Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 17:21, курсовая работа
Сегодня работодателю нужен работник, который будет работать за троих, получать же зарплату он будет за одного. Работодателям больше не требуются просто энтузиасты, люди со "связями" или с "пробивными" способностями. Им требуются профессионалы. В связи с этим характерно повсеместное ужесточение требований к кандидатам, прежде всего к их практическому опыту работы и профессиональным навыкам. Цель моей работы заключается в рассмотрении теоретических вопросов, связанных с рынком труда, занятостью населения и безработицей, а также освещение проблемы экономической безопасности в сфере труда в России.
Введение………………………………………………………………………3
1. Общее представление о рынке труда
1.1. Сущность, значение и функции рынка труда…………………………..5
1.2. Условия формирования рынка труда…………………………………..11
2. Безработица
2.1. Сущность безработицы, её виды……………………………………….12
2.2. Причины безработицы…………………………………………………..19
3. Государственное регулирование занятости
3.1. Понятие и значение государственного регулирования ……………….22
Заключение……………………………………………………………………28
Список используемых источников…………………………………………..30
Если подойти
к определению безработицы с
позиции рыночной формы воспроизводства
жизни общества, то ее следовало
бы понимать как постоянный излишек
рабочей силы на рынке, непрерывно меняющих
свои масштабы, структуру, формы и
разновидности в различных
Безработица сопровождается
отсутствием соответствующего дохода
как источника средств
Ряд ученых определяет
безработицу как свойственное рыночной
экономике социально –
В сущности, среди ученых – специалистов по вопросам рынка труда имеется много общего в подходах к определению безработицы.
Безработица трактуется
ими как сложное, многоаспектное
социально – экономическое
Острота проблемы безработицы порождается рядом причин.
* человек –
экономический ресурс особого
типа. Если он сейчас не
* даже если
человек не работает, он не
может перестать потреблять и
ему все равно нужно кормить
свою семью. Поэтому общество
вынуждено искать средства для
спасения безработных от голодн
* рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, вынуждены довольствоваться лишь самым минимумом средств к существованию. В результате затрудняется сбыт товаров на внутреннем рынке страны (рынок сжимается). Тем самым рост безработицы обостряет экономические проблемы страны и служит толчком для дальнейшего сокращения занятости.
* безработица обостряет политическую ситуацию в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днем в изматывающих поисках работы.
* рост безработицы может вести к росту числа преступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага.
Главной причиной безработицы является профессионально – квалификационное и территориальное несоответствие между свободными рабочими местами и безработными в результате структурных сдвигов в экономике.
В России среди безработных более половины имеют высшее и среднее специальное образование. В общей численности безработных свыше 70 % женщин, 30 % молодежь в возрасте 16—29 лет. Около 1 млн. человек не желают работать и добывают средства к существованию незарегистрированной коммерческой деятельностью или иными способами. При переходе к рыночной экономике существенно меняется точка зрения на проблему занятости.
На смену идеологии всеобщей занятости всего трудоспособного населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения свободного выбора формы и вида занятости, т.е. каждый человек вправе свободно избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решения об участии в ней.
Законодательством о занятости в РФ предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого не противоречащего законодательству вида общественно полезной деятельности, свободного выбора места и вида работы, т.е. провозглашается демократический принцип добровольности труда. Запрещается административное принуждение людей к труду. В настоящее время легализованы как законные общественно признанные формы трудовой деятельности: работы на дому, в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за престарелыми людьми и инвалидами и т.д.
Индивидуальный труд и предпринимательская деятельность приобретают статус столь же общественно признанных форм, как и труд в общественном производстве. Законом предусмотрена профессиональная деятельность российских граждан за рубежом. На принципах равнодоступности должны иметь место работы по совместительству, временная работа, эпизодические формы занятости, работа по гибкому, скользящему графику.
Принципиальное значение различных форм организации труда состоит в том, что их свобода, гибкость соответствуют духу и принципам рыночной экономики.
