Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 11:55, курсовая работа
Целью данной работы является определение роли налоговой системы Российской Федерации в становлении и развитии рыночной экономики на современном этапе. Следующие задачи детализируют данную цель:
1) Раскрыть сущность налоговой системы, описать способы взимания налогов, определить функции и виды налогов.
2) Объяснить сущность системы налогообложения России, её отличительные черты, и особенности.
Введение 3
Глава 1. Налоговая система 5
1.1.Общие понятия. Сущность и принципы налогообложения. 5
1.2.Элементы налога 7
1.3.Способы взимания налогов 8
1.4.Виды налоговой системы 9
1.5.Функции налогов 9
1.6.Виды налогов 12
1.7.Стабильность и подвижность налогов 14
Глава 2. Система налогообложения в России. 16
2.1.Классификация налогов в российской экономике 17
2.2.Основные налоги Российской Федерации 23
2.3.Основной вид налога 24
Заключение 30
Список использованных источников 32
К федеральным налогам относятся:
1. Налог на добавленную стоимость;
2. Акцизы на отдельные группы и виды товаров;
3. Налог на доходы банков;
4. Налог на доходы от страховой деятельности;
5. Сбор за регистрацию банков и их филиалов;
6. Налог на операции с ценными бумагами;
7. Таможенные пошлины;
8. Отчисления на воспроизводство материально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд РФ;
9. Платежи за пользование природными ресурсами;
10. Подоходный налог с физических лиц;
11. Налог на прибыль с предприятий (подоходный налог);
12. Налоги, служащие источником образования дорожных фондов;
13. Гербовый сбор;
14. Государственная пошлина;
15. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
16. Сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образовываемых на их основе слов и словосочетаний;
17. Транспортный налог с предприятий.
Все суммы поступлений от налогов указанных в подпунктах 1 - 7 и 16 зачисляются в федеральный бюджет. Налоги, указанные в подпунктах 10 и 11 являются регулирующими доходными источниками, а суммы отчислений по ним, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней, определяются при утверждении республиканского бюджета республики в составе РФ, краевого, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов.
Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок), объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.
Все республиканские налоги являются общеобязательными.
К налогам республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов относятся следующие налоги:
1. Налог на имущество предприятий, сумма платежей по налогу равными долями зачисляется в республиканский бюджет республики в составе РФ, краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов по месту нахождения плательщиков;
2. Лесной налог;
3. Плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
4. Республиканские платежи за пользование природными ресурсами.
Налоги устанавливаются законодательными органами (актами) РФ и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки определяются законами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами РФ.
Из местных налогов (всего 22) общеобязательных только 3: налог на имущество с физических лиц, земельный, а также регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
К местным относятся следующие налоги:
1. Налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;
2. Земельный налог. Порядок зачисления поступлений по этому налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле;
3. Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации;
4. Налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
5. Курортный сбор;
6. Сбор за право торговли: сбор устанавливается районными, городскими, коллективными, сельскими органами исполнительной власти. Сбор уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента, и полностью зачисляются в соответствующий бюджет;
7. Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно-правовых форм, на содержание милиции, на благоустройство территорий. Ставки устанавливаются соответствующими органами государственной власти. При этом годовые ставки сборов с физических и юридических лиц имеют определенные ограничения;
8. Налог на рекламу: уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию по ставке, не превышающей 5% стоимости услуг по рекламе;
9. Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров. Налог устанавливают юридические и физические лица, перепродающие указанные товары по ставке, не превышающей 10% суммы сделки;
10. Сбор с владельцев собак. Сбор вносят физические лица, имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере, не превышающем 1/7 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год;
11. Лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями. Сбор вносят юридические и физические лица, реализующие винно-водочные изделия населению;
12. Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей. Сбор вносят их устроители в размере, не превышающем 10% стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты;
13. Сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор вносится физическими лицами при получении права на заселение отдельной квартиры, в размере, не превышающем 3/4 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в зависимости от общей площади и качества жилья;
14. Сбор за парковку автотранспорта. Сбор вносят юридические и физические лица за парковку автомашин в специально оборудованных для этого местах в размере, установленном местными органами власти;
