Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 09:25, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение проблем бюджетного дефицита и государственного долга.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
изучить бюджетный дефицит, его причины и виды;
рассмотреть понятие государственного долга и ситуацию с дефицитом бюджета;
ознакомиться с государственным долгом России.
Введение
1 Бюджетный дефицит: причины, виды, последствия.
2 Государственный долг и методы его сокращения.
3 Государственный долг России.
Заключение
Литература
ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЧЕБОКСАРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической теории
на тему: «Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга»
Чебоксары 2012
Содержание
Введение
1 Бюджетный дефицит: причины, виды, последствия.
2 Государственный долг и методы его сокращения.
3 Государственный долг России.
Заключение
Литература
Введение
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. В связи с такой глобальной значимостью для процветания любого государства его «сбалансированного» государственного бюджета, следует внимательно изучить все проблемы, возникающие при его формировании, в частности дефицит государственного бюджета.
Дефицитность государственного
и местных бюджетов и высокий
государственный долг характерны на
современном этапе для
Объектом курсовой работы является – бюджетный дефицит и государственный долг.
Предмет исследования – взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга.
Актуальность данной темы курсовой работы в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности.
Целью курсовой работы является изучение проблем бюджетного дефицита и государственного долга.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
1 Бюджетный дефицит: причины, виды, последствия
Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами – это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира1. Как правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности, покрывается за счет изыскания внутренних источников финансирования, государственных займов, иногда – за счет эмиссии бумажных денег, не подкрепленных товарной массой. Как правило, бюджетный дефицит связан с инфляцией.
Причин бюджетного дефицита может быть достаточно много: экономический спад; рост предельных издержек общественного производства; массовый выпуск необеспеченных денег; неоправданно раздутые социальные программы; возросшие затраты на финансирование ВПК; значительный оборот ``теневого'' капитала; непроизводительные расходы и потери; и т.д. В связи с этим говорят о различном качестве самого дефицита:
1) дефицит может быть
связан с необходимостью
2) дефицит возникает
в результате чрезвычайных
3) дефицит может отражать
кризисные явления в экономике,
Главным признаком правильности проводимой государством бюджетной (и любой другой экономической) политики является устойчивый экономический рост. Такой рост, однако, может оказаться несовместимым с достижением сбалансированности бюджета по доходам и расходам. Обязательная сбалансированность бюджета сводит на нет действия налога как автоматического стабилизатора (при спаде налоги уменьшаются, и наоборот). Сбалансированность, напротив, означает рост налогов в период спада (чтобы погасить бюджетный дефицит), и снижение налогов при подъеме (чтобы избавиться от избытка). В результате как спад, так и инфляционный перегрев при подъеме только усилятся. В этой ситуации бюджетный дефицит, если он не ведет к росту цен, может оказаться полезным для стимулирования экономического роста.
В теории и практике бюджетирования различают два вида профицита (или дефицита):
Превышение доходов над расходами называется профицитом бюджета, а превышение расходов над доходами – дефицитом бюджета.
Дефицит бюджета может
возникнуть по многим причинам, основная
из которых – экономическая
Виды дефицита бюджета:
1. Структурный - возникает, когда государство сознательно идет на увеличение дефицита. В целях стимулирования экономической активности и совокупного спроса в период спада производства Правительство может принимать специальные решения, направленные на увеличение уровня занятости (например, финансирование создания новых рабочих мест), или может снижать налоги. В результате либо повышаются расходы бюджета, либо существенно снижаются его доходы. Возникает бюджетный дефицит.
2. Циклический - в меньшей
степени зависит от бюджетно-
3. Активный - возникает
в результате
4. Пассивный - является следствием снижения налоговых ставок и уменьшения поступлений в бюджет (т.е. не связан с ростом расходов).
Причины возникновения:
Увеличение дефицита
бюджета может быть также вызвано
неожиданно резким ростом государственных
расходов в связи с ростом инфляции
(сверх предусмотренной
Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка.
2 Государственный долг и методы его сокращения
Государственный долг –
это сумма накопленных
Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий.
Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.
Текущий долг, включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.
Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти.
Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего.
Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства федерального правительства, возникающие в валюте Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.
Внутренний долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства над его доходами. Основными способами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные займы. Последние осуществляются путем выпуска и размещения среди населения и кредитно-финансовых учреждений различного рода государственных ценных бумаг (прежде всего казначейских векселей и облигации), являющихся долговыми обязательствами государства по отношению к купившим их физическим и юридическим лицам – это и есть приблизительное определение внутреннего долга. Если пользоваться более «сухими» терминами, внутренний долг по одной из классификаций – это способ пополнения государственной казны за счет заема средств у населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственные гарантии путем выпуска государственных ценных бумаг. Проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране, темпов инфляции, величины дефицита государственного бюджета и др.
Внешний долг - это задолженность государства гражданам или организациям или правительствам других стран в национальной и иностранной валюте. Внешний долг может образовываться, когда государство берет кредит у другого государства, либо прибегает к услугам международных кредитных организаций3. Самой влиятельной из них является Международный валютный фонд (International Monetary Fund). Вердикт именно этой организации может стать своего рода зеленым цветом для государства, желающего стать кредиторам какой-нибудь страны, или красным – когда государство, желающее получить кредит, не является кредитоспособным, по мнению специалистов из МВФ. Отрицательные последствия государственного долга связаны с тем, что выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и требуют повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование. Наибольшим бременем на страну ложится внешний долг, так как в этом случае страна вынуждена отдавать наиболее ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Кроме того, получение зарубежных займов и кредитов связано обычно с выполнением определенных условий, диктуемых кредитором. Однако от бремени государственного долга страдают в большей степени слаборазвитые страны. В преуспевающей экономике, по мнению многих зарубежных теоретиков, долг, как частный, так и государственный, играет в целом положительную роль.
Информация о работе Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга