Рынок совершенной и несовершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:29, реферат

Краткое описание

ема данной работы – «Рынок совершенной и несовершенной конкуренции».
Целью написания реферата являлся тщательный и подробный анализ структуры рынка и исследование главных моделей рынка. В работе дается лаконичный анализ рыночной организации и функций рынка, а также обращается особенное внимание на виды экономической конкуренции.

Содержание

Введение
1. Рыночная конкуренция
1. Структура рынка
2. Функции рынка
3. Понятие рыночной конкуренции
4. Рыночная конкуренция в переходной экономике
1. Состязательность и конкуренция
2. Условия становления и развития рыночной конкуренции
2. главные модели рынка
1. Совершенная конкуренция
2. Несовершенная конкуренция
3. Монополистическая конкуренция
4. Олигополия
5. Монополия

Вложенные файлы: 1 файл

Рынок совершенной и несовершенной конкуренции.docx

— 28.23 Кб (Скачать файл)
Рынок совершенной и  несовершенной конкуренции 
глядеть на рефераты похожие на "Рынок совершенной  и несовершенной конкуренции"

ПЛАН:

Введение

1. Рыночная конкуренция

1. Структура рынка

2. Функции рынка

3. Понятие рыночной  конкуренции

4. Рыночная конкуренция  в переходной экономике

1. Состязательность  и конкуренция

2. Условия становления  и развития рыночной конкуренции

2. главные модели  рынка

1. Совершенная конкуренция

2. Несовершенная конкуренция

3. Монополистическая  конкуренция

4. Олигополия

5. Монополия

Заключение

перечень использованной литературы

Введение.

Тема данной работы – «Рынок совершенной и несовершенной  конкуренции». 
Целью написания реферата являлся тщательный и подробный анализ структуры рынка и исследование главных моделей рынка. В работе дается лаконичный анализ рыночной организации и функций рынка, а также обращается особенное внимание на виды экономической конкуренции.

Реферат состоит из двух частей, введения и заключения. В первой части приведен общий  обзор рыночной конкуренции в  современной экономике, в том  числе и в переходный период. Вторая часть содержит подробное описание главных моделей рынка, где приведен полный анализ структуры и видов  несовершенной конкуренции.

Реферат представляет собой теоретический обзор рынка  совершенной и несовершенной  конкуренции в мировой экономики. При его разработке были использованы сведения методических пособий по исследованию экономической теории.

1. Рыночная конкуренция.

1. Структура рынка.

2.

Условия, в которых  протекает рыночная конкуренция, как  и ряд остальных действий, традиционно  называют рыночной структурой. Она  характеризуется рядом черт: числом и размером компаний, типом предлагаемого  продукта, степенью контроля над ценами, условиями входа в ветвь и  выхода из нее, доступностью информации.

Понятие «рыночная  структура» шире категории «рынок». Оно практически обхватывает  многие моменты рыночной организации  всего государственного хозяйства, и его нельзя сводить к рынку  в его обыкновенной трактовке.

Несмотря на обилие рыночных структур, традиционно выделяют следующие четыре их типа (модели рынка): совершенная конкуренция, монополистическая  конкуренция, олигополия, монополия.

любая из названных  структур различается степенью конкурентности рынка, т.Е. Способность компаний воздействовать на рынок, и до этого всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более  конкурентноспособным считается рынок.

Представленная черта  типов рыночных структур (табл.1) При  сопоставлении с настоящей реальностью  указывает, что такие модели рынка, как совершенная конкуренция  и монополия, практически встречаются  очень редко, в то время как  монополистическая конкуренция  и олигополия обрисовывают множество  реально имеющихся рынков.

Таблица 1. (2,50) 
| |Количес-тво|Характер |Условия входа | Доступность| 
| | |продукции |и выхода. | | 
| |и размеры | | |информации. | 
| |компаний | | | | 
|Совершенная |Множество |Однородная | Никаких |Равный доступ | 
|конкуренция |маленьких |продукция. |Затруднений |ко всем видом | 
| |компаний | | |информации. | 
|Монополис- |Множество |Разнородная | Никаких | некие | 
|тическая |маленьких |продукция. |Затруднений. |Затруднения. | 
|конкуренция |компаний. | | | | 
|Олигополия. |Число компаний | Разнородная | Возможны | некие | 
| |невелико, |либо |отдельные |ограничения. | 
| |есть |однородная |компании. | | 
| |крупные |продукция. | | | 
| |компании | | | | 
|Монополия |Одна компания |неповторимая |фактически | некие | 
| | |продукция |непреодоли- |ограничения. | 
| | | |мые | | 
| | | |барьеры на | | 
| | | |входе | |

Функции рынка.

