Совокупное предложение в макроэкономическом анализе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение места совокупного предложения в макроэкономическом анализе.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
• Осветить сущность совокупного предложения и особенности кривой совокупного предложения;
• Рассмотреть шоки совокупного предложения;
• Охарактеризовать теорию экономики предложения и кривую А. Лаффера.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Совокупное предложение, кривая совокупного предложения………… 4
2. Шоки совокупного предложения………………………………………... 8
3. Экономика предложения и кривая А. Лаффера………………………… 11
Заключение………………………………………………………………….. 17
Список использованных источников……………………………………… 18

Вложенные файлы: 1 файл

КУрсовая работа 1.docx

— 76.49 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………

3

1.

Совокупное предложение, кривая совокупного предложения…………

4

2.

Шоки совокупного предложения………………………………………...

8

3.

Экономика предложения и кривая А. Лаффера…………………………

11

 

Заключение…………………………………………………………………..

17

 

Список использованных источников………………………………………

18



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Совокупное предложение - это общее количество товаров и услуг, которое может быть предложено предпринимательским и государственным секторами при определенном уровне цен. Совокупное предложение может быть приравнено к величине валового национального продукта или к величине национального дохода.

Совокупное предложение находится в зависимости от уровня цен. Более высокие цены стимулируют производство товаров и их предложение. Более низкие цены, наоборот, сокращают производство и предложение товаров.

На совокупное предложение влияют не только ценовые, но и неценовые факторы. Если ценовые факторы показывают движение по кривой совокупного предложения, то неценовые смещают кривую вправо при уменьшении издержек и влево -  при их увеличении.

Актуальность данной темы связана с тем, что совокупный спрос и совокупное предложение являются основными макроэкономическими показателями, влияющими на оптимальный выбор в экономике. Поэтому соблюдение макроэкономического равновесия между ними имеет огромное социально-экономическое значение.

Целью данной работы является изучение места совокупного предложения в макроэкономическом анализе.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

    • Осветить сущность совокупного предложения и особенности кривой совокупного предложения;
    • Рассмотреть шоки совокупного предложения;
    • Охарактеризовать теорию экономики предложения и кривую А. Лаффера.

Предмет курсовой работы – характерные черты совокупного предложения в макроэкономическом аспекте.

Объект курсовой работы – совокупное предложение как экономическая и научная категория.

В ходе курсового исследования будут использованы следующие методы:

    • Метод анализа;
    • Метод дедукции;
    • Метод индукции;
    • Метод синтеза.

1 Совокупное предложение, кривая совокупного предложения

 

Совокупное предложение AS – это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Это понятие часто используется как синоним валового национального (или внутреннего) продукта.

Существует прямая связь между уровнем цен и совокупным предложение. Более высокий уровень цен стимулирует производство товаров и услуг в национальной экономике, что увеличивает их предложение. Более низкий уровень цен вызывает сокращение производства, а значит, и предложения товаров и услуг. Поэтому простая модель совокупного предложения представляет собой кривую с положительным наклоном [6, с. 310].

Кривая совокупного предложения AS (от англ. aggregate supply)  показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок производителями при разных значениях общего уровня цен в экономике. Форма кривой AS по-разному интерпретируется в классической и кеинсианской школах. Классическая школа полагает, что кривая совокупного предложения AS вертикальная, кейнсианская школа – либо горизонтальная, либо имеющая положительный наклон.

Современная экономическая наука полагает, что на различных стадиях воспроизводственного процесса могут иметь место три формы кривой совокупного предложения, которые можно объединить в одну кривую. Графически это представлено на рисунке 1.1 [3, с. 187].

 

 

 

Рисунок 1.1 - Кривая совокупного предложения AS

Кривая совокупного предложения AS имеет сложный восходящий характер. Это объясняется тем, что вид данной кривой зависит от изменений издержек производства на единицу продукции, под которыми понимается частное от деления стоимости всех использованных ресурсов на общий объем продукции. Исходя из этого, кривая совокупного предложения имеет три отрезка:

1. Горизонтальный или кейнсианский отрезок. Он свидетельствует о том, что экономика находится в состоянии спада, кризиса: существует недозагрузка производственных мощностей, фиксированный уровень цен и заработной платы, значительный уровень безработицы, т. е. экономика характеризуется наличием избыточных ресурсов, которые не задействованы. В данной ситуации рост выпуска продукции можно обеспечить за счет приведения в действие неиспользуемых ресурсов и при этом не оказать никакого давления на уровень цен. Так, производители могут приобрести трудовые и другие ресурсы по твердым ценам, издержки на единицу продукции при расширении производства не возрастут, а, следовательно, не будет оснований для повышения цен на товары.

