Приватизация в России и ее особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выяс¬нение сущности и значения приватизации, ее способы и формы, а также особенности приватизации в России. При рассмотрении особенностей приватизации в России большое внима¬ние уделено целям и задачам Российской приватизации.

Содержание

Введение 5
1 Приватизация 7
1.1 Понятие приватизации и разгосударствления 7
1.2 Способы и формы приватизации 9
2 Особенности приватизации в России 14
2.1 Цели и задачи Российской приватизации 14
2.2 Этапы приватизации в России 19
2.3 Итоги приватизации в России 25
3 Приватизация в Амурской области 28
Заключение 30
Библиографический список 32

Вложенные файлы: 1 файл

курсач 2.docx

— 75.06 Кб (Скачать файл)

Продажа государственных  предприятий в частные руки осуществляется путем организации  аукционов  и конкурсных торгов. Аукцион позволяет  стать владельцем  предприятия  физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую цену. С  помощью аукциона государственные  предприятия приватизируются в  относительно короткие сроки и с  существенной финансовой прибылью для  государства. В то же время аукционная торговля ограничивает число вероятных собственников, так как только действительно богатые лица могут позволить себе участвовать в аукционах. Владелец предприятия, купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороны государства, поэтому волен поступать со своей собственностью, как ему захочется ( ликвидировать, перепрофилировать), не согласуясь с интересами общества.

Преодолеть этот недостаток аукционной торговли можно с помощью  конкурсных торгов. Конкурсные торги  – это продажа государственной  собственности частным лицам  в соответствии с требованиями и  условиями, выдвинутыми государством. Но проведение конкурсов увеличивает  текущие расходы, снижает доходы и требует более длительного  времени.

Выкуп акций государственного предприятия менеджерами («управленческие выкупы) осуществляется не только за наличные средства управляющих, но и за счет банковских кредитов, средств пенсионных и страховых фондов. Поэтому « управленческие выкупы» выступают своеобразным видом кредитования менеджеров под залог имущества предприятия. При этом доходы от функционирования таких предприятий с лихвой покрывают взятые в кредит ссуды. Привлекательность «управленческих выкупов» состоит в активизации предприимчивости менеджеров, которые, становясь совладельцами предприятия, заинтересованы в повышении эффективности его функционирования, улучшении управления и реализации собственных интересов.

Приватизация в форме  продажи акций работникам предприятий  означает развитие рабочей акционерной  собственности. Продажа акций рабочим  является эффективным средством  повышения их заинтересованности в  результатах своей работы, росте  производительности труда и прибыльности предприятий. Примером эффективно функционирующего предприятия, полностью принадлежащего занятому на нем персоналу, является предприятие, созданное в 1956 г. в  Испании.

Одна из наиболее распространенных форм приватизации – публичная продажа  акций населению, при которой  государственное предприятие превращается в акционерное общество открытого  типа. Продажа акций населению  осуществляется по фиксированной или  конкурсной цене. При продажи акций по фиксированной цене возможны завышение и занижение стоимости имущества. При конкурсной цене достигается более точная оценка имущества государственных предприятий. Покупка акций мелкими инвесторами стимулируется широко используемыми льготами: премии для купивших акций в максимально короткий срок, отсрочка платежей или разрешение оплаты акций по частям с полной выплатой дивидендов, установление более низкой цены на акции.

Публичная продажа акций  ориентируется на сбережения населения. Ее главное преимущество состоит в открытости и доступности всех желающих. В приватизации государственных предприятий могут участвовать и иностранные инвесторы. Однако их доля, как правило, четко определена законодательством в интересах защиты и поддержания конкурентоспособности национальной экономики. В то же время их участие в приватизации желательно для обеспечения интегрированности национальной экономики в мировое хозяйство.

