Проблемы безработицы и государственная политика на рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 00:57, реферат

Краткое описание

Непосредственно безработица является наиболее важным и актуальным вопросом в повседневной жизни человека. Уровень ее очень сильно волнует не только население, но также и политиков, экономистов, аналитиков, так как именно от нее зависит экономическое развитие и полноценность государства. В наши дни этой проблеме посвящается большое количество статей(газеты “Русский курьер”, “Свет”, “Новости дня”, “Русское слово”),книг, конференций, программ по телевизору, сайтов в интернете. Она является показателем рынка труда и определяет количество безработных среди экономически активного населения. Она является важным макроэкономическим элементом и обладая полной информацией о безработице можно делать определенные прогнозы на будущее.

Содержание

Введение
Теоретический аспект безработицы. Понятие, виды, причины, закон Оукена
Безработица в Украине и других странах
Государственная политика на рынке труда
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Украины.docx

— 53.02 Кб (Скачать файл)

Важным следствием закона Оукена является то, что фактический ВВП должен расти с той же скоростью, что и потенциальный ВВП. Это даст нам возможность лишь удерживать безработицу на постоянном уровне.В некотором смысле можно утверждать, что ВВП должен ювышаться лишь для того, чтобы не дать повыситься безрабо-гице. Более того, если вы хотите снизить уровень безработица, фактический ВВП должен расти быстрее, чем потенциальный ВВП.

Закон Оукена устанавливает  важную взаимосвязь между товар-чым  рынком и рынком труда. Он описывает  взаимосвязь между краткосрочными изменениями реального ВВП и  изменениями уровня безработицы.

(Y − Y * ) / Y * = − Bu[1.3]

Y — фактический ВНП

Y* — потенциальный ВНП

u— уровень циклической безработицы

B — эмпирический коэффициент  чувствительности (обычно принимается  2.5)

По каждой стране в зависимости  от периода будет свой коэффициент  В.


23 22 21 0 1 2 3 4 8

Иллюстрация закона Оукена (1955-1996)

Согласно закону Оукена, если фактический ВВП увеличился на 2по сравнению с потенциальным, то происходит снижение уровня безработицы на 1 процентный пункт. Этот график показывает, что изменения в состоянии безработицы можно смело прогнозировать на основании темпов роста ВВП. Какой рост выпуска, отраженный на приведенной кривой, не вызовет изменений в безработице? (Источник Министерство труда и торговли США.)[4]

Закон А. Оукена играет важную роль в анализе динамики и взаимозависимости основных макроэкономических показателей. Он может быть использован:

  1. для оценки потерь в реальном ВВП из-за циклической безработицы в виде разницы между потенциально возможным и фактическим ВВП;
  2. для определения необходимого роста выпуска продукции с целью уменьшения уровня безработицы на один процентный пункт;
  3. для прогнозирования изменения безработицы во время экономического цикла на основе динамики фактического ВВП и потенциального;
  4. при расчете времени, которое понадобится для снижения безработицы до естественного уровня в условиях реализации различных программ экономического роста (при выборе темпов роста фактического ВВП).

