных   и   пустующих   объектов,   а   также   нерентабельных предприятий;

          5)  обеспечение  возможности  первоочередного  выкупа  арендуемых  малыми предприятиями объектов недвижимости.11

          Другим  направлением   совершенствования   государственной   политики   в отношении малого бизнеса должна стать борьба с негативной  административной политикой. Необходимо пресечь неконтролируемую коррупцию среди чиновников, обеспечить защиту субъектов малого  предпринимательства от  злоупотреблений должностных лиц, а также упростить систему регистрации малых предприятий, ослабить неоправданную нагрузку проверяющих инстанций.  В области кредитно-финансового обеспечения следует принять целый ряд  мер по исправлению   негативной   обстановки,   сложившейся   в   этой   сфере. Целесообразным  выглядит  принятие  Центральным   банком   РФ   нормативного документа,  предусматривающего   сокращение   размера   фонда   обязательных резервов  на  сумму кредитов,  выданных  малым предприятиям.  Очень важно ocущевствлять меры,  поощряющие  коммерческое  кредитование  малого  бизнеса. Государству необходимо обеспечить  финансовую  реализацию  уже  существующих программ,  целесообразно также расширить финансирование  данного сектора экономики. Главным направлением  политики,  осуществляемой  в этой  сфере, должно стать задействование наиболее актуальных  и современных  источников, cвязанных  с лизингом,  кредитной   кооперацией,   а   также   налаживанием несравненного кредитование малых предприятий зарубежными экономическими структурами. В дополнение к этому необходимо следить за  соблюдением нормы госзаказов, размещаемых на предприятиях малого бизнеса. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    2.3 Государственная поддержка малого предпринимательства 

        Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» предусматривало целый комплекс первоочередных мер по стимулированию и государственной поддержке малых предприятий:

        • освобождение от налогообложения прибыли, накопленной за определенный период и используемой для развития собственного производства;

        • установление льготных ставок налога на прибыль малых предприятий в третий и четвертый года работы с момента их регистрации;

        • возмещение налога на добавленную стоимость, уплачиваемого малыми предприятиями поставщикам оборудования и иных основных средств;

        • освобождение от налога на прибыль средств негосударственных юридических лиц, от подоходного налога— физических лиц, направляемых в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции и аналогичные государственные фонды, создаваемые органами власти и управления субъектов РФ и органами местного самоуправления;

        • предоставление льгот по налогообложению доходов коммерческих банков, выделяющих кредиты малым предприятиям производственного профиля;

        • распространение на малые предприятия, образованные в результате выделения (разделения) предприятий-монополистов, при условии их приватизации, льгот по налогообложению, установленных для вновь созданных малых предприятий;

        • сохранение налоговых льгот для малых предприятий при их приватизации;

        • уточнение порядка и срока взимания налога на прибыль и налога на добавленную стоимость для малых предприятий.12

        Кроме того, в постановлении были названы  приоритетные с точки зрения интересов государства виды деятельности:

        • производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

        • производство продовольственных и промышленных товаров) товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники;

        • оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

        • строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения;

        • инновационная деятельность.

        Постановление, по-видимому, сыграло положительную  роль, поскольку в 1993 г. отмечался заметный рост числа малых предприятий во всех отраслях.

        Установлено, что в первые два года работы не платят налог на прибыль вновь созданные малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных и промышленных товаров, товаров народного потребления, медицинской техники, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидности, а также строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции. В третий и четвертый год работы указанные предприятия уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25% и 50% от основной ставки, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет 90% общей суммы выручки от реализации продукции.

        Указом  были уменьшены в 2 раза налоговые ставки для банков и страховых организаций, которые обслуживают преимущественно малые предприятия, занимающиеся указанными видами деятельности. Освобожденную от налогообложения прибыль предлагалось направлять в качестве добровольных взносов в Фонд поддержки малых предприятии и развития конкуренции.

        В соответствии с указом малые предприятия  были освобождены от внесения авансовых  взносов по налогу на прибыль, а физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, — от уплаты НДС.

        Надо  признать, что поддержка предпринимательства  требует больших затрат, а возможности  государственного бюджета весьма ограничены, поэтому большие надежды возлагаются на отечественных и иностранных инвесторов, Федеральная программа предусматривает привлечение российских и зарубежных банков, а также других кредитно-финансовых организаций к финансированию под гарантии Правительства РФ.

        Новый курс государственной поддержки  малого предпринимательства в части повышения инвестиционной активности базируется на следующих принципах:

        • привлечение частных, в том числе иностранных, кредитов под государственные гарантии, а также трансформация сбережений граждан в инвестиции при условии корректировки налогового законодательства (уменьшение ставки налога на доходы физических лиц на сумму средств, направляемых в инвестиции);

        • отмена всех существующих налоговых льгот, которые потворствуют нецелевому использованию средств и снижают ответственность за результаты хозяйственной деятельности, и увеличение за счет этого бюджетных фондов инвестиционной поддержки малых предприятий;

        • переход к экономическим (коммерческим) механизмам распределения средств федерального бюджета путем создания гарантийных фондов кредитования и финансового лизинга.

