Прибыль как экономическая категория. Формы прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2015 в 19:20, контрольная работа

Краткое описание

Помимо заработной платы, процента и ренты экономисты часто говорят о четвертой категории дохода, которая называется прибылью. Что такое прибыль? Чем она отличается от процента и вообще от дохода на капитал?
В многочисленных учебниках по экономической теории, в научных книгах и статьях категория «прибыль» неразрывно связывается с категориями дохода, капитала, процента, его ставки, воздержания, ожидания и многими другими.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3
Актуальность..………………………………………….…..……….3
Понятие прибыли, функции, формы и виды прибыли……...……4
Значение прибыли в рыночной экономике…………………….....7
Сущность и подходы к определению прибыли…………………..8
Функции прибыли…………………………………………………..9
Неопределенность, риск и прибыль……………………………...10
Прибыль как вознаграждение за риск и инновации………….…11
Прибыль как монопольный доход………………………………..12
Заключение …………………………………….…………………..13
Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

экономика 2.docx

— 40.90 Кб (Скачать файл)

 

Отсюда вытекают следующие определения прибыли:

 

а) прибыль - это плата за услуги предпринимательской деятель-ности;

 

б) прибыль - это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой;

 

в) прибыль - это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности;

 

г) прибыль - это доход, возникающий при монопольном положении производителя (продавца) на рынке.

 

Многое экономисты, прежде всего Йозеф Шумпетер, считали, что прибыль представляет доход предпринимателей, получаемый в результате применения новых технологий.

 

Функции прибыли

 

Прибыль это первичный двигатель, или генератор, капиталистической экономики. Как таковая, прибыль воздействует и на уровень использования ресурсов, и на их распределение среди альтернативных пользователей. Именно прибыль -- или, лучше, ожидание прибыли побуждает фирму осуществлять нововведения. А нововведения стимулируют инвестиции, общий выпуск продукции и занятость. Нововведения являются основным фактором экономического роста, и именно погоня за прибылью лежит в основе большинства нововведений. Однако ожидания прибыли очень изменчивы, ввиду того что инвестиции, занятость и темпы роста нестабильны. Прибыль действует "несовершенно" как стимул для нововведений и инвестирования.

Потери, с другой стороны, сигнализируют о желании общества сократить "больные" отрасли; потери "наказывают" предприятия, которым не удается приспособить свою производственную деятельность к выпуску товаров и оказанию услуг, предпочитаемых потребителем. Это не означает, что прибыль и потери приводят к распределению ресурсов, раз и навсегда ориентированному на предпочтения потребителей. В частности, наличие монополии как на рынке готовой продукции, так и на рынке ресурсов сдерживает мобильность фирм и перемещение ресурсов, точно так же как различные виды географического, искусственного и социологического ограничения мобильности.

 

 

Неопределенность, риск и прибыль

 

В динамичной экономике будущее всегда неопределенно. Это значит, что предприниматель со всей необходимостью берет на себя риск. Прибыль можно рассматривать частично как вознаграждение за принятие этого риска.

Что представляют собой эти не страхуемые риски? В основном это неконтролируемые и не предсказуемые изменения в спросе (доходе) и предложении (издержках), с которыми сталкивается фирма. Некоторые из этих не страхуемых рисков возникают в результате непредсказуемых изменений в общей экономической конъюнктуре, или, более точно, в результате экономического цикла. Процветание несет существенные прибыли большинству фирм, а застой предполагает огромные потери. Кроме того, в структуре экономики постепенно происходят изменения. Даже при полной занятости и отсутствии инфляции изменения всегда происходят в потребительских вкусах, предложении ресурсов и т. д. Эти изменения постоянно сказываются на доходах и издержках как отдельных фирм, так и отраслей, вызывая измене-ния в структуре деловых кругов, так как отрасли, которые испытывают благотворное влияние, рас-ширяют производство, а отрасли, которые испыты-вают обратное воздействие, -- сокращают произ-водство. Изменения в государственной политике воздействуют как на то, так и на другое. Соответст-вующая финансово-бюджетная и кредитно-денеж-ная государственная политика может вывести из состояния спада Портфель конкуренции и управления финансами (Книга конкурента. Книга финансового менеджера. Книга антикризисного управляющего) / отв. ред. Рубин Ю. Б. -М.: «СОМИНТЕК», 1996, с. 124-125.

Суть в следующем: прибыли и убытки можно ассоциировать с нестрахуемыми рисками, возника-ющими как из-за циклических, так и структурных сдвигов в экономике.

 

 

Прибыль как вознаграждение за риск и инновации

 

Чикагский экономист Фрэнк Найт утверждал, что любая насто-ящая прибыль связана с неопределенностью или несовершенной информацией. Он имел в виду сле-дующее: после вычитания неявных доходов, то, что остается, представляет собой чистую при-быль, являющуюся вознаграждением за осущест-вление инвестиций с неопределенной доходнос-тью. Анализируя вознаграждение за несение риска, мы обычно не принимаем во внимание риск неуплаты и страхуемый риск. Обеспечение риска неуплаты «покрывает» возможность того, что ссуда или ин-вестиция не будет возвращена, например, из-за банкротства заемщика Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. Экономика: пер. с англ. - М.: «Бином», Лаборатория Базовых Знаний, 1997. - 800 с.. Страхуемый риск (о нем говорилось в §2 этой главы), является риском, который можно устранить посредством покупки страхов-ки.

