Современная экономическая теория государственных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 13:42, реферат

Краткое описание

В середине 70-х гг. XX ст. возникли и получили широкое распространение новые теории, предлагавшие свои, отличные от кейнсианских и монетаристских, версии установления экономического равновесия и влияния государства на экономические процессы. В историю экономической науки они вошли под названием "неоклассического возрождения". К ним относятся экономическая теория предложения, теория рациональных ожиданий и неоклассический синтез.
Одним из устоев теоретической платформы консервативной экономической политики является экономическая теория предложения, возникшая в середине 70-х гг. в США как практическая концепция, призванная дать ответ на конкретные вопросы экономической жизни и противостоящая академическим теориям, показавшим свою ограниченность.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 35.17 Кб (Скачать файл)

Дефицит сбережений, в свою очередь, обусловленный несовершенством  налоговой системы. Высокие налоговые  ставки, в частности, на прибыль, искажают рыночные процессы, вызывают опасное для экономики снижение предельной эффективности расходов капитала, что отрицательно влияет на сбережение, инвестиции и темпы экономического роста. Налоговая политика государства, пишет американский экономист-консерватор П.Боурмен, «способствуя увеличению потребления за счет инвестиций, еще больше усиливает явно выраженное противодействие налоговой системы накоплению капитала». Когда уменьшаются реальные доходы, которые остаются после налогообложения, начинает действовать механизм сокращения личных сбережений, подрывая финансовую основу накопления. В том же направлении, утверждают сэплайсайдеры, действует социальная политика государства, которая не только стимулирует рост текущего потребления за счет сбережений, но и вызывает снижение предложения труда, увеличение безработицы, уменьшение объема трудовых доходов, а следовательно, и сбережений.

Немалый урон экономическому развитию наносит инфляция, провоцируя повышение номинальных процентных ставок, ограничивая доступ предпринимателей к источникам кредита. Когда же инфляция переплетается с непомерно высоким  налогообложением прибыли, вероятно падение  дивидендов, побуждающее акционеров воздерживаться от вложений капитала. Давит и дополнительный инфляционный налог — сумма налоговых платежей корпораций становится равной обычному налогу, умноженному на темп инфляции. Наконец, как убедительно доказали сэплайсайдеры, в условиях постоянного увеличения темпа роста цен возрастает продолжительность жизни основного капитала, повышается доля морально устаревшего оборудования, что тормозит освоение достижений НТП и замедляет экономический рост.

Заслуга тех, кто разрабатывал теорию предложения, состоит еще  и в том, что им удалось основательно разобраться в механизме отрицательного воздействия бюджетного дефицита на расширенное воспроизводство. Оказалось, что когда дефицит покрывается  государственными долговыми обязательствами, возникают негативные явления на финансовых рынках. Государство, стараясь не допустить ускорения инфляции, размещает на них основную массу  своих ценных бумаг, а потому превращается в грозного конкурента частных фирм. Манипулируя ставкой процента по долговым обязательствам, устанавливая объемы государственного кредита и  сроки его погашения, оно отбирает у частного сектора кредитные  ресурсы, которые в другом случае могли бы стать производственными  капиталовложениями. Эти ресурсы  перекачиваются в сферу государственного потребления, главным образом непроизводительного, что тождественно вытеснению частного бизнеса с рынка капиталов. Кроме  того, бюджетные дефициты вызывают рост частного спроса на деньги, увеличение процентных ставок в банках и других кредитных учреждениях. В итоге  суживается как финансовая, так и  материальная база частного производственного  накопления, дорожает кредит, снижается  уровень инвестиций.

Теоретический и экономический  анализ этого явления начался  с исследований американского экономиста Р.Барроу, который назвал его эффектом вытеснения частного спроса на кредитные  ресурсы государственным. Для того чтобы снять негативное давление дефицита на динамику воспроизводства, считал он, надо установить бюджетное  равновесие, исключить опустошение  государством финансовых рынков. Тогда  ликвидация дефицита будет равнозначна  «нейтрализации» бюджетной политики, которая, как и денежная в условиях ожидаемой инфляции, явится гарантией  свободного функционирования рыночной системы.

Исходя из этих представлений, сэплайсайдеры предлагают правительствам покончить с кейнсианской боязнью  сбережений, способствовать их увеличению посредством налоговой реформы, сокращения государственных социальных расходов, устранения бюджетных дефицитов. Определенное значение предоставляется и стимулированию производства с помощью политики ускоренной амортизации. Такие меры расцениваются как средство преодоления деформации рыночных процессов, ключ к решению проблемы ускорения экономического роста.

 

4.Проекты налоговой  реформы

 

Выводы концепций безработицы, инфляции и экономической динамики образуют теоретический фундамент, на котором строится неконсервативный проект реформы государственного регулирования  экономики, выдвинутый в качестве альтернативы кейнсианской доктрине и кейнсианской политике.

