Рынок труда, безработица и государственное регулирование занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня работодателю нужен работник, который будет работать за троих, получать же зарплату он будет за одного. Работодателям больше не требуются просто энтузиасты, люди со "связями" или с "пробивными" способностями. Им требуются профессионалы. В связи с этим характерно повсеместное ужесточение требований к кандидатам, прежде всего к их практическому опыту работы и профессиональным навыкам. Цель моей работы заключается в рассмотрении теоретических вопросов, связанных с рынком труда, занятостью населения и безработицей, а также освещение проблемы экономической безопасности в сфере труда в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Общее представление о рынке труда
1.1. Сущность, значение и функции рынка труда…………………………..5
1.2. Условия формирования рынка труда…………………………………..11
2. Безработица
2.1. Сущность безработицы, её виды……………………………………….12
2.2. Причины безработицы…………………………………………………..19
3. Государственное регулирование занятости
3.1. Понятие и значение государственного регулирования ……………….22
Заключение……………………………………………………………………28
Список используемых источников…………………………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ ЗИНЫ готов.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Если подойти  к определению безработицы с  позиции рыночной формы воспроизводства  жизни общества, то ее следовало  бы понимать как постоянный излишек  рабочей силы на рынке, непрерывно меняющих свои масштабы, структуру, формы и  разновидности в различных сочетаниях, продолжительность существования.

Безработица сопровождается отсутствием соответствующего дохода как источника средств существования  и неисчислимыми бедствиями значительной, а в ряде случаев огромной массы  населения страны, в которой сопутствует рыночная экономика. Безработица – основа бедности значительной части населения даже самых развитых и богатых стран.

Ряд ученых определяет безработицу как свойственное рыночной экономике социально – экономическое  явление, при котором большие  массы трудящихся не могут найти себе работу, обеспечивающую их необходимыми жизненными средствами, в результате они становятся относительно избыточным населением, наибольшие страдания и лишения которому приносили периоды экономических кризисов.

В сущности, среди  ученых – специалистов по вопросам рынка труда имеется много общего в подходах к определению безработицы.

Безработица трактуется ими как сложное, многоаспектное социально – экономическое явление, присущее обществу с рыночной экономикой, когда часть трудоспособного  населения не заняты на производстве товаров и услуг, не может реализовать свою рабочую силу на рынке труда из-за отсутствия подходящих рабочих мест, вследствие чего не имеет заработной платы как основного источника существования. 

Острота проблемы безработицы порождается рядом причин.

* человек –  экономический ресурс особого  типа. Если он сейчас не востребуется  экономикой, его нельзя зарезервировать  и «положить в холодильник»  до лучших времен. Потерянное  время невосстановимо, и тот оббьем  благ, который не был сегодня произведен из-за безработицы, уже нельзя компенсировать в будущем.

* даже если  человек не работает, он не  может перестать потреблять и  ему все равно нужно кормить  свою семью. Поэтому общество  вынуждено искать средства для  спасения безработных от голодной смерти или превращения их в бандитов. Но направляемые на это средства не становятся вознаграждением за производство новых благ, а значит, не ведут к дальнейшему росту благосостояния всех граждан страны.

* рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, вынуждены довольствоваться лишь самым минимумом средств к существованию. В результате затрудняется сбыт товаров на внутреннем рынке страны (рынок сжимается). Тем самым рост безработицы обостряет экономические проблемы страны и служит толчком для дальнейшего сокращения занятости.

* безработица  обостряет политическую ситуацию в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днем в изматывающих поисках работы.

* рост безработицы  может вести к росту числа  преступлений, которые люди совершают,  чтобы добыть нужные блага. 

Главной причиной безработицы является профессионально  – квалификационное и территориальное  несоответствие между свободными рабочими местами и безработными в результате структурных сдвигов в экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ
    1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

В России среди  безработных более половины имеют  высшее и среднее специальное образование. В общей численности безработных свыше 70 % женщин, 30 % молодежь в возрасте 16—29 лет. Около 1 млн. человек не желают работать и добывают средства к существованию незарегистрированной коммерческой деятельностью или иными способами. При переходе к рыночной экономике существенно меняется точка зрения на проблему занятости.

На смену  идеологии всеобщей занятости всего  трудоспособного населения, подкрепляемой  обязанностью человека участвовать  в общественном производстве, приходит концепция обеспечения свободного выбора формы и вида занятости, т.е. каждый человек вправе свободно избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решения об участии в ней.

Законодательством о занятости в РФ предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого не противоречащего законодательству вида общественно полезной деятельности, свободного выбора места и вида работы, т.е. провозглашается демократический принцип добровольности труда. Запрещается административное принуждение людей к труду. В настоящее время легализованы  как законные  общественно признанные формы трудовой деятельности: работы на дому, в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за престарелыми людьми и инвалидами и т.д.

Индивидуальный  труд и предпринимательская деятельность приобретают статус столь же общественно признанных форм, как и труд в общественном производстве. Законом предусмотрена профессиональная деятельность российских граждан за рубежом. На принципах равнодоступности должны иметь место работы по совместительству, временная работа, эпизодические формы занятости, работа по гибкому, скользящему графику.

Принципиальное  значение различных форм организации  труда состоит в том, что их свобода, гибкость соответствуют духу и принципам рыночной экономики.

Законодательство  о занятости населения предусматривает  целый комплекс гарантий права на труд и мер по предложению (предоставлению) людям подходящей работы с учетом профессии, стажа, возраста, места жительства. Что касается социальной помощи, то она осуществляется несколькими путями: пособие по безработице, денежная поддержка и материальная помощь.

