Приватизация и разгосударствление собственности: Россия в контексте мирового опыта
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 14:19, курсовая работа
Краткое описание
Выбрана данная тема потому, что я считаю, что она в настоящее время очень актуальна, так как приватизация в России в 90-е годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами. Был совершен ряд грубейших ошибок, наша страна не учла опыт и результаты приватизации в других развитых странах. Поэтому Россия должна изучить и проанализировать допущенные ошибки, еще раз изучить опыт, результаты, механизм приватизации в других странах. И после этого, учитывая специфику нашей страны, необходимо исправить допущенные ошибки в приватизации.
Содержание
Введение. 3 1. Необходимость приватизации и разгосударствления собственности в России. 5 1.1. Сущность и способы разгосударствления. 5 1.2. Сущность и формы приватизации. 7 1.3. Необходимость и предпосылки проведения приватизации и разгосударствления в России. 11 1.4. Цели приватизации. 13 2. Этапы приватизации и разгосударствления собственности. 15 2.1. Ваучерный этап приватизации. 15 2.2. Денежный этап приватизации. 20 3. Итоги приватизации и перспективы приватизации. 24 3.1. Итоги приватизации. 24 3.2. Перспективы приватизации. 28 4. Мировой опыт приватизационных процессов. 30 4.1. Приватизация во Франции. 30 4.2. Приватизация в Германии. 32 4.3. Приватизация в Испании. 34 4.4. Приватизация в Великобритании. 37 Заключение. 39 Список использованных источников. 43
В Испании государственный
сектор экономики за последние 15-20 лет
значительно сократился. Если в середине
70-х годов его доля в общем объеме валового
внутреннего продукта страны составляла
более 90 %, в середине 80-х – 83 %, то сейчас
– чуть больше 30 %. Продажа бывших государственных
предприятий осуществляется уже почти
20 лет [4, с. 96].
К государственному сектору
экономики еще совсем недавно относилось
большинство промышленных предприятий
Испании. Вся электроэнергия в стране
производилась на государственных электростанциях
компании «ЭНДЕСА». Государственными
были – весь используемый в стране газ,
65 % угля и почти 90% стали. Полностью в руках
государства находилась телефонная связь
[9].
К государственному сектору
экономики относились также сеть лучших
гостиниц, ведущие туристические агентства
и даже гольф-клубы. Разумеется, весь общественный
транспорт в стране, кроме такси, был государственным.
И весь этот гигантский сектор
национальной экономики, включавший в
себя более половины всех предприятий
Испании, управлялся из одного центра
– так называемого Национального Института
промышленности. По сути, это было одно
грандиозное министерство.
Впрочем, такая структура экономики,
созданная во времена диктатуры генерала
Франко, вполне соответствовала тогдашнему
авторитарному режиму. Франко пришел к
власти в Испании в 1939 году в результате
военного мятежа и трехлетней гражданской
войны. Но лишь в 50-е годы его правительство
обратилось к национальной экономике,
пришедшей к тому времени в полный упадок.
Частный капитал был весьма
слабым, в стране преобладало мелкое производство.
Но диктатор особо и не доверял ни частной
инициативе своих сограждан, ни иностранному
капиталу, и делал главную ставку на свое
государство. В те годы, ведущие промышленные
предприятия национализировались одно
за другим.
Легкой промышленностью и сельским
хозяйством генерал Франко практически
не занимался. И сельское хозяйство Испании
оставалось традиционным: на юге преобладало
крупное частное землевладение, на севере
– мелкое.
Диктаторский режим прекратился
после смерти Франко в 1975 году, затем наступил
«переходный период», когда были заложены
основы демократических преобразований.
Приватизацию государственной
собственности в Испании начала Социалистическая
Рабочая Партия, стоящая на позициях социал-демократии
и близкая по идеологии, например, немецким
социал-демократам. Эта партия находилась
у власти почти 15 лет – с 1982 по 1996 годы.
Примечательно, что именно левая партия
начала приватизацию, поскольку даже ее
лидеры убедились, что альтернативы не
существует.
Сменившая социалистов в 1996
году и находящаяся по сей день у власти
в Испании правоцентристская Народная
Партия продолжила приватизацию. Продажа
государственных предприятий – один из
основных пунктов экономической программы
нынешнего председателя правительства
Испании Хосе-Мария Аснара. По своим взглядам
он близок немецким христианским демократам.
Разногласий по поводу приватизации
промышленных предприятий в испанском
обществе практически не было. Против
этого не возражали даже коммунисты –
третья по влиянию политическая партия
в Испании. Все ведущие политические силы
страны, представленные в национальном
парламенте, сходились в том, что роль
государства в экономике должна быть ограниченной.
Это не значит, впрочем, что
разногласий по поводу приватизации не
существует вовсе. Но они затрагивают
в основном социальную сферу – здравоохранение
и образование. Здесь также давно присутствует
частный сектор: многочисленные частные
школы и университеты, развитая сеть частных
клиник и консультаций. Тем не менее, ключевые
позиции по-прежнему сохраняет за собой
государство.
