Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 08:17, курсовая работа
Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально-трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….2
Глава 1. Рынок труда: понятие, развитие, структура рынка труда.
1.Эволюция понятия «рынок труда…………………………………………...3
2.Развитие рынка труда………………………………………………………..7
3.Структура рынка труда ……………………………………………………..8
Рынок труда Республики Казахстан…………………………........................11
Глава 2. Необходимость и формы регулирования рынка труда в
современных условиях.
1.Регулирование рынка труда……………………………………………...13
2.Формы государственного регулирования рынка труда………….............13
3.Законодательно-нормативная база регулирует…………………………..13
Глава 3. Занятость населения.
Занятость населения……………………………………………………….....17
а)Занятость в системе рыночных отношений…………………………….....25
б)Занятость в переходной эконом……………………………………………….28
Региональный рынок труда …………………………………………………29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...………..40
Приложение…………………………………………………………………..42
Ситуация на рынке труда - может быть признана критической только тогда, когда при уровне официально регистрируемой безработицы, существенно прививающем его среднереспубликанское значение, другие с ним показатели состояния рынка труда также значительно хуже их среднереспубликанских значений этих показателей.
Причем, приводящие к напряженному положению на региональном рынке труда, могут носить естественный и структурный характер.
Действия других причин, ухудшающих соотношение спроса и предложения на региональных рынках труда, в каждом из регионов имеет свою специфику. К таким причинам относятся:
1) демографические факторы, а именно, движение трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, влияющих на динамику предложения рабочей силы на рынке труда;
2) миграция трудоспособного населения;
3) отраслевая структура хозяйства региона;
4) возможное банкротство предприятий в регионах;
5) природные и антиприродные факторы.
Кризис на рынке труда региона предполагает неизбежное привлечение финансовых ресурсов для вывода его из кризисного состояния.
Антикризисные мероприятия в регионе с напряженной ситуацией на рынке труда должны проводится на основе единой программы предусматривающей ликвидацию тех причин, которые ее вызвали.
Рассмотрим четыре группы мероприятий.
Первая группа мероприятий предусматривает создание дополнительных, а также сохранение и поддержку экономически целесообразных рабочих мест, развитие временной занятости. Реализация этих мероприятий возможна на основе использования средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов.
Вторая группа предполагает содействие миграции трудоспособного населения на работу за пределами региона.
Третья группа должна способствовать организации системы непрерывного образования, которой можно охватить лишь часть лиц, ищущих работу.
К последней, четвертой группе мероприятий относится расширение масштабов долгосрочного рефинансирования .
Я дала небольшую характеристику регионального рынка труда в целом. Приоритетность обеспечения занятости населения обусловлена снижением темпов производства, ростом инфляции, снижением занятости и, соответственно, уменьшением доходов населения в Республике Казахстан в условиях переходного периода, ещё более обострившихся с осени 2008 года под воздействием мирового финансово-экономического кризиса. В переходный период в Республике Казахстан было полностью или частично приостановлено производство 264 предприятий, более сорока тысяч работников переведены на режим частичной занятости, либо отправлены в отпуска без содержания. Численность безработного населения составила 559,3 тыс. человек (или 6,6% от экономически активного населения).
Непринятие антикризисных
мер в сфере занятости могло
привести к росту безработицы, дальнейшему
высвобождению работников, особенно
в экспортоориентированных
В такой ситуации Правительство
Республики Казахстан по поручению
Главы государства разработало
специальную Стратегию
Широкое применение в рамках Дорожной карты активных форм содействия занятости (социальные рабочие места, молодежная практика, переподготовка и повышение квалификации) способствовало активизации граждан из целевых групп населения, а уровень молодежной безработицы (4,7%) впервые был зафиксирован на отметке ниже общего уровня безработицы в стране.
Основными результатами Дорожной карты, по данным Министерства труда и социальной защиты, стали: внедрение почти 9 тыс. проектов; создание 392 тыс. рабочих мест; направление на подготовку и переподготовку около 150 тыс. человек, из которых около половины трудоустроены; трудоустройство более 192 тыс. человек на социальные рабочие места и рабочие места в рамках молодежной практики.
Реализация в условиях кризиса 2008-2010 годов стратегия краткосрочной занятости населения – Дорожная карта, позволила не только не допустить роста безработицы, но и добиться снижения ее уровня с 6,9 % во втором квартале 2009 года до 5,5% - в декабре 2010 года.
Рост занятости обусловил увеличение доходов населения и снижение уровня бедности. Доля населения, имеющего доходы ниже уровня прожиточного минимума, снизилась с 46.7% в 2001 году до 18,2 % - в 2006 и 6,9% - в 2010 году.
Однако, несмотря на позитивные
изменения, национальный рынок труда
до сих пор не сбалансирован. При
наличии безработных, сохраняются
незаполненные вакансии, отсутствует
объективный прогноз
В структуре занятого населения велика доля самостоятельной занятости – 33,3 %, или более 2,7 млн. человек. Основная часть самозанятых проживает в сельской местности и занята на личном подворье, доходы от которого зачастую находятся на уровне выживания. В подавляющем большинстве самозанятые не охвачены системой социальной защиты и поддержки.
