Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 08:26, реферат
Протекционизм рассматривается как политика, стимулирующая экономический рост в целом, а также промышленный рост и рост благосостояния страны, проводящей такую политику. Теория протекционизма утверждает, что наибольший эффект достигается: 1) при единообразии применения импортных и экспортных пошлин, субсидий и налогов по отношению ко всем субъектам, без каких-либо исключений; 2) при повышении размеров пошлин и субсидий по мере увеличения глубины переработки и при полной отмене пошлин на импортируемое сырье; 3) при сплошном обложении импортными пошлинами всех товаров и изделий, либо уже производимых в стране, либо тех, производство которых в принципе имеет смысл; 4) при отказе от таможенного обложения импорта товаров, производство которых невозможно или нецелесообразно (например, бананов на севере Европы)
Внешнеторговая
политика — составная часть экономической
политики государства, предполагающая
оказание влияния навнешнюю торговлю посредством экономических
и административных рычагов (налоги, субсидии, прямые ограничения импортаи экспорта, кредитования и т. п.). В контексте
внешнеторговой политики государство
законодательно устанавливает определённые
правила внешней торговли, которым подчиняются
как резиденты (экспортёры и импортёры),
так и связанные с ними партнёры-нерезиденты.
Инструменты, используемые государством
для проведения внешнеторговой политики,
можно разделить на тарифные и нетарифные.
Поскольку хозяйство всех стран в той
или иной мере зависит от экспорта и импорта,
государство в законодательном порядке
устанавливает определенные правила внешней
торговли.
Внешнеторговая политика представляет
собой целенаправленное воздействие государства
на торговые отношения с другими странами.
-изменение степени и способа включения
данной страны в МРТ;
-изменение объема экспорта и импорта;
-изменение структуры внешней торговли;
-обеспечение страны необходимыми ресурсами
(сырьем, энергией. .)
-изменение соотношения экспортных и импортных
цен.
Свободная торговля. Свободная торговля (либерализация) - это внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок Как правило, правительства проводят гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли. При этом обеспечиваются благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются торговые сделки, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики. Сторонники этой политики утверждают, что сравнительная эффективность дает больше выгод от свободы торговли, чем от её ограничения. Либерализация способствует международной специализации страны, облегчает развитие
Россия в мировой рыбной внешнеторговой политике
Ежегодное общемировое производство рыбы, главным образом за счет увеличения ее производства в условиях аквакультуры, продолжает увеличиваться, однако темпы прироста заметно снизились по сравнению с серединой 90-х годов прошлого столетия. |
Вылов рыбы традиционными
способами остается практически
неизменным на протяжении последних 10-15
лет и колеблется в пределах 90-95
млн. т. Основная причина стагнации
морского рыбного промысла, как считают
международные эксперты, заключается
в истощении естественных рыбных
запасов главным образом из-за
их чрезмерной эксплуатации. Детальные
данные о мировом вылове, продукции аквакультуры
и производстве рыбных товаров в последние
годы приводились в центральной и отраслевой
печати (в частности: Бюллетень иностранной
коммерческой информации, 2006, № 128, 129 и
130), а также на «рыбных сайтах».
Россия ежегодно вылавливает около 3,2
млн. т. рыбы, ракообразных и моллюсков,
занимая примерно 10 место по морскому
промыслу. К настоящему времени ресурсное
состояние 600 видовых групп таково, что
52% их запасов практически полностью использованы,
чрезмерно разработаны – 17%, опустошены
– 7%, восстанавливаются после хищнической
эксплуатации – лишь 1%. В средней стадии
эксплуатации находится 20% мировых запасов,
и только 3% считаются недоиспользованными.
Промысловые запасы семи из десяти основных
видов морских рыб, на долю которых приходится
около 30% мирового производства рыбной
продукции, сильно истощены. По оценкам
экспертов ФАО, это означает невозможность
увеличения морского рыбного промысла
в ближайшем будущем, а продолжение добычи
в сложившихся объемах влечет за собой
необратимые биологические и экономические
последствия для рыболовства в целом.
Более половины запасов далеко мигрирующих
акул и 66% глубоководных и прибрежных рыбных
запасов находится на стадии полного исчезновения.
