Развитие предпринимательства в россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – на основе анализа истории становления предпринимательства в России рассмотреть проблемы его развития.
Для достижения поставленной цели, в ходе выполнения работы необходимо решение следующих задач:
Рассмотреть теоретические подходы к определению предпринимательства и его сущности;
Изучить историю становления предпринимательской деятельности в России;
Определить состояние предпринимательства в России на современном этапе и обозначить наиболее острые проблемы;
Проанализировать выявленные проблемы и показать возможные пути их решения.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 87.91 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В результате реформирования экономической системы  России с  начала 1990-х гг. получили развитие различные виды предпринимательства, значительно увеличилось число коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, которые становятся ведущим субъектом рыночной экономики.

Как свидетельствует опыт промышленно-развитых стран – предпринимательство является важнейшим элементом рыночной экономики, без которого не возможно гармоничного развития государства. Оно во многом определяет темпы экономического роста, качество и структуру валового национального продукта.

Предпринимательство способствует решению важных проблем, существующих в современной экономике, таких как:

- обеспечение макроэкономического равновесия за счет усиления конкуренции;

- создание инновационной продукции и технологии, которые в последствие выходят на потребительские рынки;

-   ускорение научно-технического прогресса;

-   предоставление дополнительных рабочих мест для населения.

Таким образом, для России развитие предпринимательской деятельности приобретает исключительную актуальность и становится одним из основных приоритетов социально-экономического развития страны.

Цель данной курсовой работы – на основе анализа истории становления предпринимательства в России рассмотреть проблемы его развития.

Для достижения поставленной цели, в ходе выполнения работы необходимо решение следующих задач:

    1. Рассмотреть теоретические подходы к определению предпринимательства и его сущности;
    2. Изучить историю становления предпринимательской деятельности в России;
    3. Определить состояние предпринимательства в России на современном этапе и обозначить наиболее острые проблемы;
    4. Проанализировать выявленные проблемы и показать возможные пути их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО  КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

    1. Сущность предпринимательства

«Предприниматель» (от лат. mancepts: manus – (рука – насилие – власть – работа – труд – произведение) и capio (приобретать, наследовать, присваивать; прародитель термина «капитал») – человек, заработавший капитал своими руками, своим трудом, не только упорством, но также хитростью и ловкостью[6, С. 7].

На сегодняшний день не существует единства в понимании сущности предпринимательства и даже четкого и общепринятого определения самого термина «предпринимательство». Это объясняется в первую очередь тем, что предпринимательская деятельность сравнительно новое явление, находящееся лишь на этапе становления и поэтому подверженное серьезным изменениям даже в сущностных характеристиках[14, С. 3]. 

         Понятие «предприниматель» и «предпринимательство» в современном смысле впервые употребил английский экономист конца XVII - начала XVIII века Ричард Кантильон. Он является родоначальником тезиса о предпринимателе как о хозяйствующем субъекте, принимающем на себя обязанность несения различных рисков из-за неопределенности исхода экономической деятельности. По его мнению, «предприниматель — это человек, действующий в условиях риска»[6, С. 9].

Известный шотландский экономист  Адам Смит(1723-1790) охарактеризовал предпринимателя с позиции экономического человека (человека рационального, эгоистичного, строящего свои планы исходя из принципа получения максимальной выгоды) – «собственник любого предприятия, организовавший свое дело на собственный страх и риск для получения предпринимательского дохода» [13, С. 13].

Жан Батист Сей (1767-1832) рассматривает предпринимателя как «лицо, которое берется за свой счет и риск и в свою пользу произвести какой либо продукт путем комбинирования факторов производства – капитала и труда, сбора информации и накопления опыта, принятия соответствующих решений, запуска и осуществления производственного процесса»[21, С. 45].

«Предпринимательство –  это экономическая деятельность, осуществляемая посредством постоянного комбинирования факторов, направленная на эффективное использование всех ресурсов и получение наивысших результатов» [21, С. 45].

Йозеф Шумпетер (1982) определил предпринимателя как «ключевую фигуру развития экономики, основной задачей которого является нарушение равновесного состояния в экономике и перевод ее в новое равновесное состояние, разрешение многочисленных противоречий в экономике, создание новых комбинаций факторов производства и экономики»[14, С. 6].

При изучении российской экономики  и российского предпринимательство, нельзя оставлять без внимания специфику их развития. В связи с этим автор курсовой работы приводит те определения сущности предпринимателя, которые изложили российские ученые в начале  XX в.

Так, Август Каминка считал, что «предприниматель – это лицо, которое является владельцем собственного предприятия, финансирует его, руководит им и имеет главный мотив – получение прибыли»[7, С. 5].  

Другой русский ученый А. Петражицкий писал: «предприниматель – субъект, который самостоятельно, лично и от своего имени ведет хозяйственную деятельность и несет «риск всего имущества» и «ответственность всем своим достоянием». Акцентирует внимание на несение предпринимателем риска всем своим достоянием. Это положение получило закрепление в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации[7, С. 7].

Изучая предпринимательство  на современном этапе его развития, следует принимать во внимание следующие выводы ученых-экономистов XVIII-XIX вв.[12, С. 19]:

А) предприниматель –  лицо, владеющее собственным бизнесом и капиталом. Совмещает управленческую деятельность с непосредственным участием в производственном процессе.

Б) предприниматель –  хозяйствующий субъект, осуществляющий свою деятельность в условиях риска.