Приватизация не всегда сопровождалась продажей государственного имущества. Нередко государственная собственность  «разбавлялась» частным капиталом, образуя смешанные предприятия . Практиковалась также аренд, когда  физические или юридические лица приобретали часть государственного имущества в пользование на определенный период и за определенную плату. Арендатор  получает возможность самостоятельно организовать производственный процесс, нанимать персонал, осуществлять контроль за производством и нести финансовую ответственность за хозяйственную  деятельность предприятия.  Как правило, аренда использовалась для малорентабельных предприятий с целью повышения  эффективности их работы. В этих  же случаях могла использоваться такая форма, как заключение контракта  на управление предприятием. Подписание контракта предоставляет управляющим полный контроль над функционированием предприятия и все необходимые полномочия для эффективного управления предприятием.

Соглашения об аренде и  контракты на управление зачастую являются временными мерами для улучшения  экономических показателей деятельности государственных предприятий или  переходной ступенью к полной приватизации.

Процесс приватизации изменил  положение государственных предприятий  в рыночной экономике. Это выразилось в упрощении взаимоотношений  предприятий с государственными органами власти, в менее жестком  контроле со стороны государства. Изменились правила финансовых взаимоотношений  государства и предприятий. Так, увеличиваются процентные ставки за хранение активов предприятий на государственных банковских счетах. Появляются новые типы ценных бумаг ( без права голоса, но означающие участие государства в капитале).

В ряде случаев приватизация заменялась переводом предприятий  из одной институциональной категории в другую. Например, французская компания « Рено» переведена из публично - правовой в частноправовую группу.

Таким образом, приватизация в развитых странах осуществляется в разных формах, используя разные способы продаж, приватизируемые  предприятия получают разный юридический  статус, контролирующими собственниками становятся индивидуальные лица, институты, управляющие персонал предприятия  или только рабочие. Процесс приватизации, как правило, занимает много лет.

Приватизация – это  экономическая политика государства, поэтому именно государство должно стать главным организатором новых рыночных структур2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ  В РОССИИ 

    2.1 Цели и задачи Российской приватизации

 

Для успешного осуществления  приватизации в России необходимо создание определенных условий. Прежде всего  должны существовать субъекты государственной  собственности, то есть учреждения, которые  по закону имеют право ею распоряжаться ( продавать или покупать акции  государственных предприятий). В  западных странах такими субъектами являются холдинговые компании, находящиеся  под контролем законодательной  власти и не имеющие права никому делегировать свои полномочия.

Первым шагом в этом направлении в нашей стране стало  образование Российского фонда  федерального имущества, выступающего продавцом приватизированных долей  государственных предприятий (паев, акций). Деятельность фонда финансируется  за счет средств, полученных от приватизации. На местах фонд имеет свои отделения. Фонд выполняет следующие функции:

  • временно владеет принадлежащими Российской Федерации свидетельствами собственности на приватизированные предприятия;
  • осуществляет полномочия Российской Федерации как собственника на общих собраниях;
  • обменивает принадлежащие Российской Федерации акции на акции инвестиционных фондов и холдинговых компаний.

Исполнительные функции  – разработка программы, организация  процесса приватизации и контроля за ее ходом – были возложены на Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом3. Комитет  принимает решения о приватизации предприятий.

Развертывающийся процесс  приватизации отечественных государственных  предприятий позволяет выявить  некоторые ее особенности.

Особенности процесса приватизации, происходившего в России:

  1. массовый характер приватизации, вызванный высокой долей государственной собственности в стране, а также стремлением ускорить процесс преобразования экономической структуры общества;
  2. значительный удельный вес неэквивалентных форм (безвозмездная передача, оплата не в полной мере и др.), вызванный отсутствием денежных средств в частных руках;
  3. проведение особого ваучерного этапа приватизации.

Важнейшая черта приватизации в России – ее централизованный характер. Приватизация отечественных  предприятий – это организованный сверху процесс, она представляет собой  государственную экономическую  политику. В результате государство  регулирует и контролирует приватизационные процессы.

