Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 12:07, курсовая работа
Предпринимательство в Беларуси является продуктом нашей социальной реальности. В свою очередь становление предпринимательства происходит под влиянием традиционных ментальных социокультурных ценностей и изменяющихся социально-экономических условий. Вследствие чего базовыми ценностями предпринимательства являются ценности, свойственные национально-психологическому характеру белорусов. Конечно, они не остаются неизменными
Введение…………………………………………………………….2
Глава 1. Исторические особенности развития предпринимательства в Беларуси…………………………………………………………….3
Глава 2.Социальная роль Белорусского предпринимательства
2.1 Основные черты современного белорусского предпринимателя……………………………………………………7
2.2 Цели и мотивы предпринимательской деятельности………...9
Глава 3. Виды, субъекты и формы предпринимательства в малом бизнесе………………………………………………………………10
Глава 4. Государственная поддержка предпринимательства……12
Глава 5. Оценка эффективности деятельности субъектов малого
предпринимательства в Республике Беларусь
5.1 Анализ состояния предпринимательства в РБ……………….15
5.2 Показатели развития малого и среднего бизнеса в Республике
Беларусь……………………………………………………………..17
Заключение………………………………………………………….21
Список использованных источников…………………………
8
В обществе необходимо утвердить положительный идеал социальной ответственности, предполагающий напряженный труд на себя и своих близких, строгую деловую этику, инициативу, предприимчивость, а также ценность индивидуального бытия. Все это составляет ядро "западной" культуры и прекрасно в ней разработано.,
Утверждение права частной собственности позволяет цивилизации побеждать в исторической борьбе. Отказ от этого права обрекает общество на нищету и маргинальность.
2.2 Цели и мотивы
Являясь общественной по своему характеру, предпринимательская деятельность направлена на удовлетворение общественных потребностей. Но предприниматель принимает на себя имущественный риск не из благотворительных побуждений. Выраженный в доходе материальный интерес — побудительный мотив предпринимательской деятельности. Следует, правда, иметь в виду, что не всякий доход есть результат предпринимательства. Он выступает таковым лишь в том случае, когда представляется результатом лучшего использования факторов производства. Поэтому различного рода рентные доходы, проценты на капитал не могут рассматриваться в качестве доходов от предпринимательства. В реальной действительности предпринимательский доход представляется в форме экономической прибыли, выступающей непосредственной формой мотивации предпринимательства. Какова же цель предпринимателя?
Целевые установки фирм могут быть различны, и к тому же меняться под влиянием внутренних и внешних факторов, любая из них допустима при одном непременном условии — обеспечении приемлемой нормы прибыли. Такое ограничение не случайно и обусловлено той ролью, которую прибыль играет во всем процессе предпринимательства. Прибыль является источником дохода предпринимателя и развития фирмы, служит показателем эффективности использования ресурсов и оценки инвестиционных возможностей, наконец, оценкой успеха и психологическим стимулом. Это говорит о том, что даже внешне не проявляясь, прибыль, все же, занимает главенствующее место в иерархии целей предпринимателя.
9
Глава 3
Виды, субъекты и формы предпринимательства в малом бизнесе
Выделяют следующие
виды предпринимательской
1. Производственную;
2. Коммерческую;
3. Финансовую;
Производственное предпринимательство распространяется в основном на производство и потребление товаров и услуг, коммерческое – на их обмен, а финансовое – на обращение, обмен стоимостей.
В сознании многих советских людей сложился стереотип негативных представлений о частном коммерческом предпринимательстве как об антиобщественной, нетрудовой и противозаконной деятельности, прозванной в народе спекуляцией. Такое представление имеет исторические корни.
В условиях острейшего дефицита на многие товары и услуги работники государственной торговли реализуют по повышенным ценам товары, которые должны продаваться по государственным ценам. В этом случае предприниматель получает дополнительную плату за реализацию данной продукции, а по существу взятку за продажу дефицитного товара [7].
Подобная деятельность должна преследоваться и наказываться. Но несовершенство и даже отсутствие законодательного обеспечения правовых норм коммерческого предпринимательства не позволяет провести чёткую грань между законной и противозаконной коммерцией.
