Роль фирмы в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 15:36, реферат

Краткое описание

Цель работы заключается в рассмотрении теоретических аспектов фирмы в системе рыночных отношений, а также анализ ее организационно-правовых форм для малого и крупного бизнеса.
Для достижения поставленной цели работы необходимо определить и последовательно решить ряд взаимосвязанных задач. Задачами работы является:
– обзор литературных источников относительно рассматриваемой темы работы;
–анализ различных подходов к определению фирмы;
– определение роли фирмы в рыночной экономике;
– рассмотрение организационно-правовых форм предприятия их свойств в малом и большом бизнесе;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ФИРМЫ 6
1.1 Понятие фирмы 6
1.2 Роль фирмы в рыночной экономике 11
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ СВОЙСТВА 15
2.1 Малый бизнес: индивидуальные предприятия и товарищества 15
2.2. Крупный бизнес: акционерные общества 21
3 НОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 24
3.1 Совместная предпринимательская деятельность в форме простого товарищества 24
3.2 Правовые основы коммерческой концессии 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Вложенные файлы: 1 файл

фирма.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

     При прекращении действия договора возникает необходимость решения двух вопросов: а) об ответственности по общим обязательствам, существующим перед третьими лицами; б) о разделе общего имущества или возврате имущества, переданного в общее пользование.

     Что касается ответственности по общим обязательствам, то с момента прекращения договора простого товарищества его участники несут солидарную ответственность по неисполненным общим обязательствам в отношении третьих лиц. В случае, когда договор простого товарищества не был прекращен в результате заявления какого-либо из участников об отказе от дальнейшего в нем участия либо расторжения договора по требованию одного из товарищей, лицо, участие которого в договоре прекратилось, отвечает перед третьими лицами по общим обязательствам, возникшим в период его участия в договоре, так, как если бы оно осталось участником договора простого товарищества.

     Раздел  общего имущества осуществляется по правилам, установленным Гражданским кодексом РФ для раздела долевой собственности. При этом товарищ, внесший в общую собственность индивидуально определенную вещь, вправе при прекращении договора простого товарищества требовать в судебном порядке возврата ему этой вещи при условии соблюдения интересов остальных товарищей и кредиторов. Имущество, переданное в общее пользование, возвращается передавшему его участнику без компенсации за износ (если нет соглашения участников о компенсации).

     Договором простого товарищества может быть предусмотрено, что его существование не раскрывается для третьих лиц (негласное товарищество). В отношениях с третьими лицами каждый из участников негласного товарищества отвечает всем своим имуществом по сделкам, которые он заключил от своего имени в общих интересах товарищей. В отношениях между товарищами обязательства, возникшие в процессе их совместной деятельности, считаются общими.

     Отметим, что в России в настоящее время  такая форма осуществления предпринимательской деятельности пока не нашла широкого распространения. Образование простых товариществ, по-видимому, целесообразно в первую очередь в форме консорциумов, создаваемых на определенный срок в интересах выполнения крупных проектов.

     Финансово-промышленные группы по своему юридическому статусу, как правило, также представляют собой простые товарищества, созданные на основании договора участников. Они формируют свое общее имущество путем вкладов участников и несут солидарную ответственность по общим обязательствам. Не составляют простого товарищества лишь финансово-промышленные группы, состоящие исключительно из основных (материнских) и дочерних компаний. Однако если эти компании связаны между собой специальным договором об управлении, то имеет место разновидность простого товарищества.

     В следующем параграфе рассмотрим правовые основы коммерческой концессии.

     3.2 Правовые основы  коммерческой концессии

     Отметим, что концессией считается франчайзинг. Франчайзинг представляет собой одну из новых для российской экономики форм предпринимательской деятельности. Он открывает большие возможности для начинающих предпринимателей, большинство из которых не обладают для успешного ведения дела достаточными знаниями, опытом и финансовыми возможностями и поэтому нуждаются в поддержке со стороны успешно действующих фирм.

     Система франчайзинга получила широкое распространение в США, Японии, странах Западной Европы. Ее суть состоит в том, что крупная и респектабельная фирма (франчайзер) предоставляет малому предприятию, начинающему свой путь в бизнесе (франчайзи), право (франшизу) в течение определенного времени и в определенном месте вести предпринимательскую деятельность с использованием уже отработанной и оправдавшей себя технологии, "ноу-хау", известной и популярной торговой марки, возможностей обучения персонала и получения необходимых консультаций. Обычно франчайзер берет на себя обязательства по поставке оборудования, сырья и материалов, оказывает помощь в организации и управлении бизнесом, а в отдельных случаях оказывает своим франчайзи непосредственную финансовую помощь, предоставляя кредиты, либо косвенную помощь в виде поручительства и гарантий. Все эти условия оговариваются в специальном договоре франчайзинга.