В) мотивы предпринимательства  – получение прибыли(дохода) путем производства продуктов(выполнения работ) и их реализация потребителям с учетом спроса.

Г) необходимость предотвращения «утечки» капитала из национальной экономики за границу.

Д) необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности, ограничения монополизма и развитие конкуренции предпринимателей.

Определение сущности предпринимательской деятельности в законодательных актах. Впервые определение сущности понятия предпринимательской деятельности появилось в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990)[3, ст.1]: «предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли. Предпринимательская деятельность осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно - правовой формой предприятия».

ГК РФ определяет сущность предпринимательской деятельности, как «самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке[2].

Индивидуальный предприниматель - это гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица» [12,С. 8].

Функции предпринимательства. В развитой рыночной экономике сущность предпринимательства как интегрированной совокупности предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей наиболее полно реализуется через выполнение следующих функций:

  • экономической - поиск и создание новых возможностей и комбинаций в экономике[20, С. 103];
  • ресурсной - предпринимательство участвует в расширенном воспроизводстве ресурсов: трудовых и природных ресурсов, научных достижений и предпринимательской инициативы. Предприниматель добьется наивысшего успеха, если ему удастся сгенерировать научно-технические идеи, нововведения в той сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов[12, С. 12].
  • инновационной - внедрение в производство инноваций, что ведет к росту производительности труда, наиболее эффективному использованию всех видов ресурсов.
  • социальной - расширяя возможности потребительского выбора, предпринимательство способствует росту общественного благосостояния [17, С. 103].
  • организаторской - принятие предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д.

Важно заметить, что лишь при сочетании всех вышеперечислен-

ных функций наиболее полно проявляется сущность предпринимательства[12, С. 13].

Предпринимательская среда. Развитие  предпринимательства невозможно без существования в стране определенных внешних и внутренних условий, обеспечивающих благоприятные возможности для развития — сформированной предпринимательской среды.

«Предпринимательская среда — совокупность экономических условий развития предпринимательства, деловой жизни; предполагает наличие сильных стимулов к труду, экономической свободы, включая свободное перемещение всех ресурсных компонентов производства» [24, С. 56].

«Предпринимательская среда - сложившаяся в стране благоприятная социально-экономическая, политическая, гражданско-правовая ситуация, обеспечивающая экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики. Она представляет собой сложную систему, как правило, подразделяющуюся на внешнюю (макросреду) и внутреннюю (микросреду)[4, С.55]. Макросреда формируется из крупных социальных сил, влияющих на весь рынок — политические, экономические, демографические, социальных, культурных, этических и технологических. Микросреда состоит из сил, которые влияют на способность компании соответствовать нуждам и потребностям потребителей — это товары и рынок, выбранные компанией, клиенты, поставщики, конкуренты, контактные аудитории и пр.[14, С. 120] (Приложение А). 

Предпринимательская среда  разделяется на субсреды – определенные блоки условий, определяющих успех предпринимательства: экономическая, политическая (характеризуется стабильностью проводимой в стране политики), правовая (определяет нормативную правовую базу функционирования предпринимательства), социальная (включает нравственные и религиозные нормы, культурные традиции и ценности, образ жизни), природно-климатическая, научно-техническая, информационная, технологическая и др.[4, С. 56].

Известные ученые экономисты считают, что «эффективная предпринимательская среда должна обеспечивать цивилизованным и законопослушным предпринимателям необходимые экономические свободы как первое и определяющее условие развития предпринимательства»[12, С. 17].

Экономическая свобода  как ведущий элемент предпринимательской среды. Определяющим условием развития предпринимательства является экономическая свобода.

«Экономическая свобода - предоставляемые процессом обмена возможности для реализации предпринимательской инициативы, которые находят свое выражение, с одной стороны, в морально-этической санкционированности предпринимательской деятельности, а с другой – в возможности осуществления обменных операций (равный доступ к ресурсам, свобода выбора вида деятельности, право получать доход)[11, С. 177]».

Предоставляемая предпринимателям свобода не абсолютна. В экономике России существует необходимость государственного контроля и регулирования предпринимательской деятельности, поскольку многие хозяйствующие субъекты недобросовестно относятся к своим обязательствам по выплате налогов, нарушают положения договоров; растет число неплатежеспособных предприятий. В связи с этим государство должно формировать в стране экономический порядок, устанавливая определенные ограничения для хозяйствующих субъектов посредством организационно-правовых и экономических институтов, норм и правил с учетом интересов всего общества.

«Экономический порядок - это правила, регулирующие организационное строение экономики, происходящих в ней процессов, а также совокупность институтов, ответственных за управление ею и придание экономике определенной организационной формы»[11, С. 178].

В России положение предпринимателей неоднозначно: с одной стороны, они получают все больше экономической свободы – в настоящее время доля предприятий негосударственной формой собственности составляет 96% в общем их количестве и приближается к 100% в сфере общей коммерческой деятельности. Среди негосударственных форм собственности преобладает частная(более 80% общего числа предприятий). На долю смешанной, муниципальной и общественной форм собственности приходится менее 15% общего их количества. Таким образом в российской экономике доминируют предприятия и организации, находящиеся в частной собственности[30]. С другой  же стороны, с каждым годом возрастает количество административных барьеров, препятствующих свободной деятельности и развитию предпринимательства.

Информация о работе Развитие предпринимательства в россии