Содержание, значение и задачи экономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

В первой части курсовой работы излагаются теоретические основы экономического анализа как системы обобщённых данных о содержании, значении, задачах, предметах и типологии видов.
Во второй части рассматривается система аналитических показателей, классификация и приемы экономического анализа.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3-4
1. Содержание, значение и задачи экономического анализа………….…5-6
1.1 Предмет, объект и метод экономического анализа……………….….6-10
1.2 Типология видов экономического анализа…………………………..10-18
2. Система аналитических показателей и их классификация…..……..19-21
2.1 Приемы экономического анализа и их классификация…………......22-25
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературных источников………………………..…………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЭКОНОМ, АНАЛИЗ.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

         Субъектами экономического анализа принято называть пользователей его результатов, которых можно разделить на две группы:

– внутренние пользователи – это руководство  организации, которое ставит перед  экономическим анализом цели и задачи оценки состояния и перспектив результативности и эффективности деятельности организации;

– внешние  пользователи, которые подразделяются на две подгруппы:

а) лица и службы, прямо заинтересованные в результатах деятельности организации: собственники и акционеры (им необходимы те же результаты анализа, что и внутренним пользователям), инвесторы (оценивают доходность вложений), кредиторы (определяют условия кредитования, оценивают степень доверия к предприятию и достаточность денежных средств), поставщики и покупатели (изучают надежность деловых связей), налоговые органы (проверяют правильность составления отчетной документации и расчета налогов), персонал предприятия (заинтересован в оценке возможного уровня их заработной платы);

б) лица и службы, кому результаты анализа  необходимы для защиты интересов  первой подгруппы внешних пользователей: аудиторские службы (проверяют достоверность отчетности с целью защиты интересов инвесторов), юристы (оценивают возможности выполнения условий контрактов, пенсионного обеспечения и норм распределения прибыли среди учредителей), профсоюзы (заинтересованы в получении информации, необходимой для определения требований по условиям трудовых соглашений), государственные органы (необходима информация для принятия решений о лицензировании, сертификации и т. д.; для формирования государственной статистической базы данных), торговые и производственные ассоциации (используют сравнительный анализ и оценку результатов деятельности на отраслевом уровне). 

      1.2 Типология видов экономического анализа 

      Типология видов экономического анализа определяется, в первую очередь, его целями, методами, объектами и субъектами анализа, о чем было сказано выше, а также широтой информационного обеспечения экономического анализа. Классификационные признаки и соответственно группировка видов экономического анализа представлена в систематизированном виде на рис. 1.1. Они включают следующую классификацию видов экономического анализа.

      1. В зависимости  от масштаба проведения  аналитических процедур выделяют:

      – макроэкономический анализ, объектом изучения которого является изучение экономических процессов страны или отдельного региона;

      – микроэкономический анализ, предполагающий изучение деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.

      2. По объектам анализа различают анализ:

      – деятельности предприятия в целом;

      – деятельности структурных подразделений  предприятия (в т. ч. отдела, цеха, рабочего места и т. д.);

      – деятельности объединения предприятий  и организаций.

      3. По аспектам исследования можно выделить:

      – финансово-экономический анализ, изучающий  динамику финансовых показателей деятельности организации, в основном исходя из информации, содержащейся в формах отчетности;

– технико-экономический  анализ, для которого характерно изучение, осуществляемое в трех взаимосвязанных направлениях: экономический анализ уровня производства, анализ организации производства труда и управления, анализ технического уровня выпускаемой продукции. Целью технико-экономического анализа является оценка достижений уровня качества выпускаемых изделий. Такой анализ, который обычно рассматривают в качестве детализации финансово-экономического, наиболее эффективен раннем этапе производства, т. е. при его проектировании или освоении. Информация, используемая в процессе технико-экономического анализа, – это конструкционные параметры изделий, параметры технологии производства, параметры государственных отраслевых стандартов.;

– функционально-стоимостной (ФСА) – это экономическая проработка каждой функции предлагаемого новшества или конкретного изделия, т. е. ФСА представляет собой метод выявления резервов (в связи с чем его еще относят к группе видов экономического анализа, выделяемых по преобладающему методу выявления резервов), нацеленный на выявление и предупреждение лишних затрат за счет ликвидации нерациональных узлов, деталей, производственных функций и операций, упрощения технологической линии, но при одновременном сохранении потребительских свойств продукции, ее качества.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1. Классификация  видов экономического анализа

         Таким образом, основными подходами к проведению функционально-стоимостного анализа являются конструкционный и функциональный. 1

      4. В зависимости  от источников  информации или в зависимости от анализируемой подсистемы организации экономический анализ можно представить как систему, включающую два взаимосвязанных элемента: это управленческий и финансовый анализ. Такое разделение вызвано сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета, служащей информационной основой экономического анализа, на управленческий учет и финансовый учет.

         Управленческий анализ изучает результаты производственно-хозяйственной деятельности организаций и средства их достижения. Он осуществляется на базе внутренней информации предприятия и используется его руководством для выявления скрытых резервов стабилизации. Особенностями управленческого анализа являются следующие:

– ориентация результатов анализа на цели и  интересы руководства предприятия;

– использование  всех источников информации для анализа.

