Проблема безработицы в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 14:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - исследовать проблему безработицы в современной экономике.
Основные задачи работы:
· изучить литературу по теме исследования;
· проанализировать теоретические основы безработицы;
· изучить различные теории безработицы;
· проанализировать особенности рынка труда и занятости в России на современном этапе;
· изучить особенности безработицы в Кировской области.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы безработицы
1.1 Понятие и причины возникновения безработицы
1.2 Теории безработицы
1.3 Виды безработицы
1.4 Последствия безработицы
Глава 2 Проблема безработицы в экономике России
2.1 Современное состояние рынка труда в России
2.2 Методы борьбы с безработицей в России
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 77.68 Кб (Скачать файл)

Она обеспечивает формирование резерва рабочей силы как важного фактора развития рыночной экономики, который постоянно предъявляет спрос на труд. Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров. Снижение безработицы дает весомый эффективный сигнал работнику, что его профессия, специальные знания, навыки труда устарели, уровень квалификации не соответствует требованиям сегодняшнего дня, следовательно, стимулируют работника к повышению квалификации.

Социальные последствия безработицы заключаются в уничтожении уверенности человека во всеобщей занятости населения, в обязательном трудоустройстве. Безработица снижает доходы семей, усиливает дифференциацию населения, подавляет нравственное начало его поведения, приводит к деградации человека, ухудшает социально-психологический климат в обществе. Анализ статистических данных показывает, что с увеличением численности безработных, уменьшается число заключенных браков.

Последствия безработицы могут быть социальным возмущением и даже социальным взрывом. Это возможно, когда ее размеры превысят допустимый уровень. В зарубежной литературе критической величиной считается уровень безработицы более 10-12 %.

Положительные последствия безработицы:

· Безработица способствует росту предпринимательской активности в стране.

· Подталкивание граждан к повышению квалификации, уровню образования.

· Растет активность населения, развивается производство.

· Рост безработицы в краткосрочном периоде может снизить уровень инфляции.

· Растёт ценность рабочего места.

· Безработные формируют трудовой резерв в экономике, который может быть использован в условиях экономического роста.

Отрицательные последствия безработицы:

· Безработица приводит к снижению доходов в обществе и сокращению совокупного спроса.

· Снижается квалификация рабочей силы, которая долгое время находится без работы.

· Ухудшение качества жизни безработных и их семей.

· Снижается рождаемость, средняя продолжительность жизни, увеличивается отток квалифицированных кадров за рубеж.

· Безработица приводит к росту преступности в обществе.

· В условиях высокой безработицы растут расходы государства на социальное обеспечение безработных. В результате растёт налоговая нагрузка на работающих граждан.

 

Глава 2. Современное положение на рынке труда в Российской Федерации

 

2.1 Современное состояние  рынка труда в РФ

 

Безработных становится все больше и больше. Ежедневно на биржу труда обращается больше 5 тыс. человек. Но еще больше людей подыскивает работу самостоятельно. Рост количества безработных набирает обороты каждый день, а не волнами, как прогнозировали эксперты. Правительственные меры по переобучению и миграции отечественные рекрутеры оценивают весьма скептически.

По данным Управления государственной службы занятости численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения на 2011 год, составляет 27616. Из них женщины - 14443, лица, проживающие в сельской местности - 10052.

Реальная численность безработных в настоящее время в несколько раз больше цифр, опубликованных Управлением государственной службой занятости, так как на биржу труда обращаются крайне мало людей. На то есть две причины. Пособие по безработице очень невелико - для крупных мегаполисов это мизерная сумма, поэтому люди предпочитают не тратить время зря, а скорее искать новую работу. Другая причина - сложности при постановке на учет на бирже труда.

Сокращения в компаниях продолжаются постоянно. Речь идёт о сокращениях людей определённых профессий. Как правило, это службы технической поддержки, маркетинг, офисные позиции. Очень сильно страдает консалтинг и сфера продаж.

Конечно, есть и те отрасли рыночной экономики, которые менее всего пострадали от кризиса, это в первую очередь, производители товаров народного потребления первой необходимости и фармацевтика. То есть производители товаров, без которых люди просто не смогут существовать[9, С. 18 - 29].

