Россия и ЕС : анализ внешнеэкономических связей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 23:13, контрольная работа

Краткое описание

Одной из основных тенденций развития мировой экономики на рубеже XX-XXI вв. становится усиление интеграционных процессов. Интеграция рассматривается как проникновение отдельных элементов экономики одних стран в экономику других стран, процесс объединения национальных хозяйств в единую систему. Начинается он на уровне отдельных регионов, постепенно расширяясь и охватывая все большее количество стран. Наиболее совершенным примером такого процесса является создание Европейского союза (ЕС).

Содержание

Введение

Глава 1. Экономические отношения Россия – ЕС
Глава 2. Внешнеторговый товарооборот между Россией и ЕС
Глава 3. Договорно-правовая база для торговых отношений
Глава 4. Перспективы развития внешнеэкономических связей Россия - ЕС
Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

россия -ЕС.docx

— 45.95 Кб (Скачать файл)

Некоторые количественные показатели сведены в приведенную ниже таблицу.

Товарная структура  внешней торговли Россия-ЕС в 2011 г.


(по данным российской  таможенной статистики)

 

Код ТН ВЭД

Наименование товара

Экспорт

Импорт

млрд. долл.

США

Уд. вес

(%)

Индекс

2011/2010

млрд. долл.

США.

Уд. вес

(%)

Индекс

2011/2010

01 – 24

продовольственные товары и с/х сырье

1,7

0,6

175,1

14,4

11,3

117,8

25 – 27

минеральные продукты, 
в том числе:

222,9

83,7

128,0

1,3

1,0

142,4

27

топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки

221,6

83,2

128,1

1,0

0,8

136,0

28 – 40

продукция химической промышленности, каучук

10,5

3,9

128,4

27,0

21,2

119,5

41 – 43

кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

0,3

0,1

121,2

0,4

0,3

125,1

44 – 49

древесина и целлюлозно-бумажные изделия

2,6

1,0

111,9

4,3

3,4

110,5

50 – 67

текстиль, изделия из него, обувь

0,2

0,1

107,9

2,7

2,1

115,6

68 - 70, 91 – 97

другие товары

0,4

0,2

97,9

3,9

3,1

128,6

71

жемчуг, драгоценные камни, металлы

4,8

1,8

111,8

0,2

0,2

135,1

72 – 83

металлы, изделия из них

19,4

7,3

114,6

7,6

5,9

127,5

84 – 90

машины, оборудования, транспортные средства

3,7

1,4

95,2

65,7

51,5

149,1

 

Всего

266,5

100,0

1 260,0

127,5

100,0

1 335,1


 

Глава 3.

Договорно-правовая база для торговых отношений.

 

Прогрессу в экономических  отношениях РФ – ЕС способствует наличие  солидной договорно-правовой базы для  их осуществления. В результате двухлетних переговоров 24 июня 1994г. было подписано  на греческом острове Корфу (вступило в силу с 1 декабря 1997г.) Соглашение о  партнерстве и сотрудничестве (СПС) между РФ и ЕС. Оно содействует  переводу отношений РФ – ЕС на качественно  новый уровень ассоциативных  связей. В нем не зафиксированы  цели создания зоны свободной торговли (указывалось лишь на начало переговоров  по этому вопросу в 1998г.) и в  перспективе полного членства РФ в ЕС. Тем не менее СПС открыло новые горизонты экономического сотрудничества РФ – ЕС по всем его важнейшим направлениям

Статьи СПС, относящиеся  к взаимной торговле, стали действовать  еще до 1 декабря 1997г. Их применение предусматривалось и регулировалось Временным соглашением о торговле и связанных с торговлей вопросах, которое вступило в силу с 1 февраля 1996 г. Для России качественно новый момент состоит в том, что в СПС (и Временное соглашение) включены положения, согласно которым взаимная торговля РФ – ЕС во многом определяется нормами ГАТТ, являющегося составной частью правовой базы ВТО. Иными словами, на Россию еще до ее вступления в ВТО распространяются общепризнанные нормы международного права в сфере торговли, что ведет к устранению дискриминации по целому ряду (хотя и не повсеместно) направлений. Обоими соглашениями предусмотрено, что предоставляемый сторонами на взаимной основе режим наибольшего благоприятствования (РНБ) полностью соответствует нормам ВТО/ГАТТ в отношении таможенных пошлин и других сборов, взимаемых с экспортных и импортных товаров и при переводе платежей по экспорту и импорту (включая методы их взимания); правил и формальностей при осуществлении экспортных и импортных операций; внутренних налогов и других сборов на импортные товары; правил продажи, транспортировки, распределения и использования импортных товаров на внутренних рынках России и ЕС.

