Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:14, курсовая работа
Целью данной работы является: изучение теоретических вопросов инвестиционной деятельности, анализ привлекаемых инвестиций в Кыргызскую Республику, пути улучшения и перспективы развития инвестиционной деятельности на современном этапе. Для достижений поставленной цели ставится следующие задачи:
- изучить теоретические вопросы сущности, значения и роли инвестиции в развитии экономики;
- анализировать состояние привлекаемых инвестиций в К.Р.;
- выявить основные проблемы привлечения внешних инвестиций;
-рассмотреть пути совершенствования и перспективы развития инвестиционной деятельности
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИЙ И ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА
1.1Сущность инвестиций и их классификация…………………………….
1.2.Источники инвестиций………………………………………………………..
1.3. Понятие инвестиционной деятельности……………………………………
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ КР
2.1. Внешние и внутренние инвестиции Кыргызской Республики…………………………………………………………………………
2.2. Государственные и частные инвестиции в КР…………...............................
2.3. Инвестиционный кризис в КР…………………………………………………
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТКИ В КР
3.1.Основные направления привлечения иностранных инвестиций……………
3.2 Основные пути улучшения использования иностранных инвестиций……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…
Получаемая Кыргызской Республикой техническая помощь предоставляется донорами в следующих формах:
- Техническая помощь, направляемая для подготовки инвестиционных проектов и программных займов, которая включает в себя проведение различных исследований, финансового и экономического анализа, инструменты реализации проекта, подготовку технико-экономического обоснования;
- Техническая помощь, предоставляемая министерствам и ведомствам в виде консультационных услуг в различных областях экономики и управления для институционального усиления их потенциала;
- Техническая помощь, направленная на обучение и подготовку специалистов, повышение их профессионального уровня;
- Техническая помощь в виде оборудования, технического оснащения, товаров и т.п.
В таблице представлены объемы внешней технической помощи Кыргызской Республике.
Объем внешней технической помощи
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Гранты, техническая помощь |
6250.3 |
5610.6 |
50917.0 |
55482.7 |
58899.6 |
203589.9 |
Проекты технической помощи поддерживали реформы в таких секторах государственного управления как судебная система, изменение законодательства направленных на упрощение налоговой системы, обеспечение прозрачности и системы отчетности в государственных предприятиях, усовершенствование управления государственными расходами.
Основными целями проектов технической помощи доноров являлись создание и укрепление кадрового потенциала правительства и государственных служащих в планировании и разработке соответствующих мероприятий, направленных на рационализацию функций и структуры правительства. Так, в целом в рамках Программы были проведены функциональные анализы следующих министерств и ведомств: Министерства образования и культуры, здравоохранения, юстиции, транспорта и коммуникации, экологии и чрезвычайных ситуаций, внешней торговли и промышленности; государственного комитета по управлению государственным имуществом и привлечению иностранных инвестиций и государственного комитета по туризму, спорту и молодежной политике.
Проведение функционального анализа, усиление потенциала министерств и ведомств, проведение структурных реформ – все это является основой для создания эффективной и открытой системы государственного управления.
В целом проекты технической помощи осуществлялись в разных секторах экономики таких как: социальный сектор, транспорт и коммуникации, сельское хозяйство, промышленность, развитие человеческих ресурсов. Основными задачами во всех проектах технической помощи было оказание воздействия на потенциал и повышение способностей бенефициарами проектов в проведении структурных преобразований в различных сферах социально-экономической жизни республики. Это, безусловно, сказалось на успешности реализации непосредственно самих программ, которые также поддерживались донорами, и были направлены на проведение структурных преобразований в стране.
Прямые зарубежные инвестиции - это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо стране. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня кыргызских предприятий. Размещая свой капитал в Кыргызстане, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок. Именно по этому давайте посмотрим на поступление иностранных инвестиций по отраслям экономики Кыргызской Республики.
Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций - прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.
