Социально-экономическое развитие Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:35, доклад

Краткое описание

В 80-90-х гг., как отмечает французская печать, социальная политика прошлого была «поставлена под вопрос господствующими классами». «Государство-протектор» во Франции, подчеркивают специалисты, в течение последних десяти лет находится в пучине кризиса.

Вложенные файлы: 1 файл

франция 2.docx

— 18.24 Кб (Скачать файл)

В 80-90-х гг., как  отмечает французская печать, социальная политика прошлого была «поставлена  под вопрос господствующими классами». «Государство-протектор» во Франции, подчеркивают специалисты, в течение последних  десяти лет находится в пучине кризиса. 

Проявления кризиса  весьма многообразны. В это время  наметилась тенденция замедления роста  социальных выплат и даже их определенного  сокращения. Потребности в платежах росли (в связи с увеличением  безработицы, постарением населения  и т. д.), а накопления в фондах, финансирущих социальную политику, в условиях экономических трудностей стали уменьшаться. Например, в 1993 г. поступления взносов в фонды «страхования общего режима» вместо роста на 7,2 %, как это было в 1990 г., выросли всего лишь на 0,6 %. 

В результате возникла устойчивая дефицитность бюджета системы  социального обеспечения, что заставляет прибегать к увеличению взносов  работников и предприятий и сокращению государственных расходов. 

Наличие ряда объективных  условий, связанных с общей экономической  конъюнктурой, особенностями демографических  процессов и др., не могут объяснить  полностью поворота в социальной политике французского правящего класса. 

Важное значение имеет учет политической борьбы внутри французского общества. Кризис социальной политики — составная часть неоконсервативного курса той части французской элиты, которая пытается использовать ослабление профсоюзов и левых политических партий в своих интересах. Замедление и сокращение социальных расходов совпадает с процессом приватизации и других неолиберальных реформ. 

Но было бы неверно  преувеличивать произошедшие и происходящие изменения. Несмотря на некоторое сокращение социальных расходов в отдельные  годы их уровень в середине и конце 90-х гг. остается относительно высоким. И даже имеет место определенное увеличение некоторых статей расходов. 

Подобное положение  — следствие огромных размеров, которые приобрела во Франции  государственная система социального  обеспечения, и ее важного экономического и политического значения для  сохранения устойчивости французской  общественной жизни. Как мы уже отмечали, многие специалисты называют совокупность государственных социальных расходов своеобразным «третьим рельсом», необходимым  для нормального существования  системы экономики и политики Франции. 

Попытки правящих кругов страны сократить социальные расходы наталкиваются на сопротивление  значительной части общества. 

Другими проявлениями обострения социально-экономического положения во Франции в последние  годы служат противоречия в эволюции доходов. Падение темпов прироста доходов (в 2-2,5 раза в 1985—1992 гг. по сравнению  с 1970— 1978 гг.) и даже их сокращение в 1992—1993 гг. сопровождается разнонаправленной  динамикой заработной платы и  доходов, связанных с собственностью и предпринимательской деятельностью. Падают социальные выплаты, общие размеры  доходов и доходы, приходящиеся на душу населения. 

Но особенно острой проблемой, свидетельствующей  о растущих противоречиях в эволюции современного уровня жизни во Франции, является безработица. 

«Невыносимым  бедствием», «настоящей язвой, разъедающей  тело французского общества», называют безработицу сегодня во Франции. Это не удивительно, учитывая, во-первых, размеры, которые она приобрела  в последний период. В первые годы после Второй мировой войны безработица в стране практически отсутствовала. Ее объемы в 60-е и в начале 70-х гг. были незначительны. Но темпы роста увеличивались. Первого миллиона количество безработных достигло в 1976 г. Рубеж второго миллиона был пройден в 1984 г., третьего — в 1993 г. В 1995 г., по данным Национального агентства по проблемам занятости Франции, оно составило более 3 млн 264 тыс. человек. 

Во-вторых, количественные показатели надо дополнить международными сопоставлениями. О тяжести безработицы  во Франции говорят подсчеты экспертов  ОЭСР, составляемые на основе единой методики и регулярно публикуемые в  изданиях этой организации. 

По данным ОЭСР Франция лидирует в этой области. В течение последних 15 лет объемы безработицы во Франции устойчиво  превышают показатели других крупных  капиталистических стран, а также  средний уровень безработицы  ЕС и ОЭСР. В 1994 г. полностью безработные  во Франции составляли 12,6 % самодеятельного  населения, в США — 6,1 %, Японии — 2,9 %, Германии — 9,6 %, Великобритании — 9,4 %. В-третьих, речь идет о качественных характеристиках французской безработицы. Безработица имеет место в  большинстве отраслей и экономических  районов Франции. Конечно, в наибольшей степени она затрагивает традиционные отрасли и районы их преимущественной концентрации. 

