Протекциони́зм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 08:26, реферат

Краткое описание

Протекционизм рассматривается как политика, стимулирующая экономический рост в целом, а также промышленный рост и рост благосостояния страны, проводящей такую политику. Теория протекционизма утверждает, что наибольший эффект достигается: 1) при единообразии применения импортных и экспортных пошлин, субсидий и налогов по отношению ко всем субъектам, без каких-либо исключений; 2) при повышении размеров пошлин и субсидий по мере увеличения глубины переработки и при полной отмене пошлин на импортируемое сырье; 3) при сплошном обложении импортными пошлинами всех товаров и изделий, либо уже производимых в стране, либо тех, производство которых в принципе имеет смысл; 4) при отказе от таможенного обложения импорта товаров, производство которых невозможно или нецелесообразно (например, бананов на севере Европы)

Вложенные файлы: 1 файл

protektsionizm_vopros_5.docx

— 39.50 Кб (Скачать файл)

                                                       ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

Внешнеторговая  политика — составная часть экономической политики государства, предполагающая оказание влияния навнешнюю торговлю посредством экономических и административных рычагов (налоги, субсидии, прямые ограничения импортаи экспорта, кредитования и т. п.). В контексте внешнеторговой политики государство законодательно устанавливает определённые правила внешней торговли, которым подчиняются как резиденты (экспортёры и импортёры), так и связанные с ними партнёры-нерезиденты.   Исторически выделяется два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли. В «чистом виде» их можно условно выделять в докапиталистические эпохи, при небольшом внешнеторговом обороте и развитии внешнеэкономических связей. В современных условиях внешнеторговая политика государств представляет собой сочетание обеих противоположностей, оптимизируемое в зависимости от обстоятельств.            Внешнеторговая политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулирование внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики государства оказывают влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике. Это, с одной стороны, растущая интернационализация производства и капитала, что усиливает экономическую взаимозависимость государств, а с другой - обострение конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на то, что развитие внешней торговли в целом благоприятно воздействует на развитие национальной экономики, зависимость от мирового рынка может вызвать серьезные социально-экономические проблемы внутри страны. Эти проблемы связаны с увеличением риска экономических потерь от колебаний валютных курсов и мировых цен, с возможным ухудшением экономического положения ряда отраслей, не способных выдержать давления конкуренции иностранных товаров. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеторгового равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала. 
 Инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить на тарифные и нетарифные. 
 Поскольку хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила внешней торговли. 
 Внешнеторговая политика представляет собой целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. 
                                                           Основные цели внешнеторговой политики: 
-изменение степени и способа включения данной страны в МРТ; 
-изменение объема экспорта и импорта; 
-изменение структуры внешней торговли; 
-обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией. .) 
-изменение соотношения экспортных и импортных цен.

Свободная торговля. Свободная торговля (либерализация) - это внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров.   Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок Как правило, правительства проводят гибкую внешнеторговую политику.    Они избирательно используют методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли. При этом обеспечиваются благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются торговые сделки, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики. Сторонники этой политики утверждают, что сравнительная эффективность дает больше выгод от свободы торговли, чем от её ограничения. Либерализация способствует международной специализации страны, облегчает развитие

Россия в мировой рыбной внешнеторговой политике

 

 Ежегодное общемировое производство рыбы, главным образом за счет увеличения ее производства в условиях аквакультуры, продолжает увеличиваться, однако темпы прироста заметно снизились по сравнению с серединой 90-х годов прошлого столетия.

 

