Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 17:40, курсовая работа
Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории
выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для
предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование
производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между
продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из
рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще
богаче. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания,
технология производства, запасы природных богатств и другие
производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества
реализуемых товаров и производимых услуг.
Введение………………………………………………………………………стр.2
Глава 1. Основные понятия рынка
1.1 Понятие рынка …………………………………………………………...стр.4
1.2 Условия возникновения рынка…………………………………………..стр.5
1.3 Функции рынка…………………………………………………………...стр.7
1.4 Достоинства и недостатки рынка ……………………………………….стр.9
1.5 Субъекты и объекты рынка и их характеристика………………………стр.10
1.6 Классификации рынков…………………………………………………..стр.12
1.7 Условия функционирования рынка……………………………………...стр.16
1.8 Конкуренция………………………………………………………………стр.17
Глава 2. Инфраструктура рынка ценных бумаг
2.1 Понятие инфраструктуры рынка…………………………………………стр.23
2.2 Инфраструктура рынка ценных бумаг…………………………………...стр.27
2.3 Российский рынок ценных бумаг………………………………………...стр.32
Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг
3.1 Проблемы и перспективы…………………………………………………стр.34
Заключение……………………………………………………………………..стр.37
Список литературы…………………………………………………………….стр.39
ПЛАН КУРСОВОЙ РАБОТЫ
студента Рябчикова Александра Андреевича
1. Тема курсовой работы: Рынок, его структура и инфраструктура
2. План курсовой работы:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Основные понятия рынка
1.1 Понятие рынка …………………………………………………………..
1.2 Условия возникновения рынка…………………………………………..стр.5
1.3 Функции рынка…………………………………………………………...
1.4 Достоинства и недостатки рынка ……………………………………….стр.9
1.5 Субъекты и объекты рынка и их характеристика………………………стр.10
1.6 Классификации рынков…………………………………………………..
1.7 Условия функционирования рынка……………………………………...стр.16
1.8 Конкуренция…………………………………………………
Глава 2. Инфраструктура рынка ценных бумаг
2.1 Понятие инфраструктуры рынка…………………………………………стр.23
2.2 Инфраструктура рынка ценных бумаг…………………………………...стр.27
2.3 Российский рынок
ценных бумаг………………………………………...
Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг
3.1 Проблемы и перспективы……………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Студент
Введение
Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории
выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для
предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование
производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между
продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из
рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще
богаче. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания,
технология производства, запасы природных богатств и другие
производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества
реализуемых товаров и производимых услуг.
В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.
Отношения между покупателями и продавцами, т. е. рыночные отношения , начали складываться еще в глубокой древности, до возникновения денег, которые и появились затем во многих для того, чтобы обслуживать эти отношения.
По мере разложения натурального хозяйства и развития производства товаров на продажу менялось само представление о рынке. Современный рынок, оставаясь механизмом взаимодействия покупателей и продавцов, превратился в систему регулирования хозяйственной жизни (экономики).
Рынок обслуживает производство,
обмен, распределение и потребление.
Для производства рынок поставляет
необходимые ресурсы и реализуе
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности
перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на
этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются
различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные
кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения
высокопроизводительной техники, технологии.
Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной
экономики выживет лишь, тот кто наиболее грамотно и компетентно определит
требования рынка, создаст и организует производство продукции,
пользующейся спросом,
обеспечит высоким доходом
работников.
Глава 1. Основные понятия рынка
Рынок есть результат естественно – исторического процесса развития товарного производства, обусловленный общественным разделением труда и обособлением субъектов хозяйствования.
Рынок многогранен, поэтому изучать его можно с разных сторон.
С точки зрения купли
– продажи рынок рассматриваетс
С точки зрения организации экономики рынок называют общественной формой функционирования экономики.
С позиции участников рынка его определяют как форму общественной связи между субъектами хозяйствования.
В качестве обобщения можно отметить что:
рынок – это система организационно – экономических отношений, осуществляющаяся через куплю – продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления.
1.2 Условия возникновения рынка
Первое условие – разделение труда, которое ведет к специализации и обмену.
Первоначально обмен имел примитивные формы. По наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и территории нынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, чтобы дать возможность «покупателям» подойти и рассмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.
Здесь мы наблюдаем зародыш бартера – одну из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.
Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т. е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов.
Второе условие – самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хозяйствующих субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т. е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта самостоятельность (обособленность) исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким – то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т. е. с государственным участием, и т. д.).
Третье условие – свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институты – это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему издержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
1.3 Функции рынка
Функции рынка определяются стоящими перед ними задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевых вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:
В отличие от административно – командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.
Стихийно протекающие операции превышают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.
Образно говоря, на рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способ служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».
В то же время, являясь
регулятором хозяйственной
Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился.
1.4 Достоинства и недостатки рынка
Рынок имеет достоинства и недостатки.
Положительными чертами являются: