Рынок, его структура и инфраструктура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории
выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для
предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование
производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между
продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из
рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще
богаче. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания,
технология производства, запасы природных богатств и другие
производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества
реализуемых товаров и производимых услуг.

Содержание

Введение………………………………………………………………………стр.2
Глава 1. Основные понятия рынка
1.1 Понятие рынка …………………………………………………………...стр.4
1.2 Условия возникновения рынка…………………………………………..стр.5
1.3 Функции рынка…………………………………………………………...стр.7
1.4 Достоинства и недостатки рынка ……………………………………….стр.9
1.5 Субъекты и объекты рынка и их характеристика………………………стр.10
1.6 Классификации рынков…………………………………………………..стр.12
1.7 Условия функционирования рынка……………………………………...стр.16
1.8 Конкуренция………………………………………………………………стр.17
Глава 2. Инфраструктура рынка ценных бумаг
2.1 Понятие инфраструктуры рынка…………………………………………стр.23
2.2 Инфраструктура рынка ценных бумаг…………………………………...стр.27
2.3 Российский рынок ценных бумаг………………………………………...стр.32
Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг
3.1 Проблемы и перспективы…………………………………………………стр.34
Заключение……………………………………………………………………..стр.37
Список литературы…………………………………………………………….стр.39

Вложенные файлы: 1 файл

Рынок, его структура и инфраструктура. Курсовая работа..doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

ПЛАН  КУРСОВОЙ  РАБОТЫ

студента Рябчикова Александра Андреевича

1. Тема курсовой работы: Рынок, его структура и инфраструктура

2. План курсовой работы:

 

Введение………………………………………………………………………стр.2

Глава 1. Основные понятия рынка

1.1 Понятие рынка …………………………………………………………...стр.4

1.2 Условия возникновения рынка…………………………………………..стр.5

1.3 Функции рынка…………………………………………………………...стр.7

1.4 Достоинства и недостатки рынка ……………………………………….стр.9

1.5 Субъекты и объекты рынка и их характеристика………………………стр.10

1.6 Классификации рынков…………………………………………………..стр.12

1.7 Условия функционирования  рынка……………………………………...стр.16

1.8 Конкуренция………………………………………………………………стр.17

Глава 2. Инфраструктура рынка ценных бумаг

2.1 Понятие инфраструктуры рынка…………………………………………стр.23

2.2 Инфраструктура рынка ценных бумаг…………………………………...стр.27

2.3 Российский рынок  ценных бумаг………………………………………...стр.32

Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг

3.1 Проблемы и перспективы…………………………………………………стр.34

Заключение……………………………………………………………………..стр.37

Список литературы…………………………………………………………….стр.39

 

Студент                                                                                         _______________                                                       _________________                                                                     _______________

 

 

 

 

 

 

Введение

Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории

выполнял созидательную  функцию. Он открывал простор для

предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование

производственных и  личных потребностей населения. Конкуренция  между

продавцами вела к  тому, что нежизнеспособный предприниматель  выбывал из

рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще

богаче. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания,

технология производства, запасы природных богатств и другие

производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества

реализуемых товаров  и производимых услуг.

 

В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.

Отношения между покупателями и продавцами, т. е. рыночные отношения , начали  складываться еще в глубокой древности, до возникновения денег, которые  и появились затем во многих для того, чтобы обслуживать эти отношения.

По мере разложения натурального хозяйства и развития производства товаров на продажу менялось само представление о рынке. Современный рынок, оставаясь механизмом взаимодействия покупателей и продавцов, превратился в систему регулирования хозяйственной жизни (экономики).

Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок – это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Наконец, рынок – это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

 

 

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности

перемещается к основному  звену всей экономики – предприятию. Именно на

этом уровне создается  вся необходимая обществу продукция, оказываются

различные услуги. На предприятии  сосредоточены наиболее квалифицированные

кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения

высокопроизводительной  техники, технологии.

 

Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной

экономики выживет лишь, тот кто наиболее грамотно и компетентно  определит

требования рынка, создаст  и организует производство продукции,

пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных

работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основные понятия рынка

    1. Понятие рынка

Рынок есть результат  естественно – исторического процесса развития товарного производства,  обусловленный общественным разделением труда и обособлением субъектов хозяйствования.

Рынок многогранен, поэтому  изучать его можно с разных сторон.

С точки зрения купли  – продажи рынок рассматривается как сфера взаимодействия спроса и предложения, производителя и потребителя.

С точки зрения организации  экономики рынок называют общественной формой функционирования экономики.

С позиции участников рынка его определяют как форму  общественной связи между субъектами хозяйствования.

В качестве обобщения  можно отметить что:

рынок – это  система организационно – экономических  отношений, осуществляющаяся через  куплю – продажу во всех звеньях  воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Условия возникновения рынка

Первое условие – разделение труда, которое ведет к специализации и обмену.

Первоначально обмен  имел примитивные формы. По наблюдениям  этнографов, на о. Калимантан и территории нынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, чтобы дать возможность «покупателям» подойти и рассмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.

Здесь мы наблюдаем зародыш  бартера – одну из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.

Развитие обмена привело  к появлению денег, которое расширило  стимулы к производству тех или  иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т. е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов.

Второе условие – самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хозяйствующих субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т. е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся  в экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта самостоятельность (обособленность) исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким – то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т. е. с государственным участием, и т. д.).

Третье условие – свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институты – это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему издержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Функции рынка

Функции рынка определяются стоящими перед ними задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевых вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:

  • Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложение и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

В отличие от административно  – командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается  путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.

  • Информационная функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены – об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.

Стихийно протекающие  операции превышают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности  сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к  запросам рынка свои расчеты и действия.

  • Регулирующая функция. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена – сигнал к расширению производства, падает цена – сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.

Образно говоря, на рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способ служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

В то же время, являясь  регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляется в периодических спадах, инфляции, безработице.

  • Посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли – продажи. В условиях развитой рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремиться найти и заключить сделку с наиболее устраивающим его покупателем.
  • Санирующая функция. Рыночный механизм – это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился.

 

 

 

1.4 Достоинства и недостатки рынка

Рынок имеет достоинства  и недостатки.

Положительными  чертами являются:

  • гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям;
  • оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек производства и повышения прибыли;
  • независимость производителей и потребителей в принятии решений, заключения сделок и т. д.;
  • способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом количестве и с высоким качеством.

Информация о работе Рынок, его структура и инфраструктура