Безработица в Украине  и других странах

Как и в других странах  безработица в Украине имеет  огромное значение.По состоянию на 1 августа 2010 года на учете в центрах  занятости находилось 413,0 тысячи незанятых  граждан, а статус безработных имели 396,8 тысячи человек, сообщает Государственная  служба занятости Украины. Из незанятых  граждан 236,6 тысячи (57,3%) - женщины, 176,4 тысячи (42,7%) – мужчины. Из общего числа незанятых 168,2 тысячи (40,7%) – это молодежь, 39,6 тысячи (9,6%) - освобожденные работники, а 94,0 тысячи (22,8%) - лица, не способные  на равных конкурировать на рынке  труда. Из общей численности имеющих  статус безработного 143,9 тысячи человек (36,3%) проживают в сельской местности, а 252,9 тысячи (63,7%) - в городах. Количество вакансий в базе данных Государственной  службы занятости составила 81,2 тысячи, в том числе для рабочих - 38,5 тысячи, для служащих - 29,2 тысячи, а  еще 13,5 тысячи свободных мест - для  лиц, не имеющих специальной подготовки. Самыми популярными профессиями, на которые сегодня есть спрос, являются профессии высококвалифицированных  рабочих - слесарей, токарей, электрогазосварщиков, водителей, поваров, продавцов и других представителей рабочих профессий. Пользуются спросом специалисты с высоким уровнем квалификации, топ- менеджеры, а также экономисты, врачи, бухгалтеры, юристы с соответствующим опытом работы. Как сообщает Госслужба занятости, численность граждан, трудоустроенных по ее направлению в январе-июле нынешнего года, составила 450 тысяч человек. Проходили профессиональное обучение 121,8 тысячи безработных. В оплачиваемых общественных работах принимали участие 194,4 тысячи незанятых лиц. В сентябре официальный уровень безработицы повысился на 0,1 п.п. до 1,5%.Об этом сообщил Государственный комитет статистики. По данным Госкомстата, на 1 октября в Государственной службе занятости было зарегистрировано 0,408 миллиона безработных. На 1 сентября в Госслужбе занятости было зарегистрировано 0,396 миллиона безработных. Количество безработных, получивших государственную помощь в сентябре, составило 279,5 тысячи человек, средний размер пособия на одного безработного в сентябре составил 739,03 гривны. Напомним, в августе официальный уровень безработицы не изменился и сохранился на уровне 1,4%.В январе-сентябре 2010 года услугами Государственной службы занятости воспользовалось более 1,4 миллиона незанятых граждан. Статус безработного имели 1,1 миллиона человек, из которых получали пособие по безработице - 874,9 тысячи человек. Об этом сообщает Государственный центр занятости Министерство труда и социальной политики Украины. Число граждан, трудоустроенных по направлению государственной службы занятости в январе-сентябре 2010 года, составило 579,4 тысячи человек. Уровень трудоустройства незанятых граждан увеличился до 40,7% против 30,8% в январе-сентябре 2009 года .В течение января-сентября 2010 проходили профессиональное обучение 158,2 тысячи безработных, уровень охвата профессиональным обучением возрос с 8,9% до 14,9%.В оплачиваемых общественных работах принимали участие 265,8 тысячи незанятых лиц. Уровень привлечения незанятых граждан к участию в общественных работах вырос с 11,7% в январе-сентябре 2009 года до 18,7% в январе-сентябре 2010 года. По состоянию на 1 октября 2010 на учете в центрах занятости находилось 426,6 тысячи незанятых граждан. В службу занятости от 168,3 тысячи работодателей поступило 940,3 тысячи вакансий. [5]

Показатели уровня безработицы  в индустриально развитых странах  довольно противоречивы. Начиная с 1998 года уровень безработицы ежегодно сокращался на 0,1%. В период с 1993 по 2003 год количество рабочей силы ежегодно возрастало на 0,8%. В странах Западной Европы за тот же период количество рабочей силы ежегодно увеличивалось  на 0,6%. В Скандинавских странах (Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция и Исландия), Швейцарии и Нидерландах показатель отношения числа занятых к  общему количеству населения является довольно высоким (более 60%). Вместе с  этим данный показатель в странах  Южной Европы – Италии, Греции и  Турции значительно меньше (не достигает 45%). Причиной такого расхождения данного  показателя является ситуация с женской  занятостью. В Скандинавских странах  показатель занятости женского населения  вдвое превышает данный показатель стран Южной Европы.

В неевропейских индустриально  развитых странах количество рабочей  силы ежегодно возрастало на 1% в период с 1993 по 2003 благодаря росту населения  и большому удельному весу молодежи, впервые вступающих на рынок рабочей  силы. Австралия, Канада, Новая Зеландия и США продемонстрировали ежегодный  рост количества рабочей силы в 1%, тогда  как Япония обеспечила значительно  меньший показатель. В европейских  странах показатель уровня безработицы  составил 7,9%, а в неевропейских  – 5,9%.[6]

В Украине важным критерием  для безработицы являются также  миграции. Большинство людей, имеющие  хорошее образование мигрируют  в другие страны в поиске работы, так как в Украине не смогли найти хорошую и высокооплачиваемую работу.