Применение РНБ означает, что любые преимущества, льготы и  иммунитеты, предоставляемые Россией  или Союзом товарам, происходящим из третьих стран, должны быть немедленно предоставлены товарам, происходящим соответственно из ЕС и России. Исключения из РНБ допускаются в отношении  преимуществ, предоставляемых соседним странам в целях развития приграничной торговли, при создании на региональной основе таможенных союзов и зон свободной  торговли (например, по соглашениям  РФ со странами – членами СНГ  о зоне свободной торговли), а  также развивающимся странам  – в соответствии с ГАТТ и другими  международными соглашениями.

Для РФ предусмотрены выгодные ей дополнительные исключения из РНБ. России позволено до вступления в  ВТО не распространять РНБ на преимущества, предоставляемые ею другим бывшим советским республикам. Она также может применить специальный режим ввоза товаров в рамках соглашений о кредитах, техническом и гуманитарном содействии, заключенных с третьими странами и международными организациями.

В июне 1999 года в Кельне Европейский  Союз впервые принял “Коллективную  стратегию” в отношении стран, не являющихся членами ЕС. Россия явилась  первым партнером в этом новом  инструменте политики ЕС. Помимо СПС, Коллективная стратегия ЕС для России также является базовым политическим документом, регулирующим взаимоотношения сторон. Коллективная стратегия ЕС четко устанавливает две цели:

Существование стабильной, открытой и плюралистической демократии в России, основанной на верховенстве права и процветающей рыночной экономике, отвечает интересам народов России и ЕС.

Интенсивное сотрудничество с Россией будет способствовать поддержанию стабильности в Европе, глобальной безопасности и способности  сообща решить проблемы нашего континента.

Стратегия подтверждает, что  Соглашение о партнерстве и сотрудничестве – это ядро отношений между  ЕС и Россией. Основываясь на Коллективной стратегии, Европейский Союз будет  работать с Россией, международными организациями и другими “партнерами, разделяющими те же взгляды”, для достижения следующих принципиальных целей: укрепление демократии; интеграция России в общее  экономического и социальное пространство; сотрудничество для укрепления стабильности и безопасности в Европе и за ее пределами; решение задач, единых для  Европейского континента (таких как  энергетическая политика, ядерная безопасность, защита окружающей среды, борьба с организованной преступностью, незаконная торговля наркотиками  и людьми, отмывание денег).

Подчеркивая особую важность своих взаимоотношений с Европейским  Союзом, в октябре 1999г. Россия утвердила  Стратегию развития своих отношений  с ЕС до 2010г.

Стратегия определяет задачи развития отношений России и Европейского Союза на следующее десятилетие  и средства решения этих задач. Она  является последовательным развитием  общей концепции российской внешней  политики в Европе и исходит из объективной необходимости строительства  многополярного мира, общей истории  народов и ответственности европейских  государств за будущее континента, и взаимодополняемости их экономик. Она также непосредственно увязана со стратегией экономической безопасности России. Стратегия предусматривает строительство единой Европы без разделительных линий, а также взаимосвязанное и сбалансированное укрепление позиций России и ЕС в международном сообществе XXI столетия.

Российская стратегия  констатирует также, что она отражает основную направленность и задачи Коллективной стратегии ЕС. В этом контексте Россия выделяет приоритетные задачи развития и укрепления отношений партнерства и сотрудничества с ЕС в следующих областях: расширение формата и повышение эффективности политического диалога; взаимное развитие торговли и инвестиций; сотрудничество в финансовой области; учет интересов России при расширении ЕС; развитие инфраструктуры пан-европейского сотрудничества; сотрудничество в области науки и технологии, защиты прав интеллектуальной собственности; развитие трансграничного сотрудничества; совершенствование правовой базы взаимного сотрудничества, сближения законодательных норм сторон в области экономики и технических стандартов; сотрудничество в правоохранительной сфере; повышение роли деловых кругов в развитии сотрудничества;  обеспечение реализации стратегии в России.

