Рыночная экономика :основные модели,механизмы и условия функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 23:16, реферат

Краткое описание

На какой бы ступени исторического развития ни находилось человеческое общество, люди, чтобы жить, должны иметь пищу, одежду, жилищные и другие материальные блага. Необходимые человеку средства существования должны быть произведены. Их изготовление совершается в процессе производства.
Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества. Исторически оно прошло длительный путь развития от изготовления простейших продуктов до производства сложнейших технических систем, гибких переналаживаемых комплексов, вычислительных машин.

Содержание

Введение 3
1. Основные характеристики рынка. Идеальный рынок 4
2. Поддержание рыночного равновесия 10
3. Рынок и государство 13
4. Особенности становления рынка в России 17
Заключение 21
Список литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

экономическая история.docx

— 61.86 Кб (Скачать файл)

 

 

 

4. Особенности становления рынка  в России

Достигнутые в СССР к 60 – 70-м годам  достаточно высокие уровни развития производительных сил и жизни  населения привели к существенной дифференциации потребностей людей, их быстрой изменчивости. Производительные силы для своего дальнейшего развития требовали совершения технологического переворота во всей системе производства. Между тем существовавшие общественные отношения сдерживали развертывание  качественных преобразований системы  «наука – техника – производство». Значительный отрыв интересов бюрократизированной  части партийно-государственного аппарата от интересов основной массы населения, громоздкость системы управления, замедленность  ее реакции на изменения общественных потребностей существенно снижали  заинтересованность членов общества в  высокопроизводительном труде, в использовании  новейших достижений научно-технического прогресса.

Ослабление, а затем и падение  союзных структур власти позволили  российскому руководству энергичнее взяться за реализацию социально-экономических  реформ.

В октябре 1991 г. правительство России представило первую программу радикальных  реформ. Она предусматривала экономическую  стабилизацию в течение года с  последующим подъемом производства. Главным звеном программы стала  реформа ценообразования, автором  которой выступал Е. Гайдар. Он справедливо  полагал, что именно нерешительность  в этой сфере погубила экономические  реформы Горбачева. Поэтому с 1 января 1992 г. намечалось отпустить цены на большинство продуктов. Это был  не только сильный и решительный, но и опасный шаг российского  руководства, способный вызвать  мощный социальный взрыв.

В декабре того же года Россия объявила себя правопреемницей Союза и  унаследовала всю союзную собственность, расположенную на ее территории, включая  остатки золотого запаса. После этого  правительство России дополнило  программу реформ мерами по приватизации государственной собственности. На 1992 г. предусматривалась приватизация 20% госпредприятий в промышленности и 70% предприятий торговли и сферы  услуг. (3 - стр.204) Предполагалось также  осуществление жесткой финансово-кредитной  политики.

Реформа Гайдара исходила из того, что вначале произойдет либерализация  цен, а уже затем начнется приватизация. Это было прямо противоположно программе  «500 дней». В результате освобождения цен с 1 января 1992 г. денежные средства населения были, по существу, конфискованы. Соответственно покупать акции приватизируемых  предприятий оказалось не на что. В этих условиях летом 1992 г. была утверждена программа приватизации, согласно которой  с 1 октября 1992.г. началась выдача приватизационных чеков (ваучеров) всем россиянам. С 1993 г. было разрешено вложение этих ценных бумаг в акции предприятий, которые  в перспективе должны были обеспечить получение прибылей. Однако одновременно с выдачей ваучеров началась их неконтролируемая скупка у населения новыми предпринимателями, банкирами, иностранцами.

В январе 1992 г., наряду с освобождением  цен, была упразднена централизованная система распределения ресурсов. И все же центральным положением реформы стали новые цены. При  сохранении сверхмонополизации экономики они выросли в 100 – 150 раз, в то время как средняя зарплата лишь в 10 – 15 раз. Наиболее сильно пострадали от такого положения дел работники бюджетных организаций. Начался сильный отток научных и педагогических кадров в коммерческие и иные структуры (в том числе и за границу).  Изменение структуры питания, отсутствие у малообеспеченных слоев населения возможности получить квалифицированную медицинскую помощь привели к абсолютному сокращению населения России в 1992 г. на 70 тыс. человек.

В 1993 году чековая приватизация продолжалась. К концу года было приватизировано  почти 40 тысяч предприятий. Росло  количество частных банков (к концу  года их стало 2000) и бирж (303). В сельском хозяйстве на долю предприятий с  государственной формой собственности  приходилось не более 15% земельных  угодий. Однако главными производителями  продукции по-прежнему оставались 24000 колхозов. Из-за роста трудностей прекратили свою деятельность 14 тысяч фермерских хозяйств. Тем не менее в негосударственном секторе экономики было занято 40% работающих.

