Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:55, курсовая работа
Внешнеэкономические связи становятся все более заметной составной частью хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Возрастает интерес к участию в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами из зарубежных стран. В этих условиях все большее число работников производственной сферы, малых предприятий и государственных учреждений нуждаются в объективной информации о мировом рынке, его структуре, организации и технике осуществления коммерческих операций.
1. Специфика и принципы внешней торговли…………………………………5
1.1 Тарифные барьеры внешней торговли……………………………………...5
1.2 Нетарифные барьеры внешней торговли…………………………………...7
1.3 Географическая структура внешней торговли……………………………..8
2. Россия на мировом рынке…………………………………………………….11
2.1 Анализ экспорта РФ…………………………………………………………11
2.2 Анализ импорта РФ………………………………………………………….15
2.3 Проблемы и препятствия развития внешней торговли России…………...17
3. Основные направления совершенствования, развития и укрепления внешней торговли России……………………………………………………….19
3.1. Пути развития внешней торговли России…………………………………19
3.2. Внешняя торговля со странами СНГ………………………………………21
3.3. Сотрудничество и перспективы отношений со странами с развитой рыночной экономикой, в частности с Германией……………………………..24
1.3. Географическая структура внешней
торговли РФ
В географической структуре внешней торговли России важнейшее место занимает Европейский Союз. Так, в 2007 году на его долю приходилось 51,9% российского товарооборота (в 2006 году – 54,8%).
Изменение географической структуры внешней торговли Российской Федерации за 2007 год по сравнению с 2006 годом произошло за счет увеличения доли стран Азии в общем объеме товарооборота: Японии (с 2,5% до 3,4%) и Республики Кореи (с 1,7% до 2,3%).
С европейскими странами наблюдалось снижение доли в товарообороте России: с Германией (с 10,4% до 9,7%) и Италией (с 8% до 6,9%) за счет сокращения экспорта. Это произошло за счет снижения цен на топливно-энергетические товары, доля которых в экспорте Российской Федерации в эти страны составляет более 80%. Этому способствовало и существенное сокращение физических объемов за счет снижения спроса на эти товары в результате резкого повышения цен на них в предыдущем году.
Таким
образом, можно говорить о продолжающейся
переориентации торговых потоков в азиатские
страны.
Таблица 1. Внешняя торговля РФ по основным странам за период с января по декабрь 2007 года (млн. долл. США)
Январь-декабрь 2007 | ||||
Оборот | Экспорт | Импорт | Доля в обороте, % | |
Весь мир | 552181,2 | 352473,3 | 199707,9 | 100 |
Германия | 52861,2 | 26289,7 | 26571,5 | 9,6 |
Испания | 7514 | 4318,2 | 3196,5 | 1,4 |
Великобритания | 16665,9 | 11024,1 | 5641,8 | 3 |
Франция | 16433 | 8674,1 | 7758,9 | 3 |
Европейский союз | 283967,3 | 196672,9 | 87294,4 | 51,4 |
США | 17473,5 | 8048,2 | 9425,3 | 3,2 |
Япония | 20094,4 | 7382,6 | 12711,8 | 3,6 |
Рис. 1.
Географическая структура торговли России
со странами – основными партнерами из
стран дальнего зарубежья в 2007 г. (2006 г.)
(удельный вес товарооборота в %)
Лидирующее положение среди основных торговых партнеров России из стран Европы по-прежнему занимают Германия (9,6%), Нидерланды (8,2%) и Италия (6,9%), среди основных торговых партнеров из стран Азии – Япония (3,4%) и Республика Корея (2,3%).
Доля
стран – основных торговых партнеров
России из дальнего зарубежья в общем
товарообороте в 2007 году увеличилась
на 2 процентных пункта по сравнению
с 2006 годом и составила 52,4 процента.
Доли Германии и Италии в общем товарообороте
за указанный период снизились по сравнению
с аналогичным периодом 2006 года на 0,7 и
1,1 процентных пунктов соответственно.
Это связанно с сокращением поставок топливно-энергетических
товаров из России. Увеличился удельный
вес в общем товарообороте с Республикой
Кореей – на 0,6, Японией – на 0,9 процентных
пунктов за данный период по сравнению
с аналогичным периодом прошлого года.
Товарооборот с остальными странами –
основными торговыми партнерами России
из дальнего зарубежья не претерпел существенных
изменений.
2.1. Анализ экспорта РФ
Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Доля России в мировом экспорте в 1997 г. составила около 1,3%.
На состоянии российской внешней торговли, до сих пор, болезненно отражается резкое сокращение хозяйственных связей с другими бывшими советскими республиками. Всё это связано с распадом СССР, и свертыванием торговли с бывшими социалистическими странами - членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции.
На Россию вначале 21 века приходилось менее 3% мирового ВВП. По объёму внешнеторгового оборота в 2000-2001 гг. она занимала 20-21-е место рядом с такими небольшими государствами, как Швеция и Норвегия.
Проследить динамику изменения доли России в мировом экспорте в 1985-1998 годах можно в приложении 1.
Но если роль России в мировой торговле невелика, то для нее самой значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Величина экспортной квоты России, рассчитанная на базе паритета покупательной способности рубля к доллару, составляет около 10%, делясь между дальним и ближним зарубежьем в соотношении примерно 5:1. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами потребительского назначения.
Статистика внешней торговли характеризует объем экспорта и импорта товаров, их динамику, географическое распределение, товарный состав, участие в мировой торговле, а также ее значение в экономике страны.
Под экспортом понимается вывоз товаров из страны отечественного производства, а также реэкспортные товары.
К товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, ввезенные в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные качественные или технические характеристики товаров.
