Система национальных счетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования данной работы заключается в том, что СНС, прежде всего, предназначена для обеспечения информацией органов государственного и межгосударственного управления, способствует обоснованному принятию решений по вопросам формирования экономической политики, используется для оценки макроэкономической ситуации, которая оказывает значительное влияние на экономическую деятельность на всех уровнях хозяйствования, для характеристики процессов формирования, распределения, перераспределения и использования доходов, а так же внешнеэкономических связей, и трудно представить государственного служащего, не владеющего статистической информацией о состоянии экономики в регионе или стране, или не разбирающегося в ней, разрабатывающего и предлагающего для реализации экономически выгодное и правильное решение регионального или государственного масштаба.
Основными задачами работы выступят: раскрытие темы в полной мере, показать, что СНС играет незаменимую роль в экономике, также ее тесную связь с другими науками. И на основании вышеизложенного раскрыть основную суть темы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....3
1.Теоретические основы системы национальных счетов...........................5
1.1. Понятие СНС и история ее возникновения…………………...….......5
1.2. Основные макроэкономические показатели……..……………………9
2. Структура и содержание современной российской СНС….………..20
2.1. Методология составления и формирования счетов…………………20
2.2. Проблемы их формирования………………………………………....24
Заключение………………………………………………………………......28
Литература…………………………………………………………………..30
Приложения………………………………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая_СНС.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

В СНС определяют обычно норму накопления и долю потребления, но в процентах от ВВП, а не от национального дохода. После внесения определенных корректив в НД таких, как отчисления на соцстрах, налога на прибыль, нераспределенные доходы корпораций, трансфертных платежей (пенсии, помощь на детей, инвалидность, безработица, правительственные субсидии и т.д.), возникает еще один макроэкономический показатель - личный доход. [15, http://lib.rus.ec/b/203941/read#t13]

Располагаемый доход (РД) или личный располагаемый доход.  Представляет собой полученный домашними хозяйствами доход, отличающийся от НД, который является заработанным доходом. Здесь следует отметить, что часть заработанного дохода - взносы на социальное страхование, налоги на прибыль предприятий - не поступает в распоряжение населения. В то же время трансфертные платежи, осуществлённые государством, не являются результатом хозяйственной деятельности работника, но представляют часть их дохода. Располагаемый доход как фактически полученный доход можно вычислить путём вычитания из национального дохода взносов на социальное страхование, налогов на прибыль предприятий, нераспределённых прибылей, индивидуальных налогов (подоходного, налогов на личное имущество, на наследство) и добавления суммы всех трансфертных платежей. Располагаемый доход находится в личном распоряжении членов общества и используется на потребление и сбережения домашних хозяйств.

РД = ЛД - ТИНД, где Тинд – это частные налоги. [8, стр.60-61]

Личный доход (ЛД) = НД - Взносы на социальное страхование - Нераспределенная прибыль корпораций + Налоги на прибыль + Трансфертные платежи + Личные доходы, поступаемые в виде процента, например, проценты по государственному долгу. [15, http://lib.rus.ec/b/203941/read#t13]

Рассмотренные макроэкономические показатели рассчитываются на основе ВНП и находятся в тесной взаимосвязи, характеризируя различные стороны экономической жизни страны. Макроэкономические показатели выступают как способ отображения в отчетности состояния дел в национальной экономике. Существуют наиболее общие (ВНП, ВВП) и более конкретные формы показателей макроэкономической деятельности. Различают абсолютные и относительные показатели, среди которых большое значение принадлежит макроэкономическим индексам. [4, стр.12]

  

 

 Глава 2. Структура и содержание современной российской СНС

2.1. Методология составления и формирования счетов

 

Система национальных счетов методологически и информационно  связана с другими разделами  социально-экономической статистики. Методология построения СНС определяет, в частности, методологию исчисления показателей статистики финансов. В то же время данные статистики финансов используются в расчетах показателей СНС. Она позволяет решать следующие основные задачи: 1)исчисление обобщающих статистических показателей, характеризующих результаты экономической деятельности; 2) исследование динамики макроэкономических показателей; 3) анализ макроэкономических пропорций.

Основные принципы и  правила построения российской системы  национальных счетов определяются международным методологическим стандартом СНС-93. Однако в отечественной СНС учитываются особенности, как экономики, так и информационной базы макроэкономических расчетов в России.

Основные методологические принципы национального счетоводства позволяют выявить в рамках СНС картину функционирования экономики, характеризовать главный объект исследования - экономический оборот - как в его объективном единстве, так и посредством анализа основных его составляющих и системы экономических связей между ними.

