Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:35, доклад
В 80-90-х гг., как отмечает французская печать, социальная политика прошлого была «поставлена под вопрос господствующими классами». «Государство-протектор» во Франции, подчеркивают специалисты, в течение последних десяти лет находится в пучине кризиса.
В 80-90-х гг., как
отмечает французская печать, социальная
политика прошлого была «поставлена
под вопрос господствующими классами».
«Государство-протектор» во Франции, подчеркивают
специалисты, в течение последних
десяти лет находится в пучине
кризиса.
Проявления кризиса
весьма многообразны. В это время
наметилась тенденция замедления роста
социальных выплат и даже их определенного
сокращения. Потребности в платежах
росли (в связи с увеличением
безработицы, постарением населения
и т. д.), а накопления в фондах,
финансирущих социальную политику, в условиях
экономических трудностей стали уменьшаться.
Например, в 1993 г. поступления взносов
в фонды «страхования общего режима» вместо
роста на 7,2 %, как это было в 1990 г., выросли
всего лишь на 0,6 %.
В результате возникла
устойчивая дефицитность бюджета системы
социального обеспечения, что заставляет
прибегать к увеличению взносов
работников и предприятий и сокращению
государственных расходов.
Наличие ряда объективных
условий, связанных с общей
Важное значение
имеет учет политической борьбы внутри
французского общества. Кризис социальной
политики — составная часть неоконсервативного
курса той части французской элиты, которая
пытается использовать ослабление профсоюзов
и левых политических партий в своих интересах.
Замедление и сокращение социальных расходов
совпадает с процессом приватизации и
других неолиберальных реформ.
Но было бы неверно
преувеличивать произошедшие и происходящие
изменения. Несмотря на некоторое сокращение
социальных расходов в отдельные
годы их уровень в середине и конце
90-х гг. остается относительно высоким.
И даже имеет место определенное
увеличение некоторых статей расходов.
Подобное положение
— следствие огромных размеров,
которые приобрела во Франции
государственная система
Попытки правящих
кругов страны сократить социальные
расходы наталкиваются на сопротивление
значительной части общества.
Другими проявлениями
обострения социально-экономического
положения во Франции в последние
годы служат противоречия в эволюции
доходов. Падение темпов прироста доходов
(в 2-2,5 раза в 1985—1992 гг. по сравнению
с 1970— 1978 гг.) и даже их сокращение в
1992—1993 гг. сопровождается разнонаправленной
динамикой заработной платы и
доходов, связанных с собственностью
и предпринимательской
Но особенно
острой проблемой, свидетельствующей
о растущих противоречиях в эволюции
современного уровня жизни во Франции,
является безработица.
«Невыносимым
бедствием», «настоящей язвой, разъедающей
тело французского общества», называют
безработицу сегодня во Франции.
Это не удивительно, учитывая, во-первых,
размеры, которые она приобрела
в последний период. В первые годы
после Второй мировой войны безработица
в стране практически отсутствовала. Ее
объемы в 60-е и в начале 70-х гг. были незначительны.
Но темпы роста увеличивались. Первого
миллиона количество безработных достигло
в 1976 г. Рубеж второго миллиона был пройден
в 1984 г., третьего — в 1993 г. В 1995 г., по данным
Национального агентства по проблемам
занятости Франции, оно составило более
3 млн 264 тыс. человек.
Во-вторых, количественные
показатели надо дополнить международными
сопоставлениями. О тяжести безработицы
во Франции говорят подсчеты экспертов
ОЭСР, составляемые на основе единой методики
и регулярно публикуемые в
изданиях этой организации.
По данным ОЭСР
Франция лидирует в этой области.
В течение последних 15 лет объемы
безработицы во Франции устойчиво
превышают показатели других крупных
капиталистических стран, а также
средний уровень безработицы
ЕС и ОЭСР. В 1994 г. полностью безработные
во Франции составляли 12,6 % самодеятельного
населения, в США — 6,1 %, Японии —
2,9 %, Германии — 9,6 %, Великобритании —
9,4 %. В-третьих, речь идет о качественных
характеристиках французской
Особенно важное
значение имеет рост продолжительности
безработицы. По данным на февраль 1995 г.
