Рыночная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлена переходом от административно-командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия).

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и элементы рыночного механизма 5
1.1. Сущность рынка 5
1.2. Понятие рыночного механизма 7
1.3. Спрос и предложение 9
Глава 2. Механизм рыночного равновесия 15
2.1.Взаимодействие спроса и предложения. 15
2.2.Установление равновесной цены 18
2.3. Равновесие рынка 19
Глава 3. Цена как элемент рыночного механизма 22
3.1. Сущность цены и ее функции 22
3.2. Рыночный механизм ценообразования 25
Заключение 31
Список используемой литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

рын.doc

— 225.62 Кб (Скачать файл)

Введение                                                                                 3

 

Глава 1. Сущность и элементы рыночного механизма                 5

 

1.1. Сущность рынка                                                    5

 

1.2. Понятие рыночного механизма                                     7

 

1.3. Спрос и предложение                                            9

 

Глава 2. Механизм рыночного равновесия                                   15

 

2.1.Взаимодействие спроса и предложения.               15

 

2.2.Установление равновесной цены                           18

 

2.3. Равновесие рынка                                                  19

 

Глава 3. Цена как элемент рыночного механизма               22

 

3.1. Сущность цены и ее функции                               22

 

3.2. Рыночный механизм ценообразования                25

 

Заключение                                                                             31

 

Список используемой литературы                                        32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

Современная экономика развитых стран носит рыночный характер.

 

Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения

 

Основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

 

Актуальность выбранной темы обусловлена переходом от административно-командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия).

 

В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок. Актуальность определила цель исследования - изучить рынок, его сущность функции и роль в жизни общества, рассмотреть противоречия рынка и механизм.

 

На основании рассматриваемых автором статей, учебников, научной литературы, можно сказать, что данная тема широко многогранной освящена во многих источниках по экономической литературе. Рыночную экономику изучали уже давно.

Большое внимание до сих пор ей уделяют современные экономисты, которые рассматривают принципы, законы, рычаги управления экономических отношений.

На протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имя которому «административно-командная система», охватывающим все сферы жизнедеятельности общества, включая каждого человека. В настоящее время Россия вступила в новый период своего развития, связанный с переходом к рыночной экономике.

 

Переход России от закрытой системы экономики к рыночной экономике и обуславливает актуальность выбранной мною темы.

Цель написания работы - изучение рыночного механизма, его сущности, функций и структуры, определить его основные черты, а также выявить позитивные и негативные стороны рынка, сделать выводы о влияние государства на формирование рыночных отношений и роли рынка в жизни общества.

Анализируя данную тему нужно отметить, что вопрос о рыночном механизме и его функционирование уже давно интересует многих экономистов, которые рассматривают принципы, законы и действие рыночной экономики.

Данная курсовая работа представляет собой обобщение нескольких вопросов, связанных с появлением рыночного механизма в России, в работе рассматривается ряд актуальных вопросов таких, как функции рынка, позитивные и негативные стороны рыночного механизма.

 

Необходимо отметить, что без государственного вмешательства невозможно развитие рыночной системы. Таким образом, эффективность национальной экономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Понятие рынка в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки.

 

Привести краткое и однозначное определение рыночной системы сложно, прежде всего, потому, что это не застывшее, раз и навсегда данное явление, а процесс эволюции экономических отношений людей по поводу производства, обмена и распределения продуктов труда и ресурсов, поступающих в индивидуальное и производственное потребление.

Рынок представляет собой особую, универсальную систему принципов использования ограниченных ресурсов в сферах и отраслях, удовлетворяющих интересам растущего благосостояния общества.

 

Невмешательство государства в механизм хозяйствования, защита конкуренции и права получения законных доходов оказались наиболее приемлемыми для преодоления противоречия между ограниченностью ресурсов и безграничностью потребностей людей в разнообразных товарах.

Современная экономика-это постоянное движение массовых товаров, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу. Товары производятся и доставляются в самые отдаленные точки, где люди способны противопоставить им либо другие товары, либо денежные доходы, получение от продажи своих товаров. Эти потоки перемещаются навстречу друг другу с целью взаимного обмена. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют потребностям людей их обмен состоится. Одни участники процесса обмена получат необходимые им товары, а другие денежный эквивалент этих товаров.

Решая задачи со многими экономическими переменными, рынок беспристрастно и жестко осуществляет отбор ресурсов, товаров и способов производства. Для одних участников рынка требования этого отбора оказываются непомерными, и они выбывают из “игры” по причине убытков и банкротства. Экономический успех, прибыли других участников свидетельствуют об удачно выбранных производственных решениях, способах роста и направлениях деятельности. Этот своеобразный естественный отбор в экономике, независимо от того, одобряют или не одобряют его отдельные люди, позволяет сохранять саморегулируемость в движении потоков товаров, доходов и денег.

 

 

 

Глава 1. Сущность и элементы рыночного механизма

 

1.1. Сущность рынка

 

 

Рынок многолик и столь же разнообразно его определение. В учебнике политэкономии под редакцией В. Медведева и Л. Абалкина дается такое определение рынку: "Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного и денежного обращения".[1] Здесь возникает ряд других вопросов: 1. Что это за законы товарного производства и обращения? 2. Как понимать совокупность отношений товарного и денежного обращения? Есть упрощенное толкование рынка как места продажи, где встречаются продавцы и покупатели.

 

Рынок - есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики. Рынок - это форма движения общественного продукта и услуг.