2. Восходящий или промежуточный отрезок. Он характеризуется тем, что изменение реального объема производства соответственно вызывает изменение цен. На этом участке производства вовлекаются дополнительные ресурсы, притом менее эффективные, так как расширение производства предполагает, что некоторым фирмам придется использовать старое и менее эффективное оборудование, нанимать менее квалифицированных рабочих и т. д. Поэтому издержки на единицу продукции увеличиваются, и производители должны назначить более высокие цены на товары, чтобы производство было рентабельным.

3. Вертикальный или классический отрезок.  Он отражает такое состояние экономики, при котором ее производственные возможности практически полностью использованы. Это выражается в полной занятости, максимальной загрузке производственных мощностей и, следовательно, в невозможности дальнейшего роста производства. Так как экономика работает на полную мощность, то любое повышение цен не приведет к увеличению реального объема производства [6, с. 312].

 

Кривая совокупного предложения устанавливает зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства при прочих равных условиях. Но когда эти условия (их называют неценовыми факторами совокупного предложения) изменяются, происходит смещение кривой совокупного предложения. К неценовым факторам совокупного предложения относят:

    1. Издержки. Рост издержек уменьшает объём выпуска национального продукта и ведёт к снижению объёма предложения.
    2. Изменение цен на ресурсы. Их рост увеличивает издержки, что ведёт к уменьшению предложения, и наоборот.
    • внутренние ресурсы (труд, земля, капитал, предпринимательские способности);
    • внешние (импортные) ресурсы;
    • господство на рынке;
    • изменения в производительности труда;

Примеры: снижение цены на минеральные удобрения увеличивает предложение пшеницы; повышение  цен на дождевальные установки сокращает предложение кукурузы.

    1. Производительность труда. Увеличение производительности труда ведёт к увеличению объёма предложения.
    2. Новая технология. Её массовое применение позволяет увеличить объём произведённого национального продукта и его предложения.

Пример: создание более эффективного средства против кукурузного вредителя увеличивает предложения кукурузы.

    1. Налоги с предприятий и субсидии. При увеличении налогов растут издержки на единицу продукции, а значит, предложение уменьшается. Государственные субсидии ведут к снижению издержек фирм и, соответственно, к росту совокупного предложения.

Пример: повышения акцизного налога на сигареты сокращает их предложение [4, с. 36].

 

Когда один или несколько факторов изменяются, то меняются и издержки на единицу продукции при данном уровне цен. Уменьшение издержек на единицу продукции смещает кривую совокупного предложения вправо. И наоборот, увеличение издержек на единицу продукции смещает кривую совокупного предложения влево.

Смещение кривой от AS1 к AS2 на рисунке 1.2 указывает на увеличение совокупного предложения. На промежуточном и классическом отрезках кривой совокупного предложения она сдвигается вправо, указывая на то, что будет производиться больший реальный объем национального продукта, чем прежде, при данном уровне цен.

 

Рисунок 1.2 – Изменения совокупного предложения

 

На кейнсианском отрезке кривой увеличение совокупного предложения означает снижение уровня цен при различных уровнях объема национального производства. Смещение кривой от AS1 к AS3 влево указывает на уменьшение совокупного предложения. На промежуточном и классическом отрезках кривой совокупного предложения будет производиться меньший реальный объем национального продукта, чем прежде, при данном уровне цен. На кейнсианском отрезке кривой снижение совокупного предложения означает увеличение уровня цен при различных уровнях объема национального производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Шоки совокупного предложения

 

Шок – это неожиданное резкое изменение либо совокупного спроса, либо совокупного предложения. Различают позитивные шоки (неожиданное резкое увеличение) и негативные шоки (неожиданное резкое сокращение) AD и AS.

