Рыночная трансформация аграрной сферы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 07:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы являлось выявить сущность рыночной трансформации аграрной сферы в России. Для этого были поставлены следующие задачи: проанализировать понятие аграрной реформы, определить ее основные цели, направления и итоги.
Актуальность данной темы обусловлена тем что, в начале 90-х годов была заложена законодательная база для формирования многоукладной экономики в аграрном секторе страны и свободного выбора каждым сельским тружеником формы хозяйствования на земле.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РЫНОЧНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ РОССИИ.
1.1 Аграрная реформа и структурные преобразования в аграрной сфере
1.2 Кооперативный сектор в современной аграрной структуре
1.3 Рыночная трансформация аграрной сферы
ГЛАВА 2. АГРОБИЗНЕС.
2.1 Агропромышленный комплекс: сущность, специфика
2.2 Особенности рыночных отношений в сфере агробизнеса
2.3 Государственное регулирование сельского хозяйства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

рыночная трансформация аграной сферы экономики России.docx

— 66.04 Кб (Скачать файл)

сельскохозяйственного производства;

• существенное государственное  вмешательство в поддержание  рыночного равновесия.

         К технологическим факторам насыщения  продовольственного рынка относятся:

автоматизация фермерского  производства;

применение высокотехнологичной  обработки земли;

выведение новых устойчивых культур;

производство экологически чистых удобрений;

меры по поддержанию плодородия почв.

        Взаимодействие  спроса и предложение на рынке  сельхозпродукции, как и на рынке  земли, имеет свои особенности. Спрос  на аграрном рынке на сельхозпродукты неэластичен по доходу: рост доходов населения не вызывает заметного роста потребления продовольствия. Значительное отставание спроса от предложения, снижение цен не вызывают адекватного роста спроса. Предложение на аграрном рынке обусловлено быстрым техническим прогрессом в сельском хозяйстве, влиянием технологических факторов, широкой государственной поддержкой фермеров, значительным увеличением предложения продовольствия, вызывающим необходимость снижения цен на сельхозтовары.

В развитых экономических  системах хроническое  отставание спроса от предложения на аграрных рынках, в совокупности с низкой эластичностью спроса, приводит к устойчивой тенденции падения доходов сельскохозяйственных производителей .

        Модель, естественно, применима лишь к экономикам с развитым и высокотехнологичным сельским хозяйством.

       Агропромышленная  интеграция — основа современного агробизнеса. Под агропромышленной интеграцией понимают процесс воздействия технического прогресса на развитие сельского хозяйства. Этот процесс выражаетсяся в форме организационно-экономической и технологической интеграции промышленного производства с сельскохозяйственным, приводящий к обеспечению наиболее эффективного способа ведения хозяйства.

        Конкретными мотивами, которые вынуждают сельскохозяйственных предпринимателей искать более тесные связи с промышленными фирмами и вырабатывать политику координации совместных действий, планирования и организации производства на основе интегрирования современных аграрных и промышленных технологий, как правило, являются следующие:

заинтересованность в  лучшем использовании новой технологии, энергетических средств и инженерных сооружений;

необходимость преодоления  временного разрыва между уборкой  урожая и началом периода его переработки с целью повышения качества продукции;

необходимость улучшения  свойств скоропортящейся продукции;

необходимость доработки  продукции для закладки на хранение;

необходимость организации  более полной загрузки рабочей силы в межсезонье.

       Характерными  чертами агропромышленной интеграции являются:

соединение ресурсов сельского  хозяйства и промышленности;

взаимодействие аграрной и индустриальной технологий в едином производственном цикле;

адаптация рыночной инфраструктуры к потребностям взаимодействия аграрных, промышленных и торговых фирм;

усиление производственных связей.

