Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:57, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – на основе анализа истории становления предпринимательства в России рассмотреть проблемы его развития.
Для достижения поставленной цели, в ходе выполнения работы необходимо решение следующих задач:
Рассмотреть теоретические подходы к определению предпринимательства и его сущности;
Изучить историю становления предпринимательской деятельности в России;
Определить состояние предпринимательства в России на современном этапе и обозначить наиболее острые проблемы;
Проанализировать выявленные проблемы и показать возможные пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ
В результате реформирования экономической системы России с начала 1990-х гг. получили развитие различные виды предпринимательства, значительно увеличилось число коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, которые становятся ведущим субъектом рыночной экономики.
Как свидетельствует опыт промышленно-развитых стран – предпринимательство является важнейшим элементом рыночной экономики, без которого не возможно гармоничного развития государства. Оно во многом определяет темпы экономического роста, качество и структуру валового национального продукта.
Предпринимательство способствует решению важных проблем, существующих в современной экономике, таких как:
- обеспечение макроэкономического равновесия за счет усиления конкуренции;
- создание инновационной продукции и технологии, которые в последствие выходят на потребительские рынки;
- ускорение научно-технического прогресса;
- предоставление дополнительных рабочих мест для населения.
Таким образом, для России
развитие предпринимательской
Цель данной курсовой работы – на основе анализа истории становления предпринимательства в России рассмотреть проблемы его развития.
Для достижения поставленной цели, в ходе выполнения работы необходимо решение следующих задач:
Глава 1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
«Предприниматель» (от лат. mancepts: manus – (рука – насилие – власть – работа – труд – произведение) и capio (приобретать, наследовать, присваивать; прародитель термина «капитал») – человек, заработавший капитал своими руками, своим трудом, не только упорством, но также хитростью и ловкостью[6, С. 7].
На сегодняшний день не существует единства в понимании сущности предпринимательства и даже четкого и общепринятого определения самого термина «предпринимательство». Это объясняется в первую очередь тем, что предпринимательская деятельность сравнительно новое явление, находящееся лишь на этапе становления и поэтому подверженное серьезным изменениям даже в сущностных характеристиках[14, С. 3].
Понятие «предприниматель» и «предпринимательство» в современном смысле впервые употребил английский экономист конца XVII - начала XVIII века Ричард Кантильон. Он является родоначальником тезиса о предпринимателе как о хозяйствующем субъекте, принимающем на себя обязанность несения различных рисков из-за неопределенности исхода экономической деятельности. По его мнению, «предприниматель — это человек, действующий в условиях риска»[6, С. 9].
Известный шотландский экономист Адам Смит(1723-1790) охарактеризовал предпринимателя с позиции экономического человека (человека рационального, эгоистичного, строящего свои планы исходя из принципа получения максимальной выгоды) – «собственник любого предприятия, организовавший свое дело на собственный страх и риск для получения предпринимательского дохода» [13, С. 13].
Жан Батист Сей (1767-1832) рассматривает предпринимателя как «лицо, которое берется за свой счет и риск и в свою пользу произвести какой либо продукт путем комбинирования факторов производства – капитала и труда, сбора информации и накопления опыта, принятия соответствующих решений, запуска и осуществления производственного процесса»[21, С. 45].
«Предпринимательство –
это экономическая
Йозеф Шумпетер (1982) определил предпринимателя как «ключевую фигуру развития экономики, основной задачей которого является нарушение равновесного состояния в экономике и перевод ее в новое равновесное состояние, разрешение многочисленных противоречий в экономике, создание новых комбинаций факторов производства и экономики»[14, С. 6].
При изучении российской экономики
и российского
Так, Август Каминка считал, что «предприниматель – это лицо, которое является владельцем собственного предприятия, финансирует его, руководит им и имеет главный мотив – получение прибыли»[7, С. 5].
Другой русский ученый А. Петражицкий писал: «предприниматель – субъект, который самостоятельно, лично и от своего имени ведет хозяйственную деятельность и несет «риск всего имущества» и «ответственность всем своим достоянием». Акцентирует внимание на несение предпринимателем риска всем своим достоянием. Это положение получило закрепление в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации[7, С. 7].