В последние годы украинские ученые, в частности Т.А. Драгунова, Э.М. Либанова, И.П. Майданик, Е.А. Малиновская, Е.Р. Овчинникова, С.И. Пирожков, И.М. Прибыткова, М.Д. Романюк, С.Б. Чехович, Н.А. Шульга, уделяют  немало внимания проблемам трудовых миграций. Однако до недавнего времени  уровень информационного обеспечения  аналитических исследований процесса оставлял желать лучшего. Первым полномасштабным наблюдением, направленным на определение масштабов трудовой миграции и социально-демографических характеристик ее участников, стало выборочное обследование по вопросам трудовых миграций, проведенное Госкомстатом Украины в середине 2008 г. Данное обследование впервые дало возможность оценить количественные параметры трудовых миграций и обобщить закономерности их территориальной дифференциации. Задачами статьи являются осуществление районирования Украины по показателям трудовых миграций и количественная оценка влияния этого процесса на развитие рынка труда.

Первоочередная задача исследования трудовых миграций – определение  их масштабов. Существующие в Украине  источники административных данных и регулярные обследования, к сожалению, не предоставляют достоверных сведений об этом процессе. Длительное время  отсутствие надежной статистической информации порождало разного рода спекуляции: без какого-либо научного обоснования  назывались цифры в 5 млн., 7 млн. и  даже большие объемы украинского  «заробитчанства».

Согласно данным упомянутого  выборочного обследования на протяжении 2005 - І половины 2008 гг. за границей работали 1,5 млн. жителей Украины, из которых  почти 1,3 млн. находились за пределами  Украины с целью трудовой деятельности на протяжении 2007 - І половины 2008 гг. Лица, принимавшие участие в трудовых миграциях на протяжении последних 3,5 лет, составляют 5,1% населения Украины  трудоспособного возраста, мигрирующие  за последние 1,5 года - 4,4%.

Кроме указанного обследования и проведенных параллельно с  ним наблюдений в качестве информационных источников о масштабах внешней  трудовой миграции могут быть использованы:

  • медико-демографическое обследование населения Украины 2007 г.;
  • исследование трудовой миграции населения Тернопольской области 2006 г., осуществленное Тернопольским областным центром занятости населения;
  • опрос населения, регулярно осуществляемый Институтом социологии НАН Украины в рамках исследования „Украинское общество: мониторинг социальных изменений”.

В ходе медико-демографического обследования Украины, проведенного во второй половине 2007 г., фиксировалась  в частности информация о наличии  в домохозяйстве лиц, работавших за границей на момент наблюдения или  в любое время за последние  три года. Доля домохозяйств, имевших  хотя бы одного трудового мигранта, по данным обследования составляла 5,6% (по данным выборочного обследования по вопросам трудовых миграций таких домохозяйств было 5,2%). При условии, если все работающие за границей находятся в возрасте 15-64 лет, уровень участия представителей соответствующей возрастной группы в трудовых миграциях составлял 4,5%, а при условии что все трудовые мигранты имеют возраст 18-44 года, уровень участия этой возрастной группы достигал 8,7%. Т.е., масштабы трудовой миграции по данным медико-демографического обследования населения Украины 2007 г. и выборочного обследования по вопросам трудовых миграций 2008 г. – величины одного порядка.

Государственная политика на рынке труда

За последние 30 с лишним лет государства на Западе проводят специальный специальные меры по защите наемных работников от безработицы. Система этих мер предусматривает  обеспечение экономической безопасности трудящихся по таким направлениям.

  1. Регулирование занятости. Государство предпринимает следующее действие:

а) сокращает законодательно установленную продолжительность  рабочего дня и рабочей недели в период массовой безработицы

б) рекомендует проводить  на предприятиях «разделения рабочих  мест» между работниками (для  увеличения занятости);

в) досрочно увольняет на пенсию работников государственного сектора  экономики, которые не дослужили  до пенсии 2-3 года;

г) создает новые рабочие  места и организует общественные работы (постройку высококачественных дорог и т.п), особенно для хронически безработных и молодежи;

д) сокращает предложение  рабочей силы рабочей силы на рынке  труда; ограничивает иммиграцию (въезд  в страну) желающих работать и стимулирует  репатриацию (возвращение на родину) иностранных рабочих и др.