      Агропромышленная  интеграция может протекать в  виде объединения сельскохозяйственных и промышленных предприятий в  единое производство, слияний сельскохозяйственных производителей с перерабатывающими предприятиями, торговыми фирмами, совместного открытия нового смешанного производства. Кроме того, достаточно часто в мировой практике формируются мощные агропромышленные комбинаты, объединяющие в одной организационной структуре не только крупные фермерские хозяйства, но и подразделения по производству сельскохозяйственной техники и оборудования, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции.

 

2.3 Государственное регулирование  сельского хозяйства

 

       Государственное регулирование сельского хозяйства в странах с развитым АПК — необходимый фактор устойчивого развития рыночной экономики.

      На  современном этапе развития сельского  хозяйства государственное вмешательство  в эту сферу сосредоточено в основном следующих направлениях:

1) Поддержание цен —  комплекс мероприятий, направленный  на повышение и стабилизацию цен и доходов производителей сельскохозяйственной продукции, осуществляемый в виде государственных программ закупок и займов, а также путем субсидирования разницы между закупочными и рыночными ценами.

2) Борьба с излишками  — государственные мероприятия  по сокращению

предложения сельхозтоваров (в частности, путем проведения программ ограничения посевных площадей) и стимулированию спроса на них с помощью поисков нового применения продукции фермеров.

3) Обеспечение государственной  стабилизационной политики в  сельском хозяйстве — вытекает из тенденций развития рынков сельскохозяйственных и промышленных товаров: цены на товары фермеров растут медленнее, чем цены на товары, потребляемые ими, что приводит к неравенству доходов в соответствующих отраслях.

       Основными направлениями государственной  поддержки предприятий АПК России являются:

кредитование, в том числе  льготное, сельских товаропроизводителей для осуществления сезонных затрат;

формирование федеральных  и региональных производственных фондов на основе закупок продукции с предварительным авансированием сельских товаропроизводителей;

компенсация части затрат на производство отдельных видов  сельскохозяйственной продукции;

льготное налогообложение  крестьянских (фермерских) хозяйств, а  также других малых предприятий аграрного сектора;

 предоставление инвестиционных  кредитов на строительство производственных объектов в АПК и индивидуальных жилых домов;

компенсация части страховых  платежей сельских товаропроизводителей;

предоставление товарных кредитов, в том числе "технологических  пакетов";

развитие системы лизинговых сделок, продажа части сельскохозяйственной техники по лизингу;

предоставление целевых  субсидий и субвенций предприятиям и отраслям агропромышленного комплекса и др.

        Соотношение цен промышленных и аграрных товаров  выражается индексом паритета:

Цены на сельскохозяйственную продукцию

Индекс  паритета = ---------

Цены на продукцию, приобретаемую  фермерами

       Исходя  из потребности устранения последствий диспаритетного развития, была сформулирована концепция паритета:каждый  год данный объем производства сельскохозяйственных продуктов должен позволить их производителю получить данное общее количество товаров и услуг, т.е. индекс паритета должен оставаться постоянным.

       Согласно  выводам американских исследователей, основное противоречие сельскохозяйственной политики заключается в том, что государственная сельскохозяйственная политика, предполагающая мероприятия по ограничению предложения и стимулированию спроса, была направлена на исправление комплекса последствий, выражающихся в снижении доходов сельскохозяйственных производителей. Причина же в данном случае заключается в неравномерном распределении ресурсов между отраслями экономической системы, в частности между сельским хозяйством и другими сферами экономики.

       Реформы аграрной сферы в России могут  осуществляться в следующих направлениях:

     1) в отношении собственности:

проведение земельной  реформы, т.е. обеспечение оптимального сочетания различных форм собственности на землю с преобладанием частной собственности;

институциональные изменения  в сельском хозяйстве на основе развития частного сектора;

разработка системы юридического содействия собственникам земли  с целью обеспечения надежных и стабильных условий аграрного предпринимательства;

принятие комплекса мер  по привлечению иностранного капитала в аграрную сферу, прежде всего для создания агропромышленных перерабатывающих компаний со смешанным капиталом;

