Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 15:54, курсовая работа
Актуальность данной темы с практической стороны определяется тем, что в условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции.
Введение …………………………………………………………………………… 3
Рынки экономических ресурсов, их необходимость и сущность ……….. 4
Особенности формирования спроса и предложения на рынках факторов производства ………………………………………………………………... 8
Формирование рынков ресурсов в экономике современной России: опыт, проблемы, перспективы …………………………………………………… 20
Заключение ………………………………………………………………………... 27
Список литературы ……………………………………………………………….. 29
Известно, что в России при переходе к рынку произошло существенное падение производства на многих предприятиях, выпускающих как гражданскую, так и особенно военную продукцию. Это падение привело к сокращению совокупного спроса на труд.
Своеобразным амортизатором негативных социальных последствий экономического кризиса является резко возросшая так называемая неформальная занятость: разовые подработки и особенно деятельность мелких торговцев. Но данный способ имеет и обратную сторону - занятость нередко сочетается с низкой ценой трудовых услуг и плохими условиями самого труда при полном отсутствии каких-либо социальных гарантий.
Все более настоятельной необходимостью для России является целенаправленное и эффективное государственное регулирование рынка труда. Государственное регулирование рынка труда — комплекс экономических, законодательных, административных и организационных мер, направленных
- во-первых, на стимулирование роста занятости;
- во-вторых, на подготовку и переподготовку работников;
- в-третьих, на содействие найму рабочей силы;
- в-четвертых, на введение системы социального страхования безработицы и обязательного пенсионного обеспечения.
В России формирование конкретных механизмов этого регулирования идет в настоящее время параллельно со становлением самого рынка трудовых ресурсов. Определенные шаги здесь уже сделаны: принят Закон о занятости, создана государственная служба занятости, развертывается система переподготовки кадров, официально устанавливаются прожиточный минимум и минимальная заработная плата. Впрочем, пока два последних индикатора являются в России (в отличие от высокоразвитых стран с рыночной экономикой) лишь условными показателями. Дело в том, что минимальная заработная плата установлена на очень низком уровне.
В начале проведения реформ Россия столкнулась с проблемой отсутствия в стране крупных капиталов. В конце 80 – начале 90-х гг. в собственности российского государства находилось более 80% предприятий и организаций. Вместе с тем десятилетия уравнительного распределения доходов при социализме практически полностью исключили существование крупных личных состояний, а значит и возможность прямого выкупа государственных предприятий частными лицами. Таким образом, проблема первоначального накопления капитала в новейшей истории России выступила в необычной форме: она состояла не в трудности аккумуляции стартового капитала для создания предприятий (заводы и фабрики были созданы еще при социализме), а в его нехватке для их выкупа в частную собственность. Для решения проблемы выкупа предприятий в России в качестве главного был избран метод бесплатной передачи государственного имущества в частную собственность. Были выпущены и безвозмездно розданы населению приватизационные чеки или ваучеры, на которые в дальнейшем распродавалась государственная собственность.
Еще более опасным для российской экономики в наши дни является то, что приоритет сбережения над потреблением (веберовский «дух капитализма») не стал господствующей формой хозяйственного поведения всей предпринимательской элиты. В современной России демонстративная расточительность затрат на личное потребление – стали нормой ведения бизнеса.
Недостатки процесса приватизации безусловно сказались на ходе и качестве проведения реформ в экономике России, став важным фактором ухудшения хозяйственного положения страны.
Россия принадлежит к числу богатейших по своим природным – как возобновляемым, так и невозобновляемым – ресурсам стран мира. К сожалению, в России значительная часть природных ресурсов пока не поставлена на службу производству и даже не стоит на его пороге, а является потенциальным, т.е. весьма неопределенным достоянием. Если бы большая часть российских поистине гигантских потенциальных богатств была превращена в реальные, то страна уже сегодня стала бы одной из богатейших и высокоразвитых.
Тем не менее роль природных ресурсов в современной экономике страны исключительно велика, а возможно даже гипертрофирована. Дело в том, что процесс адаптации к рынку у ресурсодобывающих отраслей оказался легче, чем у обрабатывающих. В условиях конкуренции с ведущими мировыми производителями, значительно проще создавать, скажем, созданную природой нефть, чем автомобили.
В России высока доля экспортируемых природных ресурсов. Это может сделать экономику уязвимой по отношению к падению мировых цен на сырье и породить опасность растраты невозобновимых ресурсов.
В силу сложившихся в России специфических экономических и политических условии стихийные силы рынка ассиметрично способствуют текущему потреблению невозобнавляемых ресурсов в ущерб их консервации. Значительную роль в нормализации этой ситуации может и должно сыграть государство. Главная проблема в данном случае состоит в том, что государство, как получатель налогов, тоже объективно заинтересовано не в консервации, а в продаже ресурсов. Но прежде всего именно государство должно не допустить утечку за бесценок ресурсов за границу.
В наше время существует множество предпринимательских структур, каждая из которых характеризуется своими чертами. Для того чтобы увидеть различия между разными типами предпринимательства, необходима его классификация. Предпринимательство может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают государственное и частное предпринимательство. Каждый из этих видов предпринимательства имеет отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают: и в том, и в другом случае предполагается инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.
Государственное предпринимательство – это форма осуществления экономической активности от имени предприятий, учреждений. Оно реализуется государственными органами управления или органами местного самоуправления, причем собственность такого рода предприятий – это обособленная часть государственного или муниципального имущества, бюджетных средств и других источников.
Частное предпринимательство – форма осуществления экономической активности от имени предприятия или предпринимателя. Заметим при этом, что государственное предпринимательство менее эффективно нежели частное предпринимательство, и основная причина этого заключается в том, что предпринимательские функции всегда осуществляют конкретные люди: в частном предпринимательстве эти функции исполняют талантливые, быстро реагирующие на любые изменения люди, которые занимаются тем, что привлекательно для них. В государственном же секторе за осуществление предпринимательства отвечают люди назначаемые, формально исполняющие свои обязанности. Об этом свидетельствуют и исследования Всемирного банка, проведенные в 76 странах мира.
В
современной России сделаны шаги
в сторону демократических
Предпринимательство сталкивается с различными проблемами. Это, прежде всего, - проблемы широкого «теневого» сектора предпринимательской деятельности, сложность и запутанность регионального законодательства, высокие административные барьеры, препятствующие возникновению новых фирм, недостаточность налоговых поступлений от малых предприятий в региональный и местный бюджеты.
На
развитие предпринимательства
Таким
образом, мы рассмотрели формирование
рынков экономических ресурсов в
современной России.
Заключение
В заключение сделаем некоторые выводы по изученной теме:
1.Рынок
ресурсов включает в себя
2.Рынок ресурсов и рынок товаров и услуг находятся в неразрывной связи между собой.
3.Рынок ресурсов представляет собой совокупность рынков: труда, капитала, земельных ресурсов.
4. Ресурсы взаимопереплетены, мобильны и, главное, взаимозаменяемы (альтернативны), хотя и не полностью. Поэтому предприниматель (организатор производства) в условиях ограниченности ресурсов постоянно отыскивает наиболее рациональную их комбинацию, используя взаимозаменяемость. В рыночной экономике каждый из экономических ресурсов представляет собой большой ресурсный рынок.
5. Изменения в спросе на ресурс происходят в результате:
-
Изменение в спросе на продукт.
-
Изменение в
6. Предложение и спрос на рынке определяют, как оценивается тот или иной ресурс, а также то, какое его количество необходимо для производства.
7.
В экономике современной
Список литературы
Ресурсы Интернета