Национальное счетоводство основано на единых принципах; важной предпосылкой национального счетоводства является наличие системы взаимосвязанных  классификаций основных структурных  элементов СНС. Классификации всех процессов экономики, экономических  операций, хозяйственных единиц необходимы для того чтобы иметь возможность количественно определить и отразить в счетах многообразные явления, которые в совокупности представляют собой схему экономического развития.

Основным методологическим приемом является применение к описанию национальной экономики методов бухгалтерского учета (системы счетов с прямой корреспонденцией по принципу двойной записи бухгалтерского баланса). Применение принципа двойной записи к системе народнохозяйственных показателей придает СНС важное качество - способность количественно отражать не статистические величины, а процесс, происходящий в рамках экономического оборота.

Последовательность распространения  СНС определяется стадиями воспроизводственного цикла, базой для которого служит хозяйственный кругооборот, обеспечения замкнутости системы на основе жесткой увязки показателей, предполагающих балансовое равенство совокупных доходов и расходов по секторам и народному хозяйству в целом. Логика между национальным счетоводством заключается, во-первых, в том, что весь процесс общественного воспроизводства может быть представлен как совокупность хозяйственных операций экономических агентов; во-вторых, каждая операция отражается на счетах контрагентов как их процессы пополнения ресурсов или их использования.

Счета представляют собой  систему именно потому, что они , во-первых, связаны между собой; во вторых, они ориентированны на достижение единой цели; в-третьих, построены по единому методологическому принципу; в четвертых, они содержат систему взаимосвязанных показателей исчисленных по единым методологическим основам.

Основные принципы составления  национальных счетов следующие:

-Счета имеют форму,  состоящую из двух частей разделов. При этом ресурсы (по составляющим их компонентам) отражаются с правой стороны - колонка “ресурсы” а их использование отражается в левой части - колонка “использование”.

- Счета строятся по  принципу бухгалтерского учета,  что выражается в двойном отражении  в СНС каждой операции (или  корреспондирующей с ней): в части  использования одного счета, в части “Ресурсы” другого счета (что соответствует бухгалтерскому принципу записи операции в дебете одного счета и в кредите другого счета корреспондента). Это обеспечивает дополнительный контроль достоверности, отражаемой в счетах, информации увязывает счета. При изучении динамики этих показателей необходимо предварительно привести к сопоставимому виду их содержание.

- Каждый счет представляет  собой балансовую таблицу, в  которой расчетным путем обеспечивается равенство (баланс) между двумя частями: “ресурсы” и “использование”.

- Показатели в счете  представляют собой операции. Каждая операция -  стоимостной поток между институциональными единицами. Экономические операции в соответствии с различными стадиями процесс воспроизводства могут быть операциями производственными обменными или операциями потребления и сбережения, причем в счетах отражаются не сами процессы потребления или накопления, а приобретение (доходы) с целью потребления или накопления.

- В соответствии с  принципом двойной записи принятым в системе, итоги операций на каждой стороне счета сбалансируются или по определению, или с помощью балансирующей статьи, которая сама по себе важна в экономическом анализе и служит для перехода к следующему счету. Балансирующие статьи счетов,  обеспечивающие  равенство правой и левых частей счета, рассчитываются  как разность между объемами ресурсов и их использованием.

- Национальные счета  строятся в определенной последовательности  соответствующей в основном последовательности  воспроизводственного цикла.

     

- Счета являются регистрацией  всех экономических потоков в  форме балансов. С их помощью  характеризуется деятельность экономических  агентов системы по совершению  операций. Поэтому вся экономическая  деятельность отражается в счетах  операций и в счетах агентов. Счета агентов фиксируют деятельность определенной категории и группирует все виды экономических операций, в которых агенты принимали участие.

- Балансирующие статьи  не операции, которые можно наблюдать,  а расчетная  категория, предназначенная не только для обеспечения сбалансированности между объемами ресурсов и их использованием в каждом счете (для арифметического равенства двух частей счета), но и для характеристики результатов соответствующего процесса отражаемого данным счетом, и представляет собой важный макроэкономический показатель экономического развития.

Так, балансирующей статьей  счета “производства”, отражающий результат экономической деятельности по производству продуктов и услуг и связанных с ним затрат, является ВВП (а для каждой отрасли экономики ВДС), полученные как разность объема ресурса, отраженных в правой части счета, их использование отраженного в левой части. Балансирующая статья записывается в разделе использование.