В некоторых секторах безработица снижается. Так, даже вопреки сокращению бюджетных расходов во многих странах, вырос уровень занятости в секторе образования, здравоохранения и государственного управления. В сфере сельского хозяйства не отмечается роста, однако ситуация остается стабильной.

Проводимая Правительством Российской Федерации антикризисная политика не только позволила предотвратить более глубокий спад, но и привела к сравнительно быстрому выходу экономики на положительные темпы роста.

В период кризиса государственная политика в области содействия занятости осуществлялась в рамках постоянно действующих мер содействия занятости населения, а также дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда.

В целях повышения уровня возмещения утраченного заработка при потере работы и поддержания уровня жизни безработных граждан, позволяющего сосредоточиться на активном поиске работы, была увеличена в 1,5 раза максимальная величина пособия по безработице, что практически соответствовало среднегодовой величине прожиточного минимума в целом по Российской Федерации для трудоспособного населения. Повышен уровень информированности населения о государственных гарантиях и предоставляемых государственных услугах в области содействия занятости, организована работа консультационных пунктов, а также информационного портала «Работа в России».

На осуществление социальной поддержки безработных граждан и мер активной политики занятости, а также реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в 2011-2012 годах было выделено 250,1 млрд. рублей.

В дополнительных мероприятиях в 2011-2012 годах приняли участие более 4,4 млн. человек, сохранено порядка 2,0 млн. рабочих мест, дополнительно создано около 4,0 млн. рабочих мест, в том числе более 306,8 тыс. постоянных рабочих мест.

По сравнению с началом 2011 года количество вакансий, заявленных в органы службы занятости за период реализации региональных программ, увеличилось в 1,4 раза.

Принимаемые Правительством Российской Федерации антикризисные меры позволили сохранить стабильность в социальной сфере, улучшить ситуацию на рынке труда, уменьшить масштабы безработицы, способствовали снижению напряженности в обществе.

Реализация дополнительных мероприятий позволила не только сдержать массовое увольнение работников (около 2,8 млн. человек) и сохранить кадровый потенциал работников организаций, но и снизить численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости. Среднегодовая численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в 2011 году составила 2,08 млн. человек (при прогнозируемой численности - 2,2 млн. человек), в 2012 году (по оценке) - 1,98 млн.человек.

При этом общая численность безработных к октябрю 2012 года практически достигла докризисного уровня 5,1 млн. человек или 6,8% от численности экономически активного населения (в октябре 2008 года - 5,0 млн. человек или 6,6%).

Реализация мероприятий региональных программ положительно отразилась на рынке труда субъектов Российской Федерации, позволила поддержать занятость работников организаций и снизить численность работников, находящихся в режиме неполной занятости, тем самым помочь организациям выйти из кризиса и начать работу в обычном режиме. Численность работников, планируемых к увольнению, к ноябрю 2012 года снизилась до 288,8 тыс. человек (почти в 1,9 раза по сравнению с максимальной численностью в июне текущего года 555,4 тыс. человек). При этом численность работников организаций, находящихся в режиме неполной занятости, снизилась с максимального значения 1,67 млн. человек (в декабре 2009 года) до 601,7 тыс. человек к началу ноября 2012 года.

Сценарные условия и основные параметры социально-экономического развития на период 2014-2018 годов предусматривают инвариантность развития.

Консервативный вариант предполагает сохранение рисков невысокого инвестиционного спроса, слабого роста потребительского спроса при сохранении заработной платы работников бюджетного сектора на уровне 2011 года и сохранении спроса на рабочую силу на рынке труда на уровне 2012 года. В 2013-2015 годах уровень общей безработицы в среднегодовом исчислении соответственно составит 8,2%, 7,8%, 7,3% от численности экономически активного населения, уровень регистрируемой безработицы в среднегодовом исчислении соответственно составит 2,9%, 2,7%, 2,6%. При этом годовые темпы роста экономики (ВВП) не превысят 2,6-3,1%.