 

Позитивные шоки совокупного предложения сдвигают кривую AS: вниз, если она имеет горизонтальный вид (SRAS); вправо вниз, если она имеет положительный наклон (SRAS); вправо, если она вертикальна (LRAS).

Негативные шоки совокупного предложения сдвигают кривую AS в зависимости от ее вида вверх (SRAS), влево вверх (SRAS) или влево (LRAS) .

 

Негативные шоки совокупного предложения (рисунок 2.1)  обычно называют ценовыми шоками, поскольку их причинами служат изменения, ведущие к росту издержек и поэтому уровня цен. К таким причинам относятся:

    • рост цен на сырьевые ресурсы,  являющиеся одним из основных компонентов издержек;
    • борьба профсоюзов за повышение номинальной ставки заработной платы,  которая также составляет значительную долю издержек;
    • экологические меры государства  (законы об охране окружающей среды),  что вынуждает фирмы строить очистные сооружения,  использовать фильтры и т.п.  и значительно увеличивает издержки, что сказывается на величине выпуска;
    • стихийные бедствия, приводящие к серьезным разрушениям и наносящие урон экономике и др. [8, с. 156-159].

 

Негативный шок совокупного предложения влияет на экономику только в краткосрочном периоде, поскольку, как правило, правительство принимает меры, стимулирующие совокупное предложение, с тем чтобы не допустить сокращения производственного потенциала страны, т. е. сокращения ВВП в долгосрочном периоде (потенциального ВВП). Именно такая ситуация имела место в середине 1970-х гг. в связи с нефтяным шоком.

Резкий рост цен на нефть и другие энергоносители увеличил издержки и привел к сокращению совокупного предложения в краткосрочном периоде (сдвиг кривой  SRAS  влево вверх до SRAS 2). В результате одновременно произошли серьезный спад производства, т. е. рецессия, или стагнация (ВВП сократился от Y * до Y 2 и находился на этом низком уровне в течение достаточно продолжительного времени), и рост уровня цен (от Р 1 до Р 2), т. е. инфляция (точка В на рисунке 2.1). Эта ситуация в экономической литературе получила название «стагфляция» (от слияния слов «стагнация» и «инфляция»). Правительства развитых стран, опасаясь сокращения экономического потенциала из-за высокой безработицы, сделали все возможное, чтобы увеличить совокупное предложение (вернуть обратно кривую SRAS, обеспечив рост ВВП и снижение инфляции). Если же правительство не предпринимает никаких мер, то говорят, что оно приспосабливается к шоку, уповая на то, что совокупное предложение постепенно будет увеличиваться и экономика сама с помощью рыночного механизма преодолеет последствия негативного шока предложения и вернется в первоначальное положение (из точки В в точку А на рисунке 2.1) [10, с. 455 - 456].

 

 

Рисунок 2.1 – Негативный шок совокупного предложения

 

Причинами позитивных шоков предложения (рисунок 2.2)  выступают все факторы,  существенно уменьшающие издержки фирм на единицу продукции.

Такими факторами являются снижение цен на сырьевые ресурсы (теоретически издержки фирм могут уменьшаться при снижении номинальной ставки заработной платы, что, однако, практически невозможно в современных условиях,  по крайней мере, в развитых странах)  и особенно изменения в технологии.  Если совокупное предложение увеличивается благодаря появлению более совершенных технологий,  то такой шок называют технологическим шоком.  В отличие от изменения совокупного предложения,  вызываемого снижением цен на ресурсы,  технологический шок воздействует на экономику не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде.

Появление технологических нововведений сначала ведет к росту совокупного предложения в краткосрочном периоде (кривая SRAS1  сдвигается вправо вниз до SRAS2). Объем выпуска в краткосрочном периоде увеличивается до Y2,  а уровень цен снижается до Р2.  Но поскольку изменения в технологии,  обеспечивая рост производительности ресурсов,  увеличивают производственные возможности экономики,  то происходит увеличение совокупного предложения в долгосрочном периоде (сдвиг вправо кривой LRAS1  до LRAS2 — точка В становится точкой долгосрочного равновесия).  Увеличивается потенциальный ВВП (от Y* 1 до Y*2), т.е. происходит экономический рост [5, с. 69] .

Информация о работе Совокупное предложение в макроэкономическом анализе