Соблюдение правил ВТО/ГАТТ обеспечивает применение к импорту  из России в ЕС минимальных ставок Единого таможенного тарифа (ЕТТ) Союза, которые значительно ниже так называемых базисных, или автономных ставок ЕТТ. Фактически же ЕС с 1993г. предоставил  России преференциальный режим в  отношении таможенного обложения  российских товаров. Этот режим не закреплен  соответствующим двусторонним договором, и его предоставление – акт  доброй воли со стороны ЕС.

Уровень таможенного обложения  российских товаров в ЕС дифференцирован  в зависимости от степени переработки («облагораживания»): если сырье и  определенная часть полуфабрикатов ввозятся беспошлинно или с пошлиной в 2-3%, то пошлины на готовые изделия  могут достигать 10% (автомобили, фанера, текстиль) и 15% и более (икра, некоторые виды обуви и др.). В торговле рядом «чувствительных» товаров (текстилем, черными металлами, сельскохозяйственной продукцией) применяются особые механизмы регулирования, прежде всего количественное регулирование.

Таким образом, таможенное регулирование  ЕС благоприятствует российскому экспорту в страны – члены Союза при  его нынешней товарной структуре, в  которой преобладают изделия  топливно-сырьевой группы. В то же время  оно препятствует диверсификации российского  экспорта в сторону повышения  в нем удельного веса продукции  высокой стадии обработки, к чему стремится Россия.

В соответствии с режимом  внутреннего рынка ЕС российские товары, прошедшие таможенную очистку  в одной из стран – членов Союза, поступают в свободное обращение  на территории всех других государств, входящих в ЕС, причем с этих товаров  более не взимаются какие-либо пошлины  и налоги.

В целом процесс либерализации  взаимной торговли РФ – ЕС в последние  годы протекает поступательно и  успешно. В то же время остаются поводы для взаимных упреков. Что касается России, то ее весьма беспокоит, например, применение ЕС антидемпинговых процедур в отношении российских экспортеров  таких важных для РФ товаров, как  черные металлы и минеральные  удобрения.

 

Глава 4.

Перспективы развития внешнеэкономических  связей Россия - ЕС

 

Отдельные отечественные политики и специалисты считают, что в геополитическом векторе развития России европейский азимут явно обозначен в качестве приоритета. Поэтому они пытаются реанимировать преданные было забвению планы включения России в объединенную Европу. Признавая на словах, что формирование общего экономического пространства в Европе не предполагает вступления РФ в Европейский союз, они, тем не менее, убеждены в том, что стратегия отношений с ЕС должна заключаться в последовательном создании зоны свободной торговли, таможенного союза, экономического и валютного союза. Фактически такая стратегия нацелена на присоединение России к единой Европе в качестве ассоциированного члена. Некоторые высокопоставленные зарубежные государственные деятели также публично заявляют о возможности интеграции нашей страны в большую Европу.

Позиция России в данном вопросе предельно ясна. Она изложена в «Стратегии развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 годы)», которая одобрена Президентом России. В соответствии с этим документом партнерство с ЕС намечается строить на базе договорных отношений, главным образом на основе упомянутого выше Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Присоединению России к единой Европе препятствуют и экономические, и политически причины. Во-первых, приведение экономики нашей страны к стандартам ЕС, что является условием членства в Евросоюзе, сопряжено со значительными расходами, собственных источников которых у России сейчас просто нет. Во-вторых, страны ЕС, судя по уже понесенным ими затратам на обеспечение процесса вступления стран Центральной и Восточной Европы, выделить России требующуюся для этого сумму помощи вряд ли смогут: она неподъемна для их бюджетов. И в-третьих, большие сомнения вызывает реальная заинтересованность объединенной Европы в интеграции в нее страны такого масштаба, как Россия, поскольку это может привести к нарушению равновесия в механизмах принятия решений и осложнить выработку согласованной политики в сообществе.

Следует также иметь в виду, что членство в ЕС сопряжено с неизбежной передачей в Брюссель вопросов разработки и совместного осуществления внешнеторговой, аграрной, промышленной, научно-технической, социальной и региональной политики, а во Франкфурт – денежно-кредитной политики. Потребуется также тесно координировать со странами-членами союза нашу внешнюю политику. В практическом плане ко сему этому Россия не готова ни политически, ни экономически, ни организационно.

Информация о работе Россия и ЕС : анализ внешнеэкономических связей