Первая и одна из основных функций рынка – ценообразование. Механизм установления рыночных цен  представляет собой неповторимый метод  коммуникации, распространения информации, остальных принципиальных сведений, нужных для человека в мире экономики. Все эти сведения и информация воплощены в ценах. Оперативная, широкая и в то же время содержащаяся в ценах, дозволяет найти наполненность  либо дефицитность рынков каждого вида продуктов, уровень издержек на их создание, технологии и направления их совершенствования.

Другой функцией рынка  выступает конкуренция. Как и  ценообразование, конкуренция является «собирательной», многосложной функцией. Почаще всего её отождествляют с  борьбой «фурий частного интереса». И это не лишено оснований, если иметь  в виду, что в данной формуле  воплощена мотивация экономического поведения людей в рыночной экономике. Но это все же не полная черта конкуренции. Рынок и конкуренция в определенном смысле синонимы: одно без другого не существует. Во всяком случае, лишь рыночная конкуренция может быть, по классическому определению, действием открытия новейших возможностей, которые без обращения к ней оставались бы неиспользованными в экономике. Рыночный процесс показывает индивидам направления поиска, хотя не дает никаких гарантий относительно его результатов. В этом одна из обстоятельств того, почему люди тотчас возражают против рынка и конкуренции. Но лишь этот процесс дозволяет открыть новейшие и более дешевые продукты, а также методы их производства.

3. Понятие рыночной  конкуренции.

В условиях рвения каждой компании к максимизации прибыли  и, следовательно, к расширению масштабов  хозяйственной деятельности, компании выступают по отношению друг к  другу как конкуренты. (3,51) Разумеется, что возникновения такового парадокса, как конкуренция, стало может  быть только на базе определённого  комплекса психологических и  этических особенностей человеческого  поведения.

к примеру, если предположить, что основными доминантами человеческого  поведения были бы пассивность, смирение с судьбой и готовность ограничиваться в жизни самым минимумом всех благ (аскетическое воздержание), то вряд ли в таком человеческом обществе появились бы конкурентноспособные схватки.

но возникновение  конкуренции имеет как социально  – психологические, так и экономические  предпосылки. Не считая того, конкуренция  в значимой степени связана с  ограниченностью ресурсов, порождающей  соперничество за право их использования  для быстрого заслуги наивысшего уровня собственного благосостояния. На основании этого можно раскрыть понятие о конкуренции.

Конкуренция – это  экономическое соревнование меж  гражданами, фирмами и странами, направленное на то, чтоб получить в  своё размещение наибольшее количество (либо фаворитные виды) ограниченных ресурсов и добиться от их использования наибольшей выгоды. (3,51) 
Как правило, конкуренция играется в экономической жизни общества положительную роль, побуждая людей, компании и страны находить более оптимальные методы получения и использования ограниченных ресурсов всех видов. Но конкуренция может воспринимать и такие формы, которые нельзя отнести к числу продуктивных. Порою эти формы носят нехороший и также разрушительный характер.

Если распределение  ограниченных ресурсов осуществляется не рынком, то это влечёт за собой  ряд последствий, отлично узнаваемых в нашей стране: очереди, ривелегии, блат, взяточничество (как метод  обойти конкурентов за счёт подкупа  чиновников) и остальные уголовные  способы распределения, подменяющие  рыночную конкуренцию за ограниченные ресурсы. Конкуренция в этих формах распределяет ресурсы неэффективно, ведет к разрушению экономики, природы, нравственности, а в конечном счете  к разрушению человеческой личности и общества.

Рыночная конкуренция, то есть наличие огромного числа  независящих продавцов и покупателей, владеющих свободой войти либо покинуть рынок, ограничивает разрушительную и  сохраняет созидательную силу личного  энтузиазма, личной выгоды. Тем самым  конкуренция выступает как основная регулирующая система в рыночной экономике. Чем выше конкуренция, тем  лучше потребителям – гражданам  страны.

1.4. Конкуренция в  переходной экономике.

1.4.1. Состязательность  и конкуренция.

дела состязательности в плановой экономике характеризуется  двумя основными чертами. Во-первых, поскольку основным субъектом, распределяющим ограниченные ресурсы, является тут  правительство, оно становится непосредственным участником состязаний за них. Компании состязающиеся друг с другом через  взаимодействие с государственными органами хозяйственного управления. В органах управления материально  – техническим снабжения компании борются за прикрепление к надёжным поставщикам сырья, за высокие фонды и лимиты за поставку сырья, материалов и оборудования. В органах ценообразования они ведут борьбу за повышение цен на свою продукцию и понижения цен на потребляемые ими средства производства.

