Проблема занятости и безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 23:03, реферат

Краткое описание

Занятость выражает процесс включения работников в экономические отношения в соответствии с существующим спросом на рабочую силу. Уровень и определенная структура занятости являются основным результатом на рынке труда.
Занятость принято рассматривать с количественной и качественной стороны. Количественный (экстенсивный) и качественный (интенсивный) аспекты занятости по своему содержанию соответствуют понятиям полной и эффективной занятости.

Вложенные файлы: 1 файл

ПРОБЛЕМА ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ.doc

— 256.00 Кб (Скачать файл)

Вопрос об уровне минимальной  заработной платы постоянно дискутируется. Сторонники более высокого уровня считают минимальную заработную плату средством повышения доходов малоимущих семей, противники повышения минимума заработной платы утверждают, что ее рост способствует безработице, а помощь достается в основном не семьям, а подросткам, зарабатывающим на карманные расходы. Многие экономисты и политики полагают, что скидки с подоходного налога на заработную плату являются более совершенным способом помощи малоимущим семьям.

К причинам, обусловливающим жесткость заработной платы и рост безработицы, относятся дополнительные издержки труда и налоги на труд. Когда предприятие нанимает работника, в дополнение к заработной плате ему приходится нести множество связанных с этим затрат: оплачивать отпуск, медицинское обслуживание, иногда жилье. Кроме того, предприятия платят налог на заработную плату, исчисляемый как определенный процент от ее общего объема.

Дополнительные издержки и налоги на труд являются антистимулом при найме дополнительных рабочих и препятствием к снижению заработной платы.

Монопольная власть профсоюзов и заключаемые профсоюзами и  предпринимателями коллективные договоры позволяют сохранять заработную плату на высоком уровне. Заработная плата рабочих, объединенных в профсоюзы, определяется не равновесием между спросом и предложением, а в ходе переговоров между руководством профсоюзов и фирм. Заклюючаемый в итоге коллективный договор часто предусматривает заработную плату выше равновесного уровня. Результатом в этом случае будет уменьшение количества нанятых работников и рост безработицы ожидания.

Профсоюзы влияют и на размер заработной платы фирм, где  нет профсоюзного движения, поскольку  угроза объединения работников в  профсоюзы может поддерживать оплату труда выше равновесного уровня. Между рабочими, объединенными в профсоюз (инсайдерами), и теми, кто мог быть нанят (аутсайдерами), неизбежно возникает конфликт, разрешаемый в разных странах по-разному. Так, в Швеции размер заработной платы определяется на национальном уровне, решающая роль при этом принадлежит правительству.

Причину жесткости заработной платы экономисты усматривают и  в существовании систем заработной платы, стимулирующих эффективный  труд. Все теории стимулирующей (эффективной) заработной платы исходят из того, что высокая заработная плата повышает производительность труда, а значит, и прибыль фирмы.

Существует несколько  теорий о влиянии заработной платы  на производительность труда. Одна из них наиболее применима к развивающимся  странам и утверждает, что при  более высокой заработной плате рабочие могут позволить себе лучше питаться, а более здоровые работники трудятся более производительно.

Согласно другой высокие  заработки сокращают текучесть  рабочей силы, так как у работников сохраняется больше стимулов остаться работать в фирме. Работодатель при этом сокращает время и средства, необходимые для приема и обучения новых рабочих.

Сторонники третьей  теории считают, что более высокая  заработная плата определяет и более высокое среднее качество персонала, позволяет избежать так называемой отрицательной селекции, когда лучшие работники переходят на другую, более высокооплачиваемую работу.

Четвертая теория исходит  из того, что достаточно высокая  заработная плата стимулирует старательность работников, побуждает их не уклоняться от работы и тем самым  повышать производительность труда.

Результатом в каждом из этих случаев является установление заработной платы выше равновесного уровня и безработица ожиданий.

Социально-экономические  последствия безработицы.

Чрезмерная безработица  отрицательно сказывается на всей жизни общества. Различают экономические и внеэкономические (социальные) издержки безработицы.

Прежде всего безработица  означает экономические потери для  общества, когда часть потенциального объема производства товаров и услуг  теряется безвозвратно, производственные возможности экономики не реализуются полностью. Разницу между фактическим и потенциальным ВНП экономисты называют отставанием ВНП. Статистические данные показывают, что с ростом безработицы отставание ВНП увеличивается.

В западной экономической  науке исчисление потенциальных  потерь производства товаров и услуг  в результате вытеснения рабочей  силы осуществляется на основе закона Оукена. Закон гласит, что процентная величина падения объема производства по сравнению с его уровнем при полной занятости равняется проценту роста безработицы, умноженному на определенный коэффициент:

где Q1,Q2 - потенциальный и фактический объем производства соответственно;

Y1, Y2 - фактический уровень безработицы и уровень безработицы при полной занятости;

К - коэффициент, установленный эмпирическим путем и равный 2,5.

Закон Оукена показывает, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1 %, то отставание объема производства составляет 2,5 %.

Следует отметить, что издержки безработицы распределяются неравномерно среди различных слоев и групп населения. Так, уровень безработицы среди неквалифицированной рабочей силы обычно выше, чем у квалифицированной, так как в обучение последней фирмы вкладывают значительные средства. Кроме того, квалифицированная рабочая сила занята в отраслях, менее подверженных циклическим колебаниям, таких, как сфера услуг, производство товаров кратковременного пользования.

Отрасли промышленности, производящие инвестиционные товары, реагируют на спад более остро, что объясняет более высокий уровень безработицы среди мужчин по сравнению с уровнем безработицы среди женщин.

Более низкая квалификация и меньшая мобильность являются причинами более высокой нормы безработицы среди молодежи по сравнению со взрослым населением.

К внеэкономическим, или  социальным, последствиям безработицы  относятся потеря квалификации и  самоуважения, полная или частичная потеря дохода, снижение уровня жизни, возрастание преступности, повышение смертности и количества психических заболеваний. Высокий уровень безработицы может привести к общественным и политическим беспорядкам.

Государственная политика занятости населения.

В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости. Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня. Макроэкономическая политика . предполагает использование денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы. Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

Все методы и меры, с  помощью которых государство  воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.

Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих  мест. К числу активных мер относятся:

1) кейнсианская макроэкономическая  политика, направленная на стимулирование  совокупного спроса за счет средств госбюджета;

2) организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают: организацию системы образования и производственно-технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.

Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования  и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.


Информация о работе Проблема занятости и безработицы