Умеренно-оптимистичный вариант отражает более быстрое восстановление экономики в результате наиболее полной реализации потенциала ее роста на основе повышения эффективности бизнеса, роста банковского кредитования, стимулирования экономического роста и модернизации в условиях роста спроса на рабочую силу. В 2013-2015 годах предполагается дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры, сферы науки и технологий, жилищного строительства и ЖКХ. При этом после 2012 года предполагается индексация заработной платы в бюджетном секторе пропорционально инфляции. В 2013-2015 годах уровень общей безработицы в среднегодовом исчислении соответственно составит 7,4%, 7,1%, 6,7% от численности экономически активного населения, уровень регистрируемой безработицы в среднегодовом исчислении соответственно составит 2,9%, 2,7%, 2,6%. Рост ВВП в 2010-2013 годах прогнозируется на уровне 3,4 - 4,2%.

По оценке Минздравсоцразвития России, в 2016-2017 годах предполагается стабилизация уровней общей и регистрируемой безработицы на уровне 6,4% и 1,8% соответственно.

В соответствии с условиями социально-экономического развития будут реализовываться адекватные меры по поддержке экономики и снижению напряженности на рынке труда (при необходимости будут приниматься меры в рамках выделенного в федеральном бюджете антикризисного резерва).

Обеспечение устойчивости наметившегося экономического роста и стабильности в сфере занятости населения в краткосрочном периоде, а также реализации задачи адекватного развития рынка труда и сферы занятости условиям перехода экономики на инновационный путь развития в среднесрочной перспективе являются важнейшими государственными приоритетами. Особое внимание будет уделяться и вопросам снижения безработицы, социальной поддержки населения, решению проблем диверсификации экономики и развития занятости населения моногородов.

 

2.2 Методы борьбы с  безработицей в России

 

Российская политика содействия занятости и защиты от безработицы основана на богатом опыте развитых стран. Однако опыт этот недостаточно корректируется применительно к российским условиям.

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

Активной политике занятости должны предшествовать хорошо отлаженные методы учета, регистрации и эффективной поддержки безработных (так называемая пассивная политика).

К пассивным методам в России можно отнести выплаты социальных пособий, таких как: пособие по безработице, стипендия в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению государственного учреждения службы занятости, материальная помощь. Так в период с 2011 по 2013 гг. наблюдается тенденция к росту выплат пособий по безработице на 23,6 %, так в 2011 году было выплачено 49124 млн. руб., а в 2013 - 64341 млн. руб.

Одним из важнейших методов сокращения безработицы является увеличение количества рабочих мест. Так, в России многие крупные предприятия во время кризиса 20010 – 2011 гг. прекратили свое существование, а многие выживали только благодаря государственной поддержке. Острее ситуация с безработицей состоит в маленьких городах и населенных пунктах. Обычно на весь город есть только одно градообразующее предприятие, на котором работает больше половины работоспособного населения. Если предприятие закрывается, то большая часть населения остается без работы.

Несомненно, одним из методов борьбы с безработицей является поддержка и увеличение, прежде всего, малого бизнеса. Проблема заключается в том, что не каждый человек способен открыть и руководить собственным бизнесом. Кроме того в России создать собственное дело достаточно сложно. Для этого, нужен как минимум стартовый капитал. В России в настоящее время наблюдается поддержка со стороны государства в данном направлении.

Фрикционная безработица в России снижается за счет улучшения информационного обеспечения рынка труда. В России эту функцию выполняют служба занятости. Она собирает у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным. Также содействуют трудоустройству кадровые службы и агентства, периодические издания для поиска работы.

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы приводят к тому, что рабочая сила наилучшим образом соответствует имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработных, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. Эти программы реализует служба занятости населения.

Одним из немаловажных методов является поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия, с целью повышения конкурентоспособности продукции. Так как спрос на рынке труда - производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет, в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Для борьбы с безработицей используется система общественных работ, в рамках которой предоставляются рабочие места безработным. Так в 2011 г. в общественных работах приняли участие 1,7 млн. чел., а в 2013 - 1,2 млн. чел. Наблюдается тенденция к снижению количества безработных, участвующих в системе общественных работ в период с 2011 по 2013 год на 29,4%.

Информация о работе Проблема безработицы в экономике России