Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 20:22, контрольная работа
В последние годы в центр политических дискуссий практически во всех странах мира, в том числе России, вышли вопросы социальной политики. И это неудивительно. Ведь от того, как живет и развивается общество, зависит успех данного государства на международном уровне. Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования действий различных социально-экономических субъектов по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная сфера деятельности в условиях современной рыночной экономики во многом контролируется государством и получила название социальной политики. По сути, в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль. По мере экономического роста создание благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономической деятельности, то есть в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и т.д. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.
Введение. 3
1. Теоретические аспекты социальной политики государства. 5
1.1 Сущность и основные задачи социальной политики. 5
1.2 Основные направления социальной политики. 9
1.2.1 Политика государства в формировании доходов. 9
1.2.2 Политика занятости. 13
1.2.3 Социальная защита граждан. 14
1.2.4 Политика развития социальных отраслей. 16
2. Социальная политика России на современном этапе развития. 18
2.1 Статистка основных социальных показателей. 18
2.1.1 Динамика доходов. 18
2.1.2 Динамика занятости. 20
2.1.3 Показатели жилищных условий населения. 22
2.1.4 Демографическая ситуация. 23
2.2 Институты социальной политики в России. 25
2.3 Оценка основных направлений государственной социальной политики. 26
Заключение. 35
Список литературы. 36
По данным Госкомстата РФ, дифференциация по доходам в России в 2009 г. достигла такого уровня, что на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 31,0% общего объема денежных доходов (в 2008г. - 31,1%), а на долю 10% наименее обеспеченного населения - 1,9% (1,9%) [29]. При этом коэффициент Джини за последние пять лет стал еще ближе к единице, что свидетельствует о росте дифференциации доходов в стране (таблица 1).
Таблица 1 – Распределение общего объема денежных доходов населения России в 2005-2009 гг. [26]
Показатели |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Денежные доходы - всего, процентов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе по 20-процентным группам населения: |
|||||
первая (с наименьшими доходами) |
5,4 |
5,3 |
5,1 |
5,1 |
5,1 |
вторая |
10,1 |
9,9 |
9,7 |
9,8 |
9,8 |
третья |
15,1 |
14,9 |
14,8 |
14,8 |
14,8 |
четвертая |
22,7 |
22,6 |
22,5 |
22,5 |
22,5 |
пятая (с наибольшими доходами) |
46,7 |
47,3 |
47,9 |
47,8 |
47,8 |
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах |
15,2 |
16,0 |
16,8 |
16,8 |
16,7 |
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) |
0,409 |
0,416 |
0,423 |
0,422 |
0,422 |
Хотя, надо признать, при этом значительно сократилось число лиц, находящихся за «чертой бедности» (таблица 2), выросли доходы населения (рисунок 2).
Таблица 2 – Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода [32]
Показатели |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума: |
|||||
млн. человек |
25,2 |
25,2 |
21,5 |
18,7 |
18,5 |
в процентах от общей численности населения |
17,6 |
17,7 |
15,2 |
13,3 |
13,1 |
Дефицит денежного дохода: |
|||||
млрд. руб. (1995 г. - трлн. руб.) |
225,6 |
286,9 |
276,6 |
270,3 |
319,5 |
в процентах от общего объема денежных доходов населения |
2,1 |
2,1 |
1,6 |
1,3 |
1,2 |
Рисунок 2 – Динамика основных показателей реальных доходов населения в России в 2007-2009 г. [29]
Так, в 2009г. объем денежных доходов населения сложился в размере 28388,8 млрд.рублей и увеличился на 12,5% по сравнению с 2008 годом. Население израсходовало средств на покупку товаров и оплату услуг 19635,6 млрд.рублей, что на 5,0% больше, чем в 2008 году. Сбережения за этот период составили 5602,3 млрд.рублей, что на 67,3% больше, чем в предыдущем году [29].
Что касается размера заработной платы, то для ее регулирования, а также для определения размеров различных социальных пособий, применяется минимальный размер оплаты труда (МРОТ). За последние пять данный показатель существенно вырос: с 720 руб. в 2005 году до 4330 руб. в настоящее время [21].
По данным Госкомстата России [19], численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в марте 2010г. составила 74,6 млн.человек, или более 52% от общей численности населения страны. По сравнению с февралем 2010г. численность безработных практически осталась на том же уровне.
Уровень безработицы, исчисленный
как отношение численности
Рисунок 3 – Уровень безработицы в России в 1999-2010 гг.
