Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 23:13, контрольная работа
Одной из основных тенденций развития мировой экономики на рубеже XX-XXI вв. становится усиление интеграционных процессов. Интеграция рассматривается как проникновение отдельных элементов экономики одних стран в экономику других стран, процесс объединения национальных хозяйств в единую систему. Начинается он на уровне отдельных регионов, постепенно расширяясь и охватывая все большее количество стран. Наиболее совершенным примером такого процесса является создание Европейского союза (ЕС).
Введение
Глава 1. Экономические отношения Россия – ЕС
Глава 2. Внешнеторговый товарооборот между Россией и ЕС
Глава 3. Договорно-правовая база для торговых отношений
Глава 4. Перспективы развития внешнеэкономических связей Россия - ЕС
Заключение
Список использованной литературы
Некоторые количественные показатели сведены в приведенную ниже таблицу.
Товарная структура внешней торговли Россия-ЕС в 2011 г.
(по данным российской таможенной статистики)
Код ТН ВЭД |
Наименование товара |
Экспорт |
Импорт | ||||
млрд. долл. США |
Уд. вес (%) |
Индекс 2011/2010 |
млрд. долл. США. |
Уд. вес (%) |
Индекс 2011/2010 | ||
01 – 24 |
продовольственные товары и с/х сырье |
1,7 |
0,6 |
175,1 |
14,4 |
11,3 |
117,8 |
25 – 27 |
минеральные продукты, |
222,9 |
83,7 |
128,0 |
1,3 |
1,0 |
142,4 |
27 |
топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки |
221,6 |
83,2 |
128,1 |
1,0 |
0,8 |
136,0 |
28 – 40 |
продукция химической промышленности, каучук |
10,5 |
3,9 |
128,4 |
27,0 |
21,2 |
119,5 |
41 – 43 |
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
0,3 |
0,1 |
121,2 |
0,4 |
0,3 |
125,1 |
44 – 49 |
древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
2,6 |
1,0 |
111,9 |
4,3 |
3,4 |
110,5 |
50 – 67 |
текстиль, изделия из него, обувь |
0,2 |
0,1 |
107,9 |
2,7 |
2,1 |
115,6 |
68 - 70, 91 – 97 |
другие товары |
0,4 |
0,2 |
97,9 |
3,9 |
3,1 |
128,6 |
71 |
жемчуг, драгоценные камни, металлы |
4,8 |
1,8 |
111,8 |
0,2 |
0,2 |
135,1 |
72 – 83 |
металлы, изделия из них |
19,4 |
7,3 |
114,6 |
7,6 |
5,9 |
127,5 |
84 – 90 |
машины, оборудования, транспортные средства |
3,7 |
1,4 |
95,2 |
65,7 |
51,5 |
149,1 |
Всего |
266,5 |
100,0 |
1 260,0 |
127,5 |
100,0 |
1 335,1 |
Глава 3.
Договорно-правовая база для торговых отношений.
Прогрессу в экономических отношениях РФ – ЕС способствует наличие солидной договорно-правовой базы для их осуществления. В результате двухлетних переговоров 24 июня 1994г. было подписано на греческом острове Корфу (вступило в силу с 1 декабря 1997г.) Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между РФ и ЕС. Оно содействует переводу отношений РФ – ЕС на качественно новый уровень ассоциативных связей. В нем не зафиксированы цели создания зоны свободной торговли (указывалось лишь на начало переговоров по этому вопросу в 1998г.) и в перспективе полного членства РФ в ЕС. Тем не менее СПС открыло новые горизонты экономического сотрудничества РФ – ЕС по всем его важнейшим направлениям
Статьи СПС, относящиеся к взаимной торговле, стали действовать еще до 1 декабря 1997г. Их применение предусматривалось и регулировалось Временным соглашением о торговле и связанных с торговлей вопросах, которое вступило в силу с 1 февраля 1996 г. Для России качественно новый момент состоит в том, что в СПС (и Временное соглашение) включены положения, согласно которым взаимная торговля РФ – ЕС во многом определяется нормами ГАТТ, являющегося составной частью правовой базы ВТО. Иными словами, на Россию еще до ее вступления в ВТО распространяются общепризнанные нормы международного права в сфере торговли, что ведет к устранению дискриминации по целому ряду (хотя и не повсеместно) направлений. Обоими соглашениями предусмотрено, что предоставляемый сторонами на взаимной основе режим наибольшего благоприятствования (РНБ) полностью соответствует нормам ВТО/ГАТТ в отношении таможенных пошлин и других сборов, взимаемых с экспортных и импортных товаров и при переводе платежей по экспорту и импорту (включая методы их взимания); правил и формальностей при осуществлении экспортных и импортных операций; внутренних налогов и других сборов на импортные товары; правил продажи, транспортировки, распределения и использования импортных товаров на внутренних рынках России и ЕС.
