Рыночный механизм и рыночное равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить элементы рыночного механизма и установления рыночного равновесия.
Задачами работы является рассмотрение и изучение:
рыночной системы;
равновесие спроса и предложения;
эластичность спроса и предложения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Рыночная система: спрос и предложение……………………………...4

1.1. Рыночная система………………………………………………………...4
1.2.Трансакционные издержки……………………………………………….5
1.3.Спрос и предложение…..…………………………………………………6

Глава 2. Равновесие спроса и предложения……………………………………12

2.1.Равновесная цена………………………………………………………...12
2.2.Дефицит и излишки……………………………………………………...16

Глава 3. Эластичность спроса и предложения…………………………………24

3.1. Эластичность спроса…………………………………………………….24
3.2. Эластичность спроса по доходу………………………………………...25
3.2. Эластичность спроса по доходу………………………………………...26

Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 756.94 Кб (Скачать файл)

Как следствие, по одним товарам  наблюдается дефицит, а по другим - излишек.

  1. резервирование в ожидании повышения спроса или цен (в оптовых компаниях).

Менеджеры могут выписывать дополнительные счета, что бы обезопасить  себя на случай дефицита. Если отдел  закупок не знает о таких фактах "резервирования", то поставка товаров  на склад продолжается.

Конечно, можно найти тысячу причин для хранения на складе товарных запасов. Но необходимо понимать, что  если товар не продается, то он не способствует возникновению прибыли, ради которой  бизнес и существует.

Закупленные товары - это  связанные средства. Вы их вложили. И неважно, сколько сейчас стоят  эти запасы - денег уже нет.

И хотя это не самый лучший вариант - продать товар за копейки, но возможно, это лучше, чем верить, что в один прекрасный день клиент опомнится и купит все пыльные  груды банок на складе.

Цель сокращения запасов - избавиться от ненужных товаров по наиболее выгодной цене или с минимальными затратами.

Сократить запасы можно  по-разному:

  1. Распродажа со скидкой или глобальное снижение цены.
  2. Стимулирование продающего персонала.

Можно назначить денежное или натуральное вознаграждение продавцам за продажу "неликвидов". Это особенно хорошо работает, если покупатель может выбирать между  несколькими видами товаров.

  1. продажа конкурентам по льготным ценам. 

Возможно, у Вас просто избыток хорошо продающегося товара, а Ваш конкурент за углом остро  в нем нуждается.

  1. акции по стимулированию спроса на данный товар (искусственное создание спроса).

Требует дополнительных вложений в рекламу, но часто приносит хороший результат (например, провести дегустацию вин или оформить уголок гурмана, где вместе с вином будет выложен сыр и виноград).

  1. создание искусственного дефицита.

 

 Иногда достаточно лишь объявить о  том, что в течение следующих  двух недель не будет поставок товара (например, в связи с отпуском или праздниками). Это помогает оптимизировать запас, если товар имеет хорошую  оборачиваемость, но закуплен в избытке.

  1. возврат поставщику или производителю. 

Лучший момент для такого рода переговоров в преддверии соглашения о закупке новой товарной линии  или размещении крупного заказа на закупку.

  1. создание "комплектов" ("в нагрузку").

Залежалый товар дается в  качестве бонуса или как подарок. Возможно и продажа избытка по принципу “два в одном”.

  1. продажа товаров собственному персоналу или использование на нужды компании. 

В некоторых магазинах  существует отдел кулинарии, куда переводится  товар с подходящим к концу  сроком реализации. Главное здесь - строжайший контроль качества такой  продукции, что бы ни в коем случае не нарушить реальных сроков реализации - последствия могут быть самые  печальные.

  1. осуществление благотворительных акций или пожертвований. 

Отдайте товар тем, кто  может в нем нуждаться. Вы не просто избавитесь от излишков, но и совершите  доброе дело.

  1. Крайняя мера - выбросьте ненужную продукцию. 

В конце концов, это более  правильно, чем неделями на нее любоваться и тратить драгоценное место  на складе.

Способов избавиться от товарных излишков достаточно. И делать это надо - хотя бы потому, что избыточный товарный запас требует значительных ресурсов компании - хранение на складе, замороженные средства, инвентаризации, учет и анализ и так далее.

Наибольшую опасность  избыток товара представляет для  компании, если она находится на стадии внедрения на рынок или  на стадии выживания - то есть тогда, когда  более всего нужны ресурсы  и средства.

Если для компании внешняя  среда менее важна, чем решение  проблем внутри, то излишки могут  стать смертельно опасными для нее.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Эластичность спроса и предложения.

3.1. Эластичность спроса.

Эластичность – мера реакции одной экономической переменной на изменение другой.

В экономической теории рассматривают  эластичность спроса и предложения.

Эластичность  спроса  на товар – это процентное соотношение между изменением в  цене или доходе и изменением спроса.

1.Эластичность спроса по цене.

Она показывает, в какой  мере потребитель реагирует на изменение  цен.

 

Выделяют несколько видов  эластичности спроса по цене в зависимости  от величины коэффициента  эластичности.

E > 1 - эластичный спрос (на товары роскоши);

E < 1 - неэластичный спрос (на предметы первой необходимости);

E = 1- спрос с единичной эластичностью (зависит от индивидуального выбора);

E = 0 - совершенно неэластичный спрос (соль, медикаменты);

E  - совершенно эластичный спрос (в условиях совершенного рынка).