Другим каналом, через который неопределен-ность вносит свой вклад в величину прибыли, яв-ляется вознаграждение за инновации и предприни-мательство. Чтобы уяснить данный аспект, пред-положим, что мы уже произвели вычитание из прибыли компенсаций за риск неуплаты, а также за страхуемые и нестрахуемые риски. В мире со-вершенной конкуренции и неменяющихся техно-логий дополнительных прибылей вообще не будет существовать. В этом мире собственники будут получать за свои используемые факторы и приня-тый на себя риск ровно такую сумму, на которую их услуги оцениваются на конкурентных рынках.

Что же мы имеем в виду под словом «новаторы»? Таких людей не следует путать с управляющими (менеджерами), которые являются руководителя-ми больших и малых фирм, но не владеют значи-тельной частью имущества этих фирм. Новаторы отличаются от управляющих. Новаторы -- это люди, обладающие проницательностью, ориги-нальностью и смелостью во внедрении новых идей в бизнесе. В истории бывали такие великие изо-бретатели, как Александр Грэхем Белл (изобрета-тель телефона), Томас Эдисон (изобретатель электрической лампочки) и Честер Карлсон (изо-бретатель ксерографии). Некоторые изобретате-ли получили огромные прибыли за счет своего предпринимательства. В нашем веке мир наблю-дал Стивена Джобса, создавшего компьютерную фирму «Эппл» (Apple Computers), и Билла Гейтса, оказавшегося среди самых богатых американцев из-за своего проницательного руководства компа-нией «Microsoft», выпускавшей программное обеспечение. Однако на каждого из этих успеш-ных новаторов приходится много тех, кто потер-пел фиаско на пути к известности и успеху. Пыта-лись многие; преуспели единицы.

Каждая успешная инновация (нововведение) созда-ет временную монополию. В течение короткого временного интервала авторы инноваций зараба-тывают инновационные прибыли. Эти прибыли яв-ляются временными и скоро устраняются соперни-ками и имитаторами. Но как только один из ис-точников инновационной прибыли иссякает, тут же возникает другой. Инновационные прибыли су-ществуют до тех пор, пока продолжается техни-ческий прогресс.

 

 

Прибыль как монопольный доход

 

Инновационная прибыль незаметно «переходит» в нашу послед-нюю категорию (прибылей). Многие люди с от-кровенной подозрительностью относятся к при-были. Критики прибылей не рассматривают их в качестве неявной арендной платы или дохода за несение риска на конкурентных рынках. В их пред-ставлении человек, получающий прибыль, являет-ся ловкачом со склонностью к финансовым махи-нациям, который каким-то образом эксплуатиру-ет остальное общество. Здесь критики имеют в виду третье (отличающееся от других) значение прибыли как дохода монополии. Каким образом порождаются монопольные при-были? Стоит только фактическим параметрам рынка отклониться от характеристик совершен-ной конкуренции, фирмы, функционирующие на этом рынке, могут заработать сверхприбыль, под-няв цены. Если кто-либо -- единственный владелец па-тента на выпуск дорогого лекарства или разреше-ния на «прокат» кабельного телевидения в городе, то он можете взвинтить цены выше пре-дельных издержек, ограничить предложение и по-лучить монопольную прибыль на вложенные инвести-ции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Заключение

 

Итак, подведем основные итоги.

Как и в случае с рентой, экономисты предпочитают трактовать прибыль в более узком смысле, чем бухгалтеры. Для бухгалтеров "прибыль" это то, что остается от общей выручки фирмы после уплаты отдельным лицам и другим фирмам стоимости материалов, капитала и труда, которые были использованы данной фирмой. Для экономиста такая трактовка слишком широкая и не совсем определенная. Трудность, как ее видит экономист, заключается в том, что такая трактовка прибыли включает только явные издержки, то есть платежи фирмы внешним поставщикам. Соответственно игнорируются вмененные (скрытые) издержки, то есть платежи за аналогичные ресурсы, которыми владеет сама фирма или сама их использует. Другими словами, такая трактовка прибыли исключает вмененные издержки на заработную плату, ренту и ссудный процент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Список использованной литературы

 

 

  1. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика /Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Лисовика Б. и Лукашевича В. - С-Пб., 1997. - 448 с.
  2. Камаев В. Д. Учебник по основам экономической теории (экономика). - М.: «ВЛАДОС», 2005, - 384 с.
  3. Курс экономической теории: Учебник для ВУЗов / В. А. Амвросов и др.; под общей редакцией Чепурина М. Н. - Киров: АСА, 2000. - 624 с.
  4. Мамедов О. Ю. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. - Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2010. - 608 с.
  5. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Осоновы экономической теории: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. и руководитель авт. коллектива П. В. Савченко. - М.: Экономика, 2007. - 367 с.

 

 

 

 


Информация о работе Прибыль как экономическая категория. Формы прибыли