Проблема рынка труда, занятости и безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. На современном этапе в рыночной экономике эти проблемы проявляются особенно остро, так как в недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы, как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 74.05 Кб (Скачать файл)

       Да и, не смотря на регуляцию образования, в наше время, молодежь уже не хочет идти на завод и старается любым способом получить высшее образование, причем в большинстве случаев, по специальности никто не работает.

И сейчас, имеется значительный дефицит квалифицированных рабочих, на многих заводах и предприятиях. Решение проблемы занятости, в этом и некоторых других случаях, можно  достигнуть, путем регуляции размеров заработной платы – так как, деньги – довольно хороший мотиватор.

         Проблема занятости в России, и ее решение, одна из основных задач, общей государственной и экономической политики. В этой области, есть существенные положительные сдвиги.

         Правительство не оставляет без внимания, любые аспекты – от занятости и поддержки социально незащищенных слоев населения до реформации образования в целом.

        В частности министерством экономики РФ и федеральными органами местного самоуправления, реализуется государственная программа содействия занятости населения. Она действует в каждом регионе и, в целом, во всей России, имеет различные направления и должна учитывать все аспекты этого вопроса. Ее основная цель, урегулировать вопрос занятости, всех слоев населения и максимально понизить уровень безработицы в России.

 

 

3.2 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ

В реализации долгосрочной программы социально-экономического развития Российской Федерации на 2008–2020 годы среди основных задач в области социальной политики, которая «составляет одну из важнейших сфер деятельности любого государства и рассматривается в качестве инструмента управления социально – экономическим развитием общества» [24], особое значение приобретают вопросы:

        - уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 году достигнет показателей, характерных для развитых экономик;

        - формирование инновационной экономики, которое означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности;

        - формирование условий для устойчивого повышения заработной платы, соответствующего темпам роста производительности труда и качеству рабочей силы, создание эффективных механизмов регулирования рынка труда, обеспечивающих сочетание конкуренции на рынке труда с партнерскими отношениями работников, работодателей и государства.

Важно подчеркнуть, что успешное выполнение всех указанных задач, комплексно связано с решением одной очень  важной социально-экономической задачи – созданием условий для обеспечения  в нашей стране наиболее полной и  эффективной занятости населения. Политика занятости как важнейшая  составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих созданию условий для  возможно более полного использования  потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице.

В новых условиях государственная  политика занятости должна быть еще  более тесно взаимосвязана с  общими направлениями социально-экономического развития общества. В практической деятельности это означает обязательный учет интересов политики занятости  при принятии решений в области инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной политики, реализации производительных, научно-технических и социальных программ.

Для регулирования занятости государство предпринимает следующие действия:

          - в период массовой безработицы сокращает законодательно установленную продолжительность рабочего дня и рабочей недели;

           - рекомендует проводить на предприятиях «разделение рабочих мест» между работниками (для увеличения занятости);

           - досрочно увольняет на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года.

           - создает новые рабочие места и организует общественные работы, особенно для хронически безработных и молодежи.

Реализация государственной  политики занятости населения также  должна осуществляется по таким основным направлениям, как:

          - создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных. Это деятельность государства распространяется не только на государственный сектор экономики, но и на частный;

          - создание условий со стороны государства для самозанятости населения. В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. Для этого должна быть сформирована соответствующая законодательная база, то есть приняты законы о льготном налогообложении начинающих предпринимателей, предоставлении льготных кредитов в качестве стартового капитала для желающих открыть свое дело и др.

- обучение, переобучение и повышение квалификации кадров;

          - поощрение территориальной мобильности рабочей силы;

Это значит, что государство  должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь тем гражданам  и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной политики занятости должны быть мероприятия по организованному набору рабочей силы.

- регулирование международных потоков рабочей силы.

В этих целях должны быть подписаны международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей  силы между государствами.

Следует отметить, что структурные  сдвиги в российской экономике, которые  сопровождаются высвобождением большого числа работников с предприятий, испытывающих экономические трудности, повышают значимость территориальных  аспектов политики занятости. Поэтому  в этих условиях приоритетом государственной  политики занятости становится содействие занятости и обучению безработных  в тех регионах и населенных пунктах, где происходит реструктурирование или ликвидация крупных предприятий, влекущие массовое высвобождение работников.

Одним из ключевых элементов  нового подхода к политике занятости  является повседневное внедрение современных  методов профилирования безработных, которые получили широкое распространение  в практике служб занятости промышленно  развитых стран. Профилирование позволяет  с помощью специальных обследований выявить категории безработных, которые нуждаются в наибольшем внимании со стороны службы занятости, а также реализовать наиболее эффективные подходы к решению  проблем таких безработных. Услуги службы занятости в части трудоустройства  оказываются более результативными, если они становятся обязательным дополнением  системы пособий по безработице.

Одним из инструментов реализации политики государства в области  занятости населения является прежде всего стратегическое планирование, предусматривающее использование правового, экономического и финансового механизмов. Основными формами стратегического планирования занятости населения в Российской Федерации являются: разработка прогнозов состояния рынка труда, федеральных целевых программ содействия занятости населения, комплексных программ создания и сохранения рабочих мест, составление генеральных схем их развития.