        В настоящее время в 76 регионах РФ проекты программ поддержки малого бизнеса находятся в разных стадиях проработки, а более чем в 40 регионах они утверждены и проводятся в жизнь. Анализ этих документов и в первую очередь федеральной программы позволяет вскрыть ряд существенных недостатков, таких как:

        • несогласованность, «нестыковка» элементов программ, в частности аналитических разделов и блока практических мер;

        • декларативность, расплывчатость поставленных задач;

        • чрезмерная широта спектра планируемых мер, ведущая к распылению средств;

        • нереалистичность, необоснованность ожидаемых конечных результатов (запланированные на 1996 г. увеличение в 1, 5-2 раза числа малых предприятий и создание около 1 млн новых рабочих мест на деле обернулись падением первого показателя на 50 тыс. и второго на 2, 9 млн чел. по сравнению с 1995 г. ).13

        Правовая  база регулирования и поддержки  малого бизнеса не исчерпывается вышеназванными законодательными и нормативными актами — были перечислены лишь основные. Особое место занимает в ней налоговое, арбитражное, трудовое, уголовное законодательство.

        Несомненно, положительную роль в становлении  законного бизнеса должно сыграть  введение с 1 января 1997 г. нового Уголовного Кодекса РФ и реализация на практике статей о наказании за экономические преступления.

        До  недавнего времени поддержка малого предпринимательства в России возлагалась на несколько министерств и ведомств: Минэкономики, Минфин, Миннауки, МВЭС, Минтруд, ГКАП, ФСЗ, Госкомпром РФ и др., многие из которых и сегодня остаются основными исполнителями федеральных программ, для чего в этих органах госуправления были созданы соответствующие подразделения (департаменты, отделы).

        Система государственной поддержки малого бизнеса на федеральном уровне формировалась  в значительной мере стихийно. Зачастую задачи, поставленные перед ведомством, не отвечали его основным функциям, сфере деятельности и уровню ответственности и даже противоречили ведомственным интересам. Из-за плохой координации действий некоторые функции дублировались, а другие оставались бесхозными, а в итоге имело место распыление и без того скудных ресурсов. Оставляла желать лучшего достоверность циркулирующей в системе информации.

        О необходимости образования специального государственного органа, который занимался бы исключительно поддержкой и регулированием малого предпринимательства, заговорили уже в первые годы «перестройки», однако, несмотря на отдельные попытки, ничего путного из этого не получалось.

        Осознав, как видно, что у семи нянек  дитя остается без глаза, Президент  издал в июне 1995 г. указ о создании Госкомитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП).

        Новая структура призвана выдвигать предложения  по совершенствованию действующего законодательства в области государственной  поддержки малого бизнеса, анализировать  состояние этого сектора экономики  и эффективность государственной помощи, готовить предложения об использовании на льготных условиях субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических, информационных ресурсов, а также научно-технических разработок, технологий и др.

        Ратуя за то, чтобы российский предприниматель  работал на укрепление экономики в целом, ГКРП добился размещения на малых предприятиях 15% госзаказа.

                Следует признать,  что  система  государственной  поддержки  малых предприятий  в  российской  экономике  продумана  явно  недостаточно,  и  ее эффективность  оставляет  желать  лучшего.

          Руководитель Департамента государственного регулирования в экономике МЭРТ Андрей Шаров сообщил, что на 2005 год предусматривается отдельный проект поддержки микрофинансирования за счет федеральных средств и средств субъектов РФ, на которые  из федерального бюджета будет выделено на поддержку малого бизнеса 1,5 млрд. рублей. МЭРТ предполагает, что если проект поддержки микрофинансового сектора в 2005 году покажет свою эффективность, то в 2006 году на эти цели будут выделены значительно больше средств.14

        Суть  проекта в том, то федеральный  бюджет выделит средства на субсидирование %-ной ставки для микрофинансовых  организаций, что должно удешевить  кредитные средства для малых организаций и сделать их интересными клиентами для банка. Главная задача проекта – создать связку "банк плюс микрофинансовая организация", чтобы по окончании финансовой поддержки через 3-4 года эта связка заработала самостоятельно, система микрокредитования развивалась без субсидирования государства.

        Финансирование  планируется проводить на  конкурсной основе между субъектами РФ, с условием обеспечения ими не менее 50% финансирования этих программ.

        Если  данный проект рассматривать в свете  состоявшегося 27.11.04г. заседания совета по конкурентоспособности под руководством премьера Михаила Фрадкова, которое было целиком посвящено проблемам конкуренции и защиты малого бизнеса. То возникают определенные сомнения в успешности данного проекта. Так президент Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков, высказал недовольство по поводу того, что правительство не воспользовалось весенним предложением Всемирного банка выделить кредит в $300 млн. для малого бизнеса – деньги можно было занять на 15 лет под 7% годовых. А, по словам директор Федерального агентства по промышленности Бориса Алешина, за весь год Минфин не выдал ни одной госгарантии на кредиты ПМБ, хотя "интересные проекты есть", а в бюджете на эти цели заложено 3 млрд. руб.

        Правда, нужно заметить, что виновные в бедах малого бизнеса нашлись быстро – ими оказались крупные бизнесмены. Например, нефтяные компании не допускают более слабых конкурентов к трубе, принуждая сдавать сырье за бесценок: в отрасли осталось 117 малых предприятий, да и те скоро исчезнут, заметил президент "Транснефти" Семен Вайншток. В 1996 г. доля малых предприятий в добыче нефти составляла 16%, а в 2003 г. – меньше 5%, добавил экс-министр энергетики Юрий Шафраник.

        Рецепт  спасения был предложен от Федеральной  антимонопольной службы (ФАС), изложенный ее руководителем Игорем Артемьевым, – ужесточение правил игры для крупных компаний, крупным бизнесменам грозят миллионные штрафы за злоупотребления своим доминирующим положением на рынке. ФАС написала новый законопроект о конкуренции и поправки в Кодекс об административных правонарушениях, по которым штрафы за злоупотребление доминирующим положением на рынке поднимут до 2-4% от оборота компании, а за игнорирование предписаний ФАС об устранении нарушений члены советов директоров компаний могут быть дисквалифицированы на срок от полугода до трех лет.

        На  данное предложение гендиректор  группы "Северсталь" Алексей Мордашов заявил следующее: "Решать проблему (монополизма на рынке) такими методами очень опасно, так как сотрудники антимонопольного органа получат монопольное право определять кто занимает доминирующее положение, а следовательно кого угодно признавать монополистом и назначать огромные штрафы".

        По  заявлению президента Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства Александра Иоффе, коррупция разъедает нашу страну, деморализует не только чиновников, но и бизнес, да и все общество в целом. Более того, о какой честной конкуренции мы можем говорить, когда в регионах работают прикормленные властью фирмы и, соответственно, имеют и возможности, и ресурсы.

        Формирование  российской рыночной модели на современном  этапе зависит, прежде всего, от неэкономических факторов. Как отмечал Де Сото: "Предпринимательские ресурсы страны могут проявиться лишь тогда, когда это позволяют господствующие институты". Следовательно, главной задачей развития малого бизнеса и становления конкурентной среды заключается в разумном ограничение административных барьеров для полной реализации рыночных принципов при прозрачном контроле со стороны демократических институтов за равноправным соблюдением "правил игры " гражданами, бизнесом и государством.

        Поставленные  в условие жесткой зависимости  от административных решений, предприниматели  во многих случаях ищут и находят  пути для развития своего дела не в оптимальной организации законных рыночных операций и открытой конкуренции, но в теневых сделках с чиновниками, способными освободить их от ответственности, когда нарушается закон, предоставить льготные возможности и, в то же время создать непреодолимые препятствия на пути конкурентов.

        И хотя Правительством РФ разрабатываются  законодательные инициативы, направленные на ослабление бюрократического давления на бизнес, тем не менее, как это  продемонстрировал обширный прошлый  опыт реформирования, разрыв между разумным законодательством и его эффективным исполнением может быть значительным.   
     
     
     
     

    2.4 Малый бизнеса в Рязанской области

        По  состоянию на 1 июля 2006 года на территории Рязанской области действовало 8,9 тыс. малых предприятий.

        Наибольшее  количество малых предприятий сосредоточено в торговле и общественном питании (41,8% от общего числа малых предприятий в области), в промышленности (14,3%), строительстве (13,6%). В первом полугодии 2006 года на предприятиях малого бизнеса работало 79,3 тыс. человек (без внешних совместителей).

        В январе-июне 2006 года малыми предприятиями  произведено продукции и оказано  услуг в действующих ценах (без  НДС и акциза) по всем видам деятельности на 3853 млн. руб. или 14,3% от всего объема продукции по области, розничный товарооборот составил 1836,2 млн. руб. или 23,6% от общего оборота продукции по области.

        В области приняты законы и нормативные  правовые акты, способствующие развитию малого предпринимательства и регулирующие его деятельность, в том числе:

        – Закон Рязанской области от 27 ноября 1998 года № 15-ОЗ "О внесении дополнений в Закон Рязанской области "Об арендной плате за государственное имущество Рязанской области" (о льготах субъектам малого предпринимательства),

        – Закон Рязанской области от 4 сентября 2000 года № 65-ОЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства",

        – Закон Рязанской области от 12.11.2001 г. № 75-ОЗ "О программе государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Рязанской области на 2001-2002 годы".

