Проблемы налогообложения в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 01:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, её зарождение, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
Объектом исследования настоящей работы является проблемы налоговой системы России.
Задачей данной работы является рассмотрение современной налоговой системы РФ, ее проблемы, определение основных налогов, собираемых на территории России, их сущность и функции.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. История возникновения налогов и налогообложения. 5
Глава 2. Налоги в экономической системе общества. 11
2.1. Понятие и сущность налогов. 11
2.2. Функции налогов. 14
2.3. Классификация налогов. 17
2.4. Принципы налогообложения. 20
2.5. Структура и способы взимания налогов. 21
2.6. Основные налоги, собираемые на территории России. 24
1. Глава 3. Проблемы налоговой системы Российской Федерации. 31
Заключение. 35
Налоговая статистика. 36
Список используемых источников и литературы. 42

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы налогооблажения в РФ..doc

— 551.00 Кб (Скачать файл)

В других определениях можно встретить указание на то, что налоги – это платежи, взимаемые с юридических и физических лиц. В данном случае вряд ли правомерно ограничивается само понятие «налог». Обязанность по уплате налогов может возлагаться не только на отдельных физических лиц, но и на различного рода их объединения, не являющиеся юридическими лицами в соответствии с гражданским законодательством. Например, во Франции подоходный налог взимается с совокупного (объединенного для целей обложения) дохода всех членов семьи (домохозяйства). До XX в. налоги часто взимались не только с отдельных лиц, но и с таких объединений физических лиц, как общины и гильдии. Кроме того, существовали налоги, плательщиками которых выступали отдельные административно-территориальные единицы.

Часто отмечается, что налоги – денежные платежи (взимаются в денежной форме). Разумеется, в современных условиях большинство налоговых выплат осуществляется в денежной форме. Однако, с одной стороны, история содержит многочисленные примеры осуществления налоговых выплат в натуральной форме, а с другой стороны, многие современные налоговые системы в определенных случаях допускают уплату налогов путем предоставления государству товаров или услуг.

Налоги – один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.

В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости – национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.

Налоговые доходы государства  формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости' национального дохода в пользу общегосударственных потребностей Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

2.2. Функции налогов.

 

Социально-экономическая  сущность и роль налогов проявляется в их функциях, т.е. в основных направлениях воздействия налогов на развитие общества и государства. Функции налогов являются способом выражения их различных свойств. Функции показывают, каким путем реализуется общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

Налоги используются всеми рыночными государствами как метод прямого влияния на бюджетные отношения и опосредованного (через систему льгот и санкций) воздействия па производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие общественных потребностей и ресурсов, необходимых для их удовлетворения, через налоги обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств.

С этих позиций налоги выполняют четыре важнейшие функции, каждая из которых то или иное практическое назначение налогов.

Фискальная функция (от слова «фиск» — казна, хранилище денег или совокупность финансовых ресурсов государства) обеспечивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Эта функция проявляется через формирование доходов посредством аккумулирования средств в бюджете и внебюджетных фондах. Расходование бюджетных средств производится на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, на административно-управленческие расходы и платежи по государственному долгу. Перераспределение средств с помощью фискальной функции, с одной стороны, должно обеспечить реализацию государственных программ, с другой – не нарушить нормальный ход воспроизводства. За счет фискальной функции налогов достигается перераспределение части ВВП в территориальном, отраслевом и социальном разрезах.

Социальная - функция реализуется через систему особых мероприятий, направленных на вмешательство государства в ход экономического и социального развития общества, в частности с помощью неравного налогообложения разных сумм доходов. Данная функция позволяет также перераспределять доходы между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной (социальной) функции являются: прогрессивная шкала налогообложения прибыли и яичных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.

Регулирующая - функция налогов проявляется через систему особых мероприятий в сфере налогообложения, направленных на вмешательство государства в экономические процессы. Эта функция предполагает влияние налогов на разные стороны общественного развития, в том числе: инвестиционный процесс; слад или рост производства, а также его структуру; научно-технический прогресс; распределение и перераспределение национального дохода; спрос и предложение; объем доходов и сбережений населения и др. Суть регулирующей функции общественного воспроизводства в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от обложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов. Поэтому выделяют три составляющие регулирующей функции:

  • стимулирующая подфункция проявляется через систему льгот и освобождений, например для сельскохозяйственных производителей;
  • дестимулирующая подфункция имеет цель – через повышение ставок налогов ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т. д.;
  • воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов.

