Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 21:24, контрольная работа
Спрос и предложение обощенная тема с графиками.
В то же время даже при очень низких ценах товара величина спроса на него не будет безграничной. К примеру, если цена на питьевую воду близка к нулю, спрос на нее не возрастает бесконечно, он ограничен количеством, необходимым людям для питья и запасов. [7, стр. 143-144]
Нет правила без исключения. Существуют так называемые товары Гиффена, спрос на которые при повышении цен растет.
Английский экономист ХIХ в. Р. Гиффен обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в 1846 г. спрос на картофель, составляющий основную часть рациона ирландцев, возрастал, несмотря на то, что цены на картофель тоже росли. Дело в том, что цены на другие продукты питания росли еще больше, поэтому картофель заменял все другие продукты. Таким образом, спрос на товары низшего качества, занимающие большой удельный вес в доходах потребителей, может возрастать и при повышении цен.
Наряду с ценами на величину спроса воздействуют и другие, неценовые факторы, (детерминанты спроса), приводящие к изменению в спросе при данных ценах.
Неценовые факторы спроса:
Пример предпочтений потребителей на Тамбовском рынке соков и нектаров за 2007 год3 представлен на рис. 1.3.
Рис. 1.3. – Критерии выбора соков и нектаров потребителей, %-ты от числа респондентов
Различают товары высшей категории ("нормальные", качественные товары) и товары низшей категории (низкокачественные). Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей категории падает. И наоборот, если доходы падают, то спрос на товары низшей категории возрастает, а спрос на качественные товары падает. Очевидно, что при росте доходов (при прочих равных условиях) спрос на сливочное масло растет, а на маргарин падает.
Если товары взаимодополняющие, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой - обратная. Рост цен на автомобили приведет к снижению спроса на бензин.
Таким образом, на спрос на данный товар влияют изменения цен самого товара и неценовые факторы. При этом, если изменение цены товара ведет к движению вдоль кривой спроса, то под действием неценовых факторов происходит смещение кривой спроса (рис. 1.4).
Рис. 1.4. - Сдвиги кривой спроса под воздействием неценовых факторов: а) увеличение спроса; б) сокращение спроса
Если неценовые факторы приводят к увеличению спроса, то кривая спроса сдвигается вправо вверх (от к ). Спрос при постоянной цене ( ) возрастает от до . Если неценовые факторы приводят к снижению спроса, то кривая спроса сдвигается влево вниз (от к ). Спрос при постоянной цене ( ) сокращается от до .
Различают следующие виды спроса:
1.
Отрицательный спрос. Рынок
2.
Отсутствие спроса. Целевые потребители
могут быть не
3.
Скрытый спрос. Многие
4.
Падающий спрос. Рано или
5.
Нерегулярный спрос. У многих
организаций сбыт колеблется
на сезонной, ежедневной и даже
почасовой основе, что вызывает
проблемы недогрузки и
Как отмечают кафетерии пик посетителей (загрузки) приходится на выходные дни и праздничные дни,(минимум на понедельник-пятницу), а по месяцам – октябрь, декабрь, январь, февраль.
6.
Полноценный спрос. О
7.
Чрезмерный спрос. У ряда
8.
Нерациональный спрос.
9. Сбалансированный спрос. Этот вид спроса возникает тогда, когда между спросом и предложением возникает устойчивый равновесный режим обмена товарами и услугами.
Разновидности спроса:
Для экономического анализа недостаточно определить направление изменения спроса, важно измерить степень этого изменения. Степень изменения спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называется эластичностью спроса.
Различают эластичность:
1. Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности.
, (1.3)
где ΔP/P - изменение цены (в %);
ΔQd/Qd - изменение спроса (в %);
Реакция покупателей на изменение цены (характер эластичности) может быть разная: спрос может изменяться в большей или меньшей степени, чем изменилась цена, или вообще оставаться постоянным.
О характере ценовой эластичности спроса можно судить по соотношению изменения спроса к изменению цены или по показателю общей выручки от реализации (Р х Q). В зависимости от характера эластичности спроса выручка от реализации при изменении цены может расти, падать, не изменяться.
Таблица 2
Виды ценовой эластичности спроса
Вид эластичности |
Соотношение изменения цены и спроса |
Коэффициент эластичности |
Изменение выручки от реализации (PxQ) | |
Уменьшение цены |
Увеличение цены | |||
Совершенно неэластичный спрос |
Цена растет (падает) – спрос постоянен |
Ed = 0 |
уменьшается |
увеличивается |
Неэластичный спрос |
Цена изменяется больше, чем изменяется спрос |
Ed < 1 |
уменьшается |
увеличивается |
Единичная эластичность спроса |
Цена и спрос изменяются одинаково |
Ed = 1 |
не изменяется |
не изменяется |
Эластичный спрос |
Цена изменяется меньше, чем изменяется спрос |
Ed > 1 |
увеличивается |
уменьшается |
Совершенно эластичный спрос |
Спрос изменяется, цена постоянна |
Ed = ∞ |
уменьшается |
увеличивается |
Степень эластичности спроса варьируется в зависимости от типа товара:
В зависимости от характера эластичности спроса кривая спроса будет иметь разный наклон (рис. 1.5.).
Рис. 1.5. - Кривые спроса с разной ценовой эластичностью
Характер эластичности спроса зависит от ряда факторов:
2. Перекрестная эластичность
спроса - характеризует степень
, (1.4)
где - изменение спроса на товар a (в %);
- изменение цены на товар b (в %).
Для взаимозаменяемых товаров > 0; для взаимодополняющих - < 0; для независимых (нейтральных) товаров = 0.
3. Эластичность спроса
по доходу характеризует
, (1.5)
где - изменение дохода (в %);
- изменение спроса (в %).
Для нормальных товаров > 0; для товаров низшей категории < 0.
Предложение (Qs) - это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в определенный промежуток времени.
Оно характеризует экономическую
ситуацию на рынке со стороны продавцов,
В каждый данный момент положение
производителей, предлагающих свой товар
на рынке, неодинаково. Некоторые произвели
много товаров, а другие - мало. Одни
из них затратили на их производство
меньше средств производства и труда.
У других эти затраты на единицу
продукции оказались более