Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 21:57, курсовая работа
Цель данной работы – показать структуру рынка труда, его особенности,механизм его функционирования. Структура работы позволяет разобрать теоретические вопросы, касающиеся понятия рынка труда, его структуры иособенностей,механизм функционирования рынкатруда и специфику его в современной России.[
Введение...................................................................................................................3
Глава1. Понятие рынка труда и его структура
1.1 Основные характеристики рынка труда…………………………………….4
1.2 Особенности рынка труда……………………………………………………9
Глава 2. Необходимость и возможность регулирования рынка труда на современном этапе развития рыночной экономики в России.
2.1. Механизм саморегулирования рынка труда………………………………15
2.2. Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России…………………………………………………………………………….19
2.3. Правовое регулирование рынка труда…………………………………..…23
Глава3. Функционирование рынка труда
3.1 Механизм функционирования рынка труда……………………..…………26
3.2 Современное состояние рынка труда в России……………………………32
Заключение............................................................................................................39
Список литературы................................................................................................40
Таким образом механизм саморегулирования рынка труда приводит его к такому состоянию, когда рост общего уровня безработицы сочетается с ростом удельного веса резерва производственных мощностей. При экономическом подъеме резервные рабочие места поглощают значительную часть безработных, но это порождает инфляцию, съедает рост доходов наемных работников за счет быстрой потери деньгами покупательной способности. Все меры по сдерживанию инфляции в конечном итоге ведут к росту безработицы. Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция – все эти факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и распределяют общественное богатство.
В этой
связи сторонники рыночного саморегулирования
(неоконсерватизма) считают недопустимым
глубокое вмешательство государства
в экономику. Помощь государства
бедным глушит их трудовую активность,
порождает социальное иждивенчество
и замедляет экономический
2.2. Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России.
«Чем меньше государство занимается экономикой, тем лучше для экономики» - так говорил Адам Смит. Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» – личный интерес, связанный со стремлением к прибыли.
Но в работах Дж.М. Кейнса эта теория подверглась критике и значительной модификации. Он оспаривал факт существования в условиях совершенной конкуренции применительно к рынку труда внутренних механизмов приспособления, приводящих к его равновесию в условиях полной занятости. Кейнс, выступая за активное вмешательство государства в трудовые отношения, считал, что только жесткая негибкая заработная плата обеспечивает состояние равновесия национального дохода. Хотя при этом и сохраняется вынужденная безработица, объясняемая недостаточностью совокупного спроса на труд, но ликвидируется нестабильность, присущая системе совершенной конкуренции.
Применительно
к сегодняшним российским условиям
политика государства на рынке труда
не должна замыкаться на поиске оптимальной
глубины вмешательства в
В долгосрочном
плане при реализации экономической
стратегии Россия может столкнуться
с рядом объективных
Достижение
оптимально высокой, структурно-рациональной,
экономически эффективной и социально-
Преодолением
негативных тенденций в экономике
можно существенно
Для решения
всех этих задач государство должно
прогнозировать ситуацию на рынке труда,
находить и поддерживать, либо формировать
«точки роста» в экономике, проводить
соответствующую структурную, региональную
и инвестиционную политику, регулировать
внешнеэкономические связи, способствовать
адаптации работников к требованиям
рынка труда. Следует также учитывать,
что возможности государства
в области создания новых рабочих
мест меньше возможностей частного капитала.
Это, однако, не снижает роли государства
как гаранта занятости, оно должно
стимулировать активность предпринимателей.
В то же время государству необходимо
ограничивать определенными рамками
их поведение на рынке труда, обеспечивая
защиту социально уязвимых групп
населения и регулируя в
Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости требуется:
появление
рыночно ориентированного, защищенного
государством и социально ответственного
собственника производственных и финансовых
ресурсов, поощрение его
привлечение внутренних и иностранных инвестиций;
обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально-технической базы.
Таким образом, необходима реформа трудовых отношений, призванная ликвидировать разрыв между реалиями рынка труда и иллюзиями сохраняющегося и поныне трудового законодательства как яркого проявления виртуальности нашего “социального государства”. Цель реформирования этой сферы – повысить гибкость рынка труда и мобильность рабочей силы, одновременно обеспечив реальную защиту прав наемных работников и расширение свободы маневра для работодателей и сократив латентные процессы на рынке труда. Для этого целесообразно провести следующие меры:
повысить роль индивидуальных трудовых договоров (законодательно и на практике), упростить процедуры их расторжения по инициативе работодателя при условии необходимой защиты прав и интересов работника;
на уровне
предприятий и организаций
реформа трудовых отношений должна проводиться поэтапно с учетом радикального характера и многообразия требующихся изменений в трудовом законодательстве;
принять более реалистичные процедуры массовых увольнений.