Поступление прямых иностранных инвестиций по отраслям (тысяч долларов США) | |||||
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Всего |
175585,4 |
210306,2 |
335589,2 |
436821,6 |
866200,6 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
9 752,7 |
763,4 |
3 561,0 |
4 268,1 |
583,6 |
Горнодобывающая промышленность |
9 952,2 |
24 309,6 |
55 779,8 |
54 636,6 |
7 500,0 |
Обрабатывающая промышленность |
92 972,8 |
94 799,6 |
141013,8 |
134932,6 |
241170,6 |
Производство и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды |
2 202,8 |
103,8 |
11,2 |
24,3 |
- |
Строительство |
5 818,2 |
12 121,0 |
9 116,2 |
12 539,0 |
48 949,5 |
Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования |
24 579,1 |
21 834,6 |
26 693,1 |
39 794,6 |
56 200,3 |
Гостиницы и рестораны |
960,8 |
2 485,0 |
1 946,5 |
2 687,7 |
2 386,7 |
Транспорт и связь |
6 880,1 |
4 746,0 |
9 276,7 |
13 486,4 |
17 576,1 |
Финансовая деятельность |
10 813,5 |
41 024,1 |
61 847,7 |
113105,3 |
344690,6 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям |
8 791,7 |
7 369,4 |
25 281,6 |
60 115,9 |
146708,2 |
Государственное управление |
677,3 |
75,3 |
250,9 |
- |
- |
Образование |
1 000,2 |
0,2 |
0,9 |
309,9 |
0,3 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
762,9 |
0,3 |
804,2 |
0,6 |
397,7 |
Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг |
421,1 |
673,9 |
5,6 |
920,6 |
37,0 |
2.3. Анализ инвестиционной ситуации в К.Р. в целом и по регионам
Экономическое и социальное развитие Кыргызстана в целом, а также его регионов, процессы рыночной трансформации в них тормозятся слабой инвестиционной деятельностью вследствие особенностей специализации и степени концентрации производства, а также разных возможностей их самофинансирования. Основная трудность экономических преобразований в регионах КР заключается в низком уровне государственных инвестиций, а также недостаточной активности частных отечественных и иностранных инвесторов.
На благосостояние того или иного региона прямо воздействует неравномерность территориального распределения инвестиций по областям, приводящая к дальнейшей стагнации регионов, казалось бы, неперспективных с точки зрения инвесторов, к увеличению миграции, усилению социальной напряженности
Сегодня проблемы развития регионов, их инвестиционного обеспечения и усиления в них инвестиционных процессов находятся в центре внимания ученых-экономистов Кыргызской Республики. Тем не менее, отдельные вопросы регионального развития экономики: инвестиционное обеспечение регионов, механизм активизации инвестиционного процесса в регионах, оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности регионов республики, приоритеты инвестиционной политики государства на региональном уровне - исследованы недостаточно.
Исследование состояния инвестиционного климата в КР выявило, что, несмотря на высокую инвестиционную привлекательность некоторых регионов республики, поступления инвестиций было недостаточно.
Выполненные расчеты по комплексной оценке инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности регионов КР подтверждают неравномерность распределения инвестиций по областям, что прямо воздействует на уровень благосостояния того или иного региона. Это приводит к дальнейшей стагнации некоторых регионов, неперспективных с точки зрения инвесторов, к увеличению миграции, социальной напряженности.
Для повышения уровня инвестиционной привлекательности данных регионов, необходимо решать проблемы, которые определились по результатам всех рейтингов: слаборазвитая транспортная и коммуникационная инфраструктура, недостаточное представление финансовых учреждений, неурегулированные взаимоотношения между предпринимательством и местной властью и в целом медленный темп роста экономики.
Для сокращения такого неравномерного развития регионов республики необходим механизм активизации инвестиционного процесса в регионах, учитывающий результаты проведенного исследования.
Роль предлагаемого
механизма в привлечении
В улучшение инвестиционного климата (устранение барьеров, становление рыночных институтов); осуществление мер по снижению издержек инвесторов (поддержание приемлемой инфраструктуры, включая развитие транспорта, систем снабжения, логистики и др.); И осуществление эффективных управленческих (организационных) мер по привлечению и продвижению прямых иностранных инвестиций.
Для стимулирования привлечения прямых иностранных инвестиции (ПИИ), необходимо предприятия отраслей экономики республики, привлекающие ПИИ, освободить от ряда налогов. Это касается предприятий, находящихся в социально-экономических слаборазвитых регионах Кыргызской Республики. В частности, размещение указанных предприятий в :
* трудоизбыточных регионах
- Нарынская, Баткенская, Иссык-Кульская
и Джа-
лал-Абадская области;
* регионах с высоким уровнем бедности - Баткенская, Нарынская, Ошская, Таласская и Джалал-Абадская области;
* регионах с низким уровнем
жизни населения - Таласская и Нарынская
облас
ти;
* регионах с крупными месторождениями - углеводородных ресурсов (Баткенская, Нарынская и Ошская области) и минерально-сырьевых ресурсов (Нарынская, Баткенская и Джалал-Абадская области);
* регионах с большой долей убыточных предприятий для оживления производства - г. Ош, Иссык-Кульская область, г. Бишкек и Джалал-Абадская область;
* регионах с низким объемом промышленного производства - Ошская, Таласская, Баткенская, Нарынская области и г. Ош.
Налоговые льготы должны предоставляться при объеме ПИИ: от $500 тыс. до $1 млн - сроком на 3 года; свыше $1 млн до $5 млн - сроком на 5 лет; свыше $5 млн - сроком на 7 лет.
Опираясь
на данный механизм и проведенные
исследования по оценке инвестиционного
климата КР, были определены следующие
приоритетные направления развития регионов КР:
Кыргызстан является наиболее благоприятной зоной для инвестиций и вложений. Законодательная база республики более либеральная в отношении защиты прав иностранных инвесторов. Принятие нового Закона Кыргызской Республики "Об инвестициях" 27 марта 2003 года обеспечивает защиту всех видов инвестиций, законодательно гарантирует государственную поддержку инвесторов и инвестиций.
г.Бишкек.
Городские власти совместно с республиканскими
министерствами, комитетами, госкомиссиями
и ведомствами проводят работу по устранению
административных барьеров и улучшению
инвестиционного климата.
Иностранные инвесторы, создающие совместные
предприятия, с 20-ти процентным долевым
участием, могут приобретать земельные
участки в городе через аукционы. А также
им могут быть переданы в аренду земельные
участки сроком на 49 и 99 лет без ограничения
доли уставного капитала.
В столице расположена Свободная экономическая зона "Бишкек", созданная в 1996 году. На СЭЗ "Бишкек" соблюдается принцип "таможенной экстерриториальности", имеется инфраструктура для хозяйствующих субъектов и предприятия освобождены от налога на прибыль. Кроме того, на СЭЗ действуют таможенные льготы и преференции. Предприятия СЭЗ производят продукцию, в основном, на экспорт. Перечень производимых товаров очень разнообразен: от продуктов питания, одежды, обуви до продукции машиностроения.
Иссык-Кульская область.
Для дальнейшего развития этой области необходимо привлекать прямые инвестиции также в реорганизацию убыточных предприятий для оживления производства, на создание совместных крупных объектов для решения проблемы безработицы, а также на развитие туризма.
Джалал-Абадская область.
Для дальнейшего развития области необходимо привлекать прямые инвестиции в разработку крупных месторождений минерально-сырьевых ресурсов региона, в предприятия перерабатывающей отрасли, а также в реорганизацию убыточных предприятий для оживления производства. Это позволило бы решить проблему безработицы и значительно снизить уровень бедности в данном регионе.
Чуйская область.
Для дальнейшего развития области необходимо привлекать прямые инвестиции в предприятия перерабатывающей отрасли, в простаивающие промышленные предприятия региона в целях их реанимирования и оживления производства, а также в крупные стратегические объекты.
Таласская область.
Для дальнейшего развития области необходимо привлекать прямые инвестиции в промышленные объекты для увеличения объема промышленного производства региона. Необходимы действия, направленные на сокращение высокого уровня бедности в этом регионе.
Ошская область.
Для дальнейшего развития области необходимо привлекать прямые инвестиции в разработку крупных месторождений углеводородных и
минерально-сырьевых ресурсов региона, промышленные объекты для увеличения объема промышленного производства региона. Необходимы действия направленные на сокращение высокого уровня бедности в этом регионе.
Нарынсская область.
Для дальнейшего развития области необходимо привлекать прямые инвестиции в разработку крупных месторождений углеводородных
и минерально-сырьевых ресурсов региона, промышленные объекты для увеличения объема промышленного производства региона, Это позволило бы рели проблему безработицы, значительно снизить уровень бедности и повысил уровень жизни населения региона.