в среднем каждый из безработных был лишен
деятельности в течение 397 дней. А более
38 % общего числа были безработными еще
большее количество времени. Половина
из них — больше 2-х лет каждый.
Общество стремится
ослабить остроту проблемы безработицы,
облегчить положение
Пособия по безработице,
о которых мы уже говорили при
харктеристике системы социального обеспечения,
имеют 2 основные формы: страховую, предоставляемую
через фонд Национального межпрофессионального
союза для обеспечения занятости в промышленности
и торговле, формируемый за счет взносов
рабочих и предпринимателей (2,07 % и 3,63 %
месячной зарплаты соответственно), и
государственную — в виде «специального
пособия солидарности». Максимальный
размер страхового пособия вначале составляет
57,4 % последней зарплаты, а потом каждые
4 месяца он снижается. Пособие может выплачиваться
максимум в течение 2 лет и 3 месяцев. Государственное
пособие «солидарности» может быть предоставлено
в течение 6 месяцев после истечения срока
страхового пособия.
Общий объем
прямых и косвенных затрат на решение
проблемы безработицы и оказание
помощи безработным составил в 1994 г.
почти 300 млрд франков. Никто из крупных
развитых стран, говорил Балест, не тратит
так много на занятость, как Франция и
не достигает в то же время столь разочаровывающих
результатов.
Безработица, ухудшая
материальное положение безработных,
вызывает и другие негативные явления.
Например, растет неуверенность в своем
будущем у части населения, сначала у лиц,
еще не являющихся полностью безработными,
но уже работающих неполную рабочую неделю,
затем у занятых в отраслях или на предприятиях,
испытывающих трудности. Круги расходятся
столь широко, что захватывают в той или
иной степени значительную часть общества.
Безработица —
генератор новых форм бедности, стимулятор
происходящего процесса маргинализации
части населения Франции. Число лиц, не
имеющих регулярных доходов, часто полностью
лишившихся таковых, потерявших жилье
и утративших определенное место в обществе
(своего рода «бомжей») растет в последние
годы.
Самым ярким
показателем происходящих изменений
может служить принятый в 1988 г. закон
о минимальном доходе лиц, включенных
в специальный перечень (буквально
— «включенных лиц» — «d’insertion»).
Такой уровень дохода характеризовался
как показатель «чрезвычайной бедности».
Он давал право на получение пособия с
целью обеспечения «социального и профессионального
включения» этих лиц в жизнь общества.
Национальная
комиссия, изучавшая эффективность
принятого закона, отмечала, с одной
стороны, рост количества получателей
пособия (с 300 тыс. человек в 1989 г. до
940 тыс. человек в 1994 г.). С другой, была
подчеркнута недостаточная эффективность
закона. Он не охватывает всех нуждающихся.
Да и размеры пособия вряд ли могут быть
признаны достаточными для решения поставленных
задач. Например, в 1995 г. пособие для одиноких
людей, потерявших жилье, составляло 2
325 франков в месяц, что, конечно, не могло
обеспечить решения вопроса о жилье. И
все лица, получавшие это пособие, продолжают
ютиться в приютах для бедных и ночлежных
домах.
В то же время, не
являясь чудодейственным
Замедление темпов
повышения уровня жизни и даже
наметившаяся тенденция его снижения,
рост безработицы и крайних форм
бедности — все это меняет социальный
климат в стране. Растет движение сопротивления
негативным сдвигам. Об этом свидетельствуют
события конца 1995 г. Показательны и
опросы общественного мнения, проводившиеся
в стране в последние годы. Подавляющее
большинство их участников выступают
категорически против снижения жизненного
уровня, роста безработицы, наступления
на социальные достижения французских
трудящихся. Согласно данным, опубликованным
газетой «Фигаро», 84 % опрошенных французов
хотят сохранить в современном
виде систему социального
Информация о работе Социально-экономическое развитие Франции