Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 09:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение проблем бюджетного дефицита и государственного долга.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
изучить бюджетный дефицит, его причины и виды;
рассмотреть понятие государственного долга и ситуацию с дефицитом бюджета;
ознакомиться с государственным долгом России.

Содержание

Введение
1 Бюджетный дефицит: причины, виды, последствия.
2 Государственный долг и методы его сокращения.
3 Государственный долг России.
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

КУРС. МАКРОЭКОНОМИКА.doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)

ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«ЧЕБОКСАРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ»

 

 

 

 

 

                                                                                         Кафедра социально-

                                                                                              экономических теорий

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической теории

на тему: «Проблемы  бюджетного дефицита и государственного долга»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары 2012

Содержание

Введение 

1 Бюджетный дефицит:  причины, виды, последствия.

2 Государственный долг  и методы его сокращения.

3 Государственный долг  России.

Заключение

Литература

 

Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. В связи с такой глобальной значимостью для процветания любого государства его «сбалансированного» государственного бюджета, следует внимательно изучить все проблемы, возникающие при его формировании, в частности дефицит государственного бюджета.

Дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий  государственный долг характерны на современном этапе для большинства  промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга – одна из наиболее актуальных задач экономической политики.

Объектом курсовой работы является – бюджетный дефицит  и государственный долг.

Предмет исследования –  взаимосвязь бюджетного дефицита и  государственного долга.

Актуальность данной темы курсовой работы в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности.

Целью курсовой работы является изучение проблем бюджетного дефицита и государственного долга.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

  1. изучить бюджетный дефицит, его причины и виды;
  2. рассмотреть понятие государственного долга и ситуацию с дефицитом бюджета;
  3. ознакомиться с государственным долгом России.

 

1 Бюджетный дефицит:  причины, виды, последствия

Бюджетный дефицит –  это превышение расходов бюджета  над его доходами – это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира1. Как правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности, покрывается за счет изыскания внутренних источников финансирования, государственных займов, иногда – за счет эмиссии бумажных денег, не подкрепленных товарной массой. Как правило, бюджетный дефицит связан с инфляцией.

Причин бюджетного дефицита может быть достаточно много: экономический  спад; рост предельных издержек общественного  производства; массовый выпуск необеспеченных денег; неоправданно раздутые социальные программы; возросшие затраты на финансирование ВПК; значительный оборот ``теневого'' капитала; непроизводительные расходы и потери; и т.д. В связи с этим говорят о различном качестве самого дефицита:

1) дефицит может быть  связан с необходимостью осуществления  крупных государственных вложений в развитие экономики;

2) дефицит возникает  в результате чрезвычайных обстоятельств  (война, крупное стихийное бедствие  и т.п.);

3) дефицит может отражать  кризисные явления в экономике,  неэффективность финансово-кредитных  связей, неспособность правительства держать по контролем финансовую ситуацию в стране. Только в последнем случае он может рассматриваться как явление чрезвычайное, требующее принятия срочных, действенных экономических мер и соответствующих политических решений.

Главным признаком правильности проводимой государством бюджетной (и любой другой экономической) политики является устойчивый экономический рост. Такой рост, однако, может оказаться несовместимым с достижением сбалансированности бюджета по доходам и расходам. Обязательная сбалансированность бюджета сводит на нет действия налога как автоматического стабилизатора (при спаде налоги уменьшаются, и наоборот). Сбалансированность, напротив, означает рост налогов в период спада (чтобы погасить бюджетный дефицит), и снижение налогов при подъеме (чтобы избавиться от избытка). В результате как спад, так и инфляционный перегрев при подъеме только усилятся. В этой ситуации бюджетный дефицит, если он не ведет к росту цен, может оказаться полезным для стимулирования экономического роста.

В теории и практике бюджетирования различают два вида профицита (или дефицита):

  • Первичный профицит или дефицит – как разница между всей суммой доходов бюджета и непроцентными расходами, т.е. всеми расходами без выплаты и обслуживания внутреннего и внешнего государственного долга.
  • Конечный профицит или дефицит как разница между всей суммой доходов бюджета и всей, включая оплату  и обслуживание долга, суммой расходов.

Превышение доходов  над расходами называется профицитом бюджета, а превышение расходов над доходами – дефицитом бюджета.   

Дефицит бюджета может  возникнуть по многим причинам, основная из которых – экономическая рецессия. Среди  других частых причин дефицита можно назвать:

Виды дефицита бюджета:

1. Структурный - возникает,  когда государство сознательно идет на увеличение дефицита. В целях стимулирования экономической активности и совокупного спроса в период спада производства Правительство может принимать специальные решения, направленные на увеличение уровня занятости (например, финансирование создания новых рабочих мест), или может снижать налоги. В результате либо повышаются расходы бюджета, либо существенно снижаются его доходы. Возникает бюджетный дефицит.