15. Сбор за право использования местной символики. Сбор вносят производители продукции, на которой используется местная символика (гербы, виды городов и прочее) в размере, не превышающем 0.5% стоимости реализуемой продукции;
16. Сбор за участие в бегах на ипподромах. Сбор вносят юридические и физические лица, выставляющие своих лошадей на состязания коммерческого характера, в размерах, устанавливаемых местными органами власти, на территории которых находится ипподром;
17. Сбор за выигрыш на бегах. Сбор вносят лица, выигравшие в игре на тотализаторе на ипподроме в размере, не превышающем 5% суммы выигрыша;
18. Сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме. Сбор вносится в виде процентной надбавки к плате, установленной за участие в игре, в размере, не превышающем 5% этой платы;
19. Сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами. Сбор вносят участники сделки в размере, не превышающем 0.1% суммы сделки;
20. Сбор за право проведения кино- и телесъемок. Сбор вносят коммерческие кино- и телесъемки, производящие съемки, требующие от местных органов управления осуществления организационных мероприятий, в размерах, установленных местными органами власти;
21. Сбор за уборку территорий населенных пунктов. Сбор вносят юридические и физические лица в размере, установленном местными властями;
22. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Большинство местных
налогов устанавливается
Расходы предприятий и организаций по уплате налогов и сборов, указанных в пунктах "7" и"8", "20" и "21" относятся на финансовые результаты деятельности предприятий; земельного налога - на себестоимость продукции (работ, услуг). Остальные местные налоги и сборы уплачиваются предприятиями и организациями за счет части прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль.
Индивидуальный подоходный налог (налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика — физического лица. Это один из основных видов прямых налогов. Существующий порядок налогообложения физических лиц определяется законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 года "О подоходном налоге с физических лиц". Плательщиками подоходного налога являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации, включая иностранных граждан, так и лиц без гражданства. Объектом налогообложения физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году.
Законом предусматривается
довольно обширный перечень доходов, не
подлежащих налогообложению. Например,
не подлежат налогообложению
Работающие граждане, кроме подоходного налога, платят еще 1% от зарплаты в пенсионный фонд. Определение совокупного годового дохода осуществляется на основе декларации, заполняемой самостоятельно физическим лицом и представляемой налоговому органу по месту постоянного жительства не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
Ниже приведены высшие ставки подоходного налога в экономически развитых странах в 2010 году (%):
Канада |
29 |
США |
35 |
Великобритания |
40 |
Австралия |
47 |
Япония |
40 |
Италия |
43 |
Германия |
45 |
Франция |
48 |
Швеция |
56 |
Россия |
35 |
Из приведенных данных видно, что в большем количестве стран этот налог довольно высок.
В последние два десятилетия заметна тенденция понижения ставок подоходного налога. Многие экономисты полагают, что для "справедливой" налоговой системы нужны ярко выраженные прогрессивные ставки подоходного налога, т. е. богатые должны платить больший налог, чем бедные.
Основной вид налога юридических лиц — налог на прибыль. Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, в том числе бюджетные, представляющие собой юридические лица, независимо от подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы предприятия, их филиалы, а также созданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения, компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств и осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Объектом налогообложения является балансовая прибыль (валовая прибыль минус НДС, себестоимость произведенной продукции, и все убытки). В этой связи важным моментом является правильное определение затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Налогооблагаемая прибыль уменьшается с учетом льгот, предусмотренных законодательством (если прибыль направляется на финансирование капитальных вложений, на природоохранные мероприятия, на содержание объектов социального назначения, на благотворительные цели).
Особые льготы, помимо общих, установлены для малых предприятий: из налоговой базы исключается прибыль, которая направляется на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, на освоение новой техники и технологии; освобождение на первые два года работы от уплаты налога на прибыль предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного потребления и т. д.
Важным моментом налогообложения является то, что для арендных предприятий, созданных на основе аренды имущества государственных предприятий и их структурных подразделений, сумма налога на прибыль уменьшается на сумму арендной платы, подлежащей в установленном порядке взносу в бюджет.
Предприятия, организации и иностранные юридические лица платят налог на прибыль в размере 32%; биржи и брокерские конторы, а также предприятия по прибыли от посреднических операций и сделок - 45%. В случае если не представляется возможным определить прибыль, полученную иностранным юридическим лицом от деятельности в РФ, налоговый орган вправе рассчитывать ее, исходя из нормы рентабельности 25%.