Условием
решения этих задач является не только
увеличение ресурсного обеспечения
на основе экономического роста, но и
развитие законодательства, и соответственное
изменение общественного
2.3. Правовое регулирование рынка труда.
Изменение экономической ситуации в РФ, широкое развитие негосударственного сектора экономики, утрата государством функции основного работодателя, признание многообразия форм собственности – всё это потребовало изменения действующего законодательства о труде. В России правовой каркас рынка труда, где основным регулятором выступал бы конкурентный механизм, а не прямой административный контроль, сформировался в поздние перестроечные и первые пореформенные годы, когда была принята серия основополагающих законодательных актов (таких как Закон о занятости (1991), Закон о коллективных договорах (1992) и др.) и внесен ряд принципиальных изменений в Кодекс законов о труде, которые установили новые "правила игры" в трудовых отношениях. Определенные новации в трудовом законодательстве уже были закреплены федеральными законами о порядке разрешения коллективных трудовых споров и о внесении изменений и дополнений в КЗоТ от 23.11.1995г. Однако это не снимает вопроса о том, что необходимо всеобъемлющее реформирование всего законодательства о труде. Оно должно быть глубоко продуманным, опирающимся на положения Конституции РФ, отечественный опыт в данном вопросе и максимально учитывать реалии сегодняшней экономической ситуации.
Условия трудовых отношений, возникающих в процессе производства, отражаются на всех сторонах жизни конкретного человека и предполагают особый характер регулирования, вытекающий из приоритета человеческой личности. Анализ конституционных норм позволяет сделать вывод о равной защите прав на трудовую (в рамках трудового договора) и предпринимательскую деятельность. Соответственно, трудовое законодательство должно предусматривать равноправие, взаимный учет прав и интересов сторон трудового договора. Однако, будучи в юридически равном положении с работодателем, работник фактически является более слабой стороной трудовых отношений, во многом зависит от работодателя, что дает ему возможность навязывать работнику свою волю. Реально противостоять этому работники могут, лишь объединившись в профсоюз. Однако и он сам по себе не может обеспечить принцип равноправия, поэтому решающую роль здесь играет государственное законодательное регулирование, содержащее механизмы защиты прав сторон трудового договора при реальном их исполнении.
Формирующееся в условиях экономической свободы и конкуренции трудовое право РФ не может игнорировать опыт регулирования трудовых отношений других стран, прежде всего с развитой рыночной экономикой. Такое изучение крайне полезно, т.к. сущность взаимоотношений наемных работников и работодателей в принципе везде одинакова. Освоение этого опыта позволит избежать повторения тех ошибок, которые допускались ранее другими странами и разработать специфические концепции защиты труда, пригодные в российских условиях.
Скорее всего для России наиболее приемлемой будет европейская модель трудового законодательства, отличающаяся гораздо большей степенью вмешательства государства в трудовые отношения, поскольку слабость частных предпринимательских структур в правовом плане не позволяет передать регулирование большинства вопросов, связанных с трудовыми отношениями, на уровень фирмы. Немаловажным является и психология самих работников, обращающих все свои требования по привычке государству, считая, что именно им должны решаться все вопросы регулирования трудовых отношений.
Вместе с тем особенностью современной государственной политики России является децентрализация регулирования трудовых отношений. Государство, оставаясь фактически гарантом трудовых прав граждан, практически утратило функции всеобщего работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что предполагает более тесное участие работодателей и профсоюзов в принятии социально-экономических решений и определении условий труда и передачу решения многих вопросов на уровень конкретных сторон.
С учетом изложенного к основным принципам регулирования трудовых отношений можно отнести следующие:
признание
правового равенства сторон трудовых
отношений и выработка
учет интересов работников и работодателей, государственная защита их интересов;
гуманистический характер трудовых отношений, признание приоритета личности перед интересами производства;
учет особенностей специфических категорий трудящихся и характера отдельных видов работ при разработке механизма регулирования трудовых отношений;
установление
действенных мер
В заключение
следует отметить, что само по себе
наличие должным образом
Информация о работе Рынок рабочей силы и механизм его функционирования