Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 21:15, реферат
Целью моей работы является усвоение механизма деятельности рынка.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Определить понятия: «рынок», «функции рынка», «модели рынка».
2) Провести сравнительный анализ рынков совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, абсолютной монополии по критериям: количество участников, тип продукта, тип конкурентной борьбы, условия вхождения и выхода из отрасли, доступность информации.
Введение…………………………………………………………….. 3
1.Понятие рынка. Его возникновение…………………………… 4
2.Монополия……………………………………………………… 8
3.Рынок чистой конкуренции……………………………………. 11
4.Олигополия……………………………………………………… 14
5.Монополистическая конкуренция………………………………16
Заключение………………………………………………………….. 21
Список литературы………………………………………………… 22
Содержание.
Содержание……………………………………………………
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Современную жизнь невозможно представить без рынка, потому что мы ежедневно сталкиваемся с механизмом купли-продажи, производства, обмена и потребления товаров и услуг.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что каждый человек должен разбираться в том, как функционирует современная рыночная система.
Все это приводит к необходимости изучения моделей рынка и их характеристик.
Целью моей работы является усвоение механизма деятельности рынка.
В рамках поставленной
цели необходимо решить
1) Определить понятия: «рынок», «функции рынка», «модели рынка».
2) Провести сравнительный анализ рынков совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, абсолютной монополии по критериям: количество участников, тип продукта, тип конкурентной борьбы, условия вхождения и выхода из отрасли, доступность информации.
1. Понятие рынка. Его возникновение.
В процессе длительной эволюции во всех странах мира утвердилось господство рыночной экономики как основной и наиболее эффективной формы ведения хозяйства. Ее основу составляет товарное производство. Под ним понимается производство продуктов отдельными, частными, обособленными производителями, каждый из которых специализируется на выработке одного какого-либо продукта, поэтому для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке, их обмен.
Чтобы сложилось полноценное представление о понятии рынка необходимо проанализировать определения предоставленные авторами разных сфер экономической деятельности. Рынок – категория историческая, формирующаяся вместе с развитием товарного производства. Его рассматривают как: место продаж; совокупность покупателей и продавцов с определенными целями; форма товарного и денежного обращения.
Не существует
одного общепринятого
А. Смит утверждает, что возникновение рынков является следствием естественной редкости экономических ресурсов, ограниченности производительных возможностей человека. Экономические ресурсы и производительные возможности людей ограничены относительно и в сравнении с их безграничными потребностями.
Валовой Д.В. определяет понятие рыночной экономики как систему экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально- экономических проблем.
Современный экономический словарь трактует понятие рыночной экономики как экономики, основанной на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами.
Валовой Д.В. считает, что рынок - одно из достижений человеческой цивилизации. Рынок возник более 6 тыс. лет назад и прошел длительный путь развития - от простейших форм до более сложных. Привести краткое и однозначное определение рыночной системы сложно, прежде всего, потому, что это не застывшее, раз и навсегда данное явление, а процесс эволюции экономических отношений людей по поводу производства, обмена и распределения продуктов труда и ресурсов, поступающих в индивидуальное и производственное потребление.
Нуреев Р.М. понимает рынок как институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги.
Чепурин М.Н. писал: « категория «рынок» в экономической теории имеет широкое и узкое значение. В широком смысле рынок определяется как особый способ организации экономических отношений и поэтому связывается с рыночной экономикой. Рынок – это экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена"
На заре цивилизации, с первого общественного разделения труда - отделения пастушеских племен от земледельческих - люди начали обмениваться результатами своей деятельности. В период разложения первобытнообщинного строя обмен между общинами становится регулярным и приобретает форму товарного обмена. Возникают и развиваются товарно-денежные отношения, обусловленные двумя предпосылками: общественным разделением труда и обособленностью производителей. Общественное разделение труда - постоянно развивающийся процесс. Всякое его углубление приводит к возникновению новых отраслей, а, значит, к расширению многообразия потребностей и способов их удовлетворения. Параллельно развивается обмен результатами хозяйственной деятельности.
Важнейшими условиями
возникновения рынка являются
разделение труда и
Важной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок.
Причиной формирования
рынка является и
В дальнейшем, обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные и смешанные предприятия.