Во-вторых, поскольку  одним из главных признаков командной  экономики является полный дефицит  продуктов и услуг, состязательность в сфере товарного обращения  выступает тут в форме соперничества  меж покупателями. Не торговцы продуктов  и услуг борются за покупателя, а покупатели борются друг с другом за обладание продуктами. Формы данной борьбы многообразны, начиная с обычного стояния в очередях и кончая противозаконными действиями, с целью добиться расположения производителя

 
(либо торговца) продуктов.

Для рыночного хозяйства  хорош принципиально другой тип  состязательности 
– конкуренция. Ареной состязания является тут рынок. Соперничество меж предприятиями в производстве, в сфере послепродажного обслуживания клиентов и т. П. Имеет мишень получения преимуществ на рынке. Правительство также может воспринимать непосредственное роль в рыночной конкуренции, но не через органы хозяйственного управления, а как субъект рынка, в качестве покупателя либо торговца продуктов и услуг.

2. Условия становления  и развития рыночной конкуренции.

Рыночная конкуренция  есть система отношений меж экономическими самостоятельными производителями  продуктов и услуг. Она имеет  место лишь тогда, когда производители  и торговцы способны реагировать  на изменение коньюктуры рынка, на те либо другие деяния собственных конкурентов, т.Е. Когда они свободны в определении  и размера и ассортимента выпускаемой  продукции, в выборе поставщиков  и покупателей собственных продуктов, в определении цен. 
Важнейшим условием становлении конкуренции при переходе к рынку является отмена характерной для плановой экономики системы административных предписаний компаниям относительно цен, производственной программы, взаимоотношений с поставщиками сырья и потребителями готовой продукции. 
(1,367)

В этом ряду следует  в особенности выделить либерализацию  цен. Свободные рыночные цены уравновешивают спрос и предложение, уничтожают состояние дефицита и тем самым  создают условия для перерастания состязательности покупателей за продавцов  в конкурентную борьбу продавцов  за покупателей, их продуктов и услуг.

компании вступают в конкурентную борьбу в конечном счете, ради получения прибыли. Поэтому  рыночная конкуренция эффективна лишь тогда, когда товаропроизводители  и торговцы реально заинтересованы в росте прибыли.

Для командной экономики  характерна система личных нормативов отчислений от прибыли компаний в  госбюджет. Чем выше выходит прибыль, тем, как правило, выше нормативы  отчислений. Это подавляет заинтересованность компаний в увеличении прибыли и, следовательно, препятствует становлению  рыночной конкуренции при переходе к рынку является налоговая реформа, заменяющая систему нормативов единым налогом на прибыль.

Развитие конкуренции  при переходе к рынку во многом зависит от степени жесткости  бюджетных ограничений компаний. В общем виде бюджетные ограничение  состоит в том, что денежные расходы  компании ограничены принадлежащими им денежными фондами и текущими денежными расходами.

Процесс развития конкуренции  в переходной экономике зависит  от темпов преобразования отношений  принадлежности. Прибыль не является непосредственной целью экономической  деятельности страны. Поэтому энтузиазм  госпредприятий к увеличению прибыли  объективно ослаблен. (1,369)

Не всякая конкуренция  способствует эффективному функционированию рынка. Некие её формы оказывают разрушающее действие на экономику. 
Речь идет о так называемой недобросовестной конкуренции, которая обязана быть законодательно запрещена. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает недобросовестную конкуренцию, в том числе распространение ложных, неточных и искаженных сведений, способных нанести вред иным хозяйствующим субъектам; самовольное внедрение товарных символов, фирменных наименований, маркировки, внешнего дизайна продуктов остальных компаний. (1,369)

1. главные модели  рынка.

1. Совершенная конкуренция.

Рынок свободной конкуренции  состоит из огромного числа продавцов, конкурирующих меж собой. Каждый из них дает обычную однородную продукцию  многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных  производителей составляет незначительную долю общего выпуска, поэтому одна компания не может оказывать заметного  влияния на рыночную цену, но обязана  «соглашаться с ценой» (2,51) , воспринимать её как заданный параметр.

Участники конкурентноспособного  рынка имеют равный доступ к информации, т.Е. Все торговцы имеют представление  о цене, технологии производства, вероятной  прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их конфигурациях. 
Существует свобода входа и выхода: неважно какая компания, при желании, может начать создание данного продукта либо беспрепятственно покинуть рынок.

Колебания цены могут  быть достаточно увлекательными –  сравните цену яблок в конце лета и весной, - но разница в цене эта  не итог деяния отдельных продавцов, а процесс взаимодействия спроса и предложения на рынке.