        – постановление главы администрации Рязанской области от 26.04.1999 года № 213 "О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательской деятельности",

        – постановление главы администрации Рязанской области от 24.05.1999 года № 267 "О мерах по повышению эффективности и упорядочению проведения контролирующими органами проверок физических и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения",

        Продолжает  формироваться сеть объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, в настоящее время созданы и действуют: Учебно-деловой центр "Морозовский проект", Рязанский информационно-аналитический центр, Межрегиональный маркетинговый центр "Москва-Рязань", Рязанская торгово-промышленная палата, Фонд "Молодежный бизнес-инкубатор".

        Для оказания финансовой помощи малым предприятиям созданы Рязанский областной  фонд поддержки малого предпринимательства, Рязанский областной фонд содействия развитию малых форм предприятий  в научно-технической сфере. Зарегистрирован Фонд содействия субъектам малого предпринимательства “Бизнес-инкубатор”.

        Существенную  роль в реализации государственной  политики в области малого предпринимательства  оказывают общественные организации  предпринимателей. Для координации деятельности органов власти и предпринимательских структур в сфере развития малого предпринимательства был создан общественный координационный Совет по малому предпринимательству при администрации области.

        Для защиты своих интересов предприниматели объединились, создав общественную организацию: региональный Союз предпринимателей "Деловая Рязань". Он насчитывает 126 постоянных членов. Практически этот Союз явился единственным реальным элементом всей "инфраструктуры поддержки" в городе.

        Главной задачей Союза является оказание услуг предпринимателям по консультированию их по экономическим и правовым вопросам их деятельности.

        Важной  частью работы "Деловой Рязани" является оказание практической помощи предпринимателям в составлении  судебных исков и ведении их дел в различных инстанциях.

        "Деловая  Рязань" постоянно выступает с  различными инициативами в области  совершенствования законодательства, устранения недостатков в работе  различных городских и областных  структур в вопросах, касающихся  предпринимательства.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Заключение

    В настоящее  время вопрос развития сети малых  предприятий является одним из важнейших  вопросов страны. Государственные предприятия  в нашей стране,  к сожалению, пока не умеют работать  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           В условиях России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и энергичное   развитие сектора малого предпринимательства должно стать   основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики.

           Меры, которые до настоящего времени были предприняты  государством в сфере  малого бизнеса, носят противоречивый  и непоследовательный характер. Предоставление некоторых льгот неизбежно сопровождается ужесточением других мер, противодействующих развитию этого сектора экономики.  Пренебрежение государства к интересам малого бизнеса   отрицательно сказывается на политических предпочтениях предпринимателей.

           Учитывая  сложность происходящих в России преобразований, следует иметь в виду, что базисом этих реформ и гарантом их необратимости может служить только многочисленный средний класс общества. Основу формирования  среднего класса составляют именно мелкие предприниматели, которые представляют собой одну из реальных сил, обеспечивающих социально-экономическое возрождение России, укрепление ее государственности, сохранение и развитие демократии.

           Таким образом, в силу объективных причин и факторов  на современном этапе  социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Анализ ситуации свидетельствует о том, что малое предпринимательство начинает играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе.  Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был  единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов.  

         
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Список  используемой литературы:

    1. Айказян А. Малое промышленное предпринимательство: о реальных инвесторах и выборе (поиске) инвестиционных проектов//  Российский экономический журнал, 1998 - №3
    2. Архипов А., Баткилина Т., Калинин В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение// Вопросы экономики, 1997 - №4
    3. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления//  Российский экономический журнал, 1993
    4. Ваш налоговый адвокат, №1, I квартал 2002
    5. Джаарбеков С. М. Налогообложение малого бизнеса: правильно выбираем форму осуществления деятельности// Консультант, №4, 2002
    6. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство М. Инфра-М, 1998
    7. Малый бизнес в РК// Аргументы и Факты, №35 2000
    8. Мягков П., Фесенко Е. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна.
    9. Налоговый вестник, №2, 2002
    10. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая, М. Ось-89, 2000
    11. Разумнова И. Мелкие предприятия в промышленности //  Проблемы теории и практики управления, 1993
    12. Финансовая газета №11, 12, 14, 35, 2005
    13. Шахмалов Ф. Малое предпринимательство в системе рыночных реформ: проблемы роста и выживания//  Вопросы экономики, 1993
    14. Шулятьева Н.А. Малый бизнес в условиях рынка//  Деньги и кредит, 1992, №1
    15. Федеральный закон от 14.06.98 № 88-ФЗ// Гарант
    16. http://www.gazeta.ru/2002/05/20/prezidentvpo.shtml

    Информация о работе Предприятие малого бизнеса и его роль в современной экономике России