Совершенствование организационной структуры управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является оценка путей совершенствования организационной структуры управления предприятием.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность организационной структуры управления предприятием, рассмотреть ее виды, выявить преимущества и недостатки, а также рассмотреть основные вопросы проектирования организационных структур.
2. Дать общую характеристику исследуемого предприятия, рассчитать эффективность системы управления, провести анализ трудовых ресурсов, а также финансового состояния предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Теория создания организационных структур управления предприятием
1.1. Характеристика организационной структуры управления предприятием
1.2. Виды организационных структур управления, их преимущества и не-достатки
1.3. Основы проектирования организационной структуры предприятия
Выводы
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия ЗАО «Нортос»
2.1. Организационная структура предприятия ЗАО «Нортос»
2.2. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Нортос»
Выводы
3. Совершенствование организационной структуры управления предприятием ЗАО «Нортос»
3.1. Основы моделирования организационной структуры управления предприятием в современных условиях
3.2. Разработка организационной структуры управления ЗАО «Нортос»
3.3. Рекомендации по обеспечению деятельности в соответствии с предла-гаемой структурой управления
Выводы
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Совершенствование организационной структуры управления предприятием.doc

— 969.00 Кб (Скачать файл)

На конкретную структуру управления влияют несколько  групп факторов:

  • масштаб и структура самой организации. Первый определяет, будет ли управленческая структура «высокой» или «плоской», а вторая задает ее тип – функциональная, дивизиональная и т.п.;
  • технологические факторы. В условиях всеобщей автоматизации, при которой не нужно постоянное присутствие человека, структура управления бывает гораздо более простой;
  • экономические факторы. Например, сгруппировав сходные виды деятельности в единое подразделение, руководимое единым органом управления вместо нескольких прежних, можно значительно снизить соответствующие затраты;
  • человеческий фактор связан с социальной структурой персонала и взаимоотношениями между людьми. Так, если в организации не достает лиц с соответствующим уровнем образования и квалификации, попытка создать то или иное подразделение или должность вряд ли увенчается успехом, даже если потребность в них несомненна;
  • естественные факторы – географические или природно-клима-тические. Например, территориальная разбросанность подразделений, их оторванность от центрального руководства, экстремальный характер условий работы и пр.;
  • структура управления частью организации во многом определяется местом, которое эта часть занимает и характером деятельности. Структура управления производственными подразделениями будет совсем не такой, как научными, а находящимися на верхних «этажах» иной, чем на нижних.

 

1.2. Виды организационных структур  управления,

их преимущества и недостатки

 

Структуры управления подразделяются на две большие группы – механистические и органические, сравнительная характеристика которых представлена в таблице 116.

Таблица 1

Сравнительная характеристика механистического и  органического типов структур

 

Механистические структуры                           управления (бюрократические)

Органические  структуры управления

В основе построения структуры лежит

Четко определенная иерархия

Отсутствие  иерархии

Тип руководства

Моноцентрический, постоянный

Полицентрический, смена руководства исходя из ситуации

Преобладающий тип связей

Вертикальные

Горизонтальные

Формализация  отношений

Четко определенные обязанности                     и права

Изменяющаяся  система норм и                     ценностей

Организация труда

Жесткое разделение функций

Временное закрепление  функций

за группами

Получение желаемого  результата основано на

Рационализации  спроектированной структуре управления

Инициативе  персонала и   самоорганизации


 

Таким образом, мы видим, что механистические (бюрократические) или жесткие организационные и управленческие структуры малоподвижны, стабильны, система планирования и контроля строго иерархичны, а решения принимаются высшим руководством. Это централизованные структуры. Децентрализованные структуры более гибкие, быстро меняющиеся. Они называются органическими, адаптивными.

Механистический (бюрократический) тип структур управления имеет много разновидностей17: линейная; функциональная; линейно-функциональная; линейно-штабная; дивизиональная, которая в свою очередь подразделяется: по продукту; по потребителю; по региону.

Линейная структура. Это исторически первый и самый простой вид структуры. Линейная организационная структура позволяет реализовать в системе управления только отношения «руководство – подчинение» (рис. 1).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Линейная структура управления

 

В линейной структуре  руководитель выполняет все функции  по управлению подразделением. Эта  структура создает реальные условия для единоначалия, обеспечивает единство распоряжения в системе управления, ориентирует руководителей в основном на решение оперативных задач. Таким образом, доминирующим принципом построения линейной структуры служит вертикальная иерархия, обеспечивающая простоту и четкость подчинения.

Вместе с  тем здесь есть и определенные трудности. Каждый руководитель при  линейной структуре обязан быть высококвалифицированным специалистом, обладающим разносторонними знаниями, необходимыми для выполнения комплекса работ по управлению производством. В условиях современного уровня развития производительных сил, масштабов производства и высокой технической оснащенности эта задача становится все труднее: увеличиваются число уровней управленческой иерархии, количество подчиненных подразделений, а вместе с этим и их различная функциональная направленность. При таких условиях линейная структура в чистом виде применяться не может, однако как способ реализации принципа единоначалия и отношений «руководство – подчинение» является обязательным элементом всех видов структур. Линейное управление строится на основе производственной структуры предприятия и используется для управления организацией в целом (предприятие – цех – участок), а также ее подразделениями (начальник цеха – начальник участка – мастер).

Отношения «руководство – подчинение» строятся на основе линейной структуры и в управленческих подразделениях (начальник отдела – начальник бюро – начальник сектора – руководитель групп).