На практике совершенная  конкуренция в чистом виде – явление  редкое не лишь в ХХ столетии, но и  прошлых веках. Но существует ряд  отраслевых рынков, которые сравнимо в большей степени имеют конкретно  эту структуру.

2. Несовершенная конкуренция.

Под несовершенной  конкуренцией понимается рынок, при  котором не выполняется хотя бы одно из условий незапятанной конкуренции.

На большинстве  настоящих рынков подавляющая часть  продукции предлагается ограниченным числом компаний. Крупные компании, сосредоточившие в собственных  руках значительную часть рыночного  предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение  на рынке, они могут значительно  влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, изменяются и дела меж  участниками рынка: производители  пристально смотрят за поведением собственных  конкурентов, и реакция на их поведение  обязана быть своевременной. Конкурентноспособные дела такового типа изучаются теорией  несовершенной конкуренции.

Несовершенную конкуренцию  принято подразделять на три главные  типа: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

3. Монополистическая  конкуренция.

большая часть производителей, производящие похожие, но разные с точки  зрения покупателей продукты, действуют  в условиях монополистической конкуренции.

продукты группы одного назначения являются близкими заменителями 
(субститутами): один от другого может различаться качеством выполнения, упаковкой, дизайном. Таковым образом, компании конкурируют, продавая дифференцированные продукты. Дифференциация продукта дозволяет производителям без помощи других устанавливать цену вне зависимости от действий конкурента. 
любая компания является единственным производителем, и в этом смысле, монополистом. (2,52). Но, компания имеет ограниченный контроль над рыночной ценой.

На рынках монополистической  конкуренции на долю четырех огромнейших  компаний традиционно приходится не более 25% общих внутренних поставок, а на восемь менее 50%. (2,52)

Вход на рынок монополистической  конкуренции довольно свободен и  определяется размерами капитала. Но вход на рынок по сравнению со свободной  конкуренцией не на столько легок: в  процессе завоевания доли новейшие торговцы могут испытывать трудности со своими новыми для потребителей торговыми  марками и услугами.

Следует заметить, что  дифференциация продукта в какой-то степени определят степень монополизации  рынка.

4. Олигополия.

Под олигополией понимается рынок, на котором доминирует несколько  больших компаний. Чёткое число компаний найти тяжело, т.К. Олигополистический рынок обхватывает достаточно огромную часть государственного рынка, ограниченную с одной стороны, монополией, с  другой – монополистической конкуренции. Об этом свидетельствуют данные таблицы 2, где показана также разная степень  концентрации производства в неких  олигополистических отраслях США.

Таблица 2

Степень концентрации производства в неких олигополистических отраслях США, 1997г. 
|ветвь |Число продавцов |Годовые поставки четырех | 
| | |огромнейших компаний, % | 
|Алюминиевая |15 |64 | 
|Свинцовая |5 |99 | 
|авто |28 |92 | 
|Дом. Холодильники |18 |94 | 
|Жевательная резинка |9 |95 | 
|Кукурузный сахар |19 |65 |

Диаграмма1

Из анализа диаграммы1, можно сделать вывод, что наибольшую концентрацию производства заключает  в себе авто и некие отрасли  пищевой индустрии.

компании получают высшую прибыль потому, что доступ на рынок олигополии существенно  затруднен. Проникновению в ветвь  препятствует фактически те же барьеры, что и в условиях монополии. В  числе важнейших – величина капитала, нужная новой фирме для внедрения  в ветвь, а также контроль работающих производителей над новой техникой и технологией производства.

Олигополистический  рынок характеризуется взаимозависимостью – взаимореакцией немногих соперников, на что в свое время и направил свое внимание основатель теории олигополии – французский экономист К. Курно: т.К. На рынке конкурируют только несколько компаний, то каждый участник рынка обязан смотреть за поведением соперников, взвешивать свои деяния в  отношении ценовой политики, а  также оценивать потенциальные  последствия собственных решений.

В зависимости от типа продукции различают чистую олигополию и дифференцированную. (2,53)

компании незапятанной олигополии создают однородный стандартизированный  продукт: алюминий, цемент, продукция  химической либо сталелитейной индустрии. Идентичность этих продуктов определят  и единую цену на них.

Олигополия, производящая разнообразную продукцию одного функционального назначения, именуется  дифференцированной. Традиционно дифференцированные олигополии специализируются на выпуске  продуктов потребительного назначения, это – авто, покрышки и камеры, электробытовая техника, сигареты.

5. Монополия.