Применение РНБ означает, что любые преимущества, льготы и иммунитеты, предоставляемые Россией или Союзом товарам, происходящим из третьих стран, должны быть немедленно предоставлены товарам, происходящим соответственно из ЕС и России. Исключения из РНБ допускаются в отношении преимуществ, предоставляемых соседним странам в целях развития приграничной торговли, при создании на региональной основе таможенных союзов и зон свободной торговли (например, по соглашениям РФ со странами – членами СНГ о зоне свободной торговли), а также развивающимся странам – в соответствии с ГАТТ и другими международными соглашениями.
Для РФ предусмотрены выгодные ей дополнительные исключения из РНБ. России позволено до вступления в ВТО не распространять РНБ на преимущества, предоставляемые ею другим бывшим советским республикам. Она также может применить специальный режим ввоза товаров в рамках соглашений о кредитах, техническом и гуманитарном содействии, заключенных с третьими странами и международными организациями.
В июне 1999 года в Кельне Европейский Союз впервые принял “Коллективную стратегию” в отношении стран, не являющихся членами ЕС. Россия явилась первым партнером в этом новом инструменте политики ЕС. Помимо СПС, Коллективная стратегия ЕС для России также является базовым политическим документом, регулирующим взаимоотношения сторон. Коллективная стратегия ЕС четко устанавливает две цели:
Существование стабильной, открытой и плюралистической демократии в России, основанной на верховенстве права и процветающей рыночной экономике, отвечает интересам народов России и ЕС.
Интенсивное сотрудничество с Россией будет способствовать поддержанию стабильности в Европе, глобальной безопасности и способности сообща решить проблемы нашего континента.
Стратегия подтверждает, что
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве
– это ядро отношений между
ЕС и Россией. Основываясь на Коллективной
стратегии, Европейский Союз будет
работать с Россией, международными
организациями и другими “
Подчеркивая особую важность
своих взаимоотношений с
Стратегия определяет задачи
развития отношений России и Европейского
Союза на следующее десятилетие
и средства решения этих задач. Она
является последовательным развитием
общей концепции российской внешней
политики в Европе и исходит из
объективной необходимости
Российская стратегия констатирует также, что она отражает основную направленность и задачи Коллективной стратегии ЕС. В этом контексте Россия выделяет приоритетные задачи развития и укрепления отношений партнерства и сотрудничества с ЕС в следующих областях: расширение формата и повышение эффективности политического диалога; взаимное развитие торговли и инвестиций; сотрудничество в финансовой области; учет интересов России при расширении ЕС; развитие инфраструктуры пан-европейского сотрудничества; сотрудничество в области науки и технологии, защиты прав интеллектуальной собственности; развитие трансграничного сотрудничества; совершенствование правовой базы взаимного сотрудничества, сближения законодательных норм сторон в области экономики и технических стандартов; сотрудничество в правоохранительной сфере; повышение роли деловых кругов в развитии сотрудничества; обеспечение реализации стратегии в России.