Частный сектор пока не в состоянии
решить всех существующих в социальной
сфере проблем. Ведь он всегда ориентирован
на получение прибыли, а медицинское обслуживание,
также как и общественный транспорт, должны
быть общедоступны.
В Испании и национальная железнодорожная
компания «РЕНФЕ» пока остается в полной
собственности государства, как и городской
транспорт – автобусы и метро.
Что касается общественного
транспорта, то после многочисленных парламентских
дебатов, в Испании началась приватизация
национальной авиакомпании «Иберия».
Автобусные междугородние перевозки уже
приватизированы.
Практически все отрасли топливно-энергетического
комплекса и телефонная связь также приватизированы.
Например, бывший монополист,
государственная нефтегазовая международная
«Бритиш Петролеум» [4, с. 101].
Что касается других крупных
монополий, то, скажем, приватизация национальной
телефонной компании «Телефоника» была
полностью завершена еще в 1996 году. Полностью
приватизирована и другая крупнейшая
государственная монополия – национальная
энергетическая компания «ЭНДЕСА».
С другой стороны, в собственности
государства по-прежнему остаются самые
крупные в стране угольные шахты «УНОСА»,
в провинции Астурия, на севере. Их приватизация
пока нереальна – шахты убыточны, а просто
закрыть их государство не может. Без работы
сразу скажутся сотни людей. Поэтому испанское
правительство считает пока более целесообразным
предоставление дотаций этим шахтам, так
как не в состоянии решить проблему переквалификации
и трудоустройства шахтеров в этом угольном
регионе.
Как же осуществляется контроль
за предприятиями стратегических отраслей?
Как правило, государство владеет в этих
компаниях так называемой «золотой акцией»,
дающей право блокировать любое нежелательное,
с точки зрения правительства, решение
акционеров. Кроме того, ни испанская,
ни зарубежная компания, не может купить
сколько-нибудь значимый пакет акций предприятия,
относящегося к числу стратегических,
без специального разрешения правительства
Испании.
Существует специальная, подотчетная
парламенту, государственная Комиссия
по приватизации, которая контролирует
весь процесс продажи государственных
предприятий. В среднем крупнейшие предприятия
в Испании продаются в течение 5-8 лет.
Заключение
Как показывает анализ процессов
приватизации и развития фондового рынка
в России, денационализация может осуществляться
либо путем глобальной или ограниченной
приватизации, либо бесплатной передачи
предприятий или продажи его инвестору.
В результате ваучерной приватизации
уже к 1994 году в России 13 тыс. предприятий
стали акционерными обществами. Малая
приватизация была практически завершена,
однако часто она проходила в условиях
получения неполной собственности (например,
аренды магазина).
Экономические последствия
форсированной приватизации, проведенной
по российскому образцу, оказались крайне
тяжелы. Системы национальных счетов показывают,
что для реального сектора российской
экономики ситуация становится невыносимой.
С другой стороны, если приватизация не
ставит своей целью радикальное изменение
социально - классовой структуры общества,
то можно увидеть, что разумная, умеренная,
постепенная приватизация действительно
частично повышает инвестиционную активность,
но только вместе с реформами в других
областях финансовой деятельности.
Итоги приватизации последних
лет незыблемы и пересмотрены не будут.
Об этом заявил председатель правительства
РФ Михаил Касьянов (из материалов информагентств),
открывая заседание правительства, на
котором была рассмотрена программа приватизации
федерального имущества до 2006 года. Правительство,
сказал Касьянов, будет и впредь придерживаться
этого принципа, а также проводить приватизацию
при соблюдении ее открытости.
Как сказал Касьянов, в 2004 году
планируется приватизировать более 2 тысяч
объектов федеральной собственности,
большинство из которых «управляется
неэффективно и минимизирует конкурентоспособность
предприятий». При этом, заметил премьер-министр,
государство владеет менее 25% акций таких
предприятий, что означает, что оно не
может в полной мере влиять на развитие
этих предприятий, а значит, должно избавить
их от «своего избыточного присутствия».
До 2006 года, уверен премьер-министр,
правительство «сможет расчистить рынки
от избыточного присутствия неконкурентоспособной
собственности государства», учитывая
то, что приватизация является «важнейшим
инструментом экономической политики
страны, структурных и институциональных
преобразований».
От приватизации федерального
имущества в бюджет страны в следующем
году поступит порядка 35 млрд. рублей.
Об этом сообщили в Министерстве имущественных
отношений РФ накануне заседания правительства.
При этом в министерстве ожидают, что в
2005 году доход от приватизации федерального
имущества также составит 35 млрд. рублей.