2. Циклический - в меньшей  степени зависит от бюджетно-налоговой  политики государства и обусловлен общим спадом производства, который возникает на стадии кризиса и является результатом циклического развития экономики. В результате кризиса и спада производства снижаются доходы физических и юридических лиц, следовательно, возникает недополучение бюджетом налоговых поступлений, следовательно, снижается уровень доходов государства и, как следствие, возникает дефицит бюджета.

3. Активный - возникает  в результате непосредственного  превышения расходов над доходными  поступлениями.

4. Пассивный - является  следствием снижения налоговых ставок и уменьшения поступлений в бюджет (т.е. не связан с ростом расходов).

  1. Краткосрочный - превышение расходов над доходами ограничено рамками одного финансового года и является отражением текущих изменений в экономической ситуации страны, которые не были учтены при составлении проекта бюджета.

Причины возникновения:

  • отсутствие у органов власти необходимого опыта макроэкономического прогнозирования
  • недостаточный учет возможных изменений целого ряда обстоятельств (сокращение объемов поступлений в бюджет может произойти не только из-за недополучения налогов, но и в результате падения экспортных цен; сокращение объемов производства может быть гораздо ниже предусмотренного уровня; необходим учет сдвигов в структуре спроса на производимую в стране продукцию и возможное снижение ее конкурентоспособности).

Увеличение дефицита бюджета может быть также вызвано  неожиданно резким ростом государственных  расходов в связи с ростом инфляции (сверх предусмотренной величины), с повышением предоставления налоговых льгот (популярная мера перед выборами).

  1. Долгосрочный - связан с увеличение разрыва между бюджетными расходами и доходами на протяжении ряда лет и обусловлен причинами устойчивого характера. В большинстве стран мира тенденция к росту дефицита национальных бюджетов обусловлена следующими общими факторами:
  • Увеличение числа социальных выплат населению и увеличение социальной нагрузки на бюджет;
  • Неблагоприятная демографическая ситуация, связанная со старением населения, в результате чего увеличиваются расходы на выплату пенсий, различных пособий и ассигнований на ЖКХ, транспортные услуги, здравоохранение и т.д.;
  • Либерализация налогового законодательства и как следствие – снижения величины налоговых ставок без соответствующей корректировки статей расходов государственного бюджета;
  • Возрастание объема внешней задолженности страны.
  1. Реальный бюджетный дефицит, т.е. разницу между номинальным дефицитом и величиной % по государственному долгу, умноженной на темп инфляции.
  1. Операционный дефицит – общий дефицит бюджета, за вычетом инфляционной части % платежей.

Нормальным считается  дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка.

 

2 Государственный долг и методы его сокращения

Государственный долг –  это сумма накопленных бюджетных  дефицитов за минусом бюджетных  избытков2.

Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий.

Капитальный государственный  долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.

Текущий долг, включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

      Согласно  действующему законодательству, следует  выделять  государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти.

Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе  для большинства промышленно  развитых стран. Государство, широко используя  свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам.  Это ведет  к росту государственного долга - внутреннего и внешнего.

Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Под государственным внутренним долгом понимаются  долговые обязательства федерального правительства,  возникающие в валюте  Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.

Внутренний долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства над его доходами. Основными способами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные займы. Последние осуществляются путем выпуска и размещения среди населения и кредитно-финансовых учреждений различного рода государственных ценных бумаг (прежде всего казначейских векселей и облигации), являющихся долговыми обязательствами государства по отношению к купившим их физическим и юридическим лицам – это и есть приблизительное определение внутреннего долга. Если пользоваться более «сухими» терминами, внутренний долг по одной из классификаций – это способ пополнения государственной казны за счет заема средств у населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственные гарантии путем выпуска государственных ценных бумаг. Проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране, темпов инфляции, величины дефицита государственного бюджета и др.

Внешний долг - это задолженность государства гражданам или организациям или правительствам других стран в национальной и иностранной валюте. Внешний долг может образовываться, когда государство берет кредит у другого государства, либо прибегает к услугам международных кредитных организаций3. Самой влиятельной из них является Международный валютный фонд (International Monetary Fund).  Вердикт именно этой организации может стать своего рода зеленым цветом для государства, желающего стать кредиторам какой-нибудь страны, или красным – когда  государство, желающее получить кредит, не является кредитоспособным, по мнению специалистов из МВФ. Отрицательные последствия государственного долга связаны с тем, что выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и требуют повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование. Наибольшим бременем на страну ложится внешний долг, так как в этом случае страна вынуждена отдавать наиболее ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Кроме того, получение зарубежных займов и кредитов связано обычно с выполнением определенных условий, диктуемых кредитором. Однако от бремени государственного долга страдают в большей степени слаборазвитые страны. В преуспевающей экономике, по мнению многих зарубежных теоретиков, долг, как частный, так и государственный, играет в целом положительную роль.

Информация о работе Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга