Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 18:10, контрольная работа
Целью нашей работы, исходя из актуальности темы, является изучение подхода к пониманию сути и принципов общественного потребительского выбора.
1. Потребитель в экономике
2. Потребность, виды потребностей
3. Влияние на потребительский выбор цен и дохода
4. Функциональный и нефункциональный спрос в экономической теории
5. Эволюция экономических теорий потребительского поведения
6. Потребитель и его права
Список использованной литературы
Тема: Роль потребителя в развитии экономики и их классификация.
План:
Список использованной литературы
Потребности развивают производство. Человек является носителем и выразителем потребностей. Потребители играют важную роль в экономике. Формируя потребности, они способствуют развитию производства, возникновению новых производственных идей.
Но мы знаем, что удовлетворение
одной потребности приводит к
формированию новой. В рыночной экономике
именно потребитель оценивает работу
производителя. Многое, в том числе
и эффективное развитие производства,
зависит от того, будет ли куплен
произведенный товар, получит ли
производственная деятельность общественное
признание. Поэтому в развитых странах
давно сформировался и успешно
функционирует рынок
Учет этих особенностей через выявление
тенденций развития потребительских
предпочтений, закономерностей
Целью нашей работы, исходя из актуальности темы, является изучение подхода к пониманию сути и принципов общественного потребительского выбора.
Экономика потребителя является важным
разделом экономической теории, так
как изучает поведение
Размеры, структура и динамика спроса потребителя в условиях ограниченного бюджета в микроэкономике исследуется теорией потребительского поведения, основанной на маржинализме.
Ее исходными принципами является признание, во-первых, экономического суверенитета потребителя (т.е. возможности влиять на предложение товаров через спрос) и, во-вторых, рациональности поведения потребителя, если он получает максимум полезности при ограниченном доходе.
Таким образом, можно выделить факторы, влияющие на потребительский выбор:
Полезность - степень удовольствия (удовлетворения) от потребления товара. Полезность товара - понятие сугубо индивидуальное, которое зависит от многих факторов. Основные факторы, влияющие на потребительское поведение, показаны на схеме (1).
Если вкусы потребителя
Однако она возрастает все более медленными темпами из-за того, что предельная полезность данного товара MU (или добавочная стоимость приносимая последней единицей) имеет тенденцию к сокращению.
Закон убывающей предельной полезности может быть представлен с помощью следующей таблицы:
Q 1 2 3 4 5
TU 4 7 9 10 10
MU 4 3 2 1 0
Убывающая предельная полезность помогает объяснить закон спроса. Кривая спроса совпадает с кривой предельной полезности, т.к. с увеличением количества товара цены на каждую единицу падают. Это происходит из-за снижения полезности от потребления каждой дополнительной единицы товара.
Существуют 2-а способа оценки полезности.
Кардиналистский подход связан с попыткой вычислить значение полезности на основе использования условной единицы - ютили.
Сторонники ординалистского по
Графическое изображение различных
комбинаций двух экономических благ,
имеющих одинаковую полезность для
потребителя, называется кривой безразличия
Множество кривых безразличия одного
потребителя образуют карту
Информацию о наиболее выгодном наборе продуктов для потребителя дает линия бюджетного ограничения, управление которой можно записать следующим образом:
I = P1 Q1 + P2 Q2, где
I - доход потребителя;
P1; P2 - цена товаров А и Б;
Q1; Q2 - количество товаров А и Б.
Точка касания кривой безразличия с линией бюджетного ограничения показывает положение равновесия потребителя (оптимум потребителя).
Схема - 2. Потребительское равновесие
Оно достигается, когда отношения предельных полезностей отдельных товаров к их ценам равны: MU1: P1 = MU2: P2
2. Потребность, виды потребностей
В качестве потребителей в экономике могут выступать:
Потребность -- это объективная необходимость в чем-либо, требующая удовлетворения. Потребности человека многообразны. Последние своим возникновением и изменением обязаны развитию цивилизации, технического и духовного прогресса человечества.
В качестве примера можно привести типологию потребностей по А. Маршаллу. Маршалл в своей работе разграничивал:
-- потребности в товарах для потребителей (потребительские потребности);
-- потребности в товарах
для производителей (производственные
или промежуточные потребности)
Общую классификацию потребностей можно представить следующим образом:
по назначению: личностные, производственные;
по сфере формирования: материальные, социальные, духовные;
по уровню осознания потребителем: осознанные, неосознанные;
по принципу рациональности: рациональные, иррациональные;
по необходимости: подлинные, мнимые,
по уровню потребления: индивидуальные, коллективные, групповые, общественные.
