Природные ресурсы Республики Беларусь и проблема их эффективного использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2014 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение безработицы и её гендерных аспектов. В соответствии с данной целью в работе определены следующие задачи:
определить понятие, сущность, виды безработицы, причины её возникновения, а так же экономические и социальные последствия;
произвести анализ структуры и динамики безработицы в Беларуси;
определить пути и методы сокращения безработицы.

Вложенные файлы: 1 файл

оригинал.docx

— 73.69 Кб (Скачать файл)

Однако не все потребности экономики Республики Беларусь удовлетворяются за счет собственного сырья. Республика импортирует нефть, природный газ, каменный уголь, апатитовый концентрат, серу (для производства фосфорных удобрений) и некоторые другие виды полезных ископаемых. Кроме того, активно осваиваются месторождения полезных ископаемых за рубежом, например в Венесуэлу и Иран, с доставкой на белорусский рынок полученной доли добываемых минеральных ресурсов.

Обеспеченность разведанными запасами нефти на уровне годовой добычи (около 1 млн т) составляет примерно 35 лет. Потребности народного хозяйства в нефти возрастают, и нынешние объемы добычи смогут их покрыть лишь на 10-15 %. Перспективными в отношении нефти и природного газа являются Оршанская и Брестская впадины.

Сведения о разведанных месторождениях полезных ископаемых приведены в таблице 1. (ЭКОНОМИКА БЕЛАРУСИ № 2, 2011 стр 72)

Таким образом, несмотря на всё их видовое разнообразие природных ресурсов в Беларуси, некоторых из них не хватает для удовлетворения потребностей страны, которая, в связи с этим, вынуждена импортировать их из других стран. 
Глава 3 Проблема истощения природных ресурсов и пути их эффективного использования

Природные ресурсы не беспредельны и не вечны. Это делает необходимым постоянную заботу об их сохранении и воспроизводстве. Для этого существуют следующие основные условия:

Во-первых, необходимо бережно, рационально использовать то, что человеку дает природа;

Во-вторых, там, где это доступно, следует принимать действенные меры к восполнению природных ресурсов (восстанавливать и повышать естественное плодородие земли, осуществлять лесопосадки, воспроизводить запасы водоемов);

В-третьих, следует максимально использовать вторичное сырье и прочие отходы производства;

В-четвертых, необходимо всемерно поддерживать экологическую чистоту производства и природопользования.

В настоящее время все более обостряется проблема истощения природных ресурсов. При расточительном, хищническом использовании некоторые виды возобновляемых ресурсов могут исчезать, теряя способность к самовозобновлению, а невозобновляемые ресурсы абсолютно не восстанавливаются, поэтому их охрана состоит в их рациональном, комплексном и экономном использовании, которое подразумевает гораздо меньшие потери при переработке или добыче, а также замене этих ресурсов прочими искусственно созданными или другими природными.

Для предотвращения истощения природных ресурсов необходимы установление гармоничного взаимодействия общества с окружающей средой, обеспечение их охраны, которая заключается в рациональном и экономном использовании, борьбе с потерями при добыче, перевозке, обработке и использовании, а также в поиске их заменителей.

Проблемы, связанные с рациональным использованием и охраной природных ресурсов, носят глобальный характер.

Многие страны мира активно используют вторичное сырье и отходы производства, сберегая таким образом «кладовые» природы. Наконец, следует всемерно стремиться к созданию максимального количества малоотходных и безотходных предприятий и технологий.

http://ulpn.ru/prirodopolzovanie/istochenie-prirodnih-resursov.aspx

http://xn----7sbabed5akf8bbm5ah4b2n.xn--p1ai/mirovaya-ekonomika-uchebnik/211-prirodnyie-resursyi-rol-mirovoy-15570.html

Современный этап экономического и социального развития Республики Беларусь, экологические угрозы, связанные с изменениями окружающей среды, глобальными и региональными изменениями климата обусловили необходимость формирования такой политики в области охраны окружающей среды, которая могла обеспечить устойчивое и сбалансированное развитие экономики и социальной сферы при условии сохранения экологического (природного) потенциала страны в долгосрочной перспективе.

Для обеспечения постоянства и неистощимости лесных ресурсов, сохранения разнообразия лесной флоры и фауны в Беларуси функционирует система мероприятий по лесовосстановлению. http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/statistics_for_schoolers/03.pdf

В результате целенаправленной политики лесовосстановления и лесоразведения увеличивается площадь покрытых лесом земель, сохранена формационная структура и видовое разнообразие лесов, повышается их устойчивость и продуктивность.

Главным резервом повышения эффективности использования водных ресурсов (особенно свежей воды) является сокращение потребления в основных водопотребляющих отраслях. Другое направление – ликвидация многочисленных потерь воды на всех этапах ее использования, а также непосредственно водопотребителями.

Разработка и реализация водохозяйственных и водоохранных мероприятий координируется государственным органом управления, функции которого в настоящее время выполняет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Обобщенным показателем эффективности использования водных ресурсов, который позволяет сопоставить объем затраченной воды с результатами хозяйственной деятельности, является водоемкость ВВП.

Водоемкость показывает, сколько водных ресурсов нужно затратить для получения единицы ВВП. Динамика этого показателя может служить индикатором эффективности их использования.