Коммерческое предпринимательство включает:
- найм работников для выполнения операций закупки, транспортирования, продажи товара, проведение рекламной работы, оформления необходимых документов, осуществления других торгово-посреднических услуг;
- приобретение, закупку товара для последующей продажи;
- найм помещений, складов, баз, торговых точек, необходимых для хранения и реализации товаров;
- привлечение денежных средств в кредит для финансирования и последующий возврат кредита с процентами;
10
- получение или приобретение необходимой информации для успешного планирования, оформления, регулирования сделки;
- реализацию товаров и получение прибыли;
- реализацию сделки, выплату налогов и платежей республиканским и местным финансовым органам.
Финансовое предпринимательство относится к особым видам предпринимательства. Объектом купли-продажи здесь является специфический товар – деньги, валюта, ценные бумаги.
Общая схема финансовой предпринимательской сделки похожа на схему коммерческой сделки, но только товаром становятся деньги, валюта, ценные бумаги. Специфичным видом финансового предпринимательства является выпуск собственных акций, облигаций, кредитных билетов, коммерческих ценных бумаг. Эти ценные бумаги предприниматель продаёт, размещает в качестве финансового товара, в чём и заключена суть его предпринимательской деятельности.
Подобная форма
Предпринимательство может осуществляться:
- без образования юридического лица;
- с образованием юридического лица;
- без использования наёмного труда;
- с использованием наёмного труда.
11
Глава 4
Государственная поддержка предпринимательства
В республике гарантируется:
- право граждан и юридических лиц заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия и приобретать необходимое для этой деятельности имущества;
- защита прав и законных интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии с законодательством страны и договорами;
- научно-техническая и правовая поддержка предпринимательской деятельности;
- страхование предпринимательского риска; запрет вмешательства собственника и любого третьего лица в деятельность предпринимателя после заключения с ним контракта, кроме случаев, предусмотренных в контракте.
Для повышения эффективности и широкого распространения предпринимательской деятельности государство создаёт информационные, консультативные, исследовательские и другие центры, инновационные и другие фонды, оказывая тем самым помощь в становлении этого сектора экономики.
Причины, по которым небольшие предпринимательские коллективы (без специальных мер государственной поддержки) не могут быть равноправными и равносильными конкурентами крупных товаропроизводителей следующие:
- их производственная и техническая привязка к крупным предприятиям-производителям, которым они доставляют узлы, детали, или оказывают услуги;
- зависимость от кредитных банков, которые, не имея солидных гарантий от предпринимателей, могут ущемлять их в выделении финансовых ресурсов;
- неустойчивость получаемых доходов вследствие небольших объёмов производства и ориентации на изменчивую рыночную конъюнктуру и т.п.
Учитывая эти и другие обстоятельства, в Республике Беларусь разработана Государственная и региональные программы поддержки предпринимательства, образован Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей.
12
Программа включает:
- создание целостной системы правовых, экономических, финансовых, информационных, технологических и других условий для развития предпринимательства;
- организацию методического и кадрового обеспечения предпринимательской деятельности;
- меры по привлечению иностранных инвестиций в экономику республики.
Средства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей формируются за счёт:
- отчислений (взносов) министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей;
- средств министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей, временно передаваемых фонду для осуществления уставных задач;
- ассигнований из республиканского бюджета;
- банковских процентов за использование временно свободных средств фонда;
- иных поступлений и доходов.
Фонд осуществляет:
- финансирование разработок и реализацию программ, связанных с развитием предпринимательской деятельности;
- финансовую поддержку территориальных программ развития предпринимательства, непосредственное инвестирование частной инициативы и другие виды финансовой поддержки предпринимательства;
- установление и развитие взаимовыгодных контактов с аналогичными фондами и другими организациями зарубежных стран.
Вмешательство государственных или иных органов либо их должностных лиц в деятельность предпринимателя не допускается, кроме как по установленным законодательством основаниям и в пределах компетенции указанных органов. Предприниматель имеет право обращаться в суд или
13
хозяйственный суд с заявлением о признании недействительными и правомерными актов государственных и иных органов либо действий должностных лиц, касающихся его деятельности [3].