Особую тревогу вызывает
положение сельской молодежи, которая
в силу ограниченного доступа
к получению профессионального
образования практически
Прямым следствием такого состояния рынка труда является сохранение бедности и связанные с этим высокие расходы государства на социальную поддержку малообеспеченного населения. По состоянию на 1 октября 2010 года более 1,1 млн. человек имели доходы ниже прожиточного минимума. На оказание адресной социальной помощи и предоставление социальных услуг в последние годы расходовалось до 17% государственного бюджета.
В социальной поддержке малообеспеченного населения недостаточно используются активные меры содействия занятости и получению трудовых доходов.
В реализацию поручения Главы
государства по разработке новой
стратегии занятости
В этой связи как средство
для решения проблем занятости
населения предусматривается
Зарубежный опыт показывает,
что ранее подобные программы
использовались во время экономической
депрессии и высокого уровня безработицы,
а в настоящее время –
В ходе разработки программы в целях реализации новой социальной политики в сфере занятости населения, дальнейшего совершенствования системы социальной помощи для достижения повышения доходов населения путем содействия устойчивой и продуктивной занятости возникла необходимость внесения изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан.
Продолжается процесс высвобождения граждан с предприятий и организаций города. Это объясняется тем, что большинство предприятий сократили свою численность до минимума , и чтобы сократить имеющиеся коллективы, вынуждены перейти на режим не полного рабочего времени или отпустить людей в вынужденные отпуска.
Анализ состава высвобождаемых показал, что наибольший процент высвобождаемых дают такие предприятия, как УМЗ, ВКМЗ, объединение напитков, мебельный комбинат.
Снижение числа высвобождаемых повлияло на общее число обратившихся на биржу труда. Но не смотря на это процент трудоустройства значительно возрос. По прежнему растет число официально призванных безработных. При этом по-настоящему массовая в городе существует.
Во многом нынешний уровень безработицы связан не с отсутствием рабочих мест, а с профессиональным несоответствием безработных имеющих вакансии. К сожалению, в отношении безработных не отработаны еще меры социальной поддержки.
Остается высоким удельный вес среди молодежи в числе обратившихся. Большая часть после окончания школы направляется на профессиональное обучение. Кроме этого, ведется подготовка кадров для занятия индивидуальной трудовой деятельностью. В городе еще пока существуют СПТУ, где ведется подготовка по таким профессиям, как парикмахер, телемастер, пчеловод и т.д. Это поможет им повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
Но не вся молодежь может себе позволить учится в ВУЗах, это связано с тем, что у них нет средств на обучение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Мы рассмотрели основные особенности рынка труда в Казахстане. Его преимущества и недостатки, инфраструктуру и структуру рынка труда. На основе всего этого сделаем небольшие выводы.
1. Особенностью рынка труда является, то что он является связующим звеном между спросом на средства производства, рабочую силу, рабочих мест и регулятором распределения и перераспределения работников;
2. Преимуществом рынка
труда является экономизация
производства занятости в
Недостатком является то, что все же огромное число граждан не может трудоустроится;
3. Инфраструктура позволяет
использовать различные формы
и методы обеспечения
4. Современный рынок труда
состоит из сложной и
Модель регулирования рынка труда в Казахстане не должна копировать одну из моделей получивших распространение в других странах. Конечно, она не может воспринимать общие принципы организации рынка труда, свойственные рыночной экономике, но она должна быть казахстанской моделью.
Рынок труда должен формироваться в пределах системы ограничений и амортизаторов социальных, политических, экономических, культурных и ре-гиональных.
Формирование рынка труда должно осуществляться поэтапно в соответствии с внутренней логикой его развития.
Моделью рынка труда должна исходить из многовариантности форм и методов в регулировании ситуаций в сфере занятости с учетом специфичности интересов отдельных территориальных образований и общих интересов.
Прогноз на ближайшие годы. В виду ограниченности инвестированных возможностей особое значение приобретают не инвестиционные факторы экономического роста, которые можно будет задействовать при использовании трудовых ресурсов. Сфера труда становится, т.о., не только одним из основных источников социальной напряженности, но и главным полем действия для ее устранения.
Правительственная программа предусматривает проведение жизненно необходимых мер по макроэкономической стабилизации, которые должны постепенно сформировать определенные условия для решения проблем занятости на перспективу. Однако эти меры неизбежно связаны с осложнениями в ближайшее время ситуации на рынке труда и требуют использования всех возможных способов смягчения социальных последствий.
С социально-политической ситуации сохранение достаточно высокого уровня занятости является не непременным условием устойчивости общества. Однако недопустимо трактовать его как требование неизменной сложившийся модели занятости, как отрицания необходимости ее реструктуризации и, следовательно, как отказ от высвобождения работников с предприятий. В тоже время необходимо не только освоить экономические механизмы стимулирования эффективного труда и освобождения предприятий от изменений рабочей силы, но и использовать возможности создания новых рабочих мест в процессе повышения производственной и предпринимательской активности населения и стимулирования экономического роста.