Проблемы становления рыночной экономики в Республике Беларусь: макроэкономический аспект анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью курсовой работы является исследование понятия трансформационной экономики и особенностей формирования рыночной экономики Республике Беларусь на современном этапе на основе анализа теоретического и практического опыта.
Для достижения этой цели, необходимо преодолеть ряд задач:
- выявить понятие и сущность рыночной экономики как экономической системы;
- исследовать формирование социально-ориентированной модели рыночной экономики в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………..……...………...3

1. Рыночная экономика: сущность, особенности, достоинства
и недостатки………………………………………………………….…………….6

2. Роль государства в формировании рыночных структур в странах с трансформационной экономикой……………………………………………….…………..17

3. Условия, принципы и проблемы перехода к рыночному хозяйству в Республике Беларусь…………………………………………………...…….….………..26

Заключение……………………………………………………………….………..39

Список использованной литературы…………………………………………….41

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа макроэкономика.doc

— 395.00 Кб (Скачать файл)

Что производить? Речь идёт, о том, какие продукты лучше в конечном счете будут удовлетворять многочисленные необходимости общества и сколько их необходимо произвести. Надобности общества выражаются в спросе на тот либо другой товар, а масштабы спроса определяются тем, сколько люди могут заплатить за всякого рода товары. Будут покупаться те продукты, стоимость и качество которых удовлетворяют потребителей. С новый стороны объём произведённых товаров и их ассортимент выражаются в предложении товаров. Производители будут производить те товары, стоимость на которые возмещают им траты на производство и приносят доход. Во взаимодействии спроса и предложения формируются цены на товары. Потребительский спрос играет важнейшую роль при формировании того, что и сколько производить. Потребители "голосуют рублём". В случае если в пользу этого продукта отдано довольно голосов, для того чтобы обеспечить выручку предприятиям, то они будут его производить. При поднятии потребительского спроса выручка увеличивается, что служит сигналом для расширения производства. И, наоборот, в случае если потребительский спрос уменьшается, то доход снижается и производство начинает сокращаться.

Как производить? То есть, какие ресурсы и какую  технологию нужно использовать при производстве той либо другой продукции? В рыночной экономике производство осуществляют те предприятия, которые применяют самую эффективную, то есть самую выгодную, технологию. Эффективная технология предполагает подбор таких ресурсов, цены на которые что касается низкие. В случае если в государстве существует нехватка капитала, с тем чтобы купить дорогое оборудование, хотя параллельно с тем есть дешёвая рабочая сила, то выбирается трудоёмкая технология. Таким образом, цены на ресурсы, в этом случае цена оборудования и степень заработной платы, дают основание для решения проблемы, как производить.

Для кого производить? То есть, как произведённая продукция  обязана быть распределена между  членами общества? В принципе продукция  распределяется между потребителями в соответствии с вероятностями потребителей заплатить за неё рыночную цену. Эти шанса в собственную очередь определяются доходами потребителей. А денежные доходы зависят от числа и качества ресурсов (от числа и качества труда, капитала, земли, предпринимательского таланта), которые домохозяйства поставляют на рынок ресурсов. В обмен на поставляемые ресурсы домохозяйства получают доходы. Величина выручки непосредственно зависит от цен на ресурсы. Это значит, что цены на ресурсы в окончательном следствии определяют как выручка, а именно и число продукции, которое получает потребитель при распределении произведённого общественного продукта. Что купит потребитель зависит от цен на товары и услуги, то есть, стоимость продукта играет главную роль в формировании ассортимента товаров и услуг, которые получит потребитель [4, с. 123].

Роль цены в  рыночном экономическом механизме довольно значительна, цены:

  • выявляют общественные необходимости;
  • сигнализируют о том, что производить и в каких количествах;
  • передают информацию о том, какая технология является самой эффективной;
  • определяют механизм распределения общественного продукта;
  • влияют на масштабы и структуру потребления людей.

Таким образом, рыночная экономическая система - это  такая система, где ресурсы распределяются и используются, основным образом  с помощью механизма рыночной конкуренции, центром которой является стоимость блага. Рыночный экономический механизм дополняется государственным регулированием экономики. С точки зрения социально-экономических отношений в данной системе господствует частная собственность на средства производства, правда параллельно с тем огромную роль играют государственная, смешанная и кооперативная собственность. Оценивая данную систему по степени материально-технического продвижения, возможно определить рыночную экономическую систему как индустриальную и постиндустриальную экономику. Большая часть государств с рыночной экономикой представляют собой индустриальное общество со структурой отраслей, где преобладают отрасли обрабатывающей и добывающей промышленности. В самых развитых государствах сформировалась постиндустриальная информационная экономика с преобладанием сферы услуг в структуре национального хозяйства.

Достоинства рыночной экономии находят подтверждение  в нашем анализе ее функционирования. Два из них заслуживают особого внимания: эффективность распределения ресурсов и свобода.

Основной экономический  аргумент в пользу рыночной экономики  состоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная экономика направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых, более эффективных технологий производства. Короче говоря, поборники рыночной экономики доказывают, что "невидимая рука", таким образом, управляет личной выгодой, что она обеспечивает общество производством наибольшего количества необходимых товаров из имеющихся ресурсов. Это, следовательно, предполагает максимальную экономическую эффективность. Именно эта презумпция эффективности распределения заставляет большинство экономистов сомневаться в необходимости правительственного вмешательства в функционирование свободных рынков, или правительственного регулирования их операций, за исключением тех случаев, когда такое вмешательство становится вынужденным [2, с. 84].