 

Нельзя говорить об эластичных или неэластичных кривых спроса, т. к.  эластичности  действительны для отдельных точек на кривой спроса. На каждой такой кривой спроса, как правило, имеются точки с эластичным и неэластичным спросом.

В качестве исключения рассматриваются  лишь совершенно эластичные и совершено  неэластичные кривые спроса, на которых  каждая точка представляет одну и  ту же эластичность.

 

3.2. Эластичность спроса по доходу.

Эластичность спроса по доходу характеризует относительное изменение  спроса на какой-либо товар в результате изменения дохода потребителя. 

Коэффициентом эластичности спроса по доходу  называют отношение относительного изменения объема спроса на i -тый товар к относительному изменению дохода потребителя:

 

e I = = ∗

 

Если e I < 0, товар является низкокачественным, увеличение дохода сопровождается падением спроса на этот товар.

Если e > 0, товар называется нормальным, с ростом дохода увеличивается и спрос на этот товар.

 

Среди нормальных товаров можно выделить три группы:

  • товары первой необходимости , спрос .на которые растет медленнее роста доходов (0 < e < 1) и потому имеет предел насыщения. 
  • предметы роскоши , спрос на которые опережает рост доходов ( e > 1) и потому не имеет предела насыщения.
  • товары «второй необходимости», спрос на которые растет в меру роста доходов (e = 1).

Эта классификация не совпадает  с часто встречающейся классификацией потребностей по их очередности, так  как потребности существуют и  удовлетворяются комплексно и никакой  очередности не имеют.

Для лиц с разным уровнем дохода (или для одного и того же человека при изменяющемся уровне дохода) одни и те же блага могут оказаться либо предметами роскоши, либо товарами первой необходимости. 

 

3.3. Эластичность спроса по доходу.

Измерив, эластичность предложения по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены.

Коэффициент ценовой  эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения:

 

      

 

где  Q0 и Q1 — предложение до и после

изменения цены; Р0 и Р1 — цены до и после изменения.

Предложение, поскольку оно  связано с изменением производственного  процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.

При оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода:

    • краткосрочный период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции.
    • среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.
    • долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.

Ценовая эластичность предложения  выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров.

 Эти зависимости обусловливают положение кривых эластичности предложения, изображенных на графике (Рис. 9).

    

 
 


Рис. 9. Варианты эластичности предложения.

кривая А — единичная эластичность

кривая В — эластичное предложение

кривая С — неэластичное предложение

 

Изучение эластичности предложения  является необходимым условием исследования относительного изменения предложения  в соответствии с относительным  изменением рыночной цены.

Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи  по любой цене, то имеет место  неэластичное предложение. Когда же небольшое изменение цены вызывает сокращение предложения до нуля, а  небольшое увеличение цены обуславливает  увеличение предложения то данная ситуация характеризует абсолютно эластичное предложение.

Таким образом эластичность предложения изменяется под воздействием технического прогресса, изменения  качественного и количественного  состава используемых ресурсов, усиления ограниченности ресурсов применяемых  при производстве того или иного  товара, что ведет к уменьшению значения эластичности предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Рыночный механизм действует  на основе экономических законов: изменения  спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли.

Основной целью рыночного  механизма является удовлетворение потребностей. Потребности в отличие  от ресурсов, используемых для их удовлетворения, безграничны.

Ограниченность ресурсов может быть причиной дисбаланса между  производством и потреблением, дефицита благ и услуг, уменьшения правительственных  расходов на социальные нужды, нормирования потребления и других малоприятных явлений.

Особенность рыночного механизма  состоит в том, что каждый его  элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос  и предложение. В частности, спрос  находится в обратной зависимости  от цены: с повышением цены товара спрос  на него, как правило, сокращается  и наоборот.

Главными действующими целями на рынке являются спрос и предложение, их взаимодействие определяет, что  и в каком количестве производить и по какой цене реализовать.

Превышение цены спроса над  ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом.

Цены на свободном рынке  могут изменяться до тех пор, пока рынок не достигнет равновесия (то есть пока предложение и спрос не уравняются). В этой точке отсутствующие как дефицит, так и избыток, а следовательно, исчезают те факторы, которые повлекли изменения в цене.

Предложение и спрос не всегда находятся в состоянии  равновесия; в результате резких изменений  на некоторых рынках могут возникать  проблемы с сбытом, однако рано или поздно положение выравнивается.

Так как равновесная цена значительно превышает издержки у тех производителей, затраты  которых ниже средних, то она способствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим, повышая эффективность функционирования национальной экономики в целом.

Цель сокращения запасов - избавиться от ненужных товаров по наиболее выгодной цене или с минимальными затратами.

Таким образом, основными  элементами рыночного механизма  является спрос, предложение, рыночная цена, конкуренция.

Без вмешательства правительства (то есть без установления фиксированных  цен и других мероприятий регуляции) спрос и предложение уравновешивают рынок и указывают цену товара и количество его производства. То, которыми будут эта цена и количество, зависит от специфических характеристик  спроса и предложения. Изменения  же в ценах и количестве товара во времени зависят от того, как  спрос и предложение реагируют  на смены других факторов.

Информация о работе Рыночный механизм и рыночное равновесие