Преимущества  линейной структуры:

  • четкая система взаимных связей функций и подразделений;
  • четкая система единоначалия – один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;
  • ясно выраженная ответственность;
  • быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.

Недостатки  линейной структуры:

  • отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы («текучка») доминирует над стратегическими;
  • тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;
  • малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;
  • критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом – разные;
  • тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности;
  • большое число «этажей управления» между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;
  • перегрузка управленцев верхнего уровня;
  • повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.

Вывод: в современных  условиях недостатки структуры перевешивают ее достоинства. Такая структура плохо совместима с современной философией качества.

Функциональная  структура. Эта структура появилась в результате разделения управленческого труда по принципу его функциональной специализации (рис. 2).


 

 

 

 

 

 

 

                                                                   Отделы

 

Рис. 2. Функциональная структура управления

При такой  структуре управление осуществляется всем предприятием в целом и по каждой функции в отдельности. Для выполнения каждой функции в системе создается специальное подразделение, деятельность которого направлена на решение специфического круга своих задач. Таким образом, функциональная структура создает условия для повышения профессиональной квалификации работников аппарата управления. Однако такая схема управления приводит к тому, что для каждого управленческого звена на первый план выступают его специфические интересы, что иногда может идти в ущерб интересам предприятия в целом.

Преимущества функциональной структуры: возможность использования в работе опытных специалистов; подготовка компетентных управленческих решений; снижение потребности в специалистах широкого профиля; освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специфических вопросов.

Недостатки функциональной структуры: чрезмерная централизации; переплетение функциональных зависимостей; усложнение взаимосвязей; множественная подчиненность, т.е. нарушение принципа единоначалия.

Вывод: функциональную структуру организации целесообразно  использовать в тех организациях, которые выпускают относительно ограниченную номенклатуру продукции, действуют в стабильных внешних условиях и для обеспечения своего функционирования требуют решения стандартных управленческих задач.

Линейно-функциональная структура. Наиболее распространенной является организационная структура, основанная на сочетании линейных и функциональных связей в организации (рис. 3).


 

Линейное  руководство                                       Функциональное управление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Линейно-функциональная структура управления

Линейно-функциональная структура управления обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления осуществляют общее руководство и координацию, а функциональные консультируют, разрабатывают конкретные вопросы.

Преимущества  линейно-функциональной структуры:

  • эффективны при решении типичных задач и функций;
  • разделение деятельности линейных и функциональных звеньев при усилении координации их функционирования в процессе управления.

Недостатки  линейно-функциональной структуры:

  • мало учитывают постоянно меняющиеся внутренние и внешние условия деятельности;
  • опасность нерационального распределения информационных потоков;
  • опасность разобщенности функциональных звеньев и увеличение работы по координации их деятельности;
  • каждое звено заинтересовано в достижении своей узкой цели, а не общей цели фирмы.

Вывод: опыт использования  линейно-функциональных структур показал, что они наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся и редко меняющиеся задачи и функции. Применяются для построения любой организации среднего размера.

Линейно-штабная  структура. Штаб является консультационной структурой, находящейся при руководителе. Особенность данной структуры управления, представленной на рисунке 4, состоит в выделении всех или большинства функциональных звеньев в собственный штаб руководства.

Преимущества  линейно-штабной структуры:

  • более фундаментальная подготовка управленческих решений;
  • освобождение линейных менеджеров от вспомогательных функций в процессе управления;
  • возможность привлечения консультантов и экспертов в определенных областях.

Рис. 4. Линейно-штабная  организационная структура управления

Недостатки  линейно-штабной структуры:

  • при увеличении объема функциональной деятельности и при расширении масштабов управления штабы могут перерасти в параллельную структуру и, тем самым, возникает опасность потери необходимых связей функционального и линейного блоков в системе управления;
  • отсутствие горизонтальных связей между штабами;
  • недостаточно четкая ответственность, так как готовящие решение не участвуют в его реализации;
  • большинство решений должен принимать один человек – высший руководитель;
  • медленное принятие решений.

Дивизиональная структура. Дивизиональные (отделенческие) структуры управления (от англ. слова division – отделение, подразделение компании) являются наиболее совершенной разновидностью организационных структур иерархического типа и даже порой их считают чем-то средним между бюрократическими (механистическими) и адаптивными структурами18.

Под отделением (дивизионом) подразумевается организационная товарно-рыночная единица, имеющая внутри необходимые собственные функциональные подразделения. На отделение возлагается ответственность за производство и сбыт определенной продукции и получение прибыли, в результате чего управленческий персонал верхнего эшелона компании высвобождается для решения стратегических задач. Оперативный уровень управления, концентрирующийся на производстве конкретного продукта или на осуществлении деятельности на определенной территории, был наконец-то отделен от стратегического, отвечающего за рост и развитие компании в целом. Как правило, у высшего руководства фирмы остается не более 4-6 централизованных функциональных подразделений. Высший руководящий орган компании оставляет за собой право жесткого контроля по общекорпоративным вопросам стратегии развития, научно-исследовательских разработок, финансов, инвестиций и тому подобного. Следовательно, для дивизиональных структур характерно сочетание централизованного стратегического планирования в верхних эшелонах управления и децентрализованной деятельности отделений, на уровне которых осуществляется оперативное управление и которые ответственны за получение прибыли.

Информация о работе Совершенствование организационной структуры управления предприятием