Сторонники теории предложения, равно как и монетаристы, требуют  от государства действий, направленных на мобилизацию рыночного потенциала экономики, поддержание системы  свободного предпринимательства. Однако представители обоих течений  неоконсерватизма по-разному понимают формы такой поддержки. В частности, создатели теории предложения отвергают  свойственную монетаристам абсолютизацию  долгосрочного денежного регулирования. Сама по себе денежная политика, подчеркивает М.Фелдстайн, даже если она строится в полном соответствии с регламентом  М.Фридмена, отнюдь не гарантирует свободного действия рыночного механизма, которое  нарушается несовершенной налоговой  системой. Такое регулирование, конечно, необходимо, но оно принесет желаемые результаты только в соединении с  новой налоговой политикой. Суммируя принципиальные заключения теории предложения, американский экономист Т.Рот указывает, что «двигателем неинфляционного  экономического роста являются соответствующие  теории предложения налоговые стимулы, подкрепленные снижением темпа  роста денежной массы».

И монетаристы, и сторонники теории предложения едины в требованиях  значительно уменьшить размеры  государственного бюджета (и его  долю в национальном доходе) главным  образом за счет экономии на затратах. В концепциях неоконсерватизма расходы  государства играют в целом пассивную  роль, не несут никакой регулирующей нагрузки. В их сокращении видят  лишь самый простой и верный путь к тому, чтобы отнять у государства  финансовые ресурсы, позволяющие ему  необоснованно вмешиваться в  экономические процессы. Если монетаристы  примерно так же подходят к налогам, то сторонники теории предложения, напротив, расценивают налоговую политику важнейший инструмент государственного регулирования.

Основным направлением радикальной  реформы системы налогообложения  считается значительное уменьшение предельных налоговых ставок, что, по замыслу экономистов-консерваторов, должное более полно раскрыть возможности рыночной системы. Такая  точка зрения полностью расходится с кейнсианской политикой, одной  из форм которой есть управления совокупным спросом с помощью манипулирования  налоговыми ставками.

В налоговом разделе теории предложения предполагается, что  снижение налоговых ставок должно быть дифференцированным, пропорциональным его предельной эффективности. Например, большей мерой надо сократить  те виды налогов, которые дадут максимальную предельную отдачу с точки зрения роста накопления капитала и занятости. В первую очередь это касается налогов на доходы от капиталовложений. Тогда появляется возможность переместить в производственную сферу те денежные ресурсы, которые раньше вкладывались в недвижимость, тратились на другие, не связанные с производством цели. Существенная роль отводится также реформе налогообложения лиц с высокими доходами. Основной аргумент — это даст сильный эффект, потому что богатых отличает большая склонность к сбережениям в сравнении с бедными.

В снижении налоговых ставок неоконсерваторы видят магистральный  путь к решению многих проблем  современной экономики.

С налоговыми стимулами связывается  повышение прибыльности капиталовложений, приближение ее к уровню, свойственному  свободному рынку, результатом чего станет увеличение нормы и массы  накоплений. «Налоговая политика, поощряющая сбережения корпораций, приведет к  росту совокупных инвестиций». Это  поможет образованию новых рабочих  мест, причем, что особенно важно, увеличение занятости будет происходить  неинфляционным путем. Снижению безработицы  должно способствовать изменение предпочтений рабочих в пользу занятости (ведь реальные доходы после налогообложения  возрастут) и, соответственно, увеличение предложения труда.

Налоговая реформа принесет увеличение честных и кредитных  ресурсов, расширяя финансовую основу экономического роста, устранит вредный  для экономики перекос доходов  в сторону текущего потребления. Этот эффект, правда, считается возможным  лишь при условии, что изменения  в налоговой структуре будет  сопровождаться ограничительной денежной политикой, отвечающей рекомендациям  монетаристских теоретиков. Только тогда  можно рассчитывать на ослабление инфляционных ожиданий, а в перспективе- на появление  дефляционных мотивов в психологии потребителей, побуждающих в большей  степени к сбережению возникающего прироста доходов, чем к его потреблению.

Объем личных сбережений увеличится настолько, надеются создатели теории предложения, что его хватит как  для частных инвестиций, так и  для финансирования временного бюджетного дефицита, который не исключен во время  перехода на консервативную экономическую  политику. Личные сбережения рассматриваются, как видно, в качестве своеобразного  запасного резервуара денежных средств, позволяющего размещать дополнительные долговые обязательства государства, не прибегая к эмиссии.

 

5.Эффект Лаффера

 

Долгосрочным последствием снижения налоговых ставок будет  не рост бюджетного дефицита, а, наоборот, его сокращение, что поможет стабилизации инфляционного процесса. Этот вывод  известный в мировой экономической  науке как эффект Лаффера. Его  графическая интерпретация приведена  на рис. 1 (X — уровень налоговых  ставок в процентах, Ха — их оптимальный  размер, Y — среднегодовой объем государственных доходов в результате налогообложения, Ya — его максимальная величина). Предположим, что реально существующие налоговые ставки уровне Хь, а налоговые поступления в государственный бюджет — Yb (точка В кривой Лаффера).