Особенностью приватизации в России является ориентация на смешанный  тип, сочетающий рыночные и административные (нерыночные)  методы ее осуществления. Наряду с продажей предприятий за наличные деньги путем проведения аукционов и конкурсов государственная программа предусматривает бесплатное получение каждым гражданином независимо от уровня доходов, социального положения, возраста, пола приватизационного чека, дающего ему право на приобретение акций государственных и муниципальных предприятий на определенную сумму. Вместе с тем держатель приватизационного чека может по своему усмотрению распорядиться им , реализуя основной принцип рыночной экономики – свободу выбора.

В целом процесс приватизации в России характеризуется высокими темпами, чему в немалой степени  способствует стремление создать в  короткие сроки частные сектор предпринимательства. В проведении приватизации использовались наиболее популярные и эффективные в развитых странах формы и методы.

 Поскольку в отечественной экономике опыт разгосударствления полностью отсутствует, задачи приватизации в России шире, чем в западных странах.  Главной экономической задачей приватизации было повышение эффективности экономики за счет создания института частной собственности на средства производства. В то время как в определенных сферах экономики (обслуживание, торговля) эта задача была достаточно быстро решена, в промышленности и сельском хозяйстве нужный эффект достигался гораздо медленнее, во многом из-за того, что приватизированные предприятия переходили в собственность трудовых коллективов, то есть под контроль - а в перспективе и в собственность — их директоров 4. Подавляющее преобладание в нашей стране государственной собственности делает процесс приватизации необходимым для демонополизации экономики и стабилизации экономического положения, развития демократического характера отношений собственности и управления предприятиями, для рациональной деятельности государственного сектора, повышения эффективности функционирования предприятий, для стимулирования различных форм предпринимательства, улучшения состояния государственных финансов и снижения инфляции. Следовательно, в России приватизация выступает ключевым направлением формирования рыночных отношений.

Общая цель приватизации - обеспечение  условий для функционирования будущей  рыночной системы. В свою очередь  общая цель состоит из трех основных:

1 Обеспечение стабильности системы отношений прав собственности;

2 Создание условий (экономических механизмов, правовых институтов) для само воспроизводства этой системы;

3 Экономическая эффективность на микро- и макроуровнях.  

 Из этого вытекает  и основной показатель эффективности  приватизации: создание условий  для экономической реализации  новой системы прав собственности, ориентированной на эффективность системы хозяйства как в целом, так и на микроуровне.

Значительный интерес  представляют принципы, заложенные в  программу приватизации 1998 г. Это  программа имела ярко выраженный отраслевой аспект и была ориентирована  на получение максимальной прибыли  от продажи не контрольных, а более  мелких пакетов акций в целях  борьбы с монополизмом отдельных  финансово-промышленных групп и  развития реальной конкуренции.

В этом году было зафиксировано  большое количество случаев перепродажи  предприятий, массовая скупка акций  перспективных акционерных обществ. Получили развитие залоговые аукционы, стали активизироваться специализированные финансово-промышленные группы, продолжился  передел собственности.

Основными направлениями  дальнейшей трансформации собственности  является постепенное сокращение числа  мелких собственников; усиление роли региональных рынков ценных бумаг; частичная национализация стратегически важных для государства  объектов; дальнейшее развитие специализации  крупных собственников; формирование эффективного собственника под воздействием государственного регулирования; повышение  информационной открытости процессов  и прогнозирования их социально-экономических  последствий.

Государственная собственность  все же сохранит свою значимость и  функцию опорного звена всей хозяйственной  цепи. Продолжающийся процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, направлен на повышение эффективности  использования собственности путем  увеличения объемов валового продукта и нормы прибыли, доли рынка или  выхода на новые рынки.

Достижению гармонизации отношений "новых" собственников  со "старыми" управленцами могут  способствовать жесткая правовая позиция  государства, организация широких  программ обучения руководства крупных  предприятий финансовому менеджменту, поддержка компаний, занимающихся бизнес-консультированием, ориентированных на завоевание доверия и собственников, и управленцев5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Приватизация в России и ее особенности