     Небольшая фирма, используя помощь франчайзера, может в сравнительно короткие сроки начать свое дело, причем постоянная поддержка со стороны головной фирмы помогает успешно преодолеть трудности, особенно на начальном этапе функционирования. Помощь и поддержка со стороны франчайзера предоставляется за плату (роялти), которая может быть достаточно высокой12.

     Таким образом, отношения сторон коммерческой концессии являются альтернативой отношений, возникающих между основным и дочерним предприятиями, а метод франчайзинга - альтернативой государственной поддержке малого предпринимательства.

     Различают несколько типов и видов франчайзинга и франчайзинговых структур. Основными типами являются товарный, производственный, деловой, дочерний и конверсионный франчайзинг.

     Товарный  франчайзинг представляет собой распределительную систему сбыта товаров, произведенных франчайзером. Для такого типа франчайзинга в наибольшей степени подходит продукция, которая имеет известную товарную марку и требует комплекса предпродажных и послепродажных услуг.

     При производственном франчайзинге крупные  компании в ряде случаев выдают лицензии другим компаниям или предприятиям на использование своего товарного знака или торговой марки при изготовлении продукции, которая запатентована или производится с помощью патентованного процесса и (или) "ноу-хау".

     Деловой франчайзинг имеет многие общие черты с товарным франчайзингом и является наиболее популярным. Он обычно представляет собой выдачу лицензии на товарный знак и способ ведения розничной торговли товарами и (или) услугами, а также использование соответствующего "ноу-хау".

     Дочерний  франчайзинг является сравнительно новым и быстро развивающимся типом взаимоотношений франчайзинга и предполагает организацию независимого бизнеса под "патронажем" франчайзера.

     Конверсионный франчайзинг начал развиваться с появлением в начале 70-х годов франчайзинговых программ по брокерским операциям с недвижимостью, а затем его в определенной мере использовали в ряде других услуг (финансовых, оформлении интерьеров, торговле подержанными автомобилями, бухгалтерской отчетности). Происходило превращение (конверсия) так называемой неселективной системы сбыта (при которой изготовитель продает свою продукцию широкому кругу оптовых и розничных торговцев) в селективные системы сбыта. Последние характеризуются тем, что продукция продается только оптовым или розничным предприятиям, работающим по системе франчайзинга.

     Основными видами франчайзинга являются индивидуальный и региональный (территориальный).

     При индивидуальном франчайзинге, являющемся наиболее распространенным видом, лицензия (франшиза) продается на какой-либо один вид бизнеса.

     При региональном франчайзинге создаются  двух-, трехуровневые франчайзинговые  структуры, действующие в определенном регионе (территории) и имеющие единое головное предприятие (единого франчайзера).

     Региональный  франчайзинг подразделяется на различные подвиды:

     – франчайзинг с владением многими предприятиями - развивается из индивидуального франчайзинга. В этом варианте франчайзер и франчайзи заключают контракт на региональное развитие бизнеса, в соответствии с которым франчайзи имеет право открыть свои предприятия в определенном районе;

     – субфранчайзинг - головное предприятие имеет контракт с франчайзи, который одновременно является субфранчайзером. Последний привлекает других франчайзи на основе контрактных отношений;

     – развивающийся франчайзинг - отличается от субфранчайзинга тем, что низовые франчайзи связаны контрактными отношениями как с субфранчайзером, так и с франчайзером. В соответствии с условиями контракта субфранчайзер обязуется подобрать и соответствующим образом обучить индивидуальных франчайзи, оказывать им практическую и методическую помощь и осуществлять контроль за их деятельностью. В то же время франчайзер выдает лицензию (франшизу) непосредственно индивидуальным франчайзи и имеет с ними прямые контрактные отношения13.

     Система франчайзинга ориентирована на достижение успеха всеми ее участниками. Преимуществами для франчайзера являются:

     – выгоды от широкого и быстрого расширения бизнеса без больших финансовых затрат;

     – возможность осуществления эффективного контроля над условиями реализации своей продукции и услуг;

     – получение дохода в виде платежей роялти;

     – получение дополнительной прибыли за счет снижения издержек производства на единицу продукции или услуги в результате роста масштабов производства.