Изучая предпринимательство на современном этапе его развития, следует принимать во внимание следующие выводы ученых-экономистов XVIII-XIX вв.[12, С. 19]:
А) предприниматель – лицо, владеющее собственным бизнесом и капиталом. Совмещает управленческую деятельность с непосредственным участием в производственном процессе.
Б) предприниматель – хозяйствующий субъект, осуществляющий свою деятельность в условиях риска.
В) мотивы предпринимательства – получение прибыли(дохода) путем производства продуктов(выполнения работ) и их реализация потребителям с учетом спроса.
Г) необходимость предотвращения «утечки» капитала из национальной экономики за границу.
Д) необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности, ограничения монополизма и развитие конкуренции предпринимателей.
Определение сущности
предпринимательской
ГК РФ определяет сущность
предпринимательской
Индивидуальный предприниматель - это гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица» [12,С. 8].
Функции предпринимательства. В развитой рыночной экономике сущность предпринимательства как интегрированной совокупности предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей наиболее полно реализуется через выполнение следующих функций:
Важно заметить, что лишь при сочетании всех вышеперечислен-
ных функций наиболее полно проявляется сущность предпринимательства[12, С. 13].
Предпринимательская среда. Развитие предпринимательства невозможно без существования в стране определенных внешних и внутренних условий, обеспечивающих благоприятные возможности для развития — сформированной предпринимательской среды.
«Предпринимательская среда — совокупность экономических условий развития предпринимательства, деловой жизни; предполагает наличие сильных стимулов к труду, экономической свободы, включая свободное перемещение всех ресурсных компонентов производства» [24, С. 56].
«Предпринимательская среда - сложившаяся в стране благоприятная социально-экономическая, политическая, гражданско-правовая ситуация, обеспечивающая экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики. Она представляет собой сложную систему, как правило, подразделяющуюся на внешнюю (макросреду) и внутреннюю (микросреду)[4, С.55]. Макросреда формируется из крупных социальных сил, влияющих на весь рынок — политические, экономические, демографические, социальных, культурных, этических и технологических. Микросреда состоит из сил, которые влияют на способность компании соответствовать нуждам и потребностям потребителей — это товары и рынок, выбранные компанией, клиенты, поставщики, конкуренты, контактные аудитории и пр.[14, С. 120] (Приложение А).
Предпринимательская среда разделяется на субсреды – определенные блоки условий, определяющих успех предпринимательства: экономическая, политическая (характеризуется стабильностью проводимой в стране политики), правовая (определяет нормативную правовую базу функционирования предпринимательства), социальная (включает нравственные и религиозные нормы, культурные традиции и ценности, образ жизни), природно-климатическая, научно-техническая, информационная, технологическая и др.[4, С. 56].
Известные ученые экономисты считают, что «эффективная предпринимательская среда должна обеспечивать цивилизованным и законопослушным предпринимателям необходимые экономические свободы как первое и определяющее условие развития предпринимательства»[12, С. 17].
Экономическая свобода
как ведущий элемент
«Экономическая свобода
- предоставляемые процессом
Предоставляемая предпринимателям свобода не абсолютна. В экономике России существует необходимость государственного контроля и регулирования предпринимательской деятельности, поскольку многие хозяйствующие субъекты недобросовестно относятся к своим обязательствам по выплате налогов, нарушают положения договоров; растет число неплатежеспособных предприятий. В связи с этим государство должно формировать в стране экономический порядок, устанавливая определенные ограничения для хозяйствующих субъектов посредством организационно-правовых и экономических институтов, норм и правил с учетом интересов всего общества.
«Экономический порядок - это правила, регулирующие организационное строение экономики, происходящих в ней процессов, а также совокупность институтов, ответственных за управление ею и придание экономике определенной организационной формы»[11, С. 178].
В России положение предпринимателей неоднозначно: с одной стороны, они получают все больше экономической свободы – в настоящее время доля предприятий негосударственной формой собственности составляет 96% в общем их количестве и приближается к 100% в сфере общей коммерческой деятельности. Среди негосударственных форм собственности преобладает частная(более 80% общего числа предприятий). На долю смешанной, муниципальной и общественной форм собственности приходится менее 15% общего их количества. Таким образом в российской экономике доминируют предприятия и организации, находящиеся в частной собственности[30]. С другой же стороны, с каждым годом возрастает количество административных барьеров, препятствующих свободной деятельности и развитию предпринимательства.