Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:51, реферат
Рынок факторов производства отличается от обычного традиционного рынка, где реализуются товары для удовлетворения обычных потребностей человека, тем, что на этом рынке покупателями являются производители самых различных товаров личного и производственного назначения. Расходы, которые осуществляют в данном случае производители, выступают как доходы для продавцов ресурсов.
Рынок как один из
элементов товарного
Рынок – понятие многомерное, поэтому достаточно трудно охарактеризовать его однозначно. Можно дать несколько определений рынка. Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена. Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения. Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции. Рынок – это экономические отношения, строящиеся на основе рыночных законов и принципов.
Рынок как экономическая
категория есть совокупность конкретных
экономических отношений и
Углубленное понимание
категории «рынок» требует
Производство представляет собой процесс преобразования и приспособления природных материалов для нужд человека. Оно включает сферы: первичную (сельское хозяйство, добычу ископаемых, производство электроэнергии), вторичную (дальнейшую обработку сырья и материалов в отраслях обрабатывающей промышленности), третичную (торговлю, связь, транспорт, услуги). Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу. В изменении производственной сферы – ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где их еще нет.
Однако между производством
и потреблением находятся и другие
сферы. За производством следует
распределение, т.е. система, определяющая,
кому достанутся непосредственные результаты
производства, кто станет собственником
произведенной продукции. От того, как
распределяются результаты труда, во многом
зависит эффективность
Хотя обмен занимает
третье место в иерархии сфер экономики,
он, подобно распределению, оказывает
сильное обратное воздействие на
производство. Как экономическая
категория, обмен представляет собой
производственные отношения, экономические
связи между людьми как производителями
и потребителями по поводу движения
результатов труда, полученных не для
собственного потребления, а для
других, для удовлетворения общественных
потребностей. Именно благодаря обмену
разрозненные, хозяйственно обособленные
товаропроизводители и
Стадии распределения
и обмена не имеют самостоятельного
значения. Они создают условия, необходимые
для осуществления процесса воспроизводства,
реализации потребностей производства
и потребления, т.е. для функционирования
рынка как экономической
Потребление – завершающий
акт хозяйственной
Рынок как развитая
система отношений товарного
обмена представляет собой систему
отдельных взаимосвязанных
Степень развития рынка
определяет и его масштабы. Первоначально
– при простом товарном хозяйстве
– возникает сравнительно узкий
рынок, где реализуются
Рынок предполагает наличие следующих признаков:
– неограниченное число
участников актов купли-продажи, свободный
доступ на рынок и свободный выход
из него. Это значит, что каждый человек
имеет право заняться предпринимательством
или прекратить его. Производители
(продавцы) выбирают любой вид деятельности.
В свою очередь потребители (покупатели)
могут купить все, что угодно. Следовательно,
производители и потребители, продавцы
и покупатели имеют равные права.
Так регулируется экономическая
свобода – свобода
– мобильность материальных,
трудовых, финансовых ресурсов, так
как предпринимательская
– наличия у каждого субъекта рынка достоверной информации о предложении, спросе, ценах, норме прибыли и т.д. Без этого он не сможет ориентироваться на рынке и принять правильное решение о целесообразности покупки и продажи;
– отсутствие монополии производителя, однородность одноименных товаров, иначе на рынке не будет свободы экономического поведения продавцов и покупателей.
Преимущества рынка:
1) Он обеспечивает
эффективное распределение
2) Рынок формирует
у фирмы гибкость, адаптивность
к окружающей среде, т.е.
3) Рынок стимулирует
развитие научно-технического
4) Рынок обеспечивает
удовлетворение разнообразных
5) Рынок связан
со свободой действий
6) Рынок позволяет
успешно функционировать даже
при наличии неполного объема
информации о рыночных
Негативные аспекты рынка:
1) Рынок не ориентирован
на сохранение
2) Рынок оказывает
негативное воздействие на
3) Рынок не стимулирует
производство товаров и услуг
коллективного пользования, т.
4) Рынок не гарантирует права на труд, соответственно в любой рыночной экономике имеется определенный процент безработицы.
5) Рынок не ориентирован
на развитие нации, рыночная
экономика снимает
6) Рынок ориентирован на потребности людей, имеющих деньги.
7) Рынок сопряжен с нестабильностью, то есть с экономическими кризисами.
Суть рыночных отношений состоит в том, что производители и продавцы должны быть абсолютно свободными и действовать на свой страх и риск, ориентируясь лишь на рыночные регуляторы (цены, налоги, процентные ставки, курсы, дивиденды и др.). Цена играет первостепенную роль в системе рыночных регуляторов. Цена – это денежное выражение стоимости товара.
Рыночная экономика
– очень тонкий механизм и более
сложный, чем планово-директивная
экономика. На состояние рыночной экономики
сильное влияние оказывают
2. Субъекты рыночного
хозяйства
Рыночный механизм потребительского рынка представляет сложную систему из:
– объектов рынка (товары, услуги, деньги);
– субъектов рынка (продавцы, покупатели, посредники, органы государственной власти);
– предпринимательской силы;
– связей между субъектами (кооперация, конкуренция);
– ценового механизма
(механизма формирования потребительских
цен и распределения
– средств принятия согласованных решений (переговоры, контракты, сделки, социологические исследования);
– информации о решениях, принимаемых на рынке потребителями, производителями, государством).
В современных условиях
рынок из саморегулирующегося
Субъектно-объектная
структура рыночного хозяйства
– это система взаимоотношений
между субъектами, отражающая их цели,
разнонаправленные, но встречно-согласующиеся
экономические интересы, характер,
формы организации и
Объектом рынка являются товары потребительского назначения для удовлетворения потребностей индивидуумов, семей, коллективов, реализуемые через различные виды торговли. Объектом рынка также являются деньги.
Рыночная экономика
– это экономика, основанная на отношениях,
возникающих при купле-продаже
товара на рынке, где сталкиваются спрос
как представитель потребления
и предложение как
Субъектами рыночной
экономики являются: предприниматели;
работники, продающие свой труд; конечные
потребители продукции; владельцы
ссудного капитала; собственники ценных
бумаг; торговцы и т.д. Основных субъектов
рыночного хозяйства принято
делить на четыре группы: домашние хозяйства,
предприятия, банки и государство
(правительство).
2.1 Домохозяйство
Домашнее хозяйство – один из трёх субъектов экономической деятельности.
Домашнее хозяйство
– это экономическая единица
в составе одного или нескольких
человек. Она обеспечивает производство
и воспроизводство
Домохозяйство трактуется как хозяйственная единица, которая состоит из одного или более лиц, объединяемых общим бюджетом и местом проживания, снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека. Понятие домохозяйства объединяет всех потребителей, наёмных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства, лиц, занятых и незанятых в общественном производстве.
Основные признаки домохозяйства – это:
– совместное проживание и обустройство быта;
– совместное ведение хозяйства;