Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 16:37, контрольная работа
Бурное развитие промышленного производства в последнее столетие привело к резкому изменению окружающей среды, что в свою очередь привело к существенному изменению природных ландшафтов, видового состава животного и растительного мира и условий его существования. Исследованиями проблем взаимодействия организмов с окружающей средой занимается экология.
Как наука экология возникла в начале нашего века, а в широкий обиход это слово вошло в 1960-х годах 20 века, когда стали говорить об экологическом кризисе как кризисе во взаимоотношениях человека со средой его обитания.
1.Введение…………………………………………………………………….стр.3
2.Теоретические аспекты экономического роста………………………….стр.5
2.1 Понятие экономического роста……………….……………………….стр.5
2.2 Типы экономического роста……………………………………………..стр.6
2.3 Теория экономического роста…………………………………………...стр.7
2.4 Факторы экономического роста………………………………………....стр.9
2.5 Взаимосвязь экологии и экономического развития…………………..стр.11
3. Проблемы экологии в России……………………………………...…….стр.14
4. Решение проблем экологии……………………………………..……….стр.16
5. Заключение………………………………………………………………..стр.19
6. Список литературы………
Согласно защитникам этого подхода, загрязнение является не столько побочным продуктом экономического роста, сколько результатом неправильного ценообразования, а именно: значительная часть естественных ресурсов (реки, озера, океаны и воздух) рассматривается как "общая собственность" и не имеет цены. Поэтому эти ресурсы используются чрезмерно интенсивно, что ухудшает их состояние. Загрязнение окружающей среды является примером побочного результата или перелива издержек. Решение этой проблемы возможно при введении законодательных ограничений или особых налогов ("платы за стоки"), чтобы компенсировать пороки системы ценообразования и предотвратить нерациональное использование естественных ресурсов. Сторонники этой точки зрения не отрицают серьезных проблем, связанных с загрязнением окружающей среды, но считают, что ограничение экономического роста их не решит.
В настоящее время очевидно, что остановить экономический рост нельзя, т.к. существует и обратная связь: одним из его источников является количество и качество самих природных ресурсов.
Экологическая безопасность России и улучшение условий жизни граждан в значительной мере связаны с глубокими социально-экономическими преобразованиями, происходящими в стране, количественными и качественными изменениями воздействия на окружающую среду основных отраслей экономики.
Принятие стратегических документов социально-экономического развития, активное участие России в международном сотрудничестве и необходимость сближения с требованиями международного стандарта ставят перед обществом задачу глубокого анализа существующей системы охраны окружающей среды, концептуального пересмотра приоритетов экологической политики и задач обеспечения экологической безопасности. Наиболее актуальными остаются проблемы изменения климата, сокращения озонового слоя, прогрессирующего опустынивания, сокращения биологического разнообразия, утилизации отходов производства и потребления и загрязнения воздушного бассейна[3].
3. ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ В РОССИИ
В настоящее время в России, несмотря на множество (более десятка) ведомств, занимающихся проблемами экологии нет единой экологической политики. Такие ведомства как Ростехнадзор, Роспотребнадзор, Росгидромет, Министерство природных ресурсов и экологии ведут самостоятельную деятельность, зачастую противореча друг другу. В правительстве так же функционируют Комитет Государственной думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, Высший экологический совет в которые входят ученые и специалисты этой области. Эти органы собирают, обобщают и публикуют данные, предоставляемые различными ведомствами.
На сегодняшний день эти данные совсем не утешительные. Так в России ежегодно образуется 3,5 млрд. т. отходов, как промышленных, так и бытовых. Причем пустить в переработку можно только 36%. На самом же деле перерабатывается только 3-4%.
В стране 11 тыс. полигонов, где складируются промышленные и бытовые отходы (в это число ядерные полигоны не входят) и большинство из них заполнены на 95-99%.
В России захоронено 550 млн. тонн радиоактивных отходов. Хотя уже давно принят закон, запрещающий ввоз на территорию РФ отработанного ядерного топлива из других стран, страна продает ядерное топливо за границу, и контракты составляются таким образом, что отработанные отходы все равно везут к нам. Частично они перерабатываются, но есть отходы, которые переработать невозможно, их хранят в специальных хранилищах из жидкого стекла, накрытых сверху саркофагами. Это достаточно серьезная проблема, так как срок хранения таких отходов практически бесконечен[1].