В планах ведомства — до 2008
года приватизировать госимущество, которое
не обеспечивает необходимые госфункции,
а также продажа пакетов акций акционерных
обществ, доля участия государства в которых
«не обеспечивает эффективного влияния
в управлении».
По данным Минимущества, на
1 июня этого года в федеральной собственности
находились пакеты акций 4205 акционерных
обществ и 9860 ФГУПов. [http://www.spbvedomosti.ru].
Написав данную курсовую работу
можно сделать ряд выводов:
В развитии человеческой цивилизации,
экономических систем, становлении и развитии
товарного производства наряду с разделением
труда решающую роль играет собственность.
Отношения собственности составляют основу
любой экономической системы.
В современном мире нет ни одной
страны, где бы государство активно не
занималось хозяйственной деятельностью.
Преобладание государственной формы собственности
в экономике страны ведет к возникновению
государственной монополии, которая пагубна
для развития экономики, для потребителя,
населения и чрезвычайно выгодна производителю.
Гипертрофированное огосударствление
экономики приводит к мономорфизму собственности,
окостенению предпринимательских структур,
препятствует функционированию рыночных
механизмов. Именно поэтому необходимо
разгосударствление и приватизация.
Словарь терминов
Акционерное общество – крупное
предприятие, возникающее в результате
объединения денежных средств (индивидуальных
капиталов, государственных средств, личных
сбережений) путем реализации акций.
Акция – ценная бумага, дающая
ее владельцу право получать определенную
долю дохода акционерного общества и участвовать
в управлении ее делами.
Аренда – предоставление средств
производства их собственником во временное
пользование другому пользователю за
плату.
Арендная плата – плата за пользование
средствами производства, взятыми в аренду.
Аукцион – продажа в заранее
установленное время каких-либо товаров
или имущества с публичных торгов по максимальной
из предложенных покупателями цен.
Банк – финансовое предприятие,
сосредоточивающее временно свободные
денежные средства с целью их предоставления
в долг за плату (под проценты).
Бизнес – частнопредпринимательская
деятельность с целью получения дохода
средствами, не противоречащими закону.
Вексель – бесспорный денежный
долговой документ.
Государственный бюджет – основной
централизованный фонд денежных средств
государства, обеспечивающий оптимальную
структуру народного хозяйства, гарантированный
уровень жизни всех членов общества, обороноспособность
страны, государственное управление.
Заработная плата – денежная
оплата труда наемного работника, эквивалентная
в рыночной экономике стоимости его рабочей
силы.
Инвестиция – долгосрочное
вложение денег в какое-либо перспективное
предприятие.
Инвестиционные банки занимаются
эмиссионно-учредительными операциями
по ценным бумагам (выпускают ценные бумаги),
производят их куплю-продажу на фондовой
бирже, а также выдают целевые долгосрочные
ссуды.
Индексация доходов – механизм
периодической компенсации населению
роста цен с помощью надбавок к заработной
плате.
Инфляция – обесценивание бумажных
денег вследствие их чрезмерного выпуска
по сравнению с потребностью.
Курс акции – ее цена на фондовой
бирже, которая прямо пропорциональна
уровню дивиденда и обратно пропорциональна
уровню ссудного процента (т.е. дохода,
получаемого вкладчиком банка).
Прибыль – превышение выручки
от продажи товаров над издержками производства.
Приватизация – переход части
государственного имущества в собственность
трудовых коллективов либо частных лиц.
Разгосударствление – предоставление
реального права самоуправления трудовым
коллективам и регионам.
Рынок – такая организация
общественного производства, при которой
производители товаров сами решают: 1)
когда, в каком количестве и какие товары
производить, 2) как эти товары произвести,
3) для какого потребителя производятся
товары. В узком смысле рынок – это сфера
обращения товаров, купля-продажа.
Собственность – форма присвоения
участниками производства условий и результатов
общественного производства.
Финансы – экономические отношения,
регулирующие образование, распределение
и использование специальных фондов денежных
средств, которые предназначены для удовлетворения
общих народнохозяйственных потребностей.
Фондовая биржа – учреждение,
где продаются и покупаются ценные бумаги.
Цена – денежное выражение
стоимости товара.
Экономика –народное хозяйство
страны, т.е. система отраслей производства,
продукт которых обеспечивает потребности
общества.
Эмиссия – выпуск в обращение
денег и ценных бумаг.
Основными способами разгосударствления
являются:
1) либерализация рынков;
2) коммерциализация;
3) стимулирование создания
и расширение сферы деятельности
смешанных предприятий (государственно-частных);
4) денационализация.
Результатом разгосударствления
является уменьшение доли валового национального
продукта, перераспределяемого через
государственный бюджет. Иначе говоря,
сокращается часть чистого продукта, создаваемого
предпринимателями, изымая через налоговые
и другие платежи в централизованный доход
государства. По уровню такого изъятия
можно судить о степени огосударствления
или, наоборот, разгосударствления экономики
и соответственно о развитии рыночных
механизмов.