 

Рынки принимают самые разные формы. Он связывает потенциальных покупателей с потенциальными продавцами рабочей силы. Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный характер. Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. Выбрасывался из трудового процесса и опускался на "дно" неумелый, мало знающий или нерадивый работник. Механизм рынка - это механизм прогресса. Его оборотная сторона заключается в его жестокости.

 

На экономическом рынке постоянно совершаются революции. Выросли цены на мясо и другую продукцию животноводства, - покупатель переключился на картофель и хлеб; выросли цены на картофель, - и теперь уже, не находя подходящей замены, потенциальный покупатель сам добывает себе пропитание на неудобных землях.

 

У потенциального продавца в связи с этим изменяется структура производства. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров и производимых услуг.

 

Рынок выполняет определенные функции:

 

§  выдает сигналы производству по выработке определенных товаров и услуг, их увеличению или сокращению;

 

§  уравновешивает спрос и предложение;

 

§  обеспечивает сбалансированность экономики;

 

§  на основе дифференциации товаропроизводителей ведет к утверждению нового, прогрессивного в жизни общества;

 

§  это своеобразный двигатель научно-технического прогресса;

 

§  объективно формирует корпус умелых предпринимателей, дисциплинирует субъектов рыночных отношений.

     

 

Свободный рынок характеризуется следующими чертами:

 

§  неограниченным числом участников рыночных отношений и свободной конкуренцией между ними;

 

§  свободным доступом к любым видам хозяйственной деятельности всех членов общества;

 

§  неограниченной свободой продвижения капитала и рабочей силы;

 

§  наличием у каждого участника полной информации о рынке;

 

§  стихийным установлением цен в ходе свободной конкуренции;

 

§   на свободном рынке ни один участник не в состоянии изменить рыночную ситуацию по своему усмотрению.

 

В известной мере можно говорить, что свободный рынок представляет саморегулирующийся механизм. Однако, любая система наряду с достоинствами имеет и свои недостатки. Применительно к свободному рынку эти недостатки заключаются в следующем:

 

§  Рынок ведет к дифференциации доходов, а следовательно, и уровней жизни населения;

 

§  Не создает условий для реализации права на труд;

 

§  Не гарантирует полную занятость населения;

 

§  Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования;

 

§  Не создает мотиваций для фундаментальных научных исследований;

 

§  Не защищает среду обитания человека от загрязнения;

 

§  Рынок готов удовлетворить любую потребность.

 

В чистом виде капитализм и свободный рынок никогда не существовали и, вероятно, никогда не будут существовать. Свобода рынка всегда была относительной.

      В силу этих обстоятельств, - утверждает выдающейся американский экономист и социолог П. Гэлбрейт, сегодня не может быть свободного рынка времен А. Смита - и кто призывает к этому - человек с психическим заболеванием клинического характера.

     

 

 

 

         

 

 

 

                                          

 

 

 

 

1.2. Понятие рыночного механизма

 

 

Рыночный механизм - это механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен, объемов производства, его структуры и качества продукции, это механизм распределения ресурсов и доходов на основе объективных экономических законов рынка.

 

Рыночный механизм как механизм регулирования, представляет собой сложную систему, включающую в себя следующие элементы.

 

1) субъекты (продавцы, покупатели, посредники, государственные учреждения и т.д.);

 

2) объекты (различных видов рынка товаров);

 

3) экономические связи между субъектами, которые могут проявляться в кооперации или конкуренции;

 

4) наличие информации о принимаемых решениях для установления экономических связей;

 

5) механизм ценообразования.

 

Факторами, формирующими рынок, являются потребности людей, наличие частной собственности, разделение и специализация труда. Под воздействием этих факторов продукт труда превращается в товар, то есть в такой продукт труда, который нужен людям для удовлетворения их потребностей, но который можно получить у владельца продукта только путем эквивалентного (равного) обмена на другие продукты труда или их заменители (например, деньги).

 

Понять сущности рынка возможно, изучив институты рынка. Под институтами в данном случае понимается нормы и принципы поведения, хозяйственные традиции и обычаи. Рыночная экономика охватывает следующие институты:

 

а) частная собственность;

 

б) свободу предпринимательства и выбора;

 

в) личный интерес как главный мотив поведения;

 

г) конкуренция;

 

д) ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения;

 

е) ограниченная роль государства.

 

Адам Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» описал действие правила «невидимой руки»[2], которое наиболее точно описывает суть рыночных отношений. Несмотря на то, что каждый сам решает о том что, как и для кого производить на рынке отсутствует непонимание между продавцами и покупателями. Интерес к личной выгоде заставляет производителей предлагать товар, пользующийся спросом. При этом ресурсы направляются на производство именно тех благ, которые люди согласны оплачивать.

 

Рыночный механизм оптимизируется за счет действия конкуренции. Причиной возникновения конкуренции является редкость ресурсов и благ. Можно выделить конкуренцию между продавцами и конкуренцию между покупателями. Продавцы конкурируют за право продать продукцию. Выигрывает тот, кто предлагает наименьшую из цен. Покупатели конкурируют за право купить товары и услуги. Выигрывает тот, кто предложит наибольшую из цен. Справедливости ради надо отметить, что для рыночной экономической системы характерна конкуренция между продавцами, а для плановой - конкуренция между покупателями.

 

Следует выделить типы конкуренции, основанные на предмете соревнования. Следует различать ценовую и неценовую конкуренцию Ценовая конкуренция возникает за счет различия в ценах у производителей.

Информация о работе Рыночная система