Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 14:17, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, анализ рынков труда России.
Для рассмотрения данной проблематики необходимо решить ряд задач:
• раскрыть понятия рынок труда, занятость и безработица;
• проанализировать работу государственной службы занятости;
• раскрыть основные проблемы российского рынка труда;
• провести исследования основных возможностей обеспечения занятости населения в стране.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И БЕЗРАБОТИЦЫ 3
1.1. Понятия и формы занятости 3
1.2. Показатели, виды и причины возникновения безработицы 3
1.3. Социально-экономические последствия безработицы 3
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ 3
2.1. Методы снижения безработицы 3
2.2. Особенности безработицы в России 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 3
Макроэкономические меры позволяют
снизить безработицу, вызванную
дефицитом агрегированного
Микроэкономические меры – это те государственные мероприятия, которые касаются непосредственно рынка труда. С их помощью можно уменьшить уровень как циклической, так и естественной безработицы.
Государственная политика на рынке труда делится на активную и пассивную. Меры активной политики занятости нацелены на снижение уровня безработицы, а меры пассивной политики ориентированы на смягчение ее негативных последствий.
К активным мерам относятся:
а) Информационная и организационная помощь в поиске работы.
б) Субсидирование образования путём проведения государственных программ, целью которых является сокращение платы за обучение с тем, чтобы будущие работники приобретали необходимые знания и навыки для работы в развивающихся отраслях экономики.
в) Государственное
г) Обучение и переобучение для тех, кто не может найти работу по причине отсутствия необходимой квалификации.
д) Прямое субсидирование заработной платы и снижение налогов для фирм, принимающих на работу представителей ущемлённых групп населения, испытывающих особенно острую структурную безработицу.
е) Помощь в открытии собственного бизнеса для безработных (консультации, безвозвратные ссуды, льготные кредиты, льготное налогообложение, создание специальных «бизнес-инкубаторов»).
Кроме того, государство всегда помогает
безработным с помощью
а) Выплата пособий по безработице и дополнительных пособий на содержание семьи.
б) Досрочные пенсии, которые позволяют
сократить численность
в) Популярная в последние годы мера, названная «work-sharing», буквально - «разделение работ». Государство создаёт стимулы к работе в режиме неполной занятости (полдня вместо полного или 2-3 дня в неделю). Таким образом, одно и то же число рабочих мест позволяет нанять больше людей.
Это - меры социальной защиты.
Но с точки зрения чисто экономической, они неэффективны. Они не побуждают людей больше трудиться – наоборот, часть из них выходят из состава рабочей силы, становятся иждивенцами работающих членов общества.
Также методы обеспечения полной занятости определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.
Для реализации государственной политики
в области занятости населения
и обеспечения гражданам
Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) — федеральный орган исполнительной власти России, находящийся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития.
Стратегические решения
в области государственного регулирования
занятости должны носить комплексный
характер и лежать в плоскости
обеспечения роста производства
и создания новых рабочих мест
с одновременным развертыванием
программы переобучения и повышения
квалификации работников. При этом
необходимо учитывать опыт развитых
стран, социальные и национальные особенности
России, реально сложившуюся в
стране ситуацию и внутреннюю логику
развития с учетом тенденций развития.
Безработица занимает третье место в списке самых значимых угроз для россиян (50% респондентов).Обострение проблемы безработицы выражается в усилении ее региональной дифференциации, углублении очаговой безработицы, увеличении продолжительности безработицы, расширении масштабов скрытой безработицы и снижении эффективности системы государственной помощи безработным.Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в декабре 2010г. составила 75,0 млн.человек, или около 53% от общей численности населения страны.
В численности экономически активного
населения 69,6 млн.человек классифицировались
как занятые экономической
По сравнению с декабрем 2009г.
численность занятого населения
увеличилась на 375 тыс.человек, или
на 0,5%, численность безработных
Рисунок 1-Динамика численности экономически активного населения, млн. человек.
В настоящее время, по данным Росстата в 2011 годучисленность экономически активного населения составила 75,6 млн человек, или более 53% от общей численности населения страны. Уровень занятости населения в январе 2011г. составил 62,8%, уровень безработицы - 7,6%.
Рисунок 2-Динамика численности экономически активного населения, млн. человек.
В связи с изменением отраслевой структуры занятости (уменьшением числа работающих в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении и легкой промышленности) обострились региональные проблемы занятости. В 47 субъектах Российской Федерации безработица превышает средний уровень по стране (8,5%), в отдельных городах наблюдается массовая безработица.
Самый большой прирост количества безработных (и уровня безработицы) за первое полугодие 2011г. наблюдалось также в Ингушетии - 2,5 раза. При этом в некоторых регионах отмечено некоторое снижение количества безработных (и уровня безработицы): Орловская, Курская, Магаданская области, Республика Адыгея.