Соблюдение правил ВТО/ГАТТ
обеспечивает применение к импорту
из России в ЕС минимальных ставок
Единого таможенного тарифа (ЕТТ)
Союза, которые значительно ниже
так называемых базисных, или автономных
ставок ЕТТ. Фактически же ЕС с 1993г. предоставил
России преференциальный режим в
отношении таможенного
Уровень таможенного обложения российских товаров в ЕС дифференцирован в зависимости от степени переработки («облагораживания»): если сырье и определенная часть полуфабрикатов ввозятся беспошлинно или с пошлиной в 2-3%, то пошлины на готовые изделия могут достигать 10% (автомобили, фанера, текстиль) и 15% и более (икра, некоторые виды обуви и др.). В торговле рядом «чувствительных» товаров (текстилем, черными металлами, сельскохозяйственной продукцией) применяются особые механизмы регулирования, прежде всего количественное регулирование.
Таким образом, таможенное регулирование ЕС благоприятствует российскому экспорту в страны – члены Союза при его нынешней товарной структуре, в которой преобладают изделия топливно-сырьевой группы. В то же время оно препятствует диверсификации российского экспорта в сторону повышения в нем удельного веса продукции высокой стадии обработки, к чему стремится Россия.
В соответствии с режимом
внутреннего рынка ЕС российские
товары, прошедшие таможенную очистку
в одной из стран – членов Союза,
поступают в свободное
В целом процесс либерализации взаимной торговли РФ – ЕС в последние годы протекает поступательно и успешно. В то же время остаются поводы для взаимных упреков. Что касается России, то ее весьма беспокоит, например, применение ЕС антидемпинговых процедур в отношении российских экспортеров таких важных для РФ товаров, как черные металлы и минеральные удобрения.
Глава 4.
Перспективы развития внешнеэкономических связей Россия - ЕС
Отдельные отечественные политики и специалисты считают, что в геополитическом векторе развития России европейский азимут явно обозначен в качестве приоритета. Поэтому они пытаются реанимировать преданные было забвению планы включения России в объединенную Европу. Признавая на словах, что формирование общего экономического пространства в Европе не предполагает вступления РФ в Европейский союз, они, тем не менее, убеждены в том, что стратегия отношений с ЕС должна заключаться в последовательном создании зоны свободной торговли, таможенного союза, экономического и валютного союза. Фактически такая стратегия нацелена на присоединение России к единой Европе в качестве ассоциированного члена. Некоторые высокопоставленные зарубежные государственные деятели также публично заявляют о возможности интеграции нашей страны в большую Европу.
Позиция России в данном вопросе предельно ясна. Она изложена в «Стратегии развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 годы)», которая одобрена Президентом России. В соответствии с этим документом партнерство с ЕС намечается строить на базе договорных отношений, главным образом на основе упомянутого выше Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Присоединению России к единой Европе препятствуют и экономические, и политически причины. Во-первых, приведение экономики нашей страны к стандартам ЕС, что является условием членства в Евросоюзе, сопряжено со значительными расходами, собственных источников которых у России сейчас просто нет. Во-вторых, страны ЕС, судя по уже понесенным ими затратам на обеспечение процесса вступления стран Центральной и Восточной Европы, выделить России требующуюся для этого сумму помощи вряд ли смогут: она неподъемна для их бюджетов. И в-третьих, большие сомнения вызывает реальная заинтересованность объединенной Европы в интеграции в нее страны такого масштаба, как Россия, поскольку это может привести к нарушению равновесия в механизмах принятия решений и осложнить выработку согласованной политики в сообществе.
Следует также иметь в виду, что членство в ЕС сопряжено с неизбежной передачей в Брюссель вопросов разработки и совместного осуществления внешнеторговой, аграрной, промышленной, научно-технической, социальной и региональной политики, а во Франкфурт – денежно-кредитной политики. Потребуется также тесно координировать со странами-членами союза нашу внешнюю политику. В практическом плане ко сему этому Россия не готова ни политически, ни экономически, ни организационно.
Информация о работе Россия и ЕС : анализ внешнеэкономических связей