         В рамках финансового анализа изучаются финансовое состояние и финансовые результаты деятельности предприятий, отражаемые в публичной бухгалтерской отчетности на момент проведения анализа, а также дается оценка будущего финансового потенциала предприятия. Финансовый анализ – это анализ эффективности инвестирования капитала и анализ способов привлечения капитала. При этом финансовый анализ проводится в основном только по данным бухгалтерской отчетности.

      5. По характеру принимаемых  решений различают:

      – оперативный анализ, который проводится сразу после совершения хозяйственной операции или изменения ситуации за короткий временной период (рабочий день, смена, неделя или декада), получил в экономической литературе еще одно название – ситуационный анализ. Цель такого анализа – оперативно выявлять недостатки в хозяйственных процессах и воздействовать на их устранение. Оперативный анализ проводится обычно по следующим группам экономических показателей:

      а) поступление сырья, материалов и  товаров;

      б) реализация товаров;

      в) производство и отгрузка продукции;

      г) использование производственного  оборудования, рабочей силы;

      д) себестоимость и расходы на продажу;

      е) прибыль и рентабельность;

      ж) платежеспособность и платежная  дисциплина.

      Источниками информации для проведения такого анализа  являются главным образом первичная  документация и материалы личных наблюдений. Чаще всего экономические показатели в ходе такого анализа используются в натуральном выражении. Исследование именно натуральных показателей – отличительная особенность оперативного анализа:

      – ретроспективный (текущий, тактический), главной целью которого является объективная оценка результатов деятельности организации за определенный период функционирования (месяц, квартал, полугодие, год), имеет следующую особенность – фактические результаты деятельности оцениваются в сравнении с планом и данными предшествующих аналитических периодов (в ходе общего анализа). Отклонения от базы сравнения расшифровываются по экономическим факторам, определяющими эти отклонения (в ходе факторного анализа), устанавливаются причины отклонений и ответственные лица либо службы, намечаются меры ликвидации недостатков в работе. Исходя из этого, данный вид экономического анализа считается наиболее полным и вбирает в себя результаты оперативного анализа, а также служит базой перспективного анализа, однако текущий экономический анализ содержит в себе серьезный недостаток: выявленные в ходе этого анализа резервы означают навсегда потерянные возможности роста эффективности деятельности предприятия в анализируемом периоде;

      – перспективный (стратегический) анализ – это анализ результатов деятельности организации с целью определения их возможных значений в будущем.

      6. По методике изучения  объекта в зависимости  от стоящих аналитических задач выделяют:

      - общий (направлен на оценку динамики и распределения во времени и пространстве результатов финансово-хозяйственной деятельности организации). Сущность и методы общего экономического анализа будут рассмотрены нами в теме 3 настоящего учебного пособия. Здесь же следует отметить, что в экономической литературе их еще классифицируют на стандартные методы чтения бухгалтерской отчетности, к которым относят: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый анализ и коэффициентный анализ.

         Целью горизонтального анализа является сопоставление абсолютных показателей бухгалтерской отчетности и выявление их изменений за анализируемый период. Таким образом, в рамках горизонтального анализа реализуется такой универсальный прием общего анализа, как «сравнение».

Вертикальный  анализ позволяет отобразить структуру обобщающего финансового показателя в виде относительных величин, в качестве которых выступают «удельные веса». С помощью показателей структуры в финансовом анализе, например, дается обоснованная оценка изменений в составе финансовых ресурсов и имущества, сформированного с их помощью. Кроме того, относительные величины структуры сглаживают негативное влияние инфляционных процессов.

         Целью трендового анализа является определение основной тенденции изменения показателей в динамике. В ходе трендового анализа рассчитываются относительные величины динамики (базисные и цепные) – темпы роста. Темп роста рассчитывается как отношение абсолютного значения

      Помимо  перечисленных, к стандартным методам  анализа также относят факторный и сравнительный анализ;

      – факторный экономический анализ (изучает причинно-следственные взаимосвязи и формирует количественную оценку причин изменения результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций);

      – сравнительный анализ (бенчмаркинг), в основе которого лежит сравнение деятельности не только предприятий-конкурентов, но передовых фирм отрасли или структурных подразделений одной.

      Задачи  сравнительного анализа:

  1. определить размеры и причины различий в использовании ресурсов и эффективности хозяйствования на однотипных предприятиях;
  2. создание возможностей для мобилизации резервов сравниваемых предприятий;
  3. рейтинговая оценка итогов работы анализируемых предприятий.

      Выбор показателей при сравнительной  оценке будет тем шире, чем выше степень однотипности сравниваемых предприятий. В качестве критериев отбора предприятий по однотипности выступают: отрасль деятельности, объем и структура товарооборота, применяемая технология торговли, территориальное расположение и т. д.        

         Помимо вышеперечисленных видов анализа по методике изучения объекта в зависимости от стоящих аналитических задач, также выделяют:

Информация о работе Содержание, значение и задачи экономического анализа