Законодательство
о занятости населения
Пособие
по безработице. Это наиболее
крупное материальное
Денежная поддержка. Это второй этап финансовой помощи не имеющим работы. В отличие от пособия по безработице денежная поддержка носит частичный, разовый характер.
Материальная
помощь. Если тот или иной человек
не работает и не может по
какой-либо причине (найти
Регулирование
занятости — совокупность мер
государственного прямого и косвенного
воздействия на рынок труда с
целью достижения поставленных целей.
Цели регулирования занятости
* общегосударственный уровень, где решаются кардинальные социально-экономические задачи общества, причем большинство принимаемых решений в той или иной степени отражаются на занятости;
* региональный уровень, находящийся в пределах компетенции местных властей и возможностей соответствующих бюджетов, где принимаются решения по вопросам регулирования рынка труда, включая вопросы сдерживания массового высвобождения работников, расширения социальной помощи безработным и другое;
* локальный уровень, где осуществляются взаимоотношения субъектов рынка труда, конкретного человека с работодателем, Центром занятости, местными органами исполнительной власти.
Основными направлениями политики содействия занятости населения являются:
А) преодоление неблагоприятных тенденций, связанных с падением инвестиционной активности, снижением объема производства, инфляцией;
Б) сдерживание
массового высвобождения работа
В) создание условий для развития занятости в альтернативных негосударственных секторах экономики;
Г) обеспечение целевой поддержки и защиты граждан, находящихся под риском увольнения;
Д) осуществление дополнительных мер содействия занятости слабозащищенных категорий населения на рынке труда;
Е) смягчение последствий длительной безработицы.
Прогнозируемое
ухудшение ситуации на рынке труда
потребует от местных органов
законодательной и исполнительн
Политика на рынке труда в предстоящий период будет направлена на обеспечение рациональной структуры занятости населения, достижение сбалансированности рабочей силы и рабочих мест, предупреждение массовой безработицы, создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест, развитие кадрового потенциала, совершенствование системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров, рост мобильности трудовых ресурсов.
Современная ситуация
на рынке труда значительно
Осложняется положение с занятостью женщин и молодежи. Для преодоления негативных явлений в сфере занятости и решения поставленных задач на федеральном и региональном уровнях предполагается осуществить: проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развития малых предприятий, направлений капитальных вложений как в перспективно развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости; разработку на основе прогнозов социально-экономического развития генеральной схемы развития рабочих мест; введения системы стимулирования развития предпринимательства малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности прежде всего в регионах с критической ситуацией на рынке труда; оптимизацию масштабов занятости в негосударственном секторе экономике; разработку специальных программ по стабилизации занятости в регионах с кризисной ситуацией на рынке труда, монопромышленных городах, районах Крайнего Севера.
Федеральными органами исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления будет обеспечено:
* дальнейшее развитие системы непрерывного образования, включая внутрипроизводственное обучение, расширение возможностей самообучения, поддержка опережающего обучения персонала, находящегося под риском увольнения;
* поэтапное осуществление мер по смягчению социальных последствий долговременной (застойной) безработицы;
* расширение структуры и видов общественных работ, условий их организации, проведения и финансирования с учетом качественного состава безработных и социально-экономических потребностей регионов;
* развитие гибких форм занятости;
* реформирование системы назначения и выплаты пособий по безработице, разработка мер, способствующих активному поиску работы, участию в общественных работах и профессиональной переподготовке. При определении минимального размера пособия по безработице отказаться от использования в качестве нормы минимального размера оплаты труда;
* повышение финансовой устойчивости Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, расширение источников его формирования, введение нового механизма перераспределения средств фонда. Субсидии из фонда занятости будут предоставляться предприятиям только для реализации программ по обеспечению занятости инвалидов, переквалификации работников перед их высвобождением, обучению молодежи без отрыва от производства, а также по поддержке лиц, не имеющих работы свыше 6 месяцев;
Информация о работе Рынок труда, безработица и государственное регулирование занятости