Основные методологические принципы национального счетоводства обеспечивает на основе СНС характеристики реальной ситуации в экономике, характеристики экономического оборота.

Единство принципов  составления всех счетов экономики  проявляется в наличии системы  взаимосвязанных классификаций  и основных структурных элементов СНС: экономических операций, хозяйственных единиц и другое, что обеспечивает сводную количественную характеристику различных экономических процессов, совокупности составляющей экономику в целом. [6, cтр.41-46]

 

 

 

 

2.2. Проблемы их формирования

 
    Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования  для международных сопоставлений национального дохода. Процесс перехода на рыночную модель хозяйствования и построения цивилизованного рыночного общества - это процесс сложный и длительный  и практически во всех сферах жизнедеятельности общества. Первым шагом на пути к достижению поставленной цели (формирование российской СНС в условиях рыночных методов хозяйствования) должна быть разработка концептуальных, теоретических, методологических и статистических аспектов структуры новой макромодели экономики, институциональной, секторальной и отраслевой группировок национального хозяйства. В целом основные проблемы формирования СНС в России могут быть сведены к следующим:           1.Концептуальным  (разработка основных положений и принципов формирования российского аналога версии СНС ООН 1993г.; 
трактовка производственной деятельности и определение ее границ; 
определение стоимостного состава продукта; разработка структуры государственного бюджета и другие.);

2. Теоретическим (строгое научное обоснование формирования системы основных макроэкономических показателей в условиях рынка и соответствие механизма их функционирования хозяйственному укладу экономики);

3. Институциональным (классификация институциональных единиц по функциональному принципу);

4. Методологическим (формирование  современной рыночной методологии прогнозирования, основанной на принципах равнозначности и взаимообусловленности экономики и политики, когда расчет показателей прогноза опирается на данные нормативно правовых актов, отвечающей потребностям российской специфики хозяйствования органов статистического учета и прогнозирования, органов государственной власти, а также международным требованиям и стандартам; создание на этой основе балансового метода описания экономики, адекватного рыночной модели хозяйствования России; разработка методологических подходов к формированию структуры отчетных показателей социально-экономического развития национальной экономики: производства, потребления (промежуточного и конечного), распределения и перераспределения доходов, внешней торговли; трактовка финансовых потоков; классификация доходов и расходов; определение категории сбережений и других);

5. Организационно-правовым (утверждение прав собственности  и распределение границ их видовой структуры; создание целостной системы отчетности на базе Госкомстата России, сформированной на основе обязательного представления отчетных данных Центробанком России, Минфином, Таможенным комитетом и другими службами и ведомствами, являющимися держателями отчетной информации финансового и нефинансового характера предприятий и организаций, характеризующей развитие национальной экономики страны в целом и в рамках кредитно-денежного сектора, сектора органов госуправления и внешнего сектора экономики);

6. Статистическим (актуализация  единого государственного регистра  предприятий и организаций Госкомстата  России (ЕГРПО); пересмотр процедуры и методов сбора внешних и внутренних источников данных, их обобщения и разработки новых источников данных с использованием новых методов, отвечающих требованием построения системы национальных балансов). Переходность форм отношений (специфика форм собственности и их трансформирование),  их неустойчивость, появление и функционирование  особых переходных экономических форм, являющихся проявлением смешанности старого и нового, а также выражение противоречий с традиционными системными формами, то есть сама система социально-экономических отношений переходного общества, создает определенные сложности органам госстатистики в вопросах формирования корректной информационной базы для построения СНС по полной схеме и органам прогнозирования для разработки всесторонне обоснованной схемы социально-экономического развития. России на перспективу. Одной из важных проблем, связанных с внедрением СНС в статистическую практику экономических расчетов в России, является перестройка ранее существовавшей системы отчетности и создание на ее базе новой адекватной основным концепциям общей СНС. Логическим продолжением работ по совершенствованию информационной базы статистики является разработка и внедрение ЕГРПО, аккумулирующего информацию обо всех организациях, прошедших государственную регистрацию независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и видов деятельности. Потребность в получении макроэкономических показателей в соответствии с принципами СНС требует пересмотра прежних форм отчетности, внесения изменений в них, разработки и введения новых, а также проведение обследований. Однако несовершенство новых норм отчетности в первичном учете некоторых показателей, а также различна интерпретация понятий, их трактовка различными институциональными единицами создают определенные сложности для перехода предприятий и организаций на СНС. [4, стр.8-9]

Информация о работе Система национальных счетов