     Участие в системе франчайзинга дает преимущества и франчайзи, такие, как:

     – возможность стать и оставаться самостоятельным бизнесменом;

     – право вести свой бизнес под торговой маркой, имеющей хорошую репутацию на рынке;

     – использование апробированной концепции бизнеса и маркетинга;

     – возможность получения управленческих консультаций от экспертов в соответствующей области;

     – снижение затрат на рекламу за счет организации совместной деятельности;

     – получение услуг головной фирмы в организации начального и последующего обучения.

     Однако  возможности реализации этих преимуществ зависят от многих условий – и в первую очередь от имиджа франчайзера на рынке, научно-технического уровня передаваемой франчайзи технологии, качества производимых товаров (работ, услуг), характера спроса на эти товары и состояния конкурентной среды. Во всех случаях для принятия решения об участии в системе франчайзинга или ее распространении на те или иные рынки и области предпринимательства необходима разработка бизнес-плана предполагаемой деятельности.

     Таким образом, в данной курсовой работе нами были рассмотрены основные теоретические  аспекты, касающиеся теории фирмы, а также проанализированы основные организационно-правовые формы предприятий. Следовательно, задачи работы выполнены, а цель – достигнута.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Цель  работы заключалась в рассмотрении теоретических аспектов фирмы в  системе рыночных отношений, а также анализе ее организационно-правовых форм для малого и крупного бизнеса.

     В ходе выполнения работы для достижения поставленной цели были определены и  последовательно решены следующие  взаимосвязанные задачи:

     – проведен теоретический анализ литературных источников относительно рассматриваемой темы работы;

     – проанализированы различные подходы к определению фирмы;

     – определена роль фирмы в рыночной экономике;

     – рассмотрены организационно-правовые формы предприятий, их свойства в малом и большом бизнесе;

     – рассмотрены новые организационно-правовые формы предпринимательства.

     Подводя итоги проделанной работы, автор  считает необходимым привести следующие  основные выводы.

     Фирма является основным экономическим агентом  рыночной экономики. Фирма – организация, которая владеет определенным количеством предприятий (одно, несколько) и использует ресурсы с целью производства товаров или услуг для получения прибыли.

     В экономической теории существует два  основных подхода к рассмотрению природы фирмы: технологический и институциональный.

     В большинстве случаев малый бизнес организуется в следующих формах: индивидуальное предприятие и товарищества. Крупный бизнес в основном организуется в форме акционерных обществ.

     Для каждой организационно-правой формы  имеются свои положительные и отрицательные стороны. Основная задача заключается в правильном выборе определенной организационно-правовой формы для конкретного предприятия.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гражданский кодекс РФ. Ч.I. от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32, ст. 3301.
  2. Федеральный закон РФ «О производственных кооперативах» № 41-ФЗ от 08.05.1996 г. // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 20, ст. 2321 (изм. от 18.12.2006. Российская газета, № 289, 22.12.2006).
  3. Федеральный закон Российской Федерации «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 1, ст. 1. (ред. от 03.06.2009 г.).
  4. Федеральный закон Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 7, ст. 785; № 28, ст. 3261; 1999. – № 1, ст. 2; 2002. – № 12, ст. 1093.
  5. Волков О.И. Экономика предприятия (фирмы) / О.И. Волков. – М.: Инфра-М, 2006. – 401 с.
  6. Герваген Л.Л. Развитие учения о юридическом лице. – СПб: Питер, 2006. – 156 с.
  7. Ельяшевич В.Б. Юридическое лицо, его происхождение и функции. – СПб.: Питер, 2007. – 598 с.
  8. Корсаков М.Н. Экономика предприятия / М.Н. Корсаков. – СПб.: Питер, 2006. – 298 с.
  9. Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием / Е.Г. Непомнящий. - Таганрог: ТРТУ, 2006. – 391 с.
  10. Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. – М.: Инфра, 2006. – 297 с.
  11. Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Экономика предприятия. – М.: Инфра-М, 2006. – 458 с.
  12. Экономика предприятия: Учебное пособие. Ч.1,2. / Ю.Л. Александров, Э.А. Батраева, И.В. Петрученя, А.М. Смирнова, Н.Н. Терещенко; – Красноярск: КрасГУ, 2008. – 258с.
  13. Экономика предприятия: Учебник / Под редакцией проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Е.М. Купрякова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006. – 478 с.
  14. Экономика предприятия: Учебник / Под общей редакцией проф., д.э.н. А.И. Руденко. - Минск, 2008. – 547 с.
  15. Лысенко Е.С. Новое в правовом регулировании договора коммерческой концессии // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. – № 1. – 2007. – С. 78-80
  16. Яркина Т.В. Основы экономики предприятия – http://www.i-u.ru/biblio/archive/jarkina_osnovi/default.aspx

Информация о работе Роль фирмы в экономике