Особенно важное значение имеет рост продолжительности безработицы. По данным на февраль 1995 г. в среднем каждый из безработных был лишен деятельности в течение 397 дней. А более 38 % общего числа были безработными еще большее количество времени. Половина из них — больше 2-х лет каждый. 

Общество стремится  ослабить остроту проблемы безработицы, облегчить положение безработных. В стране действует Национальное агентство по проблемам занятости  с 750 территориальными отделениями. В 1994 г. через агентство прошло 1,6 млн заявок на работу. Существует и ряд других организаций, занимающихся устройством, переквалификацией рабочей силы, созданием новых рабочих мест, стимулированием перемещения работников из одних районов в другие, где имеется меньше безработных. 

Пособия по безработице, о которых мы уже говорили при  харктеристике системы социального обеспечения, имеют 2 основные формы: страховую, предоставляемую через фонд Национального межпрофессионального союза для обеспечения занятости в промышленности и торговле, формируемый за счет взносов рабочих и предпринимателей (2,07 % и 3,63 % месячной зарплаты соответственно), и государственную — в виде «специального пособия солидарности». Максимальный размер страхового пособия вначале составляет 57,4 % последней зарплаты, а потом каждые 4 месяца он снижается. Пособие может выплачиваться максимум в течение 2 лет и 3 месяцев. Государственное пособие «солидарности» может быть предоставлено в течение 6 месяцев после истечения срока страхового пособия. 

Общий объем  прямых и косвенных затрат на решение  проблемы безработицы и оказание помощи безработным составил в 1994 г. почти 300 млрд франков. Никто из крупных развитых стран, говорил Балест, не тратит так много на занятость, как Франция и не достигает в то же время столь разочаровывающих результатов. 

Безработица, ухудшая  материальное положение безработных, вызывает и другие негативные явления. Например, растет неуверенность в своем будущем у части населения, сначала у лиц, еще не являющихся полностью безработными, но уже работающих неполную рабочую неделю, затем у занятых в отраслях или на предприятиях, испытывающих трудности. Круги расходятся столь широко, что захватывают в той или иной степени значительную часть общества. 

Безработица —  генератор новых форм бедности, стимулятор происходящего процесса маргинализации части населения Франции. Число лиц, не имеющих регулярных доходов, часто полностью лишившихся таковых, потерявших жилье и утративших определенное место в обществе (своего рода «бомжей») растет в последние годы. 

Самым ярким  показателем происходящих изменений  может служить принятый в 1988 г. закон  о минимальном доходе лиц, включенных в специальный перечень (буквально  — «включенных лиц» — «d’insertion»). Такой уровень дохода характеризовался как показатель «чрезвычайной бедности». Он давал право на получение пособия с целью обеспечения «социального и профессионального включения» этих лиц в жизнь общества. 

Национальная  комиссия, изучавшая эффективность  принятого закона, отмечала, с одной  стороны, рост количества получателей  пособия (с 300 тыс. человек в 1989 г. до 940 тыс. человек в 1994 г.). С другой, была подчеркнута недостаточная эффективность закона. Он не охватывает всех нуждающихся. Да и размеры пособия вряд ли могут быть признаны достаточными для решения поставленных задач. Например, в 1995 г. пособие для одиноких людей, потерявших жилье, составляло 2 325 франков в месяц, что, конечно, не могло обеспечить решения вопроса о жилье. И все лица, получавшие это пособие, продолжают ютиться в приютах для бедных и ночлежных домах. 

В то же время, не являясь чудодейственным средством  преодоления крайней бедности, закон  о минимальном доходе включенных лиц, как отмечают специалисты, способствует определенному улучшению положения  части французского населения. 

Замедление темпов повышения уровня жизни и даже наметившаяся тенденция его снижения, рост безработицы и крайних форм бедности — все это меняет социальный климат в стране. Растет движение сопротивления  негативным сдвигам. Об этом свидетельствуют  события конца 1995 г. Показательны и  опросы общественного мнения, проводившиеся  в стране в последние годы. Подавляющее  большинство их участников выступают  категорически против снижения жизненного уровня, роста безработицы, наступления  на социальные достижения французских  трудящихся. Согласно данным, опубликованным газетой «Фигаро», 84 % опрошенных французов  хотят сохранить в современном  виде систему социального обеспечения. 83 % выступают против отмены межпрофессионального минимума заработной платы, 73 % — за сохранение пособий по безработице. Этот список легко продолжить. В стране нарастают требования возродить «новую социальность», заботясь об интересах личности, не отказываться от традиций коллективизма, развивать их и совершенствовать. После 1993 г. эта тенденция усиливается. Свидетельства тому — изменения, происходящие в положении семьи, рост участия французов в различных ассоциациях, защищающих конкретные интересы людей, активизация борьбы французской общественности за экономические и политические права личности и дальнейшее развитие демократии в стране.

Информация о работе Социально-экономическое развитие Франции