В целях повышения экономической ответственности и принятия управленческих решений социально-экономического характера по вопросам развития минерально-сырьевой базы, ее рационального использования необходимо дальнейшее развитие соответствующего информационного обеспечения и координация работ по разработке и изучению недр, экспорту и импорту минерального сырья. Механизмом реализации этих задач представляются целевые прогнозные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь, определяющие задания на освоение отдельных месторождений, а также баланс минерального сырья, включающий информацию о потребностях, добыче, импорте и экспорте сырья. Это представляется важным для рационального использования имеющихся в недрах полезных ископаемых, расширения производственных мощностей действующих и строительства новых горнодобывающих предприятий.

Перспективные планы и прогнозы включают разработку экологически безопасных и экономически эффективных технологий добычи, переработки и использования минерального сырья, повышения коэффициента извлечения полезных ископаемых на эксплуатируемых месторождениях.

Управление земельными ресурсами в Республике Беларусь определяется проводимой государственной земельной политикой, целью которой является повышение эффективности использования и охраны земельных ресурсов как неотъемлемого условия устойчивого социально-экономического развития страны. Повышение эффективности землепользования связано с оптимальным распределением земель по сферам и отраслям народного хозяйства, радикальным улучшением результативности использования этого ресурса во всех без исключения сегментах экономики. Генеральным направлением в распределении земель в процессе хозяйственной деятельности остается учет необходимости максимального сохранения сельскохозяйственных угодий, дальнейшее совершенствование их структуры. Однако сельскохозяйственное использование земель не всегда может быть признано как наиболее рациональное. Интересы гармоничного развития экономики страны требуют отвода под промышленное, транспортное, жилищное строительство, на рекреационные цели все новых и новых земель. Задача в том, чтобы изъятие земель сводилось к минимуму и по возможности осуществлялось вовлечение в народнохозяйственный оборот ранее не используемых территорий.

Стратегической целью охраны окружающей среды на долгосрочный период является достижение более высокого ее качества, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, содействие решению глобальных и региональных экологических проблем, устойчивому социальному и экономическому развитию Республики Беларусь.

Для достижения стратегической цели определены приоритетные направления деятельности:

  1. снижение вредных воздействий на окружающую среду и восстановление природных комплексов;
  2. кардинальное улучшение в области обращения с отходами;
  3. обеспечение устойчивого территориального развития;
  4. сохранение биологического и ландшафтного разнообразия;
  5. минимизация воздействия на климат и адаптация к его изменениям.

Остается актуальной задача доведения экологической информации до широких слоев общественности и заинтересованных организаций с использованием возможностей средств массовой информации, экологического образования и воспитания. Одной из важных задач является дальнейшее развитие конструктивного взаимодействия государственных органов и общественных экологических объединений в решении насущных природоохранных проблем. Только объединив усилия всех граждан, можно рассчитывать на реальные успехи в создании благоприятных условий жизни человека, предупредить негативные изменения в природной среде, обеспечить устойчивое развитие страны.

Таким образом, в настоящее время существует проблема истощения природных ресурсов, в связи с их нерациональным использованием, Рациональное природопользование предполагает разумное освоение природных ресурсов, их охрану, предотвращение возможных вредных последствий человеческой деятельности, поддержание и повышение продуктивности и привлекательности природных комплексов и отдельных природных объектов.

 

Приложение:

Состояние минерально-сырьевой базы Республики Беларусь

на 1 января 2011 года

Наименование полезных ископаемых

Количество

месторождений

Балансовые запасы

Добыча

в 2011 году

единица измерения

количество

количество

1. Соли калийные, сырые соли/К2О

3 и 2 участка

млн. т

7023,2/

1276,3

34,6/6,1

Соль поваренная

3

млн. т

21315,2

1,8

Нефть

75

млн. т

55,4

1,7

Уголь бурый

2

млн. т

99,1

-

Горючие сланцы

2

млн. т

327,7

-

Торф

71

млн. т

160,5

3,3

Железные руды

2

млн. т

275,4

-

Мел для цемента

7

млн. т

643,4

5,5

Мел для извести

и молотого мела

34

млн. т

366,5

5,1

Мергель для цемента

1

млн. т

366,0

2,2

Доломит

1

млн. т

922,6

3,8

Трепел

1

млн. т

30,0

-

Камень облицовочный

1

млн. м3

3,3

-

Камень строительный

3

млн. м3

583,5

6,9

Песчано-гравийная смесь

195

млн. м3

696,2

14,5

         

Песок стекольный

2

млн. т

17,1

0,56

Песок формовочный

2

млн. т

35,2

0,57

Песок строительный

161

млн. м3

548,0

7,04

Глины для цемента

13

млн. т

135,4

1,5

Глины формовочные

1

млн. т

12,3

-

Глины кирпичные

218

млн. м3

249,3

1,3

Глины аглопоритовые

6

млн. м3

25,4

0,053

Глины керамзитовые

8

млн. м3

53,9

0,174

Глины тугоплавкие

6

млн. т

51,8

0,13

Сапропель

85

млн. т

74,1

0,035

Воды подземные пресные

278

млн. м3

/сутки

7,1

0,53 млн. м3 в год

Воды подземные

минеральные

227

млн. м3

/сутки

0,06

0,59 млн. м3 в год

Промышленные воды

1

м3

/сутки

96

-


 

 

 

 

Таблица 1. Распределение водных ресурсов по бассейнам основных рек Беларуси в 2010 г. и за многолетний период


Информация о работе Природные ресурсы Республики Беларусь и проблема их эффективного использования