Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Россия в начале XXI века находится на стадии экономического роста, перспективы которого - предмет активных обсуждений в обществе и профессиональной среде. В связи с этим, актуальны вопросы о социальной составляющей экономического роста, во многом определяющие сложную проблему его обеспечения в ближайшей и отдаленной перспективе.

Содержание

1. Сущность рынка труда, его типология и структура
Определение рынка труда
Типология и структура рынка труда
Современное состояние рынка труда в России
2.1 Специфика трудовых отношений
2.2 Цели и задачи политики занятости
3. Перспектива развития рынка труда в России
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Rynok_truda_Kursovaya.doc

— 317.00 Кб (Скачать файл)

Территориальный орган Минтруда России по вопросам занятости населения выдает работодателю, заказчику работ (услуг) заключение о целесообразности привлечения и использования иностранных работников.

Заявление о выдаче разрешения на работу работодатель, заказчик работ (услуг) и иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя (заявитель), подают в территориальный орган внутренних дел.

Оформление и выдача разрешения на работу, а также его аннулирование осуществляются территориальным органом внутренних дел.

В разрешении на работу указываются сведения о владельце (фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство или государство постоянного (преимущественного) проживания), сведения о периоде трудовой или предпринимательской деятельности и при необходимости - иная информация. На разрешении на работу помещается цветная фотография иностранного гражданина.

Разрешение на работу оформляется на бланке, имеющем многоуровневую защиту от подделок и выполненном в виде пластиковой карты стандартного размера.

Бланк разрешения на работу является документом строгой отчетности.

Форма бланка разрешения на работу утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Разрешение на работу подписывается руководителем территориального органа внутренних дел, принявшего решение о выдаче разрешения на работу, или уполномоченным им должностным лицом и заверяется печатью этого органа.

За выдачу разрешения на работу взимается государственная пошлина в размере, установленном федеральным законом.

Работодатель или заказчик работ (услуг), в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя и выступающий как работодатель или заказчик работ (услуг), обязан передать разрешение на работу иностранному работнику, на имя которого оно оформлено, до начала его трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

В случае утраты разрешения на работу иностранный гражданин должен в 10-дневный срок обратиться в территориальный орган внутренних дел с заявлением о выдаче дубликата с указанием обстоятельств утраты и представить цветную фотографию.

Представления каких-либо документов в этом случае не требуется.

После проверки обстоятельств утраты разрешения на работу иностранному гражданину выдается его дубликат.

Контроль за трудовой деятельностью иностранных работников осуществляется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, его территориальными органами во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции. Территориальный орган внутренних дел ведет учет выданных и аннулированных разрешений на работу и представляет в установленном порядке соответствующую информацию в Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны:

иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников;

обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу, т.к. иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. При этом чтобы иностранный гражданин мог получить разрешение на работу, работодатель должен подать в территориальный орган внутренних дел заявление и другие необходимые документы. Перечень документов и порядок выдачи разрешений утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.12.2002 № 941 "О порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу".

представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации;

уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников.

содействовать выезду иностранного работника из Российской Федерации по истечении срока заключенного с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников.

 

2.2 Цели и задачи политики занятости

 

Государственная политика занятости, степень ее реалистичности и регулирующего влияния на сферу занятости и рынок труда и программы содействия занятости зависят от учета двух исходных положений: направленности общей стратегии занятости и характера ее адаптированности к специфическим условиям развития на определенном этапе. Учет общей стратегии занятости, зафиксированной в законе «О занятости населения РФ»[13], показывает как бы общую направленность действий, которую следует учесть в конкретной политике занятости на определенный период времени. Это позволит добиться того, чтобы меры государственной политики краткосрочного действия не противоречили объективным тенденциям развития занятости и становления рынка труда, рассчитанным на многие годы.

Поэтому схема разработки государственной политики на ближайшие годы заключается в переходе от общей формулировки политики занятости к ее формулировкам, характерным в целом для переходного периода и для ее отдельных этапов. Затем выбираются приоритетные целевые установки для политики на рынке труда и содействия занятости.

Государственная политика занятости - это часть социально-экономической политики развития страны, которая нацелена на комплексное и взаимосвязанное с макроэкономическими условиями решение проблем занятости в интересах полного и эффективного использования трудового потенциала и его развитие.

Применительно к переходному периоду политика занятости направлена на обеспечение социально-приемлемого уровня занятости при активном содействии переливу рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигов и роста производительности труда, при максимально возможной социальной поддержке безработных.

Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики.

Современная государственная политика не может базироваться на идее, что социальное развитие должно отойти на второй план по отношению к экономическому благополучию. Напротив, задача состоит в том, чтобы обеспечить одновременно и экономический, и социальный прогресс в сочетании со стремлением к полной занятости и гибкой государственной системе социальной поддержки населения.

При таком понимании роли социальной и экономической составляющих развития безработица не может рассматриваться как экономически оправданная. Сокращается покупательная способность населения, бюджеты теряют налогоплательщиков, а предприятия- кадры, увеличивается риск социальной изоляции, дополнительные расходы на поддержку безработных усиливают налоговое бремя. Устранение или смягчение воздействия причин, порождающих безработицу, становится непременным условием социальной и экономической стабильности устойчивости развития, успеха проведения реформ.

Состояние рынка труда является результатом влияния множества экономических и социальных факторов, равно как и сам рынок труда становится силой, воздействующей на них. Поэтому нейтрализация безработицы может достигаться в более широком контексте экономических, социальных, образовательных и других направлений политики. В частности, тесная связь занятости и экономики крайне необходима для обеспечения стабильного роста производства и занятости.