Уровень занятости населения
(отношение численности
Таблица 3 – Экономическая активность населения
Показатели |
IV квартал 2009 г. |
2010 г. |
I квартал 2010 г. |
I квартал 2010 г. к IV кварталу 2009 г., (+/-) | ||
январь |
февраль |
март | ||||
Тыс. человек |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Экономически активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила) |
75570 |
74569 |
74464 |
74646 |
74560 |
-1010 |
занятые |
69503 |
67737 |
68028 |
68228 |
67998 |
-1505 |
безработные |
6067 |
6832 |
6436 |
6418 |
6562 |
495 |
В процентах |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Уровень экономической активности
(экономически активное население к
численности населения в |
67,8 |
66,9 |
66,8 |
67,0 |
66,9 |
-0,9 |
Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет) |
62,4 |
60,8 |
61,1 |
61,2 |
61,0 |
-1,4 |
Уровень безработицы (безработные к численности населения в возрасте 15-72 лет) |
8,0 |
9,2 |
8,6 |
8,6 |
8,8 |
0,8 |
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 2,9 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце марта 2010г. в государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 2234 тыс.человек.
Основные показатели жилищных условий населения отображены в таблицах 4, 5.
Таблица 4 – Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг [24]
Показатели |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Число служб субсидий |
4222 |
4016 |
4036 |
3931 |
4081 |
Получили субсидии, млн. семей |
7,09 |
6,80 |
6,06 |
5,46 |
4,56 |
Удельный вес семей, пользующихся субсидиями, в общем числе семей, процентов |
15,2 |
13,7 |
11,9 |
10,6 |
8,8 |
Сумма начисленных субсидий, млрд. руб. |
30,7 |
35,5 |
40,0 |
44,3 |
44,9 |
Среднемесячный размер субсидий на семью, руб. |
361 |
435 |
550 |
675 |
641 |
Таблица 5 – Предоставление гражданам социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг [25]
Показатели |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Численность граждан, пользующихся социальной поддержкой, млн. человек |
43,5 |
43,4 |
37,5 |
39,4 |
38,8 |
Объем средств, затраченных на предоставление гражданам социальной поддержки, млрд. руб. |
51,6 |
66,6 |
80,5 |
102,5 |
120,7 |
Среднемесячный размер социальной поддержки на одного пользователя, руб. |
99 |
128 |
179 |
217 |
259 |
Удельный вес граждан, пользующихся социальной поддержкой, в общей численности населения, процентов |
30 |
30 |
26 |
28 |
27 |
На основании представленных данных можно сделать вывод, что:
- ситуации жилищные условия россиян медленно, но верно улучшаются;
- субсидии / социальную поддержку по оплате жилого помещения и коммунальных услуг стало получать меньшее количество людей, но при этом размер самих выплат увеличился.
По оценке Госкомстата России [29], численность постоянного населения Российской Федерации на 1 декабря 2009г. составила 141,9 млн.человек и с начала года увеличилась на 3,2 тыс.человек, или на 0,002% (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось сокращение численности населения на 117,4 тыс.человек, или на 0,083%).
Естественная убыль населения в январе-ноябре 2009г. уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2008г. на 113,0 тыс.человек. Увеличившийся миграционный прирост полностью компенсировал численные потери населения и превысил их на 1,4% (рисунок 4, таблица 6).
Рисунок 4 – Замещение естественной убыли населения миграционным приростом, %
Таблица 6 – Показатели естественного движения населения
Показатели |
Январь-ноябрь |
Справочно на 1000человек населения за 2008г.в целом | |||||
тысяч |
на 1000 человек населения1) | ||||||
2009г. |
2008г. |
прирост (+), снижение (-) |
2009г. |
2008г. |
2009г. | ||
Родившихся |
1610,3 |
1566,9 |
+43,4 |
12,4 |
12,1 |
102,5 |
12,1 |
Умерших |
1834,6 |
1904,2 |
-69,6 |
14,1 |
14,7 |
95,9 |
14,6 |
в том числе детей в возрасте до 1 года |
12,9 |
13,2 |
-0,3 |
8,12) |
8,72) |
93,1 |
8,52) |
Естественная убыль |
-224,3 |
-337,3 |
-1,7 |
-2,6 |
65,4 |
-2,5 | |
Браков |
1117,1 |
1102,3 |
+14,8 |
8,6 |
8,5 |
101,2 |
8,3 |
Разводов |
636,9 |
642,1 |
-5,2 |
4,9 |
4,9 |
100,0 |
5,0 |
1) Здесь и далее в
разделе показатели помесячной
оперативной отчетности 2) На 1000 родившихся. |