По оценкам ученым только 1% поверхностных вод в России пригоден для питья.
У нас 70% населения живет в городах. Из этого количества людей 40% пьют некачественную воду. В реестрах наших водоканалов записано, что фильтры должны улавливать около 300 видов вредных веществ. Для сравнения, в Европе устанавливаются фильтры, улавливающие 180 тыс. вредных веществ, в Америке - около 200 тыс. Это результаты действия наших ведомственных инструкций. Такие же ведомственные инструкции допускают выбросы вредных веществ промышленных предприятий - металлургических, химических и прочих. Ветер относит все это к Ледовитому океану, мы думаем, что там чистые былые снега, а ученые утверждают, что снежинка впитывает гораздо больше вредных веществ, чем дождевая капля. В результате, например численность белых медведей в последнее время сильно сократилась.
Большой урон экологии приносят так же предприятия нефтедобычи. Особенно сильно она влияет на очень ранимые северные территории. Рекультивация земель после использования там не предусмотрена. Это же относится к угольным разрезам и шахтам.
Не до конца разрешена и проблема предприятий, дающих высокотоксичные отходы. Существуют заводы по их переработке, компании перевозчики получают лицензии на их перевозку, а системы контроля не существует. В результате эти компании перевозчики получают с предприятий деньги, но везут отходы не на завод, где они должны платить, а вываливают в заброшенных карьерах и прочих местах.
Результаты такого отношения к сохранению природных ресурсов видны наглядно. Ежегодные пожары, уносящие и так уменьшающиеся лесные массивы происходят не только от поджогов и неправильного обращения с огнем. Под влиянием происходящих в природе изменений почва иссыхает и перегревается. Россия - самая богатая черноземная страна в мире, но ежегодно 3-5% плодороднейших земель приходят в негодность.
И все это далеко не полный перечень экологических проблем России[1].
4. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОЛОГИИ
Для решения проблем экологии страны в комплексе прежде всего должна быть выработана четкая государственная политика в области экологии. Необходимо создать ведомство (министерство или агентство), напрямую подчиненное президенту или премьер министру, которое будет курировать все разрозненные организации, занимающиеся проблемами охраны окружающей среды. Оно должно разрабатывать общую экологическую политику, вести непрерывный мониторинг окружающей среды и принимать меры по исправлению ситуации, разрабатывать единые программы охватывающие все сферы, которые связаны с проблемами экологии.
Так же нужно решение законодательных вопросов. Сейчас есть законы или отдельные статьи, касающиеся экологии, но они размыты и разбросаны. Нужно пересмотреть Лесной и Водный кодексы, многие их статьи требуют серьезных доработок. Все вопросы, связанные с защитой окружающей среды, необходимо свести в единый Экологический кодекс. Именно он, а не инструкции разрозненных ведомств должны определять порядок действия государственных служащих всех уровней, руководителей предприятий по вопросам экологии и ответственность лиц к этому причастных.
Один из вариантов решения проблем - создание экологических фондов, аккумулирующих государственные и частные средства. Это проблема государственно-частного партнерства в области экологии. Если бизнес разрабатывает природные ресурсы, он должен вносить деньги в эти фонды. Средства пойдут на восстановление территорий, нарушенных в результате добычи полезных ископаемых.
Сейчас министерство природы предлагает устанавливать нормативы вредного воздействия на природу на основе показателей наилучших доступных технологий. Сейчас в России плата за негативное воздействие рассчитывается на основе санитарно-эпидемиологических нормативов. Если компания в них не укладывается, то обращается в территориальное управление уполномоченного органа, Например в Ростехнадзор, и просит установить ей индивидуальные лимиты сверх нормы. За выбросы по индивидуальным лимитам оплата вырастает в пять раз, сверх лимитов - в 25, но доходы бюджета при этом остаются незначительными - 16 млрд. руб. в год[6].