Под импортом понимается ввоз товаров в страну. В импорт включаются ввезенные товары, предназначенные для потребления в хозяйстве страны, для реэкспорта, и товары, закупаемые для отечественных организаций за границей, для потребления на месте.
Внешний спрос России ограничивается в основном товарами топливно-сырьевой группы, металлами, удобрениями, лесоматериалами.
В таблице 2 видно, что за январь-октябрь 2009 года основную долю экспорта России составляют: нефть и нефтепродукты; природный газ; черные металлы; лесоматериалы, целлюлоза, бумага.
В процентном соотношении доля нефти в общем экспорте России в 2009 году составила 46,8%, газа – 12,5%, черных металлов – 8,9%, лесоматериалов – 2,2%. В приложении 2 представлены данные экспорта нефти за период с 2000 по 2008 годы.
Топливно-сырьевая ориентация российского экспорта в тесной мере носит вынужденный характер, спасая соответствующие отрасли от недогрузки и удерживая всю экономику от еще большего спада. Но в свою очередь подобная структура экспорта негативно сказывается на развитии производства внутри страны. Так вывоз за рубеж 4/5 производимых удобрений наносит огромный ущерб российскому сельскому хозяйству. Так же экспорт многих цветных металлов, внутренние цены которых в ряде случаев выше мировых и не по карману отечественным потребителям, также относится к негативным последствиям такой экспортной стратегии страны. От этого страдают собственные обрабатывающие отрасли.
Машиностроительная, и некоторые другие виды готовой продукции не могут выдержать конкуренции мирового рынка или преодолеть устанавливаемые странами Запада дискриминационные барьеры на пути российских товаров. Обладающая конкурентными преимуществами российская продукция, как, например, стальной прокат и другие металлы, обогащенный уран, химические товары, стекло, наталкивается на те или иные ограничения.
Что
касается машин и оборудования, то
их доля в экспорте мизерна и никак
не соответствует сложившейся
Согласно данным отчетности предприятий, за девять месяцев 2009 г. с конвейеров российских автозаводов сошло 508,2 тыс. ед. автомобильной техники, против 1397,1 ед. за тот же период прошлого года, включая 61,7 тыс. грузовых автомобилей, около 22,5 тыс. автобусов и 424 тыс. легковых автомобилей. Совокупный спад производства относительно января-сентября 2008 г. составил 63,6%, в том числе, выпуск грузовых автомобилей сократился в 3,5 раза, легковых - в 2,7 раза, автобусов - в 2,4 раза. Причины, приведшие к снижению потребительской активности в стране и значительному осложнению ситуации в российской автомобильной отрасли, общеизвестны. К ним относятся: глобальный спад экономики, сокращение рынка автокредитования, снижение доходов потребителей в условиях неблагоприятной конъюнктуры, а также повышение цен на импортные автомобили из-за роста таможенных пошлин и девальвации рубля.
Удельный вес машиностроения в мировом экспорте достигает 40%, в экспорте США и Германии - почти 50%, а в России он не дотягивает и до 10%.
Таблица 2. Экспорт России (распред. по товарам экспорта) 2009 год
|
Представлены данные таможенной статистики за январь-октябрь 2009 года
В вывозе продукции обрабатывающих отраслей нашей промышленности более половины составляла низкотехнологичная продукция, чуть больше 40% - рядовая по технологии и лишь 1,5-1,8% - наукоемкая, высокотехнологичная. Конкурентоспособен пока только экспорт военной техники, и на этом сегменте мирового рынка Россия сохраняет четвертое место после США, Великобритании и Франции.
Сейчас
российский экспорт остается одним из
решающих факторов поддержки экономической
деятельности в стране, в нём преобладают
энергоносители, металлы, удобрения, лесоматериалы.
Они дают более 3/4 всей экспортной выручки.
За
первые пять лет нового века внешнеторговый
оборот, экспорт и импорт России
увеличились в фактических
Структура импорта за январь-октябрь 2009 года представлена в приложении 3.
Проанализировав данные таблицы, можно выделить основные направления импорта России, такие как: импорт медицинской продукции, в частности медикаментов; импорт легкой промышленности, в том числе одежды, обуви; импорт машин и оборудования, где большую долю занимает ввоз из-за границы легковых автомобилей.
Отдельно
стоит выделить группу продовольственных
товаров, не указанных в приложении
3.
Таблица 3. Импорт России продовольственных товаров январь-октябрь 2009г.
Наименование | Всего | |
тыс.тонн | млн.долл | |
Всего:* | 131705,8 | |
Мясо свежее и мороженое | 1012,5 | 3312,1 |
Мясо птицы свежее и мороженое | 730,9 | 815,5 |
Рыба свежая и мороженая | 626,1 | 1127,6 |
Молоко и сливки сгущёные | 4,4 | 10,3 |
Масло сливочное | 50 | 126,8 |
Цитрусовые | 849,9 | 684 |
Кофе | 72,1 | 195,7 |
Чай | 148,5 | 398,6 |
Зерновые культуры | 186,6 | |
Пшеница и меслин | 74,1 | 18,8 |
Ячмень | 30,4 | 4,1 |
Кукуруза | 36,2 | 57,9 |
Масло полсолнечное | 37,2 | 29,5 |
Изделия и консервы из мяса | 25,7 | 102,9 |
Сахар-сырец | 1216,8 | 480,4 |
Сахар белый | 87,5 | 46,1 |
Какао-бобы | 40,4 | 120,4 |
Продукты, содержащие какао | 95,5 | 332,1 |
Напитки алкогольные и безалкогольные | 1321,5 |
Информация о работе Роль внешней торговли в экономическом и социальном развитии России