Во-первых, монополию  можно разглядывать как тип компании. (2,54) Она представляет собой крупную  корпорацию, которая занимает ведущее  положение в определенной сфере  государственного хозяйства. Традиционно  монополия ассоциируется с известными всему миру компаниями: “General Motors”, “Nike”, “Reebok”, 
“Coca-Cola”, “Sprite” и др.

Но есть и другая трактовка понятия «монополия» - это экономическое поведение  компании. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противоборствует преприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного  вида. В этом случае монополистом может  оказаться маленькое по размерам предприятие. И напротив, большая  компания может и не быть монополистом, если её доля на данном рынке невелика.

Обращаясь к монополии  как виду экономической структуры  рынка, мы рассматриваем её как определенный тип экономических отношений, который  дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия  на рынке определенного продукта.

Монополия предполагает, что в отрасли имеется лишь один производитель, который полностью  контролирует размер предложения продукта. Это дозволяет ему устанавливать  цену, которая принесет максимум прибыли. 
Степень использования монопольной власти, установление цены будет зависеть от наличия близких заменителей продукта. Если продукт уникален, то клиент обязан платить назначенную цену либо отрешиться от покупки. Число товаров, не имеющих заменителей, ограничено. К незапятанной монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, компании кабельного ТВ, телефонные компании либо монополию книгоиздательства на реализацию учебников и т.П.

компания-монополист традиционно имеет более высшую прибыль, что, естесственно, завлекает  в ветвь остальных производителей. В случае незапятанной монополии  барьеры для вступления в ветвь  довольно значительны, и это фактически перекрывает проникновение конкурентов  на монополизированный рынок. Барьеры, препятствующие вступлению в ветвь, следующие:

1. Эффект масштаба. Высокоэффективное создание с  низкими издержками достигается  в условиях крупного производства, обусловленного монополизацией  рынка. Такую монополию частенько  называют «естественной монополией»  (2,54) , т.Е. Отраслью, в которой долгосрочные  средние издержки малы, если лишь  одна компания обслуживает весь  рынок. Новым соперникам очень  тяжело войти в такую ветвь,  т.К. Это просит больших капиталовложений.

2. Исключительные  права. В ряде государств Европы, Америки и в России правительство  предоставляет фирмам статус  единственного торговца

(транспортные сервисы,  связь, газоснабжение). Но взамен  на эти привелегии правительство  сохраняет за собой право регулировать  деяния таковых монополий, чтоб  исключить злоупотребление монопольной  властью, защитить интересы монополизированных  отраслей и населения.

3. Патенты и лицензии. Правительство гарантирует патентную  защиту новым продуктам и производственным  технологиям, что обеспечивает  производителям монопольные позиции  на рынке и на определенный  просвет времени гарантирует  их исключительные права.

4. Собственность на  важнейшие виды сырья. Некие  компании являются монополистами  благодаря безраздельному владению  источниками производственного  ресурса, нужного для производства  монополизированного продукта. Так,  «Aluminum company of America» является владельцем  всех главных источников бокситов. Достаточно долгое время канадская  компания “ИНКО” контролировала  около 90% узнаваемых глобальных  запасов никеля.

большая часть алмазных рудников контролируется южноафриканской  компанией «Де Бирс».

Заключение.

И в заключение, хотелось бы отметить, что современная рыночная организация, а также главные  модели рынка имеют достаточно сложную  структуру. Экономическая теория предполагает наличие как совершенной, так  и несовершенной конкуренции. Вообще, конкуренция – это экономическое  соревнование меж гражданами, фирмами  и странами, направленное на то, чтоб получить в своё размещение наибольшее количество (либо фаворитные виды) ограниченных ресурсов и добиться от их использования  наибольшей выгоды. 
но, в условиях современного мира мы следит лишь разные виды несовершенной конкуренции: монополию, монополистическую конкуренцию, олигополию. Тут следует отметить, что незапятнанная монополия встречается довольно редко. К незапятанной монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, компании кабельного ТВ, телефонные компании, монополию книгоиздательства на реализацию учебников и т.П.

перечень использованной литературы:

1. Бузгалин А.В., Радаев  В.В. Учебное пособие: Экономика  переходного периода. – М.: «МГУ», 1995. – 410с.

2. Камаев В.Д. И  коллектив авторов. Учебник по  основам экономической теории. –  М.: «ВЛАДОС», 1995. – 384с.

3. Антонова Л.В., Липсиц  И.В., Любимов Л.Л.. Раскрывая тайны  экономики. –

М.: «Вита-Пресс», 1994. – 320с.

-----------------------

[pic]

Информация о работе Рынок совершенной и несовершенной конкуренции