Продолжался спад производства как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. В первом случае он составил 16, 2%, во втором – 4% по сравнению с .1992 г. По этой причине сократилось число грузовых перевозок, на 25% увеличился объем незавершенного строительства. Бюджетный дефицит составил свыше 12 трлн. рублей.

Осложнение экономической ситуации не могло не вызвать и обострения социальных проблем. Цены на потребительские  товары за 1993 г. выросли в 9 раз, а  на платные услуги – в 25 раз. Ускорилось расслоение общества на богатых и  бедных. К началу 1994 г. доходы 10% наиболее обеспеченных в 11 раз превышали доходы такой же доли наименее обеспеченных. К этому времени 40 млн. человек  имели денежный доход ниже прожиточного минимума. Численность безработных  составила почти 8 млн. человек. Однако, несмотря на угрожающую статистику, число  забастовок в стране сократилось  по сравнению с 1992 г. в 4 раза.

Первые годы реформ привели к  демонтажу основных элементов отжившей административной системы и переходу к экономическим методам регулирования. Завершилась первая стадия приватизация, в результате чего почти полностью истребленная прежде частная собственность вновь стала реальностью. Произошла определенная адаптация производителей и потребителей к рынку. Либерализация хозяйственной деятельности, цен и внешней торговли привела к тому, что заработал потребительский рынок. Центр деловой активности переместился в негосударственный сектор. Удалось обеспечить, внутреннюю конвертируемость рубля, пополнить золотой и валютный запасы.

По своим масштабам и «старые» (приватизированные), и «новые» организации  оптовой торговли несопоставимы  с универсальными и специализированными  организациями материально-технического снабжения и не могли обеспечивать массовые закупки продукции предприятий  за собственный счет; возможности  делать это за счет заемных средств  были на первых этапах ограничены высоким  ссудным процентом и нехваткой  средств у коммерческих банков.

Произошло разрушение инфраструктуры оптового рынка, и предприятия-производители  стали выходить на него со значительной частью своей продукции непосредственно.

Согласно официальной статистике, на современном российском оптовом  рынке промышленной продукции большой  удельный вес в продажах занимают производители – около 80%.

Основная масса сделок крупным  оптом осуществляется предприятиями. Причем они реализуют не только собственную  продукцию, но и перепродают продукцию, полученную по бартеру, включая потребительские  товары.

В то же время предприятия, особенно крупные, получившие в ходе реформ прямой выход на оптовый рынок, оказались  в организационно-техническом и  финансовом плане не готовы к условиям работы на этом рынке. Это объясняется  не только широким распространением бартерных сделок в российской экономике.

 

Заключение

Центральная проблема любой современной экономики  – это обеспечение экономического роста. Но без четких правил и их точного выполнения невозможно решить ни одной проблемы. Если в казну  не платят налогов, нельзя помочь социально  незащищенным. Если все вокруг пронизано коррупцией, нельзя построить цивилизованный рынок. Арендатор если чиновник зависит от капитала, невозможен никакой экономический прогресс.

Сегодня необходимо создать благоприятную  среду, как для предпринимателей, так и для наемных работников. Федеральные и региональные органы власти должны завершить формирование государственных и частных институтов рыночной инфраструктуры, содействовать их эффективному функционированию и координации деятельности. Права собственности подлежат четкому юридическому определению и практическому осуществлению, финансовые институты нуждаются в строгом и эффективном государственном регулировании, механизм налогообложения призван соблюдать принцип посильности налоговых обязательств.

Очень важно обеспечить эффективную  правовую защиту государством частной собственности и бизнеса от вымогательства и рэкета со стороны криминальных структур, минимизацию процедур и издержек лицензирования нового бизнеса, надлежащую государственную ответственность за регистрацию прав частной собственности и сделок по ее передаче, проведение открытых и честных конкурсов и аукционов по продаже государственной собственности и распределению государственных заказов.

 

Список  литературы

    1. Абалкин А. И. Вопросы экономики. - 2010г. - № 1
    2. Архипов А. И. Экономика: Учебник. - М., 2011г.
    3. Большой экономический словарь. Под ред. А. Н. Азрилияна. М., 2011г.
    4. Булатов А. С. Экономика. - М., 2012г.
    5. Вопросы статистики – 2011. - № 9
    6. Добрынин А. И. - Экономическая теория. - М., 2011г.
    7. Кемпбел Р. Экономикс. - М., 2011г.
    8. Радаева В. В. Экономика переходного периода. - М., 2010г.

 

 

.




Информация о работе Рыночная экономика :основные модели,механизмы и условия функционирования