В частности, Северо-Восточная, Северо-Западная
и Юго-Восточная Атлантика, Средиземное
море и Черное море требуют срочного оздоровления,
поскольку запасы рыбы в них подходят
к уровню, который может быть уже в скором
времени отнесен к категории опустошенный
или истощенный. Истощение морских рыбных
запасов, как неоднократно подчеркивал
в своих выступлениях на различных международных
форумах руководитель Департамента по
рыболовству ФАО Ичиро Номура, негативно
влияет не только на обеспечение продовольственной
безопасности и экономическое развитие
целого ряда стран, но и отрицательно сказывается
на биологически сложной подводной экосистеме.
Главная стратегия, которой должны придерживаться
все страны, заключается в заметном сокращении
или временной приостановке рыболовства
в опустошенных зонах, принятию срочных
мер по восстановлению морской экосистемы
и улучшению естественных условий обитания.
Несмотря на предпринимаемые ФАО усилия,
уже не удастся достичь заметного прогресса
в области восстановления к 2015 году полностью
выработанных рыбных запасов, как это
предполагалось на Конференции по устойчивому
развитию в 2002 году. По прогнозам специалистов,
мировое производство рыбной продукции
с каждым годом будет возрастать преимущественно
за счет роста объемов ее выращивания
в искусственных условиях. Аквакультура
в объеме до 45-50 млн. т в ближайшие годы
может снизить напряженность на рынках
рыбных товаров при снижении цен на отдельную
рыбную продукцию (форель, треска, креветки
и др.) и увеличении ее предложения, однако
решить весь комплекс назревших проблем,
связанных с истощением морских биоресурсов,
благодаря ей вряд ли будет возможно. В
условиях России основу товарного выращивания
рыбы может составить производство относительно
дорогостоящей продукции (черная осетровая
или красная лососевая икра и др.). Стоимость
проектов в области индустриального осетроводства
измеряется сотнями миллионов рублей.
В России нет возможностей для рентабельного
развития аквакультуры в естественных
водоемах, реализации крупных проектов
индустриального развития аквакультуры
и отработанных механизмов их реализации.
В этих условиях некоторое сокращение
и стабилизация импорта семги и форели,
несомненно, положительно скажется на
увеличении производства форели на территории
Северо-Запада России.
Перед российской экономической практикой
встает задача более полного и рационального
использования всех видов промысловых
водных биоресурсов, включая дальневосточных
кальмаров (до 400-500 тыс. т.) и морского зверя.
Структура внешней торговля рыбными товарами
зависит не только от объемов вылова рыбы
и других водных биологических ресурсов
(ВБР) и производства различных пищевых
и непищевых рыбных товаров, но и насыщенности
товарами внутреннего рынка страны. При
этом для России необходима сбалансированная
экспортная и импортная политика в интересах
населения страны. Торговля рыбными товарами
наиболее важна для развивающихся государств,
поскольку для большинства из них она
является порой единственным источником
валютных поступлений в бюджет страны,
сохранения и создания новых рабочих мест,
а также основой для обеспечения продовольственной
безопасности.
Чрезвычайно важным является вопрос влияния
внешнеторговой и экологической политики
на окружающую среду стран мира. Либерализация
торговли изменяет нагрузку на окружающую
среду, и этот процесс зависит от размера
страны и величины дохода на душу населения,
а также от торгового режима с другими
странами. В связи с этим возникает вопрос,
возможно ли смягчить негативное влияние
процессов либерализации торговли на
окружающую среду.
Основное осложнение, которое возникает
в процессе либерализации торговли, заключается
в том, что усиление конкуренции может
вызвать так называемый экологический
демпинг, при котором страны последовательно
снижают экологические стандарты с целью
получения сравнительного преимущества
над конкурентами в торговле или привлечения
иностранного капитала. Особое внимание
данному вопросу уделяется в странах –
членах ЕС.
Разработка и применение странами – членами
ЕС экономических инструментов и административных
методов позволит привести их внешнеторговую
политику в соответствие с современными
требованиями экологизации экономического
развития государств мира. Изучение
опыта объединения торговой и экологической
политики и разработки соответствующих
программ развития экономики в странах
– членах ЕС дает возможность бывшим странам
с переходной экономикой, к которым относится
и Украина, повысить экологическую эффективность
своей внешнеторговой политики.
Особое внимание вопросам разработки
внешнеторговой политики с учетом требований
экологизации экономисты стали уделять
конце ХХ в. Современные работы, которые
анализируют взаимоотношения международной
торговли и состояния окружающей среды,
основанных на различных теориях международной
торговли.