В новом законопроекте с 2011 по 2016 год планируется ликвидировать существующий институт лимитов и повысить платежи за сверхнормативное воздействие в 2011 г. - в 5 раз, в 2014 - в 20 раз. При расчете платежей устанавливаются стимулирующие коэффициенты. На коэффициент 25, а с 2016 года - коэффициент 100. При этом, для предприятий, внедряющих НДТ, устанавливается коэффициент 0,5. Платежи от всех компаний за негативное воздействие должны вырасти до 138 млрд. руб. Однако, задача данной реформы не в том, чтобы заставить предприятия платить больше, а в том чтобы укладываться в экологические нормативы. В данной ситуации существует угроза того, что усиление санкций заставит предприятия не вкладываться в модернизацию, а прятать выбросы, так как система экологического контроля в стране практически разрушена[5].
Понятие "наилучшие доступные технологии" - (НДТ) широко применяется в странах ЕС с середины 90-х годов прошлого столетия в соответствии с Директивой Совета Европы 96/61/ЕС о комплексном контроле и предотвращении загрязнения - (Директива ККПЗ). Целью Директивы является обеспечение комплексного подхода для защиты окружающей среды, путем совершенствования системы управления и контроля за производственными процессами промышленных предприятий. Ключевым элементом в данном подходе имеет общий принцип, предусмотренный в Статье 3 Директивы о том, что операторы (предприятия) должны принимать все необходимые профилактические меры по предотвращению загрязнения, в частности через применение НДТ, которые обеспечат им возможность повысить свою экологическую эффективность.
Важными особенностями справочников является наличие в них сведений о потреблении сырья, энергии, эмиссиях на единицу выпускаемой продукции - технологических нормативах. Эти величины приведены как по отрасли в целом, так и для предприятий, которые достигли наилучших результатов в снижении воздействия на окружающую среду, энерго- и ресурсоэффективности.
Надо создавать экологическую промышленность. Закупать технологии и строить предприятия, которые будут у нас выпускать современные системы очистки воды, воздуха и почвы. Активно внедрять собственные разработки, которые, как правило, не находят у нас применения, активно скупаются Западными странами.
Наконец, нужно формировать у людей экологическое мировоззрение. Причем делать это начиная с детского сада. Нужны программы экологического воспитания в школах и вузах. Экологическая культура должна быть одной из составляющих культуры страны в целом[4].
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономический рост требует к себе значительного внимания, т.к. стремление к развитию и росту непосредственно влияет на окружающую среду и в большей степени это влияние - загрязнение и уничтожение природы, среды в которой живет сам человек.
Для решения многих проблем нужна материальная, научная и техническая базы, которую многие еще не развившиеся страны не имеют. А увеличить доходы и средства страны, т.е. увеличить темп экономического роста без сильного воздействия на среду требует много средств.
Несмотря на экологичность отдельных элементов процесса производства, в целом процесс производства не может быть экологизированным, если не будет в необходимой степени преобразована технология. Сегодня особое значении приобретают разработка и внедрение новых видов технологий, которые обеспечивают многократное использование предметов труда, утилизацию их компонентов, отходов, выбросов. Сегодня мы вправе говорить, во-первых, об "экологизации" современной науки; во-вторых, о формировании экологической науки как теории и практики; в-третьих, об актуализации решения теоретических и практических проблем экологии и, наконец, о программно - целевом и комплексном подходе к этим вопросам, учете мирового опыта.
С учетом того, что часть природных ресурсов не поддается восстановлению, загрязнение окружающей среды происходит нарастающими темпами, многие экологические изменения носят необратимый характер проблемы экологии должны стать приоритетными во всех сферах жизнедеятельности человека.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гурова Т.Ф., Основы экологии
и рационального
2. Райзберг Б., Лозовский Л. Учебный экономический словарь. Москва,
3.Чепурных Н.В., Новоселов А.Л., Дунаевский Л.В. "Экономика природопользования", Москва, "Наука", 2006г.
4. Природопользование, охрана окружающей среды и экономика: Теория и практикум: Учеб. пособие / Под ред.А.П. Хаустова. - М.: Изд-во РУДН, 2006. - С.36-234.
5. "На чистую воду" Экология. "Прямые инвестиции" №2, 2011 г., с.52
6. Территория развития. Экология "Прямые инвестиции" №12, 2010 г., с.52.