Налоговое регулирование  несет нагрузку и контрольного свойства. Регулирующая налоговая функция проявляется на практике не только в виде льгот, но и в форме санкций. Налоговые санкции есть проявление контрольной функции налогов, ибо перераспределение финансовых ресурсов неотделимо от контроля за качественными и количественными параметрами налогообложения.

Контрольная - эта функция  позволяет государству отслеживать  своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.

Перечисленные функции  налога тесно связаны между собой. Рациональность действующего законодательства определяется и первой степенью относительного равновесия налоговых функций. Однако на практике фискальная функция налога всегда реальна, а регулирующая функция может существовать номинально или быть деформирована. Поэтому поиск оптимального соотношения налоговых функций ведется непрерывно, ибо их относительное равновесие позволяет сформировать бюджет, не ущемляя экономических интересов налогоплательщиков.

2.3. Классификация налогов.

 

По мере развития систем налогообложения изменялся характер классификации налогов, появлялись новые признаки, характеризующие ту или иную налоговую систему.

При многочисленности и  разнообразии налогов классификация  позволяет устанавливать их сходство и различия. Особенности отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, специфических административно-финансовых мер.

Этим объясняется как  теоретическая, так и практическая ценность классификации налогов, т.е. разделения их на группы и подгруппы в соответствии с теми или иными признаками (основаниями) классификации.

В первую очередь различают  прямые и косвенные налоги, и в  основе такого деления могут лежать различные подходы и принципы (перелагаемость налога, способ обложения  и взимания, платежеспособность). В настоящее время деление налогов на прямые и косвенные связано в основном с подоходно-расходным принципом, установленным финансистами в начале XX в.

  1. По способу взимания различают:
  • прямые налоги, которые взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода).
  • косвенные налоги (акцизы, пошлины) включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара,
  1. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, подразделяются на:
  • федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган. Однако эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней (ст. 13 НК РФ);
  • региональные налоги, отличительной чертой которых является то, что элементы налога устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (ст. 14 НК РФ);
  • местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в действие только решением, принятым на местном уровне. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты (ст. 15 НК РФ).
  1. По целевой направленности введения налогов различают:
  • абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;
  • целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.
  1. По субъекту налогообложения (налогоплательщику) различают:
  • налоги, взимаемые с предприятий и организаций;
  • смежные налоги, которые уплачивают и физические лица, и юридические лица.
  1. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:
  • закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или 'внебюджетный фонд;
  • регулирующие налоги — разноуровневые, т.е. налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.
  1. По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:
  • срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными тегами;
  • периодично-календарные налоги, которые в свою очередь подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.
  1. По характеру отражения в бухгалтерском учете различают:
  • налоги, включаемые в себестоимость (земельный налог, налог на пользователей автодорог, единый социальный налог);
  • налоги, уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль (налог на имущество, налог на рекламу);
  • налоги, уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль);
  • уплачиваемые за счет чистой прибыли (сбор за право торговли);
  • включаемые в цену продукции (акцизы, НДС, таможенные пошлины, налог с продаж);
  • налоги, удерживаемые из доходов работника (налог на доходы физических лиц).

Для хозяйствующих субъектов последний признак классификации является едва ли не важнейшим. Согласно нормативным предписаниям расходы по одной группе налогов включаются полностью или частично в себестоимость продукции (работ, услуг), расходы по второй группе относятся на финансовый результат, расходы по третьей группе можно финансировать лишь за счет чистой прибыли предприятия. Определяя порядок отнесения налоговых платежей на те или иные статьи расходов, формируют финансовый результат деятельности предприятия.

Возможна классификация налогов и по другим основаниям. Так, в зависимости от характера связи двух элементов – «субъекта налогообложения» и «объекта налогообложения» – можно различать: а) налоги, построенные по принципу резидентства; б) налоги, построенные по принципу территориальности. В резидентских налогах субъект определяет объект налога, а в территориальных налогах – наоборот.

2.4. Принципы налогообложения.

 

Принципы налогообложения  – это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени.

    • Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).
    • Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
    • Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
    • Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
    • Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
    • Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Информация о работе Проблемы налогообложения в Российской Федерации