  1. Организация бирж труда. Биржи труда- учреждения, которые посредничают между предпринимателями и рабочими при трудовом найме. В современных условиях эти учреждения являются, как правило государственными. Они занимаются учетом и трудоустройством безработных, содействуют желающим переменить вид труда, изучают состояние рынка рабочей силы и предоставляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи. Отказ от работы, предложенной биржей труда ,обычно влечет за собой лишение пособия по безработице.

Биржа труда — учреждение, осуществляющее посредничество между предпринимателями и наёмными работниками. Обычно биржа труда владеет базой данных вакансий разных предприятий и базой данных соискателей рабочих мест. Государственные биржи труда, кроме помощи в поиске работы, осуществляют общее изучение спроса и предложения рабочей силы, предоставляют информацию о требующихся профессиях, занимаются профессиональной ориентацией молодёжи, производят учёт безработных и выплачивают пособия. Государственные биржи труда называются Центрами занятости населения. Если раньше, вакансии анонсировались преимущественно в газетах то в последнее время успешно развились биржи труда в Интернете. Согласно Закону о занятости населения и социальной защите лиц, находящихся в поиске работы, для организации и координации деятельности, относящейся к занятости населения и социальной защите лиц, находящихся в поиске работы, на территориальном уровне в ведении Национального агентства на базе бюро занятости населения создаются агентства занятости населения. Лица, желающие трудоустроиться, вправе обратиться за помощью территориальных агентств занятости населения, в радиусе деятельности которых проживают, путем подачи заявления согласно образцу, установленному Национальным агентством занятости населения.[7]

  1. Формирование фондов страхования по безработице. Эти фонды оказывают потерявшим работу материальную помощь. Они образуются в значительной мере за счет вычетов из заработной платы работающих.В связи со многими ограничениями фондами страхования по безработице может пользоваться меньше половины безработных.

Заключение

Правительство ежемесячно собирает статистические данные о безработице, занятости и рабочей силе с  помощью метода случайной выборки. Люди имеющие работу классифицируются как занятые ,люди без работы но занимающиеся ее поиском безработные, а люди не работающие и не желающими искать работу, относятся к составу выбывших из рабочей силы. В течении последнего десятилетия рабочая сила включала 66%населения старше 16 лет, безработными были 6%.Существует прямая зависимость  между изменениями в выпуске  и уровнем безработицы в рамках цикла деловой активности. Согласно закону Оукена, при каждом 2%-ном отставания фактического выпуска от потенциального ВВП уровень безработицы повышается на один процентный пункт. Это правило  весьма полезно для оценки влияния  циклических изменений в объеме ВВП на безработицу.

Экономисты делят безработицу  на три вида: фрикционная, связанная  со сменой работы, во время которой  люди выходят и вновь вступают в ряды рабочей силы, структурная, формируемая работниками из регионов или отраслей промышленности, переживающих спад в связи с дисбалансом  рынка труда или высокой реальной заработной платы, и циклическая, возникающая  в связи с массовыми увольнениями в период экономических спадов. Понимание  причин безработицы стало одной из важнейших задач, стоящей перед ученными, занимающихся проблемами современной макроэкономики.

Артур Оукен (Arthur Okun) (1929-1979) внес весомый творческий вклад в американскую экономику послевоенных лет. Он первым разработал концепцию потенциального выпуска и затем перешел к исследованию взаимосвязи между уровнем выпуска и безработицей, названной впоследствии законом Оукена. Закон А. Оукена играет важную роль в анализе динамики и взаимозависимости основных макроэкономических показателей.

В Украине важным критерием  для безработицы являются также  миграции. Большинство людей, имеющие  хорошее образование мигрируют  в другие страны в поиске работы, так как в Украине не смогли найти хорошую и высокооплачиваемую работу. Начало ХХІ в. ознаменовалось определенным улучшением ситуации на рынке труда и повышением уровня жизни населения Украины. Заметно  снизились уровни безработицы и  вынужденной неполной занятости, резко  уменьшилась задолженность по выплате  заработной платы, повысился уровень  обеспечения населения товарами длительного пользования. Однако большинство  показателей социально-экономического развития и накануне мирового финансового  кризиса все еще оставались далекими от европейских стандартов.

Список использованных источников

Информация о работе Проблемы безработицы и государственная политика на рынке труда