Важным неэкономическим  аргументом в пользу рыночной экономики  служит то обстоятельство, что она  делает ставку на роль личной свободы. Одна из фундаментальных проблем  организации общества заключается в том, как координировать экономическую деятельность множества индивидов и предприятий. Известно, что существует два способа осуществления такой координации: один - это централизованное и использование мер принуждения; другой - это добровольное сотрудничество через посредничество рыночной системы.

Лишь рыночная экономика способна координировать экономическую деятельность без  принуждения. Рыночная экономика представляет свободу предпринимательства и  выбора; естественно, на этой основе она и преуспевает. Предпринимателей и рабочих не перегоняют по правительственным директивам из одной отрасли в другую, чтобы обеспечить выполнение производственных заданий, установленных каким-либо всемогущим правительственным ведомством. Напротив, при рыночной экономике они свободно могут добиваться увеличения собственной выгоды, с учетом, конечно, вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой рыночной экономики. Подведем итог: конкурентная рыночная экономика, как утверждают ее сторонники, способствует эффективности распределения ресурсов и личной свободе.

К преимуществам  рынка западные экономисты относят:

  • эффективное распределение ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;
  • возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации - достаточно иметь данные о цене и издержках производства;
  • гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям;
  • оптимальное использование результатов НТР. Стремясь, получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии, что позволяет им иметь временные преимущества перед конкурентами;
  • свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы;
  • способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, более быстрой корректировке неравновесия.

Чтобы поддерживать конкурентоспособность своей продукции, фирмы стремятся расширять ассортимент, повышать качество, снижать издержки и т.д. Если же в отрасли неправильно оценили спрос и выпустили, скажем, много женских платьев и меньше блузок, то рынок незамедлительно отреагирует на это: цены на блузки возрастут, соответственно выручка пойдет на увеличение выпуска блузок, а производители женских платьев будут заинтересованы в перепрофилировании производства на пошив блузок и на изменение фасона платьев.

Следует отметить, что рыночный механизм характеризуется  ориентацией производителей на спрос потребителей. Изменение спроса заставляет производителей перераспределять ресурсы между отраслями и видами производств, сокращать выпуск одних товаров и налаживать производство других, пользующихся спросом. Тем самым рыночная экономика выступает как механизм регулирования распределения ресурсов, структуры экономики в соответствии со структурой изменяющихся в обществе потребностей

В центре рыночного  хозяйства стоит потребитель. Без  вмешательства извне участники рыночного процесса решают вопрос о том, что производить, в каких количествах. Длительный разрыв между рыночным спросом и производством здесь невозможен, так как это противоречит интересам всех участников рыночного процесса. Поэтому рыночный механизм исключает дефицитность экономики (разумеется, в пределах ресурсов, которыми располагает данная страна) [4, с. 151].

Говоря о  достоинствах рынка, не следует забывать об его негативных сторонах, а также, разумеется, о тех проблемах, которые он не может решить по своей природе.

  • Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

Чтобы поддержать чрезвычайно высокие  цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.

  • Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве.

Особенность общественных товаров  состоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование.

  • Рыночный механизм не пригоден для устранения внешних (побочных) эффектов, так называемых экстерналий. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только его непосредственных участников, но и других людей. Ее последствия нередко носят негативный характер.

По мере роста общественного  богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники. Широкое применение химических удобрений делает продукты питания непригодными для употребления.

Сам рынок не способен устранить  или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто лишь в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен. На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступать участники хозяйственной деятельности.

  • Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте и обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность.

В современном  мире огромные различия в жизненном  уровне людей не только сохраняются, но и усиливаются. По данным ООН, разрыв в средних доходах между самыми богатыми и самыми бедными странами в 1960 г. составлял 30:1, а в 2000 г. - уже 74:1, в 2010- 83:1.  

  • Современный рынок таит в себе опасность безработицы. Реальность безработицы в условиях рыночной экономики подтверждается многими историческими фактами. Несомненно, что в массовом виде она возникла именно в странах с развитым товарным производством, прежде всего в Англии. Причем наибольшая величина относительного перенаселения тесно связана с экономическими кризисами. Скажем, во время мирового кризиса 1857 г. безработица среди членов профсоюза английской металлообрабатывающей промышленности достигла 12%. В этот же период в США только в Нью-Йорке число «лишних людей» превысило 150 тысяч.
  • Рыночный механизм порождает неполную и асимметричную информацию. Только в условиях полностью конкурентной экономики все участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты - производители и потребители - обладают ею в различной степени.
  • Функционирование рыночных отношений связано с существенными нравственными издержками.

 Таким образом,  рынок (даже в его развитом, цивилизованном виде) нельзя понимать как нечто однозначно положительное, как некое чудодейственное средство от экономических и социальных бедствий. Напротив, это весьма сложный, противоречивый, можно сказать, обоюдоострый феномен.

Информация о работе Проблемы становления рыночной экономики в Республике Беларусь: макроэкономический аспект анализа