Вылов рыбы традиционными  способами остается практически  неизменным на протяжении последних 10-15 лет и колеблется в пределах 90-95 млн. т. Основная причина стагнации  морского рыбного промысла, как считают  международные эксперты, заключается  в истощении естественных рыбных запасов главным образом из-за их чрезмерной эксплуатации.  Детальные данные о мировом вылове, продукции аквакультуры и производстве рыбных товаров в последние годы приводились в центральной и отраслевой печати (в частности: Бюллетень иностранной коммерческой информации, 2006, № 128, 129 и 130), а также на «рыбных сайтах». 
 Россия ежегодно вылавливает около 3,2 млн. т. рыбы, ракообразных и моллюсков, занимая примерно 10 место по морскому промыслу.       К настоящему времени ресурсное состояние 600 видовых групп таково, что 52% их запасов практически полностью использованы, чрезмерно разработаны – 17%, опустошены – 7%, восстанавливаются после хищнической эксплуатации – лишь 1%. В средней стадии эксплуатации находится 20% мировых запасов, и только 3% считаются недоиспользованными. 
 Промысловые запасы семи из десяти основных видов морских рыб, на долю которых приходится около 30% мирового производства рыбной продукции, сильно истощены. По оценкам экспертов ФАО, это означает невозможность увеличения морского рыбного промысла в ближайшем будущем, а продолжение добычи в сложившихся объемах влечет за собой необратимые биологические и экономические последствия для рыболовства в целом.  Более половины запасов далеко мигрирующих акул и 66% глубоководных и прибрежных рыбных запасов находится на стадии полного исчезновения. 
 В частности, Северо-Восточная, Северо-Западная и Юго-Восточная Атлантика, Средиземное море и Черное море требуют срочного оздоровления, поскольку запасы рыбы в них подходят к уровню, который может быть уже в скором времени отнесен к категории опустошенный или истощенный.        Истощение морских рыбных запасов, как неоднократно подчеркивал в своих выступлениях на различных международных форумах руководитель Департамента по рыболовству ФАО Ичиро Номура, негативно влияет не только на обеспечение продовольственной безопасности и экономическое развитие целого ряда стран, но и отрицательно сказывается на биологически сложной подводной экосистеме. 
Главная стратегия, которой должны придерживаться все страны, заключается в заметном сокращении или временной приостановке рыболовства в опустошенных зонах, принятию срочных мер по восстановлению морской экосистемы и улучшению естественных условий обитания. 
 Несмотря на предпринимаемые ФАО усилия, уже не удастся достичь заметного прогресса в области восстановления к 2015 году полностью выработанных рыбных запасов, как это предполагалось на Конференции по устойчивому развитию в 2002 году.    По прогнозам специалистов, мировое производство рыбной продукции с каждым годом будет возрастать преимущественно за счет роста объемов ее выращивания в искусственных условиях. Аквакультура в объеме до 45-50 млн. т в ближайшие годы может снизить напряженность на рынках рыбных товаров при снижении цен на отдельную рыбную продукцию (форель, треска, креветки и др.) и увеличении ее предложения, однако решить весь комплекс назревших проблем, связанных с истощением морских биоресурсов, благодаря ей вряд ли будет возможно.            В условиях России основу товарного выращивания рыбы может составить производство относительно дорогостоящей продукции (черная осетровая или красная лососевая икра и др.). Стоимость проектов в области индустриального осетроводства измеряется сотнями миллионов рублей. В России нет возможностей для рентабельного развития аквакультуры в естественных водоемах, реализации крупных проектов индустриального развития аквакультуры и отработанных механизмов их реализации. В этих условиях некоторое сокращение и стабилизация импорта семги и форели, несомненно, положительно скажется на увеличении производства форели на территории Северо-Запада России. 
 Перед российской экономической практикой встает задача более полного и рационального использования всех видов промысловых водных биоресурсов, включая дальневосточных кальмаров (до 400-500 тыс. т.) и морского зверя. 
 Структура внешней торговля рыбными товарами зависит не только от объемов вылова рыбы и других водных биологических ресурсов (ВБР) и производства различных пищевых и непищевых рыбных товаров, но и насыщенности товарами внутреннего рынка страны. При этом для России необходима сбалансированная экспортная и импортная политика в интересах населения страны.           Торговля рыбными товарами наиболее важна для развивающихся государств, поскольку для большинства из них она является порой единственным источником валютных поступлений в бюджет страны, сохранения и создания новых рабочих мест, а также основой для обеспечения продовольственной безопасности. 

                                                       ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА СТРАН    В течение последнего десятилетия в мире все больше внимания уделяется проблемам экологизации экономического развития, которые должны быть учтены во всех сферах экономической деятельности, в частности при формировании внешнеторговой политики с целью избежания негативного воздействия на окружающую среду, здоровье и благосостояние населения. Данная задача приобретает особое значение в контексте глобальной экономической интеграции, поскольку правительства стран все чаще вынуждены отказываться от таких инструментов торговой политики, как таможенное регулирование и квотирование, и прибегать к другим средствам защиты внутреннего рынка, используя для этого и экологическую политику. 
 Чрезвычайно важным является вопрос влияния внешнеторговой и экологической политики на окружающую среду стран мира. Либерализация торговли изменяет нагрузку на окружающую среду, и этот процесс зависит от размера страны и величины дохода на душу населения, а также от торгового режима с другими странами. В связи с этим возникает вопрос, возможно ли смягчить негативное влияние процессов либерализации торговли на окружающую среду. 
 Основное осложнение, которое возникает в процессе либерализации торговли, заключается в том, что усиление конкуренции может вызвать так называемый экологический демпинг, при котором страны последовательно снижают экологические стандарты с целью получения сравнительного преимущества над конкурентами в торговле или привлечения иностранного капитала. Особое внимание данному вопросу уделяется в странах – членах ЕС. 
Разработка и применение странами – членами ЕС экономических инструментов и административных методов позволит привести их внешнеторговую политику в соответствие с современными требованиями экологизации экономического развития государств мира.   Изучение опыта объединения торговой и экологической политики и разработки соответствующих программ развития экономики в странах – членах ЕС дает возможность бывшим странам с переходной экономикой, к которым относится и Украина, повысить экологическую эффективность своей внешнеторговой политики. 
 Особое внимание вопросам разработки внешнеторговой политики с учетом требований экологизации экономисты стали уделять конце ХХ в. Современные работы, которые анализируют взаимоотношения международной торговли и состояния окружающей среды, основанных на различных теориях международной торговли.


Информация о работе Протекциони́зм