Рынок труда и эффективность общественного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка путей преодоления кризиса на рынке труда Республики Беларусь.
Для достижения данной цели, в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть понятие рынка труда как объекта государственного регулирования;
2) проанализировать мировой опыт развития рынка труда и его использование в Республике Беларусь;
3) проанализировать мировой опыт развития квази-рынка и его использование в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЫНОК ТРУДА КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
2. МИРОВОЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 9
2.1 Международный рынок труда 9
2.2 Особенности рынка труда Республики Беларусь 12
3. КВАЗИ-РЫНКИ В ЭКОНОМИКЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА 16
3.1 Особенности функционирования квази-рыночных систем 16
3.2 Эффективность квази-рынка Республики Беларусь 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Вложенные файлы: 1 файл

Рынок труда - курсовая.doc

— 333.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Видимо, основной проблемой  отраслей, производящих квази-рыночные услуги, все же является их низкая эффективность (в том числе из-за высокой доли государственных предприятий, неэффективного менеджмента, неопределенных прав собственности на активы и производимую продукцию, государственного субсидирования и регулирования цен и зарплаты). Именно эти отрасли в первую очередь «ответственны» как за относительно низкий уровень производительности труда в несельскохозяйственном секторе в целом, так и за недостаточно высокие темпы роста производительности на макроуровне. Это еще раз подтверждает настоятельную необходимость проведения реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве, но также и в науке, здравоохранении и образовании.

Но неэффективность  отраслей, производящих квази-рыночные услуги, — это просто детские  игрушки по сравнению с «черной  дырой» белорусской экономики — сельским хозяйством.

 

 

Таблица 3.2

Структура ВРП  по основным отраслям экономики за 2010 год

 

 

ВРП

Из него

промышленность

сельское хозяйство

строительство

транспорт и связь

торговля и обественное  питание

Республика Беларусь

100

26,8

7,5

11,0

9,5

11,1

Области

           

Брестская

100

25,1

12,9

16,1

11,5

10,5

Витебская

100

24,6

11,4

10,9

9,1

10,6

Гомельская

100

34,4

8,8

12,3

12,7

6,1

Гродненская

100

29,9

13,6

13,9

9,0

9,0

г.Минск

100

20,0

0,0

6,4

10,6

16,2

Минская

100

43,1

13,3

13,4

5,1

9,5

Могилевская

100

32,8

13,3

12,0

9,4

9,5


 

 

Белорусскими экспертами расширение сети крупных региональных агропромышленных холдингов, постепенно перерастающих в национальные вертикально-интегрированные  объединения, рассматривается как  одно из важнейших направлений развития отечественного АПК и перерабатывающей промышленности. Белорусское правительство не скупится на финансовую поддержку сельского хозяйства. Однако бурные вливания в эту отрасль обходятся для страны и ее налогоплательщиков слишком дорого. Речь идет о прямых и косвенных субсидиях и дотациях сельскому хозяйству. Результаты работы сельхозорганизаций не всегда были адекватны государственной помощи, поскольку планируемая эффективность сельхозпроизводства так и не была достигнута. Несмотря на массированное вливание капитала в сельское хозяйство, производительность труда и производительность капитала в сельскохозяйственном секторе росли гораздо медленнее, чем в остальных секторах экономики. Бюджетная поддержка сельского хозяйства в Беларуси значительно выше, чем во многих других странах (по отношению к ВВП, совокупным расходам бюджета и общей площади сельхозугодий). Следует отметить, что сельское хозяйство, имея высокий уровень субсидий, является одним из основных должников: на организации этой отрасли приходится более 30% всей просроченной кредиторской задолженности.

Сегодня необходимость  реформирования общественного сектора  белорусской экономики очевидна, и основная задача правительства  состоит не только в обеспечении  законодательной базы для функционирования новых институтов. Принципиальным оказывается создание экономических стимулов, координирующих деятельность рыночных субъектов.

Квази-рыночный механизм дает положительный эффект при соблюдении определенных условий: свобода выбора потребителями поставщиков услуг, максимально полной информации относительно рыночной конъюнктуры, наличии минимум двух конкурирующих производителей и стимулов у потребителей к поиску нужных услуг, т.е.возможность распорядится государственной субсидией самостоятельно. При отсутствии возможностей организации конкуренции услугодателей, роль рыночных инструментов играют стандарты качества услуг и независимые опросы удовлетворенности благополучателей.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

Основными ориентирами  белорусского рынка труда являются поддержание высокого уровня занятости населения, снижение безработицы и рост заработной платы.

Активизация рыночных преобразований в экономике республики относится  к 1992–1994 гг., когда началось разрушение системы централизованного управления, которое сопровождалось быстрым вхождением в рынок. Однако соответствующие сильные институты рыночного характера еще отсутствовали, а неформальные институты были в основном нерыночными.