Политика, которая улучшает функционирование рынка труда и способствует приспособлению рабочей силы к структурным переменам, снижает риск падения экономического роста, позитивно влияет на возможности стабилизации развития. Соответственно, чем более успешной будет политика, направленная на поддержание безинфляционного роста на макроэкономическом уровне, тем лучше будут перспективы занятости и рынка труда. Поэтому важнейшей целью является разумное сочетание всех направлений политики, влияющих на уровень и качество спроса и предложения рабочей силы.

С точки зрения на занятость, эффективность макроэкономической политики должна определяться ее позитивным воздействием на способность экономики поддерживать баланс между повышением производительности на стадии подъема и созданием рабочих мест для безработных граждан, а также тех, кто впервые или повторно вступает на рынок труда. Повышение и поддержание высокой способности экономики и безинфляционной «генерации занятости» в целом составляет задачу экономической политики.

 

3. Перспектива развития рынка труда в России

рынок труд безработица российский

Устойчивое развитие России является главным приоритетом социальной политики и наиболее актуальным вопросом в ходе различных политических дебатов и дискуссий. Во многом оно зависит от функционирования социально-экономических систем, формирование которых началось в условиях глубокого кризиса, охватившего все стороны общественной жизни. Это выразилось в распаде единого народнохозяйственного комплекса страны, нарушении межхозяйственных и межрегиональных связей, что в свою очередь привело к падению объемов валового производства в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, сокращению капитальных вложений и инвестиций, ослаблению роли государственных финансов и финансов предприятий, росту уровня инфляции, массовому высвобождению работников, социальному расслоению общества и т. д.

В значительной степени эти явления оказали влияние на формирование рынка труда и сферы социально-трудовых отношений.

После распада СССР в 1990-е гг. формирование рынка труда сопровождалось такими негативными процессами, как рост уровней безработицы и напряженности, снижение уровня занятости, несоответствие спроса на рабочую силу и ее предложения, сокращение и закрытие производств в результате неплатежей, невыплата заработной платы и т. д. Эти проблемы усугублялись негативным влиянием социально-бытовых и психологических факторов, так как в сознании большинства людей, потерявших работу, это означало понижение социального статуса и потерю квалификационных навыков и опыта. Государственным органам, регулирующим ситуацию на рынке труда, не всегда удавалось своевременно и адекватно реагировать на изменения в динамике спроса и предложения на рабочую силу, что ухудшало положение экономически активного населения на нем.

Поэтому решение вопросов, связанных с оценкой степени влияния дестабилизирующих и стабилизирующих факторов на формирование современного рынка труда, а также проведение его мониторинга являются одними из ключевых задач при осуществлении социально-экономической политики в России [14,c.33].

К наиболее существенным дестабилизирующим факторам, влияющим на формирование российского рынка труда, необходимо отнести некоторые демографические, социально-экономические и институциональные (рис. 3.1).

 


 


 


 

 


 

 


 


 

 

 


 

Рис. 3.1. Дестабилизирующие и стабилизирующие факторы

 

В настоящее время в России отмечается увеличение количества умерших, что в перспективе может негативно сказаться на состоянии рынка труда. Нередки случаи нелегальной миграции, способствующей росту преступности и криминалитета в регионах, снижению их устойчивого развития и т. д.

В определенной степени на формирование рынка труда может оказать влияние трудовая миграция. Например, И. Е. Золин справедливо отмечает, что эмиграция населения и в целом потери людских ресурсов способны обернуться для России комплексом серьезных социально-экономических и геополитических проблем, привести к дестабилизации сферы занятости. Автор указывает, что ситуация осложняется еще и тем, что значительную долю трудовых мигрантов из России представляют ученые, инженерно-технические работники, программисты, потенциальные специалисты (аспиранты и студенты), и эта утечка мозгов приносит значительные убытки, оцениваемые специалистами в десятки миллиардов долларов в год [18,c.12].

Рассмотренные демографические факторы могут оказывать дестабилизирующее воздействие на процесс формирования рынка труда.

Другой блок образуют социально-экономические факторы, влияние которых может негативно сказываться на формировании рынка труда.

До сих пор имеет место скрытая безработица, когда определенная часть экономически активного населения занимается экономической деятельностью и предоставлением услуг вне рамок официального их учета в качестве занятых.

С другой стороны, в регионах с бурно развивающейся экономикой может ощущаться нехватка квалифицированных кадров, имеющих рабочие профессии. В определенной мере негативное влияние может быть связано с упразднением социальных гарантий, отсутствием контроля за условиями труда, высоким уровнем неравенства доходов и профессиональной разбалансированностью рабочей силы.

Исследуя проблемы формирования рынков труда, Г. Г. Руденко и Б. Ч. Муртозаев указывают на низкий качественный уровень трудового потенциала, препятствующий возможностям экономической стабилизации. По мнению авторов, в связи с формированием локальных рынков труда, ориентированных на нужды регионов, единый трудовой потенциал, сформированный в условиях рыночной экономики, оказался раздробленным, что повлекло за собой территориально-отраслевую дифференциацию качественного состава рабочей силы по регионам России. Как отмечают исследователи, эта дифференциация складывалась главным образом из-за распада хозяйственных связей, кризисных и стагнационных явлений в экономике регионов, большинство из которых характеризуется высоким уровнем безработицы и резким снижением качественного состава трудовых ресурсов под влиянием следующих причин:

Информация о работе Рынок труда