 2)  в организации агропромышленного производства — развитие современных организационно-правовых форм предприятий рыночного типа, включая: общества с ограниченной ответственностью (ООО); товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО); колхозы, сохранившие свой статус; сельскохозяйственные кооперативы (СХК); коллективные сельскохозяйственные предприятия (КСХП); акционерные общества закрытого типа (АОЗТ); личные подсобные хозяйства населения (ЛПХ); крестьянские (фермерские) хозяйства; совхозы, включая опытные хозяйства науки; ассоциации крестьянских хозяйств. Это обеспечит рациональную и эффективную многоукладность в АПК России;

3) в государственном регулировании  АПК:

разработка правовой базы регулирования агропромышленного

предпринимательства, адекватной современным тенденциям сельскохозяйственного развития;

создание благоприятного фискального режима для реализации собственниками и арендаторами земли своего права осуществлять сельскохозяйственное производство, улучшать качество своих земель с целью получения стабильного дохода в будущих периодах;

содействие формированию и развитию организованного рынка  земли в России;

разработка федеральных  и региональных механизмов упрощения  процедурных вопросов, связанных с арендой земли, как для собственников земли, так и для арендующих предпринимателей;

создание благоприятных  условий кредитования агропромышленных программ и проектов, в том числе через иностранные и международные кредитные институты;

образование и финансовая поддержка федерального фонда содействия технологическому развитию агропромышленного сектора, прежде всего мелких и средних фермерских хозяйств;

реализация программы  социального развития сельских районов, финансирование развития социальной инфраструктуры;

регулирование и способствование  кредитной поддержке системы  специального образования для участников производства и переработки сельскохозяйственной продукции, прежде всего для членов фермерских хозяйств, с привлечением специалистов из развитых стран;

разработка проектов и  финансирование программ развития инфраструктуры агропромышленного производства с привлечением иностранного капитала, создание информационных линий и банков данных на федеральном и местном уровнях;

эффективное регулирование  рынка труда в сельской местности, обеспечение высокого процента занятости сельского населения, прежде всего в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции;

способствование экспорту отечественной  аграрной продукции, выходу на внешние  рынки как крупных агропромышленных компаний, так и мелких и средних сельскохозяйственных предпринимателей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       В ХХI столетии успехи развития экономики, как в мировом сообществе, так и в России во многом будут зависеть от того, насколько человечество сможет эффективно и масштабно использовать положительный опыт, накопленный предыдущими поколениями.

     Современная мировая практика, а также отечественный  опыт свидетельствуют, что поступательное развитие сельского хозяйства в  значительной степени будет определяться использованием преимуществ кооперации.

      В настоящее время в России происходит возрождение системы сельскохозяйственной кооперации, которая начала формироваться еще в ХIХ веке, была восстановлена в период нэпа, но затем в результате политики сплошной коллективизации единственной формой кооперации в сельском хозяйстве были объявлены колхозы. После принятия Закона СССР “О кооперации в СССР” 1988 г. в сельском хозяйстве стали создаваться отдельные кооперативы, однако этот процесс не стал массовым.

      Развитие  системы сельскохозяйственной кооперации — вопрос социальной, политической и экономической важности.

      Выход аграрного сектора на более высокий  уровень развития предполагает широкое  применение эффективных моделей  кооперации и интеграции сельских товаропроизводителей и агросервисных предприятий кооперативного типа.

      Сельхозтоваропроизводители, не связанные кооперационными и интеграционными отношениями, с перерабатывающими и торгово-сбытовыми предприятиями, не смогут эффективно реализовывать свою продукцию, будут вынуждены содержать всевозможных посредников.

      Положительные результаты действующих вертикально интегрированных систем свидетельствуют об эффективности продвижения продукции по технологическим звеньям продовольственной цепочки на основе кооперации.

    Модели  кооперативного типа ориентированы  на использование широких возможностей кооперации в обеспечении интересов как сельхозтоваропроизводителей, так и потребителей продукции сельского хозяйства.

Информация о работе Рыночная трансформация аграрной сферы в России