 Пособие  по безработице. Это наиболее  крупное материальное вспомоществование.  Его получают лица, зарегистрированные  на бирже труда, имеющие определенный  стаж работы и вносившие взносы в фонд по безработице. Кстати, фонд страхования по безработице формируется из трех источников: обязательные взносы предпринимателей; взносы самих работников; дотации бюджета.

 Денежная  поддержка. Это второй этап  финансовой помощи не имеющим работы. В отличие от пособия по безработице денежная поддержка носит частичный, разовый характер.

 Материальная  помощь. Если тот или иной человек  не работает и не может по  какой-либо причине (найти работу, получать пособие и денежную  поддержку,  срок получения пособия истек), государство выделяет безработному и его семье: некоторые денежные средства; оплачивает некоторые коммунальные услуги: частично погашает квартплату; выдаются талоны на питание и т.д. Все это делается, чтобы поддержать безработного хотя бы на уровне прожиточного минимума.

Регулирование занятости — совокупность мер  государственного прямого и косвенного воздействия на рынок труда с  целью достижения поставленных целей. Цели регулирования занятости отражают нормативное состояние рынка труда, которого необходимо достичь, решая актуальные проблемы. Регулирование занятости имеет несколько уровней:

* общегосударственный уровень, где решаются кардинальные социально-экономические задачи общества, причем большинство принимаемых решений в той или иной степени отражаются на занятости;

  * региональный уровень, находящийся в пределах компетенции местных властей и возможностей соответствующих бюджетов, где принимаются решения по вопросам регулирования рынка труда, включая вопросы сдерживания массового высвобождения работников, расширения социальной помощи безработным и другое;

  * локальный уровень, где осуществляются взаимоотношения субъектов рынка труда, конкретного человека с работодателем, Центром занятости, местными органами исполнительной власти.

Основными направлениями  политики содействия занятости населения  являются:

А) преодоление  неблагоприятных тенденций, связанных  с падением инвестиционной активности, снижением объема производства, инфляцией;

Б) сдерживание  массового высвобождения работающих граждан, прежде всего на градообразующих предприятиях;

В) создание условий  для развития занятости в альтернативных негосударственных секторах экономики;

Г) обеспечение  целевой поддержки и защиты граждан, находящихся под риском увольнения;

Д) осуществление дополнительных мер содействия занятости слабозащищенных категорий населения на рынке труда;

Е) смягчение  последствий длительной безработицы.

 

Прогнозируемое  ухудшение ситуации на рынке труда  потребует от местных органов  законодательной и исполнительной власти, служб занятости принятия дополнительных мер по обеспечению занятости населения в экстремальных условиях на рынке труда, в числе которых: разработка программ экстренных краткосрочных мер по снятию социальной напряженности; проведение экспертизы финансового состояния предприятий и организаций, осуществляющих массовое высвобождение работников; приостановка процесса массового высвобождения работников или его поэтапное проведение; увеличение масштаба общественных работ; организация опережающего обучения и переподготовки работников предприятия в период проведения реорганизационных и ликвидационных процедур. В числе мер, направленных на повышение эффективности работы, — укрепление социального партнерства органов местного самоуправления, работодателей, профсоюзов и других социальных партнеров в решении проблем занятости населения.

Политика на рынке труда в предстоящий  период будет направлена на обеспечение  рациональной структуры занятости  населения, достижение сбалансированности рабочей силы и рабочих мест, предупреждение массовой безработицы, создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест, развитие кадрового потенциала, совершенствование системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров, рост мобильности трудовых ресурсов.

Современная ситуация на рынке труда значительно отличается от существовавшей в начале экономической  реформы. За последние 4 года численность  занятого населения сократилась  на 9 %. В настоящее время более 6,5 млн. человек не имеют занятия, но активно его ищут. Почти 2,7 млн. человек зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных, растет длительность безработицы.

Осложняется положение  с занятостью женщин и молодежи. Для преодоления негативных явлений  в сфере занятости и решения поставленных задач на федеральном и региональном уровнях предполагается осуществить: проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развития малых предприятий, направлений капитальных вложений как в перспективно развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости; разработку на основе прогнозов социально-экономического развития генеральной схемы развития рабочих мест; введения системы стимулирования развития предпринимательства малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности прежде всего в регионах с критической ситуацией на рынке труда; оптимизацию масштабов занятости в негосударственном секторе экономике; разработку специальных программ по стабилизации занятости в регионах с кризисной ситуацией на рынке труда, монопромышленных городах, районах Крайнего Севера.

Федеральными  органами исполнительной власти совместно  с органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации и местного самоуправления будет обеспечено:

* дальнейшее развитие  системы непрерывного образования, включая внутрипроизводственное обучение, расширение возможностей самообучения, поддержка опережающего обучения персонала, находящегося под риском увольнения;

 * поэтапное осуществление мер по смягчению социальных последствий долговременной (застойной) безработицы;

 * расширение структуры и видов общественных работ, условий их организации, проведения и финансирования с учетом качественного состава безработных и социально-экономических потребностей регионов;

 * развитие гибких форм занятости;

 * реформирование системы назначения и выплаты пособий по безработице, разработка мер, способствующих активному поиску работы, участию в общественных работах и профессиональной переподготовке. При определении минимального размера пособия по безработице отказаться от использования в качестве нормы минимального размера оплаты труда;

 * повышение финансовой устойчивости Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, расширение источников его формирования, введение нового механизма перераспределения средств фонда. Субсидии из фонда занятости будут предоставляться предприятиям только для реализации программ по обеспечению занятости инвалидов, переквалификации работников перед их высвобождением, обучению молодежи без отрыва от производства, а также по поддержке лиц, не имеющих работы свыше 6 месяцев;

Информация о работе Рынок труда, безработица и государственное регулирование занятости