Совершенно новым явлением стала безработица — чрезвычайно  сложный по своей экономической, социальной, политической природе феномен рыночной экономики. Некоторый уровень безработицы — неизбежное свойство свободного рынка, она составляет цену рыночной экономики. Очень высокий ее уровень ведет к экономическим потерям, социальному напряжению из-за ухудшения личного благосостояния людей. Поэтому государственная политика в социально-трудовой сфере в переходный период не может быть направлена, как это было в эпоху социализма, на предотвращение какой бы то ни было безработицы. Ее задача иная: удерживать безработицу на максимально низком, экономически эффективном и политически приемлемом уровне. Для этого необходима определяющая роль государства и его институтов на рынке труда.

С 1995 г. начался этап укрепления и формирования сильных государственных структур при одновременном переходе к образованию институтов свободного рынка как необходимому условию либерализации в сфере оплаты труда и занятости. В настоящее время созданы нормативно-правовая база регулирования рынка труда, государственная служба занятости, разрабатываются и реализуются ежегодные государственная и региональные программы занятости населения. Разработаны конституционные гарантии и законодательное обеспечение рыночных реформ. В статье 41 Основного Закона страны гарантируется право на труд. Статья 42 гарантирует справедливое вознаграждение за экономические результаты труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением.

В развитие положений  Конституции в республике приняты  Гражданский и Трудовой кодексы, установлены основные формы заработной платы и стимулирования труда, включая трехуровневую тарифную систему, и осуществлены другие преобразования.

Итак, внешне рынок труда  в Беларуси выглядит как достаточно эффективный. Имеющиеся трудовые ресурсы  весьма интенсивно, по международным меркам, вовлекаются в экономику. При этом структура вовлечения рабочей силы в процесс общественного производства также соответствует стандартам эффективности: наиболее полно используются те сегменты рабочей силы, которые отличаются наибольшей про изводительностью (речь идет о таких стандартных характеристиках, как пол, возраст, тип поселения и образование).

Однако не все так  благополучно на рынке труда, как  это кажется на первый взгляд. В  экономике сохраняются две области  неэффективного использования рабочей силы, сдерживающие рост производительности труда всей экономики. А именно — производство квази-рыночных услуг (ЖКХ, наука, здравоохранение, культура и искусство, образование, госуправление) и производство квази-рыночных товаров (сельское хозяйство). В этих секторах рыночные механизмы, обеспечивающие увеличение эффективности использования рабочей силы и производительности труда, по сей день не получили достаточного развития. Именно эти секторы сдерживают рост эффективности экономики в целом и нуждаются в первоочередном реформировании.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Конституция Республики  Беларусь 1994 года (с изменениями  и дополнениями, принятыми на  республиканских референдумах 24.11.1996 г. и 17.10.2004 г.). — Мн.: Беларусь. — 2006. — 96 с.

2. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / Под общ. ред. Г.А. Василевича. — Мн.: Амалфея. — 2000.— 1072 с.

3. Антонова Н.Б. Государственное  регулирование экономики. — Мн.: Академия управления при Президенте  РБ. — 2002.— 775 с.

4. Ванкевич Е.В. Рынок труда в Республике Беларусь: тенденции и особенности развития // Экономический бюллетень НИЭИ. — 2009. — № 1. — C. 11–27.

5. Макроэкономика / А.В. Бондарь,  В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова [и  др]. — Мн.: БГЭУ. — 2007.— 415 с.

6. Национальная экономика Беларуси / Под ред. В.Н. Шимова: учебник: — 3-е изд. — Мн.: БГЭУ. — 2009.— 751 с.

7. Полетаев А.В. Эффективность  функционирования российского рынка  труда. Препринт WP3/2003/06. —М.: ГУ ВШЭ, 2003. — 52 с.

8. ВВП Беларуси за 2010 год не  дотянул до прогнозного значения // Белорусский экономический портал [Электронный ресурс]. — 2011. — Режим доступа: http://ekonomika.by/obzor-glavnoy-stranitsi/vvp-belarusi-za-2010-god-ne-dotyanul-do-prognoznogo-znacheniya-2 — Дата доступа: 17.01.2011.

9. Национальный статистическй комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — 2010. — Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/gross.php — Дата доступа: 13.04.2011.

10. Национальный статистическй  комитет Республики Беларусь [Электронный  ресурс]. — 2010. — Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/labor.php — Дата доступа: 13.04.2011.

11. Национальный статистическй  комитет Республики Беларусь [Электронный  ресурс]. — 2010. — Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/wages.php — Дата  доступа: 13.04.2011.

12. СМИ о деятельности министерства // Министерство экономики Республики  Беларусь [Электронный ресурс]. —  2010. — Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/populations/massmedia/udelnyj-ves-sfery-uslug-v-vvp-belarusi-za-2010-god-sostavil-409_i_0000000628.html — Дата доступа: 05.04.2011.


Информация о работе Рынок труда и эффективность общественного производства