Потребности человека безграничны
и постоянно растут. В. экономической
теории эту тенденцию отражает закон
возвышения потребностей. Рост потребностей
постоянно стимулирует
3.Влияние на потребительский выбор цен и дохода
Влияние на потребительский выбор цен и дохода описывается с помощью эффектов дохода и замещения.
Эффект дохода - увеличение потребления нормального блага в результате падения его цены за счет увеличения реального дохода, вызванного снижением цены, и наоборот, сокращение потребления нормального блага в результате роста его цены за счет сокращения реального дохода, вызванного ростом цен.
Эффект замещения - реакция потребителя на повышение цены нормального блага, входящего в потребительскую корзину, приводящая к сокращению покупки подорожавшего блага и к увеличению покупки благ, которые могут заменить подорожавшие.
Наряду с общими принципами выбора
рационального потребительского выбора
существуют особенности, которые определяются
влиянием на него рыночного спроса,
а также вкусов и предпочтений.
Эти факторы обуславливают
Потребительский спрос делиться на функциональный (качество благ) и нефункциональный. Нефункциональный в свою очередь делиться на социальный, спекулятивный, нерациональный. Ну а социальный имеет ответвления такие как эффект присоединения к большинству, эффект сноба, эффект Веблена.
Функциональный спрос - спрос на товар, обусловленный качествами товара.
Нефункциональный спрос - спрос, обусловленный факторами, не связанный с самим товаром. Особое значение при нефункциональном спросе имеют случаи взаимного влияния рыночного и индивидуального спроса, которые американский экономист Х. Лейбенстайн назвал эффектом присоединения к большинству (потребитель покупает то же, что и другие потребители), эффект сноба (стремление выделиться из толпы) и эффект Веблена (престижное или демонстративное потребление).
4. Функциональный и нефункциональный спрос в экономической теории
Функциональный и
Нормальное поведение
Аномальное поведение потребителя означает то, что поведение потребителя не предсказуемом, он реагирует на процессы рынка совершенно иначе, чем большинство его агентов. Этим в частности можно объяснить стремление покупать недвижимость даже при растущих ценах в условиях инфляции.
Важно отметить, что при любом
поведении потребителя его
Теория предельной полезности показывает, что любой индивидуум, предъявляя спрос на тот или иной товар, сугубо объективно оценивает свой бюджет и предельную полезность единицы товара. Дополнительная полезность, которую потребитель получает за счет разницы между тем, что он готов отдать за приобретаемое благо и тем, что он отдает в действительности будет составлять прибыль (выигрыш) потребителя. Если же приобретаемый товар оценивается ниже, чем его стоимость потребитель имеет проигрыш.
На поведение потребителя в рыночной экономике влияет также асимметричная информация - ситуация, в которой часть участников сделки обладает важной информацией, которой не располагают другие заинтересованные лица. Это означает наличие неопределенности и риска.
Неопределенность - ситуация, для которой характерен. недостаток информации о вероятных будущих событиях.
Риск - положение, варианты исхода которого
известны, но неизвестно какой из них
наступит точно. Хотя по отношению к
риску все люди делятся на три
основные группы: антипатичные к риску,
нейтральные к риску и
Способы минимизации риска:
Страхование - механизм распределения рисков между теми, кто хотел бы обезопасить себя от возможных последствий возникновения пагубных ситуаций. Страховка от риска предоставляется в обмен на внесение страховой премии. В случае наступления страхового события страховая компания выплачивает пострадавшему компенсацию за понесенный ущерб. Сумма внесенных премий формирует общий фонд для выплаты компенсаций, а также является источником покрытия административных затрат страховой компании.
Стоимость полной информации определяется разницей между ожидаемой стоимостью какого-нибудь приобретения, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.
Диверсификация - распределение капитала и /или видов деятельности по нескольким сферам для уменьшения риска путем перераспределения прибыли из одной сферы для покрытия убытков в другой.
5. Эволюция экономических теорий потребительского поведения
Теория потребительского выбора и
спроса представляет собой раздел микроэкономики,
в котором изучается вопрос о
том, какой товар или набор
товаров выбирает потребитель при
заданных ограничениях. Изучение выбора
отдельно взятого потребителя имеет
своей целью выведение
Первые попытки разработки теории потребления связаны с целым рядом ключевых фигур обществоведения XIX-XX веков. К. Маркс выдвинул идею товарного фетишизма.
Американец Т. Веблен в конце XIX в. предложил теорию показного (престижного) потребления. Немецкий социолог Г. Зиммель выдвинул ряд ключевых идей теории моды.
Информация о работе Роль потребителя в развитии экономики и их классификация