           Государственным органам необходимо больше направлять бюджетных средств на мероприятия по содействию трудоустройству населения, куда входят: организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, социальная адаптация безработных граждан на рынке труда, информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и др., а также мероприятия по профессиональному обучению безработных граждан и профессиональной ориентации граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Из всего вышеизложенного  можно сделать следующие выводы:

 Проблема занятости и безработицы, которая тесно связана проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности, является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, нельзя построить экономически сильную державу.

 Для этого необходимо: проведение мер, способствующих созданию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице, также разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе, совершенствование системы оплаты труда, расширение возможности получения населением дополнительных доходов, развитие системы социальных пособий и льгот, подготовка и переподготовка квалифицированных кадров, регулирование международных потоков рабочей силы, создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении,

внедрение современных методов профилирования безработных и многие другие меры.

 Государство должно  способствовать развитию малого  и среднего бизнеса, создать  правовую базу, которая будет  регулировать вопросы занятости  и социальной защиты безработных.  Должна быть взаимосвязь с  общими направлениями социально-экономического  развития общества.

 Надо, чтобы государство настойчиво, твердо и планомерно проводило свою политику в сфере занятости населения, снижении уровня безработицы и как следствие укрепления экономической мощи страны.

 

 

6.6. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ЗАНЯТЫХ В ЭКОНОМИКЕ 
ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ И УРОВНЮ ОБРАЗОВАНИЯ в 2011 г.1)

(в  среднем за год; в процентах  к итогу)

 

Всего

Мужчины

Женщины

Занятые в экономике - всего

100

100

100

в том числе в возрасте, лет:

     

до 20

0,9

1,1

0,7

20 - 24

9,4

10,3

8,4

25 - 29

14,1

15,0

13,1

30 - 34

12,8

13,1

12,6

35 - 39

12,3

12,2

12,4

40 - 44

11,4

11,0

11,9

45 - 49

13,8

12,8

14,7

50 - 54

12,9

11,8

14,0

55 - 59

8,2

8,6

7,9

60 - 72

4,2

4,1

4,3

Сpедний возpаст занятых  
в экономике, лет

40,0

39,5

40,5

Занятые в экономике - всего

100

100

100

в том числе имеют  
обpазование:

     

высшее профессиональное2)

29,5

26,0

33,2

сpеднее профессиональное 

26,9

22,2

31,8

начальное профессиональное

19,5

24,2

14,6

сpеднее (полное) общее

19,7

22,3

17,1

основное общее

3,9

4,7

3,1

не имеют основного  общего образования

0,3

0,4

0,3


1) По данным выборочного обследования населения по проблемам занятости.

2) Включая послевузовское образование.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция РФ [Электронный ресурс]: Конституция РФ от 12.12.1993 г.– Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». –Режим доступа: http://www.consultant.ru

2. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон РФ от 30.12. 2001 г.  № 197-ФЗ

3.  О порядке разрешения  коллективных трудовых споров [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 23.11.1995 г.- Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru

4. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ  от 12.01.1996 г. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru

5. О занятости населения в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 22.08.2004, с изм. от 31.12.2005).- Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru

6. Боровик, В.С. Занятость населения [Текст] / учеб. пособие для вузов / В.С. Боровик. – Ростов-н/Д: Феникс, 2001.- 105 с.

7. Ильина, Л.О. Рынок труда  и управление человеческими ресурсами  [Текст] / Л.О. Ильина // Рынок труда.  – Ростов-н/Д, 2008. – 91 с.

8. Павленков, В.А.  Рынок  труда. Занятость. Безработица  [Текст] / В.А. Павленков. – М., 2004. – 124 с.

9. Управление трудовыми  ресурсами [Текст]: учебник  / Под ред. А.Я. Кибанова, Е.А. Митрофановой, И.А. Эсауловой. -  М., 2009. – 89 с.

10. Экономическая теория [Текст]: учебник в 2 ч. / Под ред. Н.Н. Филиппова, В.В. Ильяшенко. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2002. – 79 с.

11. Экономика труда. Социально-трудовые отношения [Текст]: учебник / Под ред. Н.А. Волгиной, Ю.Г. Одегова. -  М., 2006.- 132 с.

12. Экономика труда [Текст]: учебник / Ю.Г. Одегова , Г.Г. Руденко, Л.С. Бабыниной.- М., 2007. – 345 с.

13. Федеральная служба  государственной статистики [Электронный  ресурс]. – Режим доступа: http:// www.gks.ru

14. Развитие рынка труда  - неотъемлемый элемент государственной  политики: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.chelt.ru/2005/5-05/job_5-05.html

15. Современный рынок труда  в России: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fooder.ru/page2/grmarkett_32.html

16. Государственная политика  в области занятости населения: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://laboureconomics.ru/glava3/p34

17. Политика занятости и ее законодательное регулирование: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.niceeconomic.ru/mecos-548-1.html

Информация о работе Проблема рынка труда, занятости и безработицы