Вынужденная неполная занятость наиболее остра во Владимирской, Ульяновской, Ивановской областях - более 15%1 (т.е. практически в два раза больше средне российского показателя по данным Госкомстата) занятых находились в административных отпусках или вынужденно работали неполное рабочее время.
Минимальна вынужденная
Интересна
также дифференциация регионов страны
по составу безработных. Первоначально
основную массу безработных в
России составляли женщины, лица с высшим
и средним специальным
Рисунок 3 - Уровень безработицы по полу и возрастным группам (октябрь 2010, %)
Как уже говорилось выше, сегодняшняя информация о масштабах безработицы, предоставляемая Госкомстатом, не является достоверной, занижает подлинный уровень безработицы приблизительно в 3 раза. Некоторые российские экономисты-аналитики видят в сознательном занижении уровня официальной безработицы причины финансового характера, так как Государственный фонд занятости способен сегодня обеспечить финансирование региональных программ занятости только при уровне безработицы не более 3%3.
За низким показателем официально
регистрируемой безработицы не видна,
например, скрытая безработица (вынужденный
досрочный уход на пенсию, сохранение
рабочего места без реальной отработки
и т.д.), что ставит необходимость
подсчета макроэкономических издержек
роста безработицы. Такая цена роста
безработицы должна определяться в
большей мере не ростом компенсационных
выплат и финансированием программ
занятости, а в форме потерь возможного,
но не произведенного ВНП вследствие
незанятости части рабочей
На характер российской безработицы
повлиял целый ряд
1. Не перепроизводство, как это
происходит в развитых
2. Относительно низкий
3. Спад производства, вызвавший всплеск безработицы;
4. Приток беженцев и вынужденных
переселенцев из ближнего
За последние годы подготовка квалифицированной рабочей силы практически прекратилась: в 1998 году из 30 млн. рабочих 29 млн. были обучены непосредственно на производстве4. Однако не следует переоценивать значение безработицы как самостоятельного экономического фактора. Она достаточно условна - особенно по отношению к демографическим процессам, в рамках и при помощи которых формируется занятость населения. Сегодня демографические процессы в России проходят очень пессимистично. Так, Центр экономической конъюнктуры правительства РФ и Госкомстат подготовили прогноз численности населения нашей страны. Население России будет продолжать уменьшаться, несмотря на ощутимый миграционный прирост, уровень которого зависит от экономико-политической ситуации в СНГ и обеспечения прав русскоязычного населения. В стране ускоряется старение нации, численность и удельный вес населения в возрасте моложе трудоспособного (основной источник пополнения трудовых ресурсов) сократился с 25,1 млн. человек в 1995 году до 21,4 млн. человек в 2008 году (с 23,7% до 15,4%)5. Это приводит к необратимым измерениям в профессиональном составе трудовых ресурсов: людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию, - словом, снижается мобильность трудовых ресурсов.
Уже сегодня в ряде территорий Центральной и Западной России доля лиц пожилого возраста больше 30-40%6 и имеет тенденцию к росту. Также в ближайшие два года произойдут изменения в численности населения в трудоспособном возрасте. В эту категорию войдет многочисленное пополнение 80-х годов при выбытии людей малочисленного поколения военных лет, что дополнительно обострит проблему занятости, в особенности для молодежи. Итак, в связи с вышеперечисленными показателями макроэкономический спад неизбежен.
Таким образом, в обсуждаемых сегодня программах, безработица понимается как результат и следствие экономической политики, и, следовательно, борьбе с безработицей не отводится стратегической роли в системе мер государственного регулирования. Между тем, безработица уже вышла на уровень, в значительной степени предопределяющий его грядущую динамику.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Безработица, как показало предложенное исследование, является неотъемлемой чертой рыночной экономики. В работе были детально рассмотрены концепции анализа безработицы различными экономическими школами, что помогло сделать вывод о том, что она вызывается не только микроэкономическими причинами, (несовершенство рынка труда) но и макроэкономическими (дефицит агрегированного спроса).
Рассмотрение причин безработицы позволило выделить её основные формы, каждая из которых имеет свои особенности. В связи с ухудшением демографической ситуации во многих странах, уровень экономически активного населения резко сокращается, что приводит к появлению новых форм безработицы.
К сожалению, безработица приводит
не только к сокращению объёмов национального
производства, но и влечёт негативные
социально-экономические
Работа широко раскрывает меры по сокращению численности экономически активного населения, не занятого в общественном производстве.
Использование материалов периодической прессы позволило выявить определённую динамику занятости и безработицы в России. Показатели различны в зависимости от уровня образования, половой принадлежности, возраста и других характеристик.
К сожалению, только сейчас наше правительство оценило остроту этой проблемы и принялось за осуществление программ обеспечения полной занятости. Но уже сейчас практически в каждом городе России созданы Службы занятости, позволяющие найти работу, а также различные коммерческие и некоммерческие организации по проблемам занятости, что является существенным шагом на пути к повышению экономического благосостояния страны.
Исследование позволило
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