Согласно концепции американского  экономиста А. Лаффера, уменьшение налоговых  ставок вызовет лишь кратковременное  сокращение объема государственных  доходов. В длительной перспективе  эта мера обеспечит рост сбережений, инвестиций, производства, занятости, а следовательно, совокупных доходов, которые подлежат налогообложению. Этот процесс (движение от В к А) возможный  при прогрессивной системе налогообложения  и осуществлении такой реформы, которая предусматривает снижение ставок главным образом на высокие  доходы и прибыли корпораций. В  конечном итоге возрастут государственные  доходы, уменьшится дефицит, ослабится  эффект вытеснения, состоится торможения инфляции и ускорение экономического роста. Критерием оптимальности  налоговой политики полагает максимум государственных доходов в результате налогообложения.

Эффект Лаффера занимает в теории предложения исключительно  важное место. Именно через него проходит в сущности единственная линия связи  между концепцией налогового регулирования, находящейся в центре этой теории, и принципом равновесия государственного бюджета, который, вспомним, лежит в  основе концепций инфляции и экономического роста. « Идея о том, что снижение налоговых ставок ведет к росту  государственных доходов, - подчеркивает американский экономист С.Руссо, - играет решающую роль в теории предложения».

Теория предложения, как  видим, представила немало оригинальных разработок проблем налогообложения. Этого, однако, нельзя сказать о денежной политике, в оценке которой представители  теории предложения в целом солидаризируются с идеями монетаризма.

Если отвлечься от специфических  особенностей обоих течений неоконсерватизма, то можно выявить единство позиции  в отношении системы государственного регулирования экономики. Сторонники обоих течений сходятся в том, что эта система должна иметь  долгосрочный характер и ориентироваться  не на антициклическое управление совокупным спросом, а на стимулирование предложения  товаров, капитала, и факторов производства. Так для обеспечения устойчивого  экономического роста рекомендуется  регулирование предложения сбережений и кредитных ресурсов посредством  налоговой реформы. Важнейшим методом  сдерживания инфляции считает монетаристская денежная политика, нацеленная на стабильность темпа роста предложения денег. Решение проблемы безработицы связывается  с различными мерами государства  по восстановлению свободы действий рыночного механизма, который должен оказать положительное воздействие  на предложение труда.

 

6.Оценка теории  предложения

 

То, что фактор спроса фактически оказался выведенным из рамки теории, настойчивые призывы сэплайсайдеров навсегда покончить с антициклическим  регулированием экономики вызвали  в мировой экономической науке  далеко не однозначную реакцию.

Экономическая теория предложения  вызвала резкую критику со стороны  известных западных авторов. По словам Дж. Гэлбрейта, экономическая теория предложения носит более чем  преходящий характер, являясь "временным  отклонением в государственной  политике". Он убежден, что эта  теория вместе с монетаризмом будет "отвергнута и даже сейчас отвергается  опытом и здравым смыслом".* Низкую практическую эффективность экономики предложения отмечает американский экономист Б. Босворт. Хотя, по его мнению, проблема предложения ресурсов заслуживает большего внимания, авторы не сумели разработать обоснованных рекомендаций по ее реализации. Исключение составляет лишь рост инвестиций в результате налоговой реформы 1981 г . В целом же экономическая политика администрации США в 80-е годы имела серьезные просчеты. Так, например, несмотря на принятые меры по стимулированию сбережений, их доля в ВНП фактически не изменилась Босворт считает, что эти просчеты рейганомики связаны главным образом с гиперболизацией налоговых льгот корпорациям в ущерб другим методам государственного регулирования экономики.** Авторы популярного в США и других странах учебника "Экономикс" П. Самуэльсон и У. Нордхауз убеждены в том, что оздоровление американской экономики связано не с предложением, как утверждают неоклассики, а со спросом.

По рекомендациям монетаристов и сторонников экономики предложения  американская администрация с начала 80-х годов рассчитывала достаточно быстро стабилизировать экономику  и обеспечить равновесие федерального бюджета. Сокращение государственных  расходов на социальные нужды и ограничение  деятельности профсоюзов должно было привести если не к ликвидации, то, во всяком случае, к существенному сокращению крупномасштабного бюджетного дефицита. Одновременно рассчитывали ослабить действие инфляционных факторов, стабилизировать  цены. Однако надежды не оправдались. Практический эффект теории оказался намного ниже рекламируемого. Если рекомендации по устранению препятствий  свободной предпринимательской  инициативе, развязыванию рыночных сил  способствовали оживлению экономической  конъюнктуры после экономического спада на рубеже 80-х годов и  последовавшего затем циклического подъема, а налоговая реформа 1981 г . несколько стимулировала деятельность корпораций, то в решении других вопросов прогнозы не только не оправдались, но и вызвали негативные проявления в экономике. "Отцы" рейганомики, ориентировавшиеся на рекомендации монетаристов и сторонников экономики  предложения, вынуждены были вскоре отказаться от полного прекращения  антициклических регулирующих мероприятий  со стороны государства, системы  неограниченных валютных ресурсов.

Информация о работе Современная экономическая теория государственных финансов