Убытки, причинённые предпринимателю в результате выполнения указаний государственных или иных органов возмещаются этими же органами. Споры о возмещении убытков решаются судом в соответствии с его компетенцией.
14
Глава 5
Оценка эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства в Республике Беларусь
5.1Анализ состояния предпринимательства в РБ
Мировой опыт развития малого бизнеса показал большую эффективность микрокредитования, которое является особо актуальным для начинающих предпринимателей. Нормативная база и проект микрокредитования разрабатывались совместно с Программой ООН и правительства Республики Беларусь. Финансирование данной программы будет осуществляться как за счёт средств белорусской стороны, так и за счёт привлечения средств иностранных “доноров”. В настоящее время приступил к реализации микрокредитования Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей [10, с.21].
По состоянию развития предпринимательства в Беларуси на начало 2008 г. в негосударственном секторе экономики насчитывается более 230 тыс. субъектов хозяйствования. В структуре юридических лиц большая доля приходится на частные предприятия (74%), 13% - совместные предприятия, 6% - фермерские хозяйства, 2% - частные банки и страховые организации. [6, с. 1=7.]
Президент отметил, что некоторые негосударственные предприятия работают эффективнее, чем государственные. Это касается таких показателей, как темпы роста прибыли, уровень рентабельности, темпы прироста инвестиций в основной капитал, темпы роста подрядных работ, доля убыточных предприятий. Результаты работы предпринимательского сектора в полтора раза лучше, чем в государственном секторе. И подобную положительную тенденцию надо развивать.
Среди факторов, удерживающих предпринимателей от желания заняться частным бизнесом, выделяется финансовое ограничение – отсутствие стартового капитала. Это вполне объяснимо, так как доходы всех социально-профессиональных групп, работающих на государственных предприятиях и учреждениях довольно низкие [3, c. 11].
По данным на 01.01.2000г. в республике работало 26787 малых предприятий негосударственной формой собственности, что на 11,3% больше, чем в 1998г.; количество частных предприятий за этот период возросло на 2,9% и составило 5042 ед. Продолжается процесс формирования и развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Удельный вес убыточных предприятий на 01.01.2000г. составил 17,1%, что на 0,9 процентного пункта больше, чем на 01.01.1999г. Это самая высокая доля убыточных предприятий за последние 4 года [9].
К разряду факторов непосредственного снижения жизнеспособности малых предприятий руководители относят неблагоприятный климат для бизнеса.
К причинам медленного развития предпринимательства в Беларуси можно отнести следующие:
- усложненная процедура
регистрации
- отсутствие стартового капитала;
- установленный уровень
фискальных изъятий
- административные барьеры
- действия органов
-отсутствие правовой защиты предпринимательства;
- высокие налоги;
-некомпетентность чиновников;
- наличие проблем, связанных с арендой помещений.
Негативное влияние на рост численности субъектов хозяйствования оказала приостановка регистрации (перерегистрации) субъектов хозяйствования в 1999г. и выход Декрета Президента РБ от 16.03.1999г. №11 “Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования”, исполнение которого было затруднено отсутствием механизма реализации. Значительно осложнилась деятельность предпринимательских структур, функционирующих в сфере предпринимательства, в связи с введением рентного сбора, при реализации внешнеторговых товарообменных операций, выплачиваемого по факту завоза сырья, материалов (продукции). При высокой инфляции это приводит к существенному сокращению оборотных средств предприятий.
Анализ структуры малого предпринимательства показывает ряд негативных тенденций. В структуре малого бизнеса в период с 1991 по 1999 сократилось количество предприятий, занятых в науке и научном обслуживании сельского хозяйства. Относительно стабильно увеличивалось число субъектов малого предпринимательства в торговле, посредничестве и сфере услуг – с 7,7% в 1991г. до 48% в 1999г., в то время как доля промышленных предприятий, возросшая по сравнению с 1998г. на 1,7 пункта, по прежнему остаётся в 3 раза меньше. Преимущественная специализация малых предприятий в области торговли и посреднических услуг является следствием невостребованности малых предпринимательских форм в качестве субподрядчиков крупных промышленных структур [6, с. 43].
Информация о работе Развитие предпринимательства в Республике Беларусь