Кроме того, причина
становления рынка кроется
и в возможности (свободе) для
каждого экономического
Иначе говоря,
рынок – это экономические
отношения, строящиеся на
Объединяя всё вышесказанное образуется мнение, что рынок – совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание общественного характера заключенного в них труда. Будучи одним из центральных элементов в системе товарно-денежных отношений, рынок выступает господствующим и определяющим способом связи между обособленными производителями на основе общественного разделения труда. Механизм рынка информирует товаровладельцев о состоянии дел во всех отраслях и сферах хозяйственной жизни, определяет общественную полезность их продуктов, указывает направление и характер изменения производственной программы.
Рассмотрим 4 вида рынка:
2. Монополия
Монополия (от греч. «моно» - один, «полио»-продаю). В условиях монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е понятия «фирма» и «отрасль» совпадают. На первый взгляд, такая ситуация малореальна и, действительно, в масштабах страны встречается достаточно редко. Однако, если взять более скромный масштаб, например, маленький город, то мы увидим, что ситуация чистой монополии довольно типична. В таком городе существует одна элекстростанция, одна железная дорога, одно крупное предприятие и т.д.
Монополия - это такие условия, когда компания располагает уникальным продуктом, то есть ситуация на рынке, при которой все предложение товаров или услуг сосредоточено в руках одного продавца. При этом предприятие-монополист получает возможность самостоятельно регулировать цены, качество продукции, объем сбыта и другие параметры своей деятельности. Также имеются естественные монополии, обусловленные природными факторами, но большинство монополий поощряются государством - путем выдачи патентов, авторских прав, торговых марок и франшиз. Так, во многих странах имеется система патентов для защиты прав того, кто разработал уникальное технологическое приспособление. По прошествии ряда лет срок действия патента истекает, и технология становится общественным достоянием. Авторские права связаны, как правило, с уникальным творческим произведением, например с компьютерными программами. Торговые марки - это уникальные символы, идентифицирующие конкретную компанию или продукт. Один из путей создания монополий - раздача правительством франшиз. Франшиза - это право осуществлять бизнес, производить продукт или оказывать услугу, выданное правительством только одной компании в пределах определенного географического региона.
В пример можно сказать о газоснабжении, канализации и прочих коммунальных услугах. Было бы непрактично иметь несколько сетей электро-, газо- и теплоснабжения для группы потребителей в одном районе. По этой причине правительство и дает право на обслуживание потребителей в определенном регионе только одной компании. Но наряду с этим оно сохраняет за собой и право на всесторонний контроль за операциями компании, и особенно за политикой ценообразования. Если бы не было этого контроля, производитель, которому правительство выдало монопольное право, мог бы назначать монопольные цены на свои услуги. А поскольку отсутствует альтернатива, то цены на услуги выросли бы неизмеримо. Поэтому правительство регулирует эти франшизы посредством различных комиссий, которые периодически собираются для рассмотрения уровня цен на оказываемые коммунальными компаниями услуги и других проблем, связанных с франшизой.
Обычно считается, что компании или индивидууму, располагающим монополией на производство какого-либо продукта или услуги, прибыль гарантирована. Но способность компании производить продукт с прибылью в условиях монополии не очень отличается от аналогичного процесса в рамках любой другой модели рынка. Причина этого состоит в сути рыночной системы: монополист сталкивается с теми же проблемами спроса, что и другие производители. Если на его продукт нет спроса и возникают затруднения с продажей, то он не может получить прибыль. Однако если рыночный спрос на продукт весьма значителен, монополист, как правило, назначает цену гораздо более высокую, чем затраты на производство продукта, и тем самым создает такой уровень прибыли, который стимулирует его к дальнейшему производству.
Монополист, таким образом, должен считаться с тем, что любое увеличение выпуска неизбежно приводит к снижению цены, а уменьшение выпуска, напротив, позволяет повысить цену. Иными словами, устанавливая тот или иной объем продаж, монополист устанавливает одновременно и цену товара. Это обстоятельство, впрочем, довольно очевидно - ведь недаром же и в разговорной речи, и в публицистике мы часто слышим, что монополист назначает такую цену, которая ему заблагорассудится.
Подведем итоги. Фирму можно назвать чистым монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей (субинститутов), если она ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.
Силу монопольной власти отдельной фирмы также не стоит преувеличивать. Даже чистая монополия вынуждена считаться с потенциальной конкуренцией. Эта конкуренция может обостриться в связи с нововведениями, возможным появлением товаров-заменителей и конкуренцией импортных товаров.
Из всего этого можно сделать вывод, что монополия имеет как свои плюсы, так и минусы.
«Плюсы»:
1. возможность максимально
использовать эффект от
2. возможность мобилизации
значительных финансовых
3. возможность использования
достижений научно-
4. возможность следования
единым стандартам на
5. возможность замены
рыночного механизма, т. е.