Проблемы безработицы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня Россия переживает спад производства. Объемы производства сокращаются в результате структурных изменений. Казалось бы, спад производства должен сопровождаться ростом зарегистрированной безработицы и адекватным перераспределением рабочей силы по отраслям.
Однако ожидаемые процессы не происходят. Предприятия, находящиеся в кризисных условиях, пытаются лавировать и сохранить свой коллектив. Практикуется система длительных административных отпусков и использование частичной занятости. Фактически сформировалась скрытая безработица. Масштабы ее возрастают по мере свертывания производства.

Содержание

Введение 2
Глава I. Безработица как социально-экономическое явление 6
1.1 Сущность безработицы 6
1.2 Социально-экономические последствия безработицы 7
1.3 Пути преодоления безработицы 10
Глава II. Проблемы безработицы в России 14
2.1 Особенности безработицы в России 14
2.2 Государственная защита населения в условиях безработицы 16
Заключение 19
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по безработице.docx

— 42.74 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение                                                                                                         2

Глава I. Безработица как социально-экономическое явление                      6

1.1 Сущность безработицы                                                                                  6    

1.2 Социально-экономические последствия  безработицы                           7

1.3 Пути преодоления безработицы                                                            10

Глава II. Проблемы безработицы в России                                                 14    

2.1 Особенности безработицы в  России                                                       14

2.2 Государственная защита населения  в условиях безработицы               16

Заключение                                                                                                        19

Список литературы                                                                                          23

 

Введение

                 Осуществляемый в России в  настоящее время переход к  рыночным отношениям связан с  большими трудностями, возникновением  многих социально- экономических  проблем. Одна из них - проблема  занятости, которая неразрывно связана  с людьми, их производственной  деятельностью. Рынок предъявляет  и требует совершенно иного  уровня трудовых взаимоотношений  на каждом предприятии. Однако  пока не созданы эффективные  механизмы использования трудовых  ресурсов, возникают новые и обостряются  старые проблемы занятости, растет  безработица. Массовая бедность  и социальная незащищенность  широких слоев населения - наша  действительность. Безработица представляет  собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое  и сильное воздействие на каждого  человека. Потеря работы для большинства  людей означает снижение жизненного  уровня и наносит серьезную  психологическую травму. Поэтому  неудивительно, что проблема безработицы  часто является предметом политических  дискуссий. Экономисты изучают безработицу  для определения ее причин, а  также для совершенствования  мер государственной политики, влияющих  на занятость. Некоторые из государственных  программ, например, программы по  профессиональной переподготовке  безработных, облегчают возможность  их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования, по безработице, смягчают отдельные  экономические трудности, с которыми  сталкиваются безработные. Еще целый  ряд государственных программ  влияет на уровень безработицы  косвенно. Например, большинство экономистов  считает, что законы, предусматривающие  высокую минимальную заработную  плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные  последствия той или иной государственной  политики, экономисты могут помочь  политикам оценить альтернативные  варианты решения различных проблем. На протяжении многих десятилетий  политика управления трудовыми ресурсами в СССР отталкивалась не от интересов человека, а от потребностей, определяемых общей направленностью экономики на преимущественно экстенсивный рост. Она была подчинена задаче преодоления нехватки кадров, изыскания дополнительных источников рабочей силы для укомплектования растущего числа рабочих мест. Это привело к практически полному исчерпанию трудовых ресурсов и чрезмерному вовлечению в народное хозяйство женщин и лиц пенсионного возраста с ограниченной трудоспособностью. В СССР длительное время существовало такое явление, как нерациональная сверхзанятость. При этом на предприятиях и в организациях имел место раздутый управленческий и вспомогательный персонал, количество вакантных рабочих мест в производственной сфере исчислялось миллионами и одновременно существовала безработица. Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы. Свертывание деятельности центральных ведомств и отраслевых министерств, разрыв вертикальных и горизонтальных экономических связей, установленных в условиях командно-административной системы без учета интересов территорий и трудовых коллективов, резкое ухудшение социально-экономического положения и обострение межреспубликанского (в пределах СНГ) движения населения негативно сказывается на эффективности использования накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспечении трудоспособного населения рабочими местами, способствует возникновению локальных очагов безработицы.     Эмиграция населения в страны дальнего зарубежья в основном охватывает высококвалифицированные кадры, специалистов, способных выдержать конкуренцию на мировом рынке рабочей силы. Для России она будет иметь двоякое последствие - с одной стороны, сократится предложение рабочей силы, с другой - ухудшится ее качество. Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства является развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения. Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции сопровождаются снижением объемов продукции, сокращением числа рабочих мест и работающих. Перестройка системы управления и политического устройства общества сопровождается сокращением числа занятых на руководящих должностях в аппаратах государственного управления, в армии.

                Возникает специфический вид  безработицы среди лиц высокой  квалификации, профессионально непригодных  к использованию в низовых  хозяйственных звеньях производственной  и непроизводственной сфер. Возрождение  многоукладной экономики, предоставление  предприятиям полной хозяйственной  самостоятельности, а в целом, всесторонняя  демократизация повлекли за собой  крупные изменения в теоретических  подходах к проблемам занятости. Главное их направление - превращение  работника из бессубъектного  ресурса командно- административной  хозяйственной системы в субъекта  экономической жизни. На рынке  труда такой работник уже не  выступает в качестве бесправного  и несвободного, а обладает некоторым  выбором способов своего существования.

               Наконец-то общество признало  право работника на самостоятельные  действия не только на бумаге, как это было при советской  власти, но и на деле. В связи  с этим, нового осмысления потребовало  такое экономическое понятие, как  полная занятость. До недавнего  времени она приравнивалась ко  всеобщей, поголовной, тотальной. Ее  обеспечение понималось, прежде  всего, как задача заставить работать  всех и каждого, а не удовлетворить  спрос на рабочие места. В новых  экономических условиях нужна  уже не просто занятость, а  занятость эффективная. По мере  углубления экономической реформы  формируется рынок труда, основанный  на исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В отличие от командного распределения и перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное право граждан на труд и повышает его экономический статус в обществе. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Никто не имеет права принуждать человека к труду административными способами. Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которой постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.

                 Интенсивность высвобождения и  перераспределения рабочей силы  зависит от множества факторов, главные из которых - изменение  форм собственности, ликвидация  нерентабельных и неконкурентоспособных  предприятий и производств, предстоящая  структурная перестройка. Поэтому  данные процессы, затрагивающие  коренные интересы всех слоев  населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная  политика в сфере занятости  и трудовых отношений. Регулирующая  роль государства должна состоять  в постоянном поддержании сбалансированности  экономических приоритетов и  приоритетов занятости в программах  экономических преобразований.

 

Глава I. Безработица, как социально-экономическое явление

1.1 Сущность безработицы

              В реальной жизни в рыночной экономики «полная занятость» постоянно сопровождается безработицей. Безработица - это часть работоспособного населения, временно или постоянно потерявшего работу. Спрос на рабочую силу зависит от величины капитала, затрачиваемого на рабочую силу, или переменного капитала. Относительное сокращение этого капитала влечёт за собой относительное сокращение спроса на рабочую силу. Накопление капитала ведёт к втягиванию всё меньшей добавочной рабочей силы. Рост технического строения, охватывающий новые капиталы, распространяется и на старые, ранее функционировавшие капиталы. Каждый капитал с течением времени должен быть обновлён, так как все элементы основного капитала, в конце концов, изнашиваются. Но при обновлении старого капитала его техническое строение обычно не остаётся неизменным, оно повышается. Это ведёт к абсолютному сокращению спроса на рабочую силу, к вытеснению с производства части ранее занятых рабочих. Образование и рост безработицы представляет собой специфический закон народонаселения. Суть закона народонаселения состоит в том, что наёмная рабочая сила, способствуя росту прибыли, создаёт источник для накопления капитала, последний же - через механизм роста технического строения капитала - порождает промышленную армию безработных. В этой связи безработные представляют собой относительное перенаселение. Рабочая сила становится избыточной по отношению к спросу, предъявляемому на неё. Это вовсе не означает, что имеется абсолютный избыток населения. Таким образом, промышленная резервная армия является порождением накопления капитала в условия рыночной экономики. Безработица - это когда часть активного населения не может найти работу, становится «излишним» населением - резервной армией труда. Безработица усиливается во время экономических кризисов и последующих депрессий в результате резкого сокращения спроса на рабочую силу.

1.2 Социально-экономические последствия безработицы

              Являются ли последствия безработицы серьезной проблемой? Несомненно. Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем. Действительно, в переходный период единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем, очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение "разумной меры" жесткости. Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы. Подчеркну, что появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов.

              Подобные исследования представляют  несомненный интерес для России, поскольку позволяют более четко  обозначить границы проблемы  и наметить пути выхода из  кризисной ситуации, сообразуясь  с особенностями социального, экономического  и политического развития страны  на современном этапе. Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах в России свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы в России переходного периода. Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, на мой взгляд, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.

I. Социальные последствия безработицы

Отрицательные

1. Обострение криминогенной ситуации.

2. Усиление социальной напряженности.

3. Рост количества физических  и душевных заболеваний.

4. Увеличение социальной дифференциации.

5. Снижение трудовой активности.

Положительные

1. Повышение социальной ценности  рабочего места.

2. Увеличение личного свободного  времени.

3. Возрастание свободы выбора  места работы.

4. Увеличение социальной значимости  и ценности труда.

II. Экономические последствия безработицы

Отрицательные

1. Обесценивание последствий обучения.

2. Сокращение производства.

3. Затраты на помощь безработным.

4. Утрата квалификации.

5. Снижение жизненного уровня.

6. Недопроизводство национального  дохода.

7. Снижение налоговых поступлений.

Положительные

1. Создание резерва рабочей силы  для структурной перестройки  экономики.

2. Конкуренция между работниками  как стимул к развитию способностей  к труду.

3. Перерыв в занятости для  переобучения и повышения уровня  образования.

4. Стимулирование роста интенсивности  и производительности труда.

              Безработица - опасное и в политическом отношении явление. На волне массовой безработицы возникли самые реакционные в истории человечества политические режимы (примером может служить приход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили).

Серьёзность экономических, социальных и политических последствий безработицы служит основанием для включения в число основных макроэкономических функций государства политики регулирования ранка труда и стабилизации занятости.

1.3 Пути преодоления безработицы

Методы борьбы с безработицей определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны. Современные мальтуазианцы предлагают поддерживать стабильность на рынке труда с помощью государственной политике ограничения рождаемости. Пигу и его последователи, считающие, что корень зла - в высокой заработной плате, предлагают:( содействовать снижению заработной платы; ( разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы. (государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы. Из рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры. Кейсианские программы борьбы с безработицей предполагают использование двух блоков мероприятий (см. схему).

| Тактические методы |Стратегические  мероприятия | |Организация |Государственные заказы |Снижение учётной | |государством |частному сектору |ставки процента | |общественных работ | | |

                 Первый блок нацелен на ослабление безработицы в краткосрочном периоде, когда положительные сдвиги в экономике ещё не ощущаются.1 Его содержанием становятся общественные работы, которые должно организовать и оплатить государство за счёт своего бюджета. Рекомендуется эти работы сосредоточить в области формирования производственной и социальной инфраструктуры (строительство дорог, больниц и т.д.). Главное - занять население во имя социальной стабильности и поддержания хотя бы минимального потребительского спроса со стороны работников. Второй блок охватывает систему стратегических мер, способных оживить конъюнктуру рынка, сформировать инвестиции и, как следствие - потребительский спрос, что должно привести к увеличению товарной массы и занятости населения.    Этот блок включает два рычага: государственный заказ крупным фирмам и уменьшение учётной ставки за счёт увеличения государственных расходов (возможно при и росте дефицитного бюджетного финансирования). Предполагается осуществить государственный заказ крупным фирмам, имеющих большую сеть хозяйственных связей. Такой заказ поставщикам и смежникам значительно расширит поле инвестиционной деятельности. Приводится в действие не одна фирма, получившая государственный заказ, а целая их сеть, что, безусловно, увеличивает спрос на рабочую силу и соответственно рассасывает безработицу. Кейсианские программы успешно применялись после второй мировой войны во многих странах. Однако наступил период, когда возникли естественные объективные трудности для их претворения в жизнь. Источниками финансирования этих программ всегда был государственный бюджет, а точнее государственный долг. Последний беспредельно разрастаться не может, ибо увеличение долга государства ведёт к дополнительной эмиссии денег, что без соответствующего роста товарной массы способствует инфляции. В условиях инфляции инвестиционный спрос снижается. Кроме того, процесс воспроизводства поставил новые проблемы, которые государство не могло решить восполнением недостатка спроса. Резко подорожали ресурсы, что привело к экономическому спаду.

Информация о работе Проблемы безработицы в России