Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 06:02, реферат
Динамика формирования и развития хозяйственной системы показывает, что все экономические процессы и явления в общественной жизни подвержены периодическим колебаниям и волнообразным изменениям: спадам и подъемам, всплескам и депрессиям, оживлениям и кризисам. В то же время, именно благодаря цикличности, происходит развитие и усиление экономической динамики во времени и в пространстве, осуществляется естественный ход исторического развития событий и явлений. Данное утверждение признается большинством экономистов и ученых, как за рубежом, так и в России.
Произвол в формировании государственного бюджета сугубо административно-командными методами в сочетании с бесконтрольностью его распределения и использования, правовой вакуум, породивший не только мощную теневую экономику, но и стремительное разрастание коррупции - все это привело к полной неуправляемости государственных финансовых потоков и форм их движения: бюджетов различного уровня, бюджетов централизованных внебюджетных фондов.
Последствиями системно-трансформационного кризиса стали тяжелые социальные и экономические потрясения.
К сожалению экономическая наука, которая могла бы дать конкретные рекомендации по трансформации России в направлении социально ориентированной рыночной экономики, находилась в состоянии глубокого кризиса.
Системообразующей основой кризиса, его «несущей конструкцией», стал управленческий кризис. Именно управленческий кризис прямо или опосредованно затронул всю совокупность кризисов, входящих в системно-трансформационный кризис. Наиболее остро и болезненно он проявился в бюджетно-финансовом кризисе, поскольку стихийность и неуправляемость государственных финансовых потоков и форм их движения - бюджетов различного уровня и бюджетов внебюджетных фондов - поставили под угрозу безопасность самого государства: низкая наполняемость бюджетов парализовала его возможность выполнять политические, социальные и экономические задачи, обеспечивать финансовое регулирование социально-экономических процессов.
С учетом изложенного можно сформулировать главное противоречие системно-трансформационного перехода государства от административно-командной системы к государству с социально ориентированной рыночной экономикой.
По моему мнению, главным противоречием системно-трансформационного перехода является противоречие между уходящей административно-командной системой управления государством и утверждающимся государством с социально ориентированной рыночной экономикой, с новым типом государственного управления и регулирования, основанном на экономических и финансовых методах.
Из главного противоречия вытекает целый
ряд следующих. Это, в частности, противоречие
между нерыночными и рыночными формами
хозяйствования, между пассивными и активными формами социальной политики, противоречие
между массовым старением основных фондов
и медленными темпами их обновления, противоречие
между устаревшими и неэффективными институциональными
образованиями и зарождающимися новыми институционально-
Учитывая многоаспектность проявления главного противоречия системно-трансформационного перехода от государства с административно-командной системой управления к государству с социально ориентированной рыночной экономикой, базирующемуся на финансовых и экономических методах управления, необходимо расставить приоритеты разрешения сложившихся противоречий таким образом, чтобы на первом месте стояла задача укрепления позиций и обеспечения бюджетно-финансовой безопасности Российской Федерации.
Следовательно, задачей первостепенной важности является преодоление бюджетно-финансового кризиса, что объективно связано с реформированием управления бюджетной системы и, прежде всего, с разработкой динамических методов управления государственными финансовыми потоками и формами их движения.
Практикум
Объемы ВВП (У) в стране А в данном году составили 9 млрд долл. По расчетам ведущих экономистов в следующем году экономическая ситуация в стране будет характеризоваться следующими данными: потребительские расходы (С) составят 0,5У, инвестиции ( I ) 1 млрд долл, чистый экспорт (Х) 4 млрд долл. Рассчитайте прогнозируемый объем ВВП и прогнозируемые темпы экономического роста. Однако прогнозные оценки экономистов относительно потребительских расходов и инвестиций оказались завышенными, а чистого экспорта заниженными и в следующем году экономическая ситуация в стране характеризовалась следующими данными: С = 0,3У; I = 0; X = 4,9 млрд долл. Рассчитайте фактические объемы ВВП. Определите: 1) разницу между прогнозируемыми и фактическими объемами ВВП; 2) характер динамики ВВП за два года; 3) фазу конъюнктурного цикла.
У (прогноз) = 4,5+1+4=9,5 млрд.долл;
По формуле
Y= C+I+G+Хп; Y=0.5C+I+G+Xп
DУ = (9,5- 9)/9х100=5,5%
прогнозируемые темпы экономического роста;
У (факт.) = 2,7+4,9=7,6 млрд.долл.
У(прогноз) - У (факт) = 9,5 - 7,6 = 1,9 млрд.долл.
Темпы спада (7,6 - 9)/9 х 100% = - 15,5%
Фаза цикла - спад.
Заключение
Цикличность - это всеобщая форма движения, отражающая его неравномерность, смену эволюционных и революционных форм прогресса.
Циклический характер развития присущ всем отношениям: экономическим, социальным, политическим и т.д. Сущность теории циклического развития экономики связано с тем, что экономика, как открытая система, находиться в состоянии перманентного отклонения от состояния равновесия. Все отклонения приводят к тому, что цикличность в экономическом развитии имеет свою специфику. Цикличность есть система циклов с жесткими причинно- следственными связями.
Эпицентр циклического движения - это экономический кризис, в котором обозначается предел и, в то же время, обнаруживается импульс роста экономики. Глубинным процессом циклических колебаний является движение инвестиций. Для рыночной экономики характерны малые и большие циклы. Это форма экономического движения.
Цикличность - это важнейшая закономерность экономического развития.
Список литературы