Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 13:14, контрольная работа
В процессе становления и развития товарно-денежных отношений формируется такой важнейший их элемент, как рынок. Рынок, прежде всего, выступает как обмен товаров, организованный по законам товарно-денежных отношений, и одновременно как важный элемент хозяйственного механизма.
Для раскрытия сущности рынка необходимо выяснить его основные субъекты, между которыми возникают и развиваются рыночные отношения.
1. Сущность рынка, его объекты и субъекты ......................................3
2. Функции рынка...................................................................................5
3. Виды рынков.......................................................................................7
Список используемой литературы.......................................................13
Тема: Рынок, его сущность и функции. Объекты и субъекты рынка. Виды рынков.
План:
Список используемой литературы....................
1. Сущность рынка, его объекты и субъекты
В процессе становления и развития товарно-денежных отношений формируется такой важнейший их элемент, как рынок. Рынок, прежде всего, выступает как обмен товаров, организованный по законам товарно-денежных отношений, и одновременно как важный элемент хозяйственного механизма.
Рынок – это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями товаров. Каждый производитель и потребитель товара имеет свои интересы, которые могут либо совпадать, либо не совпадать. Если они совпадают, то происходит акт купли-продажи.
Первым условием возникновения рынка было разделение труда, которое ведет к специализации и обмену. Первая стадия общественного разделения труда – отделение скотоводства от земледелия, вторая – выделение ремесла, третья – возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Разделение труда с неизбежностью требует обмена.
Второе условие – экономическая обособленность производителей. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. Товарный обмен предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов.
Третье условие – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства: чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
Для раскрытия сущности рынка необходимо выяснить его основные субъекты, между которыми возникают и развиваются рыночные отношения. В одних определениях в качестве субъектов называется совокупность покупателей, в других – производители и потребители, продавцы и покупатели, в-третьих – домашние хозяйства, предприниматели и правительство, в-четвертых – субъекты хозяйствования.
Субъекты рынка – это физические и юридические лица, вступающие в экономические отношения товарообмена и услуг в одних случаях как потребители, в других случаях как производители.
Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).
Объекты рынка – специфические группы товаров или услуг, имеющие устойчивый спрос, стабильно поступающие на рынок и различающиеся по характеру, способу и целям потребителя.
Объектами труда могут выступать средства труда, продукты труда, услуги, научные идеи, рабочая сила, информация, ценные бумаги, валюта и др.
2. Функции рынка
Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций.
Ценообразующая функция
В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, то сеть соизмеряет затраты и результаты, выявляя ценность товара посредством определения не только количества затраченного товара, но и его полезность. Т.е. рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей.
Информационная функция
Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены — об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.
Регулирующая функция
В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы что, как и для кого производить. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает – к сокращению. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска. Не менее ценную информацию дает рынок и потребителям. На ее основе они постоянно делают выбор, каким именно способом им лучше всего удовлетворять свои многочисленные потребности.
Посредническая функция
Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика; продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.
Санирующая функция
Рыночный механизм — это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.
Виды рынков — совокупность характерных признаков и черт, позволяющих соотносить рассматриваемые рынки в определённые группы.
По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
По товарным группам:
По географическому положению:
По субъектам или их группам:
По степени ограничения конкуренции:
Информация о